Конспект урока «МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ XIX ВЕК ЗОЛОТЫМ ВЕКОМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ?» по истории для 8 класса
Фролова Любовь Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 81 г.Ярославля, учитель высшей квалификационной категории, кандидат педагогических наук
Конспект интегрированного урока истории и литературы в 9 классе
«МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ XIX ВЕК
ЗОЛОТЫМ ВЕКОМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ?»
Цели и задачи урока:
- с помощью элементов театрализации представить широкий исторический материал в связи с литературными произведениями первой трети XIX века,
- создать условия для возникновения учебного диалога учащихся по вопросам «Можно ли считать XIX век золотым веком русской культуры?», «Что люди XXI века могут взять для себя из века XIX?»,
- воспитывать личность, способную сопоставлять различные точки зрения на один и тот же вопрос, анализировать предъявленные данные, составлять собственное мнение по тому или иному вопросу, аргументировано высказывать его.
Ход урока.
Пьеса «Одинокий пастух».
Учитель литературы. Весь мир вступил в 21 век, о котором так мечтали писатели-фантасты, предрекавшие не только мощное развитие науки и техники, но и удивительные изменения в самосознании человека: исчезнут агрессивность, жажда власти и войны, расцветут пышным цветом доброта, честность, отзывчивость, взаимопомощь и взаимопонимание.
Учитель истории. Что же принесло нам начало нового века?
Учитель литературы. Страшные террористические акты.
Учитель истории. Угрозу новой мировой войны.
Учитель литературы. Ожесточение человеческих душ.
Учитель истории. Леность ума и сердца…
Учитель литературы. Кто-то скажет: «Но ведь 21 век только начался! Вот в конце его всё будет по-другому…»
Учитель истории. Да, всё верно. Но будет ли потом всё иначе, лучше, если мы сейчас не начнём изменять себя и мир к лучшему?
Учитель литературы. Многие политики, общественные деятели, писатели, люди искусства говорят сейчас о необходимости возродить былую славу и мощь России, всё то, что мы когда-то растеряли.
Учитель истории. Как возродить Россию? Как сделать так, чтобы нашу страну вновь уважали, чтобы имя России гордо и славно звучало во всём мире?
( Предоставляем детям возможность высказаться. Их мнения очень различны: от либеральных и эволюционных до радикальных и революционных. Каждое мнение нам чрезвычайно важно, т.к. мы не проверяем знания детей, а воспитываем личность, которая способна разбираться во многих вопросах, имеет собственное мнение и может его доказать.)
Учитель литературы. Дмитрий Сергеевич Лихачёв, академик, литературовед, просто русский человек, считал, что путь к возрождению России лежит через возрождение её духовности, через приобщение её людей (и прежде всего детей, подростков, юношей) к истории русской культуры, её ценностным ориентирам.
ОБРАЩЕНИЕ К ЭПИГРАФУ:
Первое «путешествие», которое человек должен совершить, - это «путешествие» по своей стране. Знакомство с историей своей страны, с её памятниками, с её культурными достижениями – это всегда радость узнавания привычного в новом.
Д.С.Лихачёв.
Учитель истории. Мы хотим предложить вам совершить путешествие во времени – перенестись в век 19, в золотой век русской истории и культуры.
Учитель литературы. А по окончании этого путешествия ответить на вопросы: «Почему 19 век считают золотым веком русской истории?», «Что мы, люди 21 века, могли бы взять для себя из века 19?»
Учитель истории. Вы можете фиксировать положительные и отрицательные моменты нашей культуры того периода, ведь не всё вам понравится, не всё вы возьмёте с собой по жизни в качестве духовного багажа.
Итак, счастливого пути!
А помогут нам совершить путешествие во времени Ваня Давыдов, ученик 9 «Б» класса, и князь Голицын, человек 19 века.
ВИДЕОФРАГМЕНТ ИЗ К/Ф «ВОЙНА И МИР» - «ВЕЧЕР У АННЫ ПАВЛОВНЫ ШЕРЕР», без звука, а на фоне фрагмента идёт рассказ детей.
Дама. Июль 1805 года. Фрейлина и приближённая императрицы Анна Павловна Шерер рано утром разослала с лакеем записочки следующего содержания всем своим знакомым (на французском языке): «Если у Вас, граф (или князь), нет в виду ничего лучшего и если перспектива вечера у бедной больной Вас не слишком пугает, то я буду очень рада Вас видеть нынче у себя между семью и десятью часами. Анна Шерер.»
Ваня, наш современник. Интересно, зачем больная приглашает к себе гостей? Неужели к ней кто-нибудь приедет?
Дама. Ещё как приедет. На вечер к Анне Павловне приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили… Салон Шерер считался одним из самых престижных в Петербурге. Что же касается самочувствия больной, то надо сказать, что Анна Павловна кашляла несколько дней. Она говорила, что у неё грипп (это было тогда новое слово, употреблявшееся лишь редкими людьми).
Ваня, наш современник. Так значит, мы попали в знаменитый салон северной столицы? Зачем же люди собирались? Чем было занято их время?
(Звук включается в тот момент, когда из салона уходит Элен Курагина, потом опять звук выключить. Продолжительность видеофрагмента 3 мин. 46 сек.)
ВСТАВКА 1. САЛОН. ( См. «Литература в школе, №4,1997.)
Ваня, наш современник (задумчиво). Да, что и ни говорите, а было чему поучиться: слушали серьёзную музыку, состязались в сочинении стихов, читали то, что мы теперь называем классикой. Но ведь, наверное, стыдно было показаться в таком вот великосветском салоне неучу, необразованному, косноязычному человеку?
Князь Голицын. Без сомнения, стыдно, господа! Я всегда говорил: «Одно из первых для молодого человека достоинств – уметь говорить ясно и складно».
Ваня. Но ведь этому надо учиться. А русский язык такой трудный!.. Я слышал, что он по сложности стоит в одном ряду с японским и китайским.
Князь Голицын. Э, молодой человек, не знаю, что вы там слышали, уверен только в одном – «надобно прилежать к познанию языков и читать как можно более и даже выписывать из книг лучшие изречения. Стараться также, будучи в свете, примечать людей, приятно объясняющихся, и у них перенимать». Вот и весь секрет.
Ваня. Интересно, а были ли какие-нибудь законы ведения беседы?
Князь Голицын. Молодой человек, возьмите этот лист и прочитайте сами. Читать-то вы, я надеюсь, умеете?!
Ваня (обиженно). Конечно, умею. Неужели Вы, князь, приняли любопытство за полнейшую необразованность, даже безграмотность?!
( уч-ся знакомятся с материалами из «Интересного собеседника»)
Князь Голицын. Господа, что бы вы посоветовали взять в качестве интеллектуального багажа человеку 21 века в путь по жизни?
( мнения уч-ся, не просто высказанные, но аргументированные)
Ваня. А вот я слышал, говорят, что в кругу Пушкина Александра Сергеевича было принято общаться посредством писем. Особенно это было важно, когда друзья не могли поговорить лично. Мы хорошо помним историю: то один в ссылке, то другой. Да и телефонов тогда не было.
Князь. Да, вы правы, письма спасали от одиночества, помогали изгнанникам быть в курсе всех столичных событий… (Понижая голос.) Но – тише… И у стен могут быть уши. (Громче.) Письмами, молодой человек, обменивались, даже если жили на одной улице. Это, кстати, тоже была замечательная школа общения, вежливости, аккуратности. Попробовали бы вы, например, написать «вы» со строчной буквы, обращаясь к одной из наших владетельных особ. Никакие извинения, расшаркивания не помогут вам: вы перестанете существовать для этого человека.
Ваня. Нет ли у Вас, любезный князь, образцов писем? Позвольте полюбопытствовать. (Берёт листы.)
(Работа групп с «Полным письмовником…»(Текст см. Лаврентьева Е. Светский этикет пушкинской поры. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999.).
Отвечаем на вопросы:
- По каким поводам писали письма?
- Что, какие сведения, кроме образцов, содержались в «Письмовнике…»?
- «Сочинять» и «писать» письма – в чём разница?
- Какие советы кажутся вам полезными и в нашем, 21, веке?)
Ваня. Милейший князь, я вижу на Вашем столе альбом?! Неужели Вы увлекаетесь такой – простите! – ерундой?!
Князь. Да!.. Вот вы и выдали себя с головой, юноша. Вы не из нашего круга и, позволю себе заметить, не из нашего времени. Если уж вы не знаете, что альбом – это великая ценность, хранилище многих тайн, средоточие огромного числа автографов Пушкина, Лермонтова, Боратынского… (С лёгкой усмешкой.) Откуда ты, прелестное дитя?
Ваня. У нас девчонки этим балуются. Всё дневники какие-то заполняют, а потом хихикают между собой. А почитать не дают…
Князь. Девчонки… Ах, эти девицы, ах, ветреницы!..
ВСТАВКА 2. АЛЬБОМ. (Материалы см. «Литература в школе», №4 ,1997, с.26)
Ваня. Вот Вы, князь, укорили меня за незнание роли альбома. Я желаю (вот ведь: пообщался с Вами и сам заговорил на старый лад!), так вот - я желаю оправдаться: мы тоже знаем «альбомную лирику».
( Выразительное чтение в группах стихотворений из подборки «В альбом».
- О чём писались стихотворения под названием «В альбом»?)
ЗВУЧИТ «ЛУННАЯ СОНАТА» БЕТХОВЕНА.
На её фоне чтение стихотворения «Бал» Е.А.Боратынского.
ВИДЕОФРАГМЕНТЫ ИЗ «ВОЙНЫ И МИРА» - «СБОРЫ НА БАЛ», «БАЛ НАТАШИ РОСТОВОЙ».
ВСТАВКА 3. БАЛ (См. « Литература в школе», №2, 1998, с. 67) .
Ваня. А мне в связи с отзывом Анны Фёдоровны Тютчевой вспомнились строки из «Евгения Онегина»:
…рано чувства в нём остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы недолго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели…
…разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.
Я понимаю, что для мыслящего, неординарного человека одно и то же, повторяющееся изо дня в день, надоедает. Театр, бал, вечеринка. Вечеринка, бал, театр… Вот уж действительно – скука… Не могу понять одного: как можно равнодушно относиться к угрозе твоей жизни?! Ведь дуэль – на шпагах ли, на пистолетах ли – это так волнующе, так серьёзно!
Князь. Знаете, молодой человек, дуэль – не просто волнительное событие. Это ещё и в некотором роде преступление, которое преследовалось по закону.
Ваня. Какое же это преступление?! Я, конечно, плохо знаю все жизненные установления 19 века, но неужели дуэль Пушкина с Дантесом, когда Александр Сергеевич защищал честь жены и свою, - это нарушение закона? А как же тогда наказать наглеца? Как доказать, что ты – настоящий дворянин, настоящий мужчина?
ВСТАВКА 4. ДУЭЛЬ.
В России поединки чести возникли в петровское время. Тогда же в «Уставе воинском» появилась глава «Патент о поединках и начинаниях ссор»: Пётр I запрещал распоряжаться жизнью подданных – судить их мог только царь. В «Уставе» строго определена вина каждого дуэлянта: «Ежели случится, что двое на назначенное место выедут, и один против другого шпаги обнажат, то Мы повелеваем таковых, хотя никто из оных уязвлён или умерщвлён не будет, без всякой милости, такожде и секундантов или свидетелей, на которых докажут, смертию казнить и оных пожитки описать… Ежели же биться начнут, и в том бою убиты и ранены будут, то как живые, так и мёртвые повешены будут».
Петровский «Указ» не был отменён и во времена Александра I, и при Николае I, но никогда не исполнялся. Дуэлянта приговаривали к смерти, а потом казнь заменяли разжалованием в солдаты и ссылкой – чаще всего на Кавказ, «под пули горцев». Впрочем, в глазах общества такой человек «с историей» выглядел героем, и барышни влюблялись в молодых страдальцев, у которых, по словам лермонтовского Печорина, «под толстой шинелью бьётся сердце страстное и благородное».
Дуэль – поединок чести, основанный на соблюдении строгих правил дуэльного кодекса, который утверждал: «Дуэль не должна ни в коем случае, никогда и ни при каких обстоятельствах служить средством удовлетворения материальных интересов одного человека или группы людей, оставаясь всегда исключительно орудием удовлетворения интересов чести». Цель этих правил – поставить противников в равные условия, чтобы ни один не имел преимуществ.
Дрались на пистолетах, стрелялись на расстоянии 10-12 шагов или меньше, смотря по тяжести нанесённого оскорбления.
Поведение человека во время дуэли создавало ему репутацию храбреца или труса. Самым большим шиком почиталась демонстрация равнодушия, даже презрения к смерти.
(видеофрагмент из к/ф «Выстрел»)
В повести А.С.Пушкина «Выстрел» рассказывается о том, как граф явился к барьеру с черешнями, которые он преспокойно ел под дулом пистолета. Подобный случай рассказывали о самом Пушкине: «В Кишинёве Пушкин имел две дуэли. Одну из-за карт с каким-то офицером. Дуэль была оригинальная. Пушкин явился с черешнями и, пока офицер целился в него, преспокойно кушал ягоды. Офицер стрелял первым, но не попал. Наступила очередь Пушкина. Вместо выстрела поэт спросил: «Довольны ли вы?». И когда дуэлянт бросился к нему в объятья, он отстранил его и со словами «это лишнее» спокойно удалился». Пушкину в то время было всего двадцать лет. В Кишинёве он оказался среди военных, многие их которых прошли поля сражений 1812 года, а ему, молодому человеку, ещё надо было доказать свою храбрость. Он выстоял под дулом пистолета да ещё и отказался от своего выстрела. По правилам дуэльной чести отказаться от выстрела или выстрелить в воздух мог только тот, кто был вторым – ведь он уже доказал свою смелость – и только в том случае, когда оскорбление было несерьёзным. Зато тот, кто струсил во время поединка, наказывался общественным презрением и уже никто в обществе не принимал от него вызов – за этим человеком не признавали прав чести.
Дуэль начиналась с того, что человек, считающий себя оскорблённым и требующим удовлетворения (т.е. сатисфакции), посылал противник вызов (т.е. картель). По принятому ритуалу вызов мог быть сделан на месте или его присылали в письменном виде; картель передавал секундант.
После вызова противники более не общаются друг с другом – условия дуэли обсуждают секунданты. Они уславливаются о времени и месте поединка, приобретают и проверяют дуэльные пистолеты.
Надо было ещё позаботиться о карете, достаточно вместительной, чтобы увезти раненого, и о докторе. Учитывая запреты на дуэль и уголовную ответственность, которая грозила каждому участнику и свидетелю поединка, это было делом нелёгким.
Условия дуэли могли быть разными. Противники договаривались об обмене двумя-тремя выстрелами, но чаще всего дуэль продолжалась «до первой крови». В таком случае достаточно было слегка оцарапать противника – и кровь смывала оскорбление.
Дуэль не могла состояться при опоздании одного из участников более, чем на 15 минут.
Секунданты обязаны были перед началом дуэли предложить противникам помириться.
При проведении дуэли необходимо было соблюдать социальное равенство и противников, и секундантов.
Ваня. Вы уж меня извините, князь, но мне почему-то всё время вспоминается роман нашего великого поэта «Евгений Онегин». Зная теперь всё о дуэлях, я задаю себе вопрос: почему дуэль между Онегиным и Ленским всё же состоялась? Ведь Онегин не считал Владимира врагом и не желал этой дуэли. Скажите, несмотря на какие обстоятельства дуэль между этими героями состоялась, хотя всё было против неё.
(работа с текстом «Евгения Онегина», гл. 6-11)
ВБЕГАЕТ ДЕВУШКА В МАСКАРАДНОМ КОСТЮМЕ:
Господа, господа! Что же у вас так тихо?! Что за мрачные лица? (Хватает за руки и тащит их за собой) Скорее, скорее!.. Там ряженые пришли…
Ваня (со вздохом). «Всё маски глупые…»
Князь. Да маски глупой нет:
Молчит…таинственна, заговорит…
так мило.
Вы можете придать её словам
Улыбку, взор, какие вам угодно…
Вот, например, взгляните там –
(ПОКАЗЫВАЕТ)
Как выступает благородно
Высокая турчанка… как полна,
(в стороне проходит девушка в костюме турчанки)
Как дышит грудь её и страстно,
И свободно!
Вы знаете ли, кто она?
Ваня. Быть может, гордая графиня иль
Княжна,
Диана в обществе… Венера в маскераде…
Турчанка. Маскарад – это игра, в которой невозможное становится возможным, это отдых от бесконечного нормированного быта, немало утомлявшего общество. Маска уравнивает всех. Здесь светская дама может танцевать с мелким чиновником, которого никогда не приняла бы в своём доме, а именитый щёголь может флиртовать с дамой полусвета.
Маска. Никому не известная маска могла себе позволить поведение, недопустимое в свете, даже рискованные шутки и признания, волнующие кровь. Тот, кто надел костюм, ведёт себя соответственно новой роли: графиня может стать крестьянкой, барон – пастушком или шутом.
Турчанка. На маскараде в 1832 году в Московском благородном собрании появился звездочёт – в мантии, в колпаке, усыпанном звёздами, с большой книгой в руках, из которой он вынимал и раздавал пророчества и эпиграммы. Под маской звездочёта прятался… Михаил Юрьевич Лермонтов.
( Человек в костюме Звездочёта раздаёт записочки с различными, лучше стихотворными, пожеланиями присутствующим на уроке.)
Девушка, звавшая смотреть на ряженых. Ну что же вы? Идёмте!..
Ваня. Подождите же! Объясните наконец, в честь чего устраивается маскарад.
Девушка. С наступлением Рождества кончался пост и начиналось весёлое время святок – переодевания, маскарады, святочные гадания, шутливые послания.
ВИДЕОФРАГМЕНТ ИЗ «ВОЙНЫ И МИРА» - «СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ» (2 МИН.29 СЕК.)
Князь. Святки – самый весёлый крестьянский праздник. Но и дворянская молодёжь не оставалась в стороне… Считалось, что святки длятся две недели от Рождества. Праздновали святки и стар, и млад. Песни, пляски, гадания, игры… Скучать было некогда.
ВСТАВКА 5. ГАДАНИЯ. (См. «Литература в школе»,№7,1997.)
Девушка читает начало баллады Василия Андреевича Жуковского «Светлана».
(тексты есть в группах)
ПОКАЗ ГРУППОЙ ДЕВУШЕК ШЕСТИ ГАДАНИЙ, ОПИСАННЫХ В БАЛЛАДЕ.
Ваня. Да, интересно у вас как! Ну, а в школу-то вы ходите?
Князь. Александр Сергеевич Пушкин, которого вы сегодня уже не раз вспоминали, не очень доверял домашнему образованию, он считал, что зачастую родители, особенно провинциальные помещики, не в силах дать детям хорошее воспитание. Ведь кто только не брался за образование и воспитание русских недорослей!
Ваня. Как тут не вспомнить Грибоедова:
«Стремимся набирать учителей полки
Числом поболее, ценою подешевле…»
Князь. Впрочем, не всегда, к счастью, дела обстояли столь плачевно. Например, поэт Михаил Никитич Муравьёв сам составлял программу обучения своего сына, будущего декабриста Никиты Муравьева.
Ученик. Обучив дома мальчика читать и писать, его везли в город, в частные пансионы, которые появились в России довольно рано. В пансионе иногда воспитывалось от 10 до 15 учеников, которые жили и столовались на квартире преподавателя; далеко не всегда обучение здесь было хорошо поставлено.
Ученица. Аристократические семьи стремились определить своих детей в престижные заведения. Одним из таких был пансион аббата Николя, где в год платили 1500 рублей – по тем временам деньги огромные. Этот пансион окончили Пётр Яковлевич Чаадаев, многие декабристы. Здесь же учился и будущий шеф жандармов Александр Христофорович Бенкендорф. В пансион аббата Николя хотели отдать и Пушкина, но открылся Царскосельский Лицей, и участь будущего поэта была решена иначе.
Ученик. Не всякий пансион имел статус высшего учебного заведения. Поэтому по окончании такого пансиона следовало поступать в университет, т.к., чтобы сделать карьеру, требовалось хорошее образование.
Ученица. К вступительным экзаменам готовились тщательно; даже нанимали на целый год учителей «по билетам», т.е. с отдельной платой за каждый урок.
Ученик. Студенты, жившие при университете, были дети бедных дворян, бывшие семинаристы или так называемые «однодворцы», получившие личное дворянство и не имевшие крепостных. Они не смешивались с аристократами, отличаясь от них даже цветом мундира. Он у них был малиновым..
Ученица. Студенты из аристократических семей приезжали на лекции в собственных экипажах, часто в сопровождении гувернёров, потому что до определённого возраста молодой человек не имел права выходить из дома один. Гувернёр спал в комнате своего воспитанника или рядом с ним.
Ученик. Другое дело – студент. Он уже получал самостоятельность. Этот момент освобождения от постоянной опеки молодые люди часто переживали очень бурно: проходили пирушки, заканчивавшиеся не всегда тихо и мирно.
Ученица. Так кончалось детство. Молодой человек вступал в новую, самостоятельную жизнь. Университет, потом служба, семья, в 21 год – совершеннолетие.
Ученик. Положение девушки было гораздо сложнее. До замужества она была записана в паспорте своего отца, а потом – мужа. Только замужество давало ей некоторую самостоятельность. Учиться в университетах девушки не имели права, образование получали или дома, или в дамских пансионах.
Князь. Родительская власть простиралась иногда далеко за пределы детства. Вот рассказ о курьёзном случае исправления нравов совершенно патриархальным способом.
ВСТАВКА 6. (Материалы смотри «Литература в школе», № 5, 1998, с. 70-71.)
«Русский вальс» в исполнении Юлиана.
Ваня. Да, господа…Не знаю, как вы, а я получил настоящее удовольствие от экскурсии в прошлое. Нет, вы только подумайте – сколько всего нужно знать о 19 веке, чтобы, например, правильно понять роман «Евгений Онегин»!...
Учитель истории. Итак, наше путешествие завершено. Давайте подведём итоги.
- Почему, на ваш взгляд, 19 век называют золотым веком русской истории и культуры?
( Данный вопрос вызвал дискуссию, т.к. появились две точки зрения, но не по поводу причин такого названия, а по поводу правомерности его. Одна группа учащихся с опорой на увиденное и услышанное, на собственные познания доказывала, что это золотой век, т.к. бурно развивается культура: проза, поэзия, живопись и т.д. Другая группа, опираясь на данные о политической и общественной жизни страны, о крепостном праве, доказывала обратное: это не золотой век, это век рабства. Нас приятно удивило такое развитие событий: наши дети не идут за нами, не слепо повторяют прописные истины, а опровергают их, находя удивительные доказательства своей правоты.)
- Что положительного и важного для нас, людей 21 века, вы назовёте?
(мнения учащихся)
Литература:
Грибоедов А.С. Горе от ума. Любое издание.
Кудрявцева Т.С., Михайлова С.Ю.Русская культура. Пособие для уроков русского языка, литературы и истории. Для уч-ся 5-11 классов. – М.: «ЮНВЕС», 1997.
Лаврентьева Е. Светский этикет пушкинской поры. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999.
Лермонтов М.Ю. Маскарад. Любое издание.
Пушкин А.С. Капитанская дочка. Любое издание.
Пушкин А.С. Выстрел. Любое издание.
Толстой Л.Н. Война и мир. Любое издание.
Здесь представлен конспект к уроку на тему «МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ XIX ВЕК ЗОЛОТЫМ ВЕКОМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ?», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: История (8 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.