- Особенности цветового строя в мезенской росписи

Конспект урока «Особенности цветового строя в мезенской росписи» по ИЗО

Автор:

Сметанникова Л.П.

МБОУ СОШ №119

г. Новосибирск


Особенности цветового строя в мезенской росписи.


Тип: комбинированный

  • Знакомить учащихся с народными промыслами России, формировать навыки составления декоративной композиции;

  • Развивать творчество, фантазию, воображение, глазомер, мелкую моторику рук;

  • Воспитывать интерес к предмету, к традициям старины.


Оборудование:

  • Для учителя: раздаточный материал (карточки).

  • Для учащихся: альбом (альбомный лист), краски, кисти, баночка с водой.


Ход урока:

I Организационный момент

Сообщение цели урока, постановка цели

II Сообщение новых знаний


Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов Русского Севера.

"Очень часто окружающие нас вещи кажутся нам вполне естественными, мы воспринимаем их как должное. Хотя на самом деле они являются очень древними, и мы по праву можем гордиться ими. Наверное, в каждом Мезенском доме на кухне найдется дощечка или ложки, расписанные мезенской росписью. И мы даже не задумываемся, что эти незамысловатые изображения пришли к нам из далеких-далеких веков.

Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается Лешуконское село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше.

Традиционно в мезенской росписи использовались только два цвета – красный и черный. Может быть, именно потому, что эти цвета достаточно просто было получить. К примеру, для того, чтобы сделать красную краску, требовалось смешать растертый мергель, красный камень с берегов реки с тающей смолой, затем эту смесь клали в горшочек и ставили в печь, в тепле смола растягивалась, и получалась красная краска.

Способ приготовления черной краски был еще более незамысловат. Принцип производства оставался тем же, только мергель заменяли на сажу.

Чаще всего в мезенской росписи изображали фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт человека. Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.

В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем.

А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской.

А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: «Кого люблю – тому дарю». Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка. Кстати, росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение.

Хотя на всех прялках изображения были похожи, одинаковых прялок не существует.

Прялка была своеобразным атрибутом девушек. Идя на посиделки, они несли свою прялку лицевой стороной вперед, показывая всем, какая она красивая. Уходя в другую семью, девушка уносила прялку с собой, такие прялочки называли собойными.

В каждом доме прялка считалась очень ценным предметом, ее бережно хранили и относились к ней с уважением.

Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Хотя промысел в с. Палащелье Лешуконского района возник довольно поздно, древность сюжетов и самой техники росписи на прялках и других деревянных изделиях несомненна. Необычность росписи, графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках. В.С. Воронов, изучая стили народных росписей по дереву в разных областях России, выделил мезенскую как "таинственную и любопытную", указав на ее связи с древними греческими стилями.

В росписи преобладают зооморфные изображения - знаменитые бегущие кони, олени, птицы.


Вопросы по тексту:

  1. Откуда появилось название росписи?

  2. Назовите основные цвета, используемые в мезенской росписи.

  3. Перечислите материалы, которыми пользовались мастера, выполняя роспись.

  4. Что чаще всего изображали в мезенской росписи?

  5. Что в основном расписывали мастера?


III Практическая работа

Выполнить роспись в мезенской технике предмета быта.


IV Итог

Уборка рабочих мест

Обсуждение выполненных работ

Д/З альбом (альбомный лист), краски, кисти, баночка с водой.


















Наглядность















Развертка сундука










Раздаточный материал детям

Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов Русского Севера.

"Очень часто окружающие нас вещи кажутся нам вполне естественными, мы воспринимаем их как должное. Хотя на самом деле они являются очень древними, и мы по праву можем гордиться ими. Наверное, в каждом Мезенском доме на кухне найдется дощечка или ложки, расписанные мезенской росписью. И мы даже не задумываемся, что эти незамысловатые изображения пришли к нам из далеких-далеких веков.

Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается Лешуконское село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше.

Традиционно в мезенской росписи использовались только два цвета – красный и черный. Может быть, именно потому, что эти цвета достаточно просто было получить. К примеру, для того, чтобы сделать красную краску, требовалось смешать растертый мергель, красный камень с берегов реки с тающей смолой, затем эту смесь клали в горшочек и ставили в печь, в тепле смола растягивалась, и получалась красная краска.

Способ приготовления черной краски был еще более незамысловат. Принцип производства оставался тем же, только мергель заменяли на сажу.

Чаще всего в мезенской росписи изображали фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт человека. Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.

В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем.

А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской.

А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: «Кого люблю – тому дарю». Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка. Кстати, росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение.

Хотя на всех прялках изображения были похожи, одинаковых прялок не существует.

Прялка была своеобразным атрибутом девушек. Идя на посиделки, они несли свою прялку лицевой стороной вперед, показывая всем, какая она красивая. Уходя в другую семью, девушка уносила прялку с собой, такие прялочки называли собойными.

В каждом доме прялка считалась очень ценным предметом, ее бережно хранили и относились к ней с уважением.

Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Хотя промысел в с. Палащелье Лешуконского района возник довольно поздно, древность сюжетов и самой техники росписи на прялках и других деревянных изделиях несомненна. Необычность росписи, графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках. В.С. Воронов, изучая стили народных росписей по дереву в разных областях России, выделил мезенскую как "таинственную и любопытную", указав на ее связи с древними греческими стилями.

В росписи преобладают зооморфные изображения - знаменитые бегущие кони, олени, птицы.

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Особенности цветового строя в мезенской росписи», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: ИЗО Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Роспись полотенца по мотивам Мезенской росписи

Роспись полотенца по мотивам Мезенской росписи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. детский сад общеразвивающего вида. с приоритетным осуществлением деятельности. по ...
Элементы Городецкой росписи

Элементы Городецкой росписи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ. ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ...
Разработка цикла уроков по Городецкой росписи, обеспечивающих приобщение детей к русской народной культуре и формирования духовно-нравственного развития подростков

Разработка цикла уроков по Городецкой росписи, обеспечивающих приобщение детей к русской народной культуре и формирования духовно-нравственного развития подростков

Березина Любовь Николаевна. . Разработка цикла уроков по Городецкой росписи, обеспечивающих приобщение детей к русской народной культуре и формирования ...
Особенности искусства эпохи Возрождения

Особенности искусства эпохи Возрождения

Сидоренко Анна Викторовна. учитель изобразительного искусства. МБОУ «Щеколдилская ООШ». Зубцовского района Тверской области. Тема урока: ...
Особенности национального орнамента. Роспись оберегов

Особенности национального орнамента. Роспись оберегов

Специально коррекционное образовательное учреждение, для детей с ограниченными возможностями здоровья « специальная ( коррекционная) школа №13. VIII. ...
Особенности древнегреческой керамики

Особенности древнегреческой керамики

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение. « Средняя общеобразовательная школа № 13». Города Ржева Тверской области. Конспект ...
Особенности живописи современных алтайских художников

Особенности живописи современных алтайских художников

Беседа «Особенности живописи современных алтайских художников». На основе экспозиции в «Белом зале» Государственного музея истории литературы,. ...
Золотые узоры хохломской росписи

Золотые узоры хохломской росписи

Тема: Золотые узоры хохломской росписи. Цель:. Знакомство учащихся с народным промыслом России. Хохломская роспись. Задачи:. Образовательные. ...
Знакомство с искусством художественной росписи ткани

Знакомство с искусством художественной росписи ткани

Урок по изобразительному искусству по теме:. «Знакомство с искусством художественной росписи ткани». Левчук Марина Юрьевна, учитель ИЗО и МХК. ...
Декоративный цветок Борецкой росписи

Декоративный цветок Борецкой росписи

Бежевец Юлия Борисовна,. . МБОУ «Муриковская СОШ». Шаховского района Московской области,. . учитель ИЗО и МХК. Урок по изобразительному ...
Декоративное рисование. Рисование шкатулки. Эскиз росписи шкатулки

Декоративное рисование. Рисование шкатулки. Эскиз росписи шкатулки

Урок ИЗО по теме "Декоративное рисование. Рисование шкатулки. Эскиз росписи шкатулки". Тип урока:. урок формирования умений и навыков. Цели:. ...
Греческая керамика. Сюжеты и стили росписи

Греческая керамика. Сюжеты и стили росписи

Конспект урока. . по изобразительному искусству в 5 классе. Шайхиева Надежда Ивановна. ,. . учитель изобразительного искусства. высшей категории. ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:28 мая 2016
Категория:ИЗО
Поделись с друзьями:
Скачать конспект