- Творчество А.А.Ахматовой.

Конспект урока «Творчество А.А.Ахматовой.» по литературе для 11 класса


МКОУ Смаглеевская средняя общеобразовательная школы







КОНСПЕКТ

УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ для 11 класса

ПО ТЕМЕ:



«Жизнь и творчество

А. Ахматовой»







Автор:

учитель русского языка и литературы

Зябкина Елена Петровна







2014 г.

Цели урока:

1) познакомить учащихся с материалом о жизни и творчестве А.А.Ахматовой;

2) рассмотреть основные темы поэзии А.А.Ахматовой;

3) помочь учащимся сформулировать особенности поэтики А.А.Ахматовой;

4) способствовать развитию общеучебных и специальных навыков: выразительного чтения и анализа художественных произведений, связной монологической речи;

5) продолжить работу по воспитанию любви к художественному слову.


«Будем же ценить поэта Ахматову

за неповторимость её прекрасных стихов, потому что она,

произнося их, тратит слишком много для нас,

и будем неистощимы к ней в своей признательности».

А.Платонов.


Ход урока:

  1. Слово учителя:

Я рада сообщить Вам, что на сегодняшнем уроке нам предоставится замечательная возможность познакомиться с материалами о жизни великой поэтессы А.А.Ахматовой и ещё раз прикоснуться к тайнам её творчества. Первыми перед нами выступят искусствоведы. Они подготовили ответы на вопросы о жизни поэтессы и её литературном наследии:

II. Задание для «искусствоведов».

  • Что вы знаете о семье Анны Ахматовой?

  • Какое образование она получила?

  • Что способствовало (помогло) расцвету её таланта?

Выдающийся современник поэтессы, Игорь Северянин, написал о ней замечательное стихотворение «Ахматова».

Послушница обители Любви

Молитвенно перебирает чётки.

Осенней ясностью в ней чувства чётки,

Удел – до святости непоправим.

Он, Найденный, как сердцем ни зови,

Не будет с ней в своей гордыне кроткий

И гордый в кротости, уплывший в лодке

Рекой из собственной её крови.

Уж вечер. Белая взлетает стая

У белых стен скорбит она, простая.

Кровь капает, как розы, изо рта.

Уже осталось крови в ней немного,

Но ей не жаль её во имя Бога;

Ведь розы крови – розы для креста.

III. Сообщения учащихся.

1 ученик.

Анна Ахматова (её настоящая фамилия Горенко) родилась в Одессе, но на втором году жизни с родителями переехала в Царское Село, пригород Петербурга. Среди зелени парков прошло её детство. Летние месяцы семья проводила на юге, там девочка полюбила море – не только любовалась им, но далеко и отважно плавала. Юная Аня Горенко вообще была смелой и ловкой и мало походила на чинных барышень тех времён. Стихи Анна Ахматова начала писать очень рано, в 11 лет. (Отец не одобрял это её увлечение, и, когда ей исполнилось 17 лет, Андрей Антонович Горенко однажды сказал дочери: «Не срами моё имя». Анна решила изменить фамилию – она стала Ахматовой. По материнской линии фамилия происходила от предка – хана Ахмата.) Любимыми поэтами в те годы были Державин и Некрасов.

2 ученик.

В 1912 году была опубликована первая книга стихов Анны Ахматовой, она называлась «Вечер», два года спустя – вторая, «Чётки». Обе книги были восторженно встречены читателями и критикой.

Ранние стихи Ахматовой были о любви, о радости встреч и горести расставаний, о несбывшихся надеждах. Ахматова открывала читателю тончайшие оттенки человеческих чувств, но горевала о них без прикрас, совсем просто, ясно, даже буднично. Это придавало стихам особую силу и обаяние. Ахматова была лириком, а это значит, что каждое событие, независимо от его масштаба, она пропускала сквозь призму своей души.

На первый взгляд она всегда или почти всегда говорила о себе, но большой поэт и в творчестве принадлежит своей стране и своей эпохе. Война, блокада, эвакуация, трагедия незаконных репрессий, победа над врагом - все это живет в поэзии Анны Ахматовой. Живет, не старея, не тускнея, ибо она была замечательным мастером русского стиха, продолжателем пушкинской линии в нашей литературе. Пушкина Ахматова не только читала, но и изучала: ее перу принадлежит немало работ о великом поэте. Много сил и таланта она отдала переводам на русский язык европейской и азиатской поэзии. А ее собственные стихи переведены на многие языки народов мира. Оксфордский университет в Англии удостоил ее звания почетного доктора, в Италии ей была присуждена международная литературная премия.

3 ученик.

Анна Ахматова скончалась 5 марта 1966 года. Она прожила долгую жизнь, полную утрат и ударов, но мужество и чувство человеческого достоинства ни разу не изменили ей.

В последний год жизни она так говорила о себе в своих стихах: «Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».


Жарко веет ветер душный,

Солнце руки обожгло,

Надо мною свод воздушный

Словно синее стекло;

Сухо пахнут иммортели

В разметавшейся косе.

На стволе корявой ели

Муравьиное шоссе.

Пруд лениво серебрится,

Жизнь по-новому легка...

Кто сегодня мне приснится

В пестрой сетке гамака?

IV. Задание для «литературоведов».

- Что представляет собой поэзия Анны Ахматовой?

- Что вы знаете об отношениях Анны Ахматовой с поэтами ее времени?

- Была ли счастлива Анна Андреевна?

1 ученик.

В XX веке, в эпоху революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени «женская поэзия» - поэзия Анны Ахматовой. Впервые женщина обрела поэтический голос такой силы. Женская эмансипация заявила себя и поэтическим равноправием. «Я научила женщин говорить...», - заметила Ахматова в одной эпиграмме.

Анна Андреевна «вылила в искусство» сложную историю русского женского характера переломной эпохи, его истоков, ломки, нового становления. Вот почему в 1921 году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова сумела написать поражающие духом обновления строки:

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоской изглодано,

Отчего же нам так светло?

Образ героини ахматовской лирики не всегда можно свести к одному лицу. Это носитель бесконечного множества биографий и судеб.

Мне с Морозовой класть поклоны,

С падчерицей Ирода плясать,

С дымом улетать с Костра Дидоны,

Чтобы с Жанной на костер опять.

Господи! Ты видишь, я устала

Воскресать, и умирать, и жить.

Ахматова действительно могла адресовать свои стихотворения и озаглавить, как одно их них: «Многим»: «Я - голос ваш, жар вашего дыханья, я отраженье вашего лица».

2 ученик.

Стихи Ахматовой имеют большую обобщающающую силу. Стихотворение может начаться как простая песенка:

Я на солнечном восходе

Про любовь пою,

На коленях в огороде

Лебеду полю.

А закончиться оно глубокой мудростью:

Будет камень вместо хлеба

Мне наградой злой

Надо мною только небо,

А со мною голос твой. к небу.

Осип Мандельштам писал: «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романса девятнадцатого века».

Любовь в стихах Ахматовой не только любовь - счастье, тем более благополучие. Часто это - страдание, мучения души. Образ страдающей, больной любви у ранней Ахматовой был образом больного времени и образом больного мира. Стихи Ахматовой часто грустны, они несут с собой стихию любви-жалости.

О нет, я не тебя любила,

Палима сладостным огнем.

Так объясни, какая сила

В печальном имени твоем.

Это сочувствие, сопереживание, сострадание в любви - жалости делает многие стихи Ахматовой подлинно народными.

3 ученик.

В самых первых стихах Ахматова выразила еще одну любовь - к родной земле, к Родине, к России.

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Любовь к Родине у Ахматовой неотделима от жизни и поэзии. Нет её - ничего нет. Вот почему Ахматова писала во время войны, уже Великой Отечественной:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

В «военных» стихах ее поражает удивительная цельность, отсутствие тени сомнения, неуверенности.

Но жизнь беспощадна… Конец 40-х годов для Ахматовой стал итогом «планомерной и продуманной» травли, начавшейся в 20-х годах. После вынужденной, долгой, с 1924 по 1939 г., безгласности Ахматова считала всё происходившее очередным испытанием. Об этом она писала так: «Мы ни единого удара не отклонили от себя».

В 1964 г. в Париже Борис Зайцев, патриарх русского литературного Зарубежья, знавший Ахматову еще в «русском» 1913 г., обратился к ней со словами: «Все мы тогда жили довольно беспечно, беззаботно и грешно, о будущем не думали, ничего не подозревали (кроме Блока и Белого: те чувствовали). Но вот грянуло. Ураган кровавый, дикий, все перевернувший. Правого и виноватого без разбору косивший. Но некие души и зажигавший. В нем они очищались, росли, достигали всей силы... Буря Вас взрастила, углубила, подняла».

Когда - то Достоевский сказал юному Мережковскому: «Молодой человек, чтобы писать, страдать надо». Так вот сердце Ахматовой по – настоящему страдало!

Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть.

4 ученик.

Анна Ахматова прожила долгую и счастливую жизнь. Вы, наверное, удивились этим словам… Как можно сказать так о женщине, муж которой был расстрелян, а сын переходил из тюрьмы в ссылку и обратно, которую гнали и травили и на чью голову обрушилась хула и кара, которая почти всегда жила в бедности и в бедности умерла, познав, может быть, все лишения, кроме лишения Родины - изгнания? И все же счастливую, потому что она была - поэтом: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

V. Выступление «искусствоведа».

1 ученик.

Перед вами портрет А. Ахматовой, выполненный в 1914 г. Натаном Альтманом. Он встретился с Ахматовой случайно - в артистическом подвале «Бродячая собака» и был поражен её обликом: знаменитой чёлкой, неизменной шалью, воспетой Блоком и Мандельштамом, и великолепным умением нести бремя своей внезапной славы, уже придававшим этой молодой женщине, его ровеснице, нечто царственное. Работая, Альтман как бы спорил с очевидностью и старался переубедить себя. Действительно, где царскосельская осанка, смутность, скорбность? Где «пенье и слезы» Ахматовой? Альтман писал женщину футуристической эпохи, писал в ней уверенность в себе, здоровье, почти акробатическую гибкость фигуры. Когда писался портрет, Ахматова жила в Петербурге одна. Наступил её окончательный разрыв с Гумилевым, начиналась как бы другая жизнь, и она испытывала чувство нового рождения и, наверное, еще не представляла, какой она будет.

VI. Задание для «артистов».

Чтение стихотворений (наизусть).

Приморский сонет.

Здесь всё меня переживет,

Всё, даже ветхие скворешни.

И этот воздух вешний,

Морской свершивший перелет.

И голос вечности зовет

С неодолимостью нездешней,

И над цветущею черешней

Сиянье легкий месяц льет,

И кажется такой нетрудной,

Белея в чаще изумрудной,

Дорога не скажу куда...

Там средь стволов еще светлее

И все похоже на аллею

У царскосельского пруда.

Петроград, 1919.

И мы забыли навсегда,

Заключены в столице дикой,

Озера, степи, города

И зори родины великой,

В кругу кровавом день и ночь

Долит жестокая истома...

Никто нам не хотел помочь

За то, что мы остались дома,

За то, что, город свой любя,

А не крылатую свободу,

Мы сохранили для себя

Его дворцы, огонь и воду.

Иная близится пора,

Уж ветер смерти сердце студит,

Но нам Священный град Петра

Невольным памятником будет.

***

Но я предупреждаю вас,

Что я живу в последний раз.

Ни ласточкой, ни кленом,

Ни тростником и ни звездой,

Ни родниковою водой,

Ни колокольным звоном –

Не буду я людей смущать

И сны чужие навещать

Неутоленным, стоном.

VII. Выступление «литературоведа» по теме: «Реквием» и Анна Ахматова.

1 ученик.

И упало каменное слово

На мою еще живую грудь.

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

А не то... Горячий шелест лета,

Словно праздник за моим окном,

Я давно предчувствовала этот

Светлый день и опустелый дом.

Реквием - католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение. Эпиграфом к «Реквиему» служит отрывок из ее же стихотворения

Так не зря мы вместе бедовали

Даже без надежды раз вдохнуть,

Присягнули - проголосовали

И спокойно продолжали путь.

Не за то, что чистой я осталась,

Словно перед Господом свеча,

Вместе c вами я в ногах валялась

У кровавой куклы - палача.

Нет, и не под чуждым небосводом

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Семнадцать месяцев (1938 - 1939 г.) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Л. Гумилева (он арестовывался трижды): в 1935, 1938 и 1949 годах. Но поэма имеет не только личное значение.

Первые строки - знак апокалипсиса окружающего мира: «И небо скрылось, свившись как свиток, и всякая гора и остров двинулись с мест своих...». Для описания событий, очевидцем которых была Ахматова, поэтесса обращается к Библии. Библейские мотивы пронизывают всю поэму. Сама Ахматова дает такое объяснение: «... В 1936 г. я снова начинаю писать, но почерк у меня изменился, но голос уже звучит по-другому. А жизнь приводит под уздцы такого Пегаса, который чем-то напоминает апокалипсического Бледного коня или Черного коня из тогда еще нерождённых стихов...»

2 ученик.

Образы тюремных затворов и «каторжных нор» отсылают нас к пушкинским строкам:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

У Пушкина звучит уверенность в торжестве справедливости, которая как бы преодолевает расстояние между поэтом и декабристами.

У Ахматовой вместо преодоления возникает отдаление. Лирическая героиня Ахматовой знает, что, в отличие от пушкинского, ее монолог останется без ответа. Поэтому ниже появляются строки: «ото всех уже отделено».

Для лирической героини «Реквиема» мир как бы разделился надвое. И если

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат,

то для нее такого мира уже не существует. Сразу после ареста Мандельштама Ахматова, которая присутствовала при обыске в его квартире, записала: «Было очень тихо. За стеной у Кирсанова играла гавайская гитара». Здесь, как и в «Реквиеме», противопоставлены два мира - благополучие и трагедия. Все чувства лирической героини обострены, и слух ее улавливает те звуки, которые не слышны другому миру.

В «Реквиеме» Ахматовой возникает мотив отрешенности от «одичалого» мира, в котором жизнь остановилась и сама природа противоречит себе. Между «живыми» и «мертвыми» у Ахматовой нет границы. Весь «Реквием» посвящен и живым, и мертвым.

Голос надежды, звучащей в тишине на фоне зловещих звуков, не случаен. Надежда не покидает Ахматову даже в самые трудные минуты ее жизни: «Все расхищено, предано, продано...».

В I части «Реквиема» меняется облик лирической героини. Ахматова воплощает себя и свою судьбу в облике женщины русского средневековья, «стрелецкой женки», показывает тяжесть страдания русской женщины.

Мир поэзии Ахматовой - мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии воплощаются как мотивы личной трагедии, многие из них выглядят как предчувствие, предсказание.

XX век не отбил у нас чувства благодарности к любви и жизни, именно наш век научил нас ценить жизнь в самих простых ее проявлениях.

В ответ на наше преклонение поэтесса ответила бы так:

Оставь, и я была как все,

И хуже всех была,

Купалась я в чужой росе,

И пряталась в чужом овсе,

В чужой траве спала.

VIII. Итог урока.

В конце уроков учащиеся знакомятся с выставкой книг поэтессы.

Заключительный этап урока - экспресс-интервью:

  • Что оказало влияние на мировоззрение и поэтический талант Ахматовой?

  • Поэма «Реквием». Каково значение и смысл поэмы «Реквием»?

  • Современна ли Анна Ахматова?





Литература


  1. Ахматова А.А. Собр. соч. : В 2 т. – М, 1997.

  2. Борзова Н.С. Сценарий литературного вечера по Ааматовой. – openclass.ru>node/235717.

  3. Ткаченко А.В. Урок русской литературы в 10 кл. : «Жизнь и творчество А.А. Ахматовой». www.azbuka.kz/.





Здесь представлен конспект к уроку на тему «Творчество А.А.Ахматовой.», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература (11 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Творчество Эдуарда Успенского

Творчество Эдуарда Успенского

Урок- путешествие. Тема. Творчество Эдуарда Успенского. Цели урока: познакомить с творчеством Э.Успенского, особенностями его сказок,. литературными ...
Творчество С.В. Михалкова

Творчество С.В. Михалкова

МОУ Софьинская сош. . Открытый урок литературного чтения. Тема: «Творчество С.В. Михалкова». (Литературная гостиная). . ...
Творчество Сергея Есенина

Творчество Сергея Есенина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. . «Средняя общеобразовательная школа № 3. . им. Героя Российской Федерации А.Н. Епанешникова». ...
Творчество М.Ю. Лермонтова

Творчество М.Ю. Лермонтова

Муниципальное общеобразовательное учреждение. «Беломестненская средняя общеобразовательная школа. Белгородского района Белгородской области». ...
Творчество Н. Носова и его произведения

Творчество Н. Носова и его произведения

Учебно-воспитательный комплекс «Школа-лицей» № 1 г. Щёлкино. Ленинского района Республики Крым. Интегрированный урок внеклассного чтения ...
Творчество К.И.Чуковского

Творчество К.И.Чуковского

Внеклассное чтение 2 класс. . . Конспект подготовила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №33 г.Владимира». Королёва Любовь Петровна. . . . ...
Творчество К.И.Чуковского

Творчество К.И.Чуковского

Урок для 3 класса на тему «Творчество К.И.Чуковского». Цели:. . . Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского. . . . Формирование ...
Творчество Г.-Х. Андерсена. Сказки «Дикие лебеди

Творчество Г.-Х. Андерсена. Сказки «Дикие лебеди

Урок по литературному чтению. Тема:. «Творчество Г.-Х. Андерсена. Сказки «Дикие лебеди». 4 «Г» класс, УМК «Перспектива» Л.Ф. Климанова и др., МАОУ ...
Творчество И.А.Крылова

Творчество И.А.Крылова

Муниципальное общеобразовательное учреждение. «Новоминская средняя общеобразовательная школа». Каневского района Краснодарского края. ...
Творчество А.С.Грибоедова

Творчество А.С.Грибоедова

Смотр знаний по литературе в 9 классе по теме «Творчество А.С.Грибоедова». Цели:(слайд№2). -Проверить уровень усвоения темы «Творчество АС Грибоедова». ...
Творчество А. Т. Твардовского

Творчество А. Т. Твардовского

Внеклассное чтение:. «Творчество А. Т. Твардовского». . Цель урока:. - создание условий для расширения литературного пространства выпускников ...
Обобщающий урок по разделу Устное Народное Творчество

Обобщающий урок по разделу Устное Народное Творчество

МБОУ «Соловьихинская СОШ». Алтайского края Петропавловского района с.Соловьиха. Урок по литературному чтению в 3 классе с темой «Обобщающий урок ...
М.А. Булгаков. Творчество

М.А. Булгаков. Творчество

М.А. Булгаков. Творчество. 11 класс. 1) . В 1909 году.  Михаил Булгаков закончил Первую киевскую гимназию.  . и поступил на …, который с отличием ...
К юбилею уральского поэта. Творчество К .Скворцова

К юбилею уральского поэта. Творчество К .Скворцова

Тема урока : « К юбилею уральского поэта. Творчество К .Скворцова». Целеполагание:. иметь представление о национально-культурных ценностях своего ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:22 февраля 2017
Категория:Литература
Классы:
Поделись с друзьями:
Скачать конспект