- Вот такой она была крепостная кабала

Конспект урока «Вот такой она была крепостная кабала» по истории для 7 класса

11


Конспект разноуровневого урока истории в 7 классе

Филонова Галина Витальевна,

учитель истории высшей категории

МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл

Тема урока: «Вот такой она была крепостная кабала».




















Данный урок может быть проведен в 7 классе после изучения Соборного уложения 1649 г. Урок – разноуровневый, так как на нем задействованы учащиеся 7-го и 10-го классов. Учащиеся 10 класса являются руководителями экспертных групп, созданных за неделю до данного урока. Они направляют работу групп, анализируют документы и делают выводы.

Цели урока:

  • изучив дополнительную литературу и документы, систематизировать знания учащихся об этапах закрепощения крестьян в XVXVII веках;

  • научить 7-классников анализировать исторические документы;

  • способствовать привитию интереса к исследовательской деятельности, к работе с документами и дополнительной литературой.

Оснащение:

  • карты « Образование централизованного государства», « Россия в 17в.»;

  • исторические документы;

  • схемы, оформленные в результате работы групп;

  • выставка литературы, использованной при подготовке к уроку;

  • рисунки 7-классников по повинностям крестьян и сочинения о жизни крепостных крестьян.

Понятия: «пожилое», «заповедные лета», «урочные лета»


« Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана;

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена».

И.А.Бунин.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Официальная дата возникновения феодальной зависимости крестьян в

Киевской Руси – IXXII вв. Первым этапом подчинения князем, боярами, дружинниками населения, работающего на земле, было полюдье, а позднее регулярный и упорядоченный сбор дани с подвластного населения. Лично люди были свободны, но они уже попадали в определенную зависимость от государственной власти. Дань являлась первой известной на Руси формой зависимости населения от государства.

Решающую роль в закабалении свободных крестьян-общинников играло прямое насилие над ними со стороны феодалов. Разорявшиеся в силу ряда причин крестьяне становились рядовичами, закупами, закладывались в холопы и включались в число господской челяди. Но были еще и лично свободные крестьяне.

Началом государственного закрепощения крестьян являлись указы и Судебники русских князей и царей. Мы попытаемся проанализировать эти документы, так как именно они отражают содержание этапов закрепощения крестьян в России.

С этой целью мы создали 4 экспертные группы, выводы которых помогут нам выявить содержание каждого этапа закрепощения.

Группы:

  1. «эксперты» по деятельности Ивана III (1462-1505гг.);

  2. «эксперты» по деятельности Ивана IV (1533 – 1584 гг.);

  3. «эксперты» по деятельности Федора Ивановича (1584 – 1598 гг.) и Василия Шуйского (1606 – 1610 гг.);

  4. «эксперты» по деятельности Алексея Михайловича (1645 – 1676 гг.).


  1. Работа групп:

1 группа - «эксперты» по деятельности Ивана III.

Вопросы, рассматриваемые группой:

  1. Краткая биография Ивана III (1462-1505гг.).

  2. Важнейшие события конца XV века: конец монголо-татарского ига, становление единого государства.

  3. Анализ Судебника 1497 г.

1 и 2 вопросы раскрывают 7-классники, а Судебник анализируют учащиеся

10 класса, обращая внимание на понятия: Юрьев день, « пожилое».

«Пожилое» - денежный сбор с крестьян (введённый Судебником 1497 г.) при их уходе от землевладельцев в Юрьев день.

Как результат своей работы, группа представляет схему:


ДАТЫ

ДОКУМЕНТЫ

СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТОВ

1497 г.

Судебник Ивана III.

Ограничение перехода крестьян двумя неделями в году (за неделю до и неделю после Юрьева дня) с уплатой пожилого.


2 группа - «эксперты» по деятельности Ивана IV

Вопросы, рассматриваемые группой:

  1. Из биографии Ивана IV (1533-1584г.)

  2. Расширение территории Российского государства.

  3. События эпохи: опричнина, кризис хозяйственной жизни.

  4. Анализ Судебника 1550 г.

  5. Анализ Указа 1581 г.

При анализе документов идет работа над понятием «заповедные лета».

«Заповедные лета» - годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день, осенний (26 ноября).


Результат работы группы:


ДАТЫ

ДОКУМЕНТЫ

СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТОВ

1550 г.

Судебник Ивана IV.

Подтверждение решения 1497 г. о Юрьевом дне, увеличение пожилого.


1581 г.

Указ Ивана IV

о «заповедных летах».

Запрещение перехода крестьян в Юрьев день.


3 группа - «эксперты» по деятельности Федора Ивановича и

Василия Шуйского

Вопросы для рассмотрения:

  1. Из биографии Федора Ивановича (1584-1598 гг.)

  2. Анализ Указа о 5-летнем сыске.

  3. В.И.Шуйский (1606-1610г.)

  4. Восстание под предводительством И.И.Болотникова (1606-1607 гг.)

В результате анализа документов появляется схема:


ДАТЫ

ДОКУМЕНТЫ

СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТОВ


1597 г.

Указ Федора Ивановича

об «урочных летах».

Введение 5-летнего сыска беглых крестьян.


1607 г.


«Уложение о крестьянах» Василия Шуйского.


15-летний срок сыска беглых крестьян.

«Урочные лета» - сроки (5-, 15- летние) сыска помещиками беглых крестьян в России в XVI – середине XVII в.

4 группа - «эксперты» по деятельности Алексея Михайловича

Вопросы, рассматриваемые группой:

  1. Из биографии Алексея Михайловича (1645-1676 гг.)

  2. Реформы системы управления.

  3. Городские восстания (Москва, Псков, Новгород)

  4. Анализ «Челобитной дворян и детей боярских царю Михаилу

Федоровичу»

  1. Анализ Соборного уложения 1649 г.

Документы анализируют 10-классники. Итог работы группы:


ДАТЫ

ДОКУМЕНТЫ

СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТОВ


1649 г.



Соборное уложение


Окончательное закрепощение крестьян. Превращение их в собственность феодалов. Бессрочный сыск.


Содержание схем учащиеся заносят в тетради.


  1. Анализ закрепощения крестьян в родном крае.

Подготовлен учащимися 10 класса на основе документов и дополнительной литературы.

  1. Как жилось крепостному крестьянину в те далекие времена.

Зачитываются фрагменты сочинений 7-классников о жизни крепостных и стихи Н.Кончаловской из книги «Наша древняя столица»:

У хозяев пашет землю

Мужичишка крепостной,

У хозяина их много:

Двести, триста, восемьсот…

Он следит за ними строго,

Как скоту, ведет им счет.

Землю пашет мужичишка

На господской полосе.

У такого нет излишка

Ни в одежде, ни в овсе!

Брат его - затейник тонкий,

Мастер русского резца,

Это он точил колонки

Для господского крыльца.

Зять его - художник ценный,

Доверяют лишь ему,-

Он расписывает стены

У хозяйки в терему,

А живут по-скотски оба,

Этих некому жалеть-

От младенчества до гроба

Либо окрик, либо плеть!

Вот какой тогда была

Крепостная кабала.


  1. Закрепление по презентации, составленной компьютерной группой учащихся по ходу урока.

Вывод: крепостное право отбросило наше государство по сравнению с Западной Европой на несколько лет назад в своем развитии.

«…Крепостное право, особенно в России, где оно наиболее долго держалось и приняло наиболее грубые формы, оно ничем не отличалось от рабства».









Приложения:


1. Судебник 1497 года

Материал из Викитеки — свободной библиотеки 



О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ. А Христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит.


Судебник 1497 г.

положил начало всеобщему закрепощению крестьян. Статья 57 установила, что

крестьяне могут уходить от своих господ только в Юрьев день осенний (26

ноября), за неделю до него и неделю после него. Единый срок перехода

отвечал потребностям централизованного государства и был закреплён в ст.

57. Для уходившего крестьянина устанавливалась повинность (пожилое): он

должен был заплатить 1 рубль, если его двор находился "в полех", и полтину

в менее плодородных лесистых местностях ("в лесех"). По тем временам это

была значительная сумма. Полная сумма выхода платилась прожившими на земле

не менее 4 лет. Для проживших меньше она снижалась за каждый год на

четверть.


2. Судебник 1550 г.

88. А крестианом отказыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесех, где десять връст до хоромного лесу, за двор полтина и два алтына. А которой крестианин за кем жывет год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года поживет, и он платит полдвора; а три годы пожывет, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он платит весь двор, рубль и два алтына. А пожилое имати с ворот. А за повозимати з двора по два алтына; а опричь того пошлин на нем не имати. А останетца у которого крестианина хлеб в земли, и как тот хлеб пожнет, и он с того хлеба или с стоачего даст борандва алтына; а по кои места была рож его в земле, и он подать цареву и великого князя платит со ржы, а боярьского дела ему, за кем жыл, не делати. А попу пожылого нет, и ходити ему вон безсрочно воля. А которой крестианин с пашни продаст ся в холопи в полную, и он выйдет безсрочно ж, и пожылого с него нет; а которой хлеб его останется в земле, и он с того хлеба подать цареву и великаго князя дает; а не похочет подати платити, и он своего хлеба земленаго лишен.

3. Указ об урочных летах. 24 ноября 1597 г.

Лета 7106-го ноября в 24 день царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, ис поместей и из вотчин, ис патриарховых, и из митрополичих, и изо владычних, и из монастырских вотчин выбежали до нынешнего 106-го году за пять лет, — и на тех беглых крестьян в их побеге и по тех помещиков и вотчинников, за кем они, выбежав, живут, тем помещиком, из-за ково они выбежали, и патриаршим, и митрополичим, и владычним, и детем боярским, и монастырьских сел приказщиком и служкам давати суд и сыскивати накрепко всякими сыски. А по суду и по сыску тех крестьян беглых з женами и з детми и со всеми их животы возити их назад, где хто жил. А которые крестьяня выбежали до нынешняго 106-го году лет за шесть и за семь и за десять и болши, а те помещики и вотчинники, из-за ково они выбежали... государю не бивали челом, — и государь указал на тех беглых крестьян в их побеге и на тех помещиков и вотчинников, за кем оне, выбежав, живут, суда не давати и назад им, где хто жил, не вывозити.

4. Уложение царя Василия Шуйского о продлении срока сыска крестьян до 15 лет.

1607 г., марта 9

Лета 7115-го марта в 9 день государь царь и великий князь Василий Ивановичь всеа Руси с отцом своим Иер- могеном патриархом со всем: освясченным собором и со своим царским сигклитом, слушав доклада Поместной избы бояр и диаков, что де переходом крестьян причинились

великиа кромолы, ябеды и насилия немосчным от сильных, чего де при царе Иване Васильевиче не было, потому что крестьяне выход имели волный; а царь Федор Ивановичь, по наговору Бориса Годунова, не слушая советов старейших бояр, выход крестьяном заказал и у кого колико тогда крестьян где было книги учинил, и после оттого началися многие вражды, кромолы и тяжи [суды]. Царь Борис Фе-доровичь, видя в народе волнение велие, те книги отставил и переход крестьяном дал, да не совсем, что судии не знали, како. по тому суды вершити. И ныне чинятся в том великие разпри и насилиа, многим разорения, и убивства смертные, и многие разбои: и по путем граблениа содея-шася и содеваются.

Сего ради приговорили есми и уложили по святым вселенским соборам и по правилом святых отец:

Которые крестьяне от сего числа пред сим за 1 5 лет в книгах 101-го году положены, и тем быть за теми, за кем писаны; а буде те крестьяне вышли за кого иного, и в тем есть на крестьян тех или на тех, кто их держит, челобитье, и те дела не вершены, или кто сентебря по 1-е число сего года будет бить челом, и тех крестьян отдавати по тем книгам, с женами и детми и со всеми их животы, тем, за кем они писаны, до сроку рождества христова 116 году без пожилаго, а не отдаст кто на тот срок, ино на нем бра-ти за приим и пожилое по сему уложению; а не было о которых крестьянех челобиться по сесь день и сентебря по 1-е не будет, и тех после того не отдавати, а написати их в книги за тем, за кем они ныне живут, и впредь за пятнадцать лет о крестьянех суда не давати и крестьян не вывозити (не возврасчать).

А буде которые отныне, из-за кого вышед, переидут к иному кому бы то ни было, и тот, к кому приедет, примет противо сего нашего соборнаго уложениа, и у того, крестьянина взяв, перевести ему со всеми того крестьянина пожитки [туда], откуду он перебежал; а двор, если тот крестьянин строил, заплатити чего судит, а двора не возити; да с него же на царя государя за то, что принял противно уложениа, доправити десять рублев: не принимай чужаго; да с него же за пожилое тому, чей крестьянин, за двор за всякой год по три рубли, и за холостаго тоже на год по три рубли. <...>



5. Челобитная царю от дворян и детей боярских (1637 г.)



Милосердный государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Руссии! Пожалуй нас, холопей своих, за прежнюю нашу службишку и за крови для нашей бедности и разоренья и для своих государьских служб беспрестанных вечным своим государьским жалованьем, как было при прежних государех, и твой государев указ: вели, государь, те урочные годы пять лет отставить, а крестьян беглых наших и людишек вели, государь нам холопям своим, отдавать по писцовым и по отдельным книгам…, чтобы наши поместеца и вотчины не запустели, и досталные б крестьянишка и людишка из-за нас, холопей твоих, не вышли, и чтоб мы, холопи твои, служа твою государеву беспрестанную службу с пуста и платя твои государевы всякие подати, вконец не погибли. И вели, государь, на власти и на монастыри, и на московских всяких чинов людей в наших беглых крестьянех и в людишках и в обидах давать нам, холопам своим, на них и на их прикащиков и на крестьян суд в городех… И вели, государь, выбрать в городех из дворян и из земских людей, и вели, государь, нас, холопей своих, судить в городех по своему государеву указу и по своей государеве уложенной судебной книге, для нашей бедности и разоренья и для дальнова пути и для московские волокиты и проести, чтобы … мы б, холопи твои, с московские волокиты вконец не погибли и от московских всяких чинов сильных людей и от монастырей, и от всяких властей в продаже не были, и чтоб нам, холопем твоим, от их продажи и насилства вконец не погибнуть и твоей бы царской службы впредь не отбыть.


6. «Соборное уложение»

Ст.1. Которые  государевы  дворцовых  сел  и  черных   волостей крестьяне  и  бобыли,  выбежав  из государевых дворцовых сел и исчерных волостей,  живут за патриархом,  или за митрополиты,  и за архиепископы, и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными и за комнатными людьми,  и за стольники и за стряпчими и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими,  и за  иноземцы,  и  за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной  в  иные  приказы  после  московского пожару  прошлого  134-го году,  те беглые крестьяне,  или отцы их написаны за  государем,  и  тех  государевых  беглых  крестьян  и бобылей  сыскивая  свозити в государевы дворцовые села и в черные волости,  на старые их жеребьи по писцовым книгам з  женами  и  з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.

Препарируя эту классификацию, следует ответить, что в Уложении речь идет о двух основных разновидностях крестьян и бобылей — частновладельческих и государственных. Уложение провозглашало закон о прикреплении черносошных крестьян к своим наделам наряду с прикреплением  крестьян частновладельческих. Основанием прикрепления тех и других становились писцовые книги 1626 г. .  Правительство, следовательно, пошло дальше обещаний, данных в наказе писцам 1646 г. В отношении вотчинных и поместных крестьян для периода после 1626 г. законом устанавливались дополнительные основания крепости — отдельные или отказные книги, в которых крестьяне и бобыли или их дети записаны «по новым дачам» «после тех писцовых книг» .

Ст. 2 . «…и тех крестьян и бобылей по суду и   161 по  сыску  отдавати  по  писцовым  книгам,  которыя книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожару прошлого  134-го году,  будет  те их беглыя крестьяне,  или тех их беглых крестьян отцы,  в тех писцовых книгах за  ними  написаны,  или  после  тех писцовых  книг  те  же  крестьяне,  или  их дети,  по новым дачам написаны за кем в отделных или  в  отказных  книгах.  А  отдавати беглых  крестьян  и  бобылей  из  бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет».

 Основанием возврата  крестьян, бежавших как с черносошных, так и с частновладельческих земель, признавался факт записи в писцовых книгах  1626 г. их самих или их отцов. Возврату подлежали одновременно  жены и дети беглых.

Ст.3 «…  и  тех  крестьян отдавати з женами и з детми и со всеми их животы,  и с хлебом стоячим и с молоченым».

Уложение, следовательно,  закрепляло потомственную крепостную принадлежность, распространяя её на членов семьи крестьянина и бобыля. В качестве другого основания крепостной зависимости на будущее время устанавливались переписные книги 1646—1648 гг., которые учитывали мужское население крестьянских и бобыльских дворов любого возраста. На будущее значительно расширялся круг родственников крестьян и бобылей, на которых распространялась крепостная зависимость. Помимо жен и детей, закрепощенных писцовыми книгами 20-х гг., в этот круг по переписным книгам 1646—1648 гг. включались братья, племянники и внучата с женами и детьми.

Ст.9. «…и  тех  беглых  крестьян  и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и  з детьми и со всеми животы,  и с хлебом  стоячим  и  с  молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат по переписным книгам,  без урочных лет, а впредь отнюд никому чюжих крестьян не приимать, и за собою не держать».

Уложение, следовательно, распространяло потомственную крепостную  принадлежность по прямой нисходящей до четвертого колена (правнуки) и по боковой нисходящей до третьего колена (дети племянников), включая жен и мужей. Писцовые книги 20-х гг. и переписные 40-х гг. как основание крепостной зависимости могли дополнять друг друга , (отцы могли значиться в первых, а дети — во вторых) или выступать независимо друг от друга: крепостная принадлежность устанавливалась:1) по записи отцов в писцовых книгах, если даже дети почему-либо не попали в переписные; 2) по записи в переписных книгах, если отцы записанных в них не значились в писцовых книгах.

Ст. 30. «А за которыми помещики и вотчинники крестьяне и бобыли в писцовых,  или  во отдельных или во отказных книгах,  и в выписях написаны на поместных их и на вотчинных  землях  порознь,  и  тем помещикам  и  вотчинником крестьян своих с поместных своих земель на вотчинныя свои земли не  сводити,  и  тем  своих  поместей  не пустошити».

Уложение рассматривало крестьянина и его имущество (инвентарь, скот, хлеб во всех  видах) в неразрывном единстве. Отсюда категорические требования закона о возврате беглых крестьян вместе с имуществом  независимо от того, из каких земель они бежали —  частновладельческих или черносошных. Черносошные крестьяне сидели на земле, принадлежавшей государству, но дворы, скот, инвентарь и другое имущество крестьянского двора было собственностью крестьян.  

Ст. 29. «А  которые ответчики учнут на суде в беглых крестьянех и в их крестьянских животах  запиратца,  а  после  того  у  веры  у крестнаго целованья тех крестьян они у себя скажут, и учнут исцом отдавать,  а в животах их учнут по прежнему запиратца, и на них те крестьянские   животы   велеть  доправить,  и  отдать  исцом  без крестнаго целованья, потому что они на суде во всем запиралися, в людех  и в животах,  а после того крестьян отдают,  а животами их сами хотят корыстны быть».

Во всех указанных случаях закон исходил из понимания неразрывной связи крестьянина с имуществом как исходного условия его производительной деятельности. Более того, по той же причине земля фактически принадлежала крестьянину, что влекло за собой закрепление за ним определенного (весьма ограниченного и условного) права владения и пользования ею. Таким образом , Уложение 1649 года   в сравнении с предшествующим законодательством значительно детальнее и глубже разработало правовые основы принадлежности крестьянам их имущества и его возврата по принадлежности как необходимого условия функционирования крестьянского хозяйства.


Список литературы:

  1. Андреев И.Л. Алексей Михайлович. – М.,2003.

  2. Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII веков. М., 1986.

  3. Казаков Р.Б. Судебник 1497 года // Вопросы истории. - 2000. - № 3

  4. Российское законодательство XXX веков в 9-ти томах/ Под ред. Чистякова О.И. Т.2-3. – М.,1984-1985.

  5. "Судебники XV-XVI веков". М-Л., 1952. С. 141-176.

  6. Скрынников Р. Г. Борис Годунов.– М., Наука, 1978.

  7. Скрынников Р.Г. Василий Шуйский. – М.,2002.

  8. Хрестоматия по Истории России. ТТ.1-2, М.,1994.

  9. Энциклопедический словарь юного историка. – М.,1997.



Использованные Интернет-ресурсы:

  1. historydoc.edu.ru – Российский общеобразовательный портал. Коллекция: исторические документы.

  2. hronos.km. ru – Хронос – всемирная история в интернете.

  3. humanities.edu.ru – Российский университет дружбы народов.

  4. wikipedia.org – Википедия – свободная энциклопедия.











Здесь представлен конспект к уроку на тему «Вот такой она была крепостная кабала», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: История (7 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Коллективизация – как она проходила в Тайшетском районе

Коллективизация – как она проходила в Тайшетском районе

История Отечества 9-й класс. Тема урока:. Коллективизация – как она проходила в Тайшетском районе. Цель урока:. Обучающая:. . - обеспечить усвоение ...
Историческая истина о Второй мировой войне: какая она?

Историческая истина о Второй мировой войне: какая она?

Тема: Историческая истина о Второй мировой войне: какая она? Цель урока: развитие личности, направленное на формирование осознанной гражданской позиции. ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:26 июня 2016
Категория:История
Классы:
Поделись с друзьями:
Скачать конспект