Конспект урока «Переменные в Visual Basic» по информатике для 10 класса
Тема урока: «Переменные в Visual Basic»
Цель урока: разобрать понятия переменной в VBА.
Тип урока: комбинированный (объяснение нового материала с последующим закреплением)
Класс: 10 класс. Профильный уровень.
Средства и оборудование: учебник "Информатика и информационные технологии 10класс. Профильный уровень" Н.Д. Угринович, раздаточный материал.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний учащихся.
Самостоятельная работа (3 минуты) с последующей проверкой.
-
Изучение нового материала.
Тип, имя и значение переменной
В объектно-ориентированных языках программирования и в частности, в языке Visual Basic, переменные играют такую же важную роль, как и в алгоритмических языках программирования. Переменные предназначены для хранения и обработки данных в программах.
Переменные задаются именами, которые определяют области памяти, в которых хранятся их значения. Значениями переменных могут быть данные различных типов (целые или вещественные числа, последовательности символов, логические значения и т.д.).
Переменная в программе представлена именем и служит для обращения к данным определенного типа, конкретное значение которых хранится в ячейках оперативной памяти.
Тип переменной. Тип переменных определяется набором допустимых значенийэтой переменной и допустимыми операциями над этими значениями. Значениями переменных числовых типов (Byte , Integer , Long , Single , Double) являются числа, логических (Boolean) – True или False , строковых (String) – последовательности символов и т.д. Обозначения типов переменных являются ключевыми словами языка и поэтому выделяются.
Таблица 5.3. Типы переменных
Возможные значения | Объем занимаемой памяти | Приставка к имени | Суффикс | |
Byte | целые числа от 0 до 255 | 1 байт | byt |
|
Integer | целые числа от -32768 до 32767 | 2 байта | int | % |
Long | целые числа двойной длины | 4 байта | Ing | & |
Single | десятичные числа одинарной точности | 4 байта | sng | ! |
Double | десятичные числа двойной точности | 8 байт | dbl | # |
Boolean | логическое значение True или False | 2 байта | bin |
|
String | строка символов | 1 байт на каждый символ | str | $ |
Currency | число в денежном формате | 8 байт | cur | @ |
Date | дата от 1 января 100 г. до 31 декабря 9999 г. | 8 байт | dtm |
|
Object | ссылки на любой объект | 4 байта | obj |
|
Variant | любые значения | > 16 байт | vnt |
|
Над различными типами данных, а следовательно, переменных, допустимы различные операции. Так над числовыми переменными возможны арифметические операции, над логическими переменными – логические операции, над строковыми – операции преобразования символьных строк и т.д.
Различные типы данных требуют для своего хранения в оперативной памяти компьютера различное количество ячеек (байт). Так, для хранения целых чисел в интервале от 0 до 255 в переменных типа Byte достаточно одной ячейки памяти (одного байта), для хранения вещественного числа с двойной точностью в переменных типа Double требуется уже восемь ячеек (восемь байт), а для хранения символьных строк в переменных типа String требуется одна ячейка на каждый символ.
Имя переменной. Имя каждой переменной (идентификатор) уникально и не может меняться в процессе выполнения программы. Имя переменной может состоять из различных символов (латинские и русские буквы, цифры и т.д.), но должно обязательно начинаться с буквы и не должно включать точку «.». Число символов в имени не может быть более 255.
Например, числовую переменную можно назвать А или Число, а строковую – А или Строка. Однако разработчик языка Visual Basic фирма Microsoft рекомендует для большей понятности текстов программ для программиста в имена переменных включать особую приставку, которая обозначает тип переменных. Тогда, например, имена целочисленных переменных целесообразно записать как intA или intЧисло, а текстовых – strA или strCтрокa.
Соглашение об именах. Имя каждой переменной уникально и не может меняться в процессе выполнения программы.
Для большей прозрачности кода в среде Windows используют венгерскую нотацию, суть которой заключается в том, что имя переменной начинается с префикса, который обозначает тип переменной.
Арифметические выражения. В состав арифметических выражений могут входить переменные числового типа и числа; над переменными и числами могут производиться различные арифметические и математические операции.
-
A=23*B-(45+F)^2/5
-
S=S+1
-
B=(A+Cos (X))/N
Строковые выражения. В состав строковых выражений могут входить переменные строкового типа, строки и строковые функции.
-
strA ="ИНН"& vntНомер
-
strC ="град"& "ус"& strЗнак
-
strФИО= Mid(strF,2,6) & "."
Логические выражения. В состав логических выражений кроме логических переменных могут входить также числа, числовые или строковые переменные или выражения, которые сравниваются между собой с использованием операций сравнения (>, =,
Логическое выражение может принимать только два значения: «истина» или «ложь».
Над элементами логических выражений могут производиться логические операции, которые на языке Visual Basic обозначаются следующим образом: логическое умножение – And, логическое сложение – Or и логическое отрицание Not. При записи сложных логических выражений часто используются скобки.
(5 > 3) And (2*2 = 5) - условие ложно;
(5 > 3) Or (2*2 = 5) - условие истинно.
Переменные типа Variant имеют большое практическое значение, однако при их применении возникают проблемы. Во-первых, при чтении кода не видно, какой внутренний тип имеет переменная в данный момент. Это может крайне затруднить обнаружение логических ошибок программирования. Во-вторых, данные этого типа из-за частых внутренних преобразований занимают больше памяти, чем аналогичные данные, объявленные с указанием явного типа.
Объявление переменных. Важно, чтобы не только разработчик программы понимал, переменные какого типа используются в программе, но это мог учесть и исполнитель программы (компьютер). Второе даже более важно, так как, если компьютер не будет знать, переменная какого типа используется в программе, он будет считать е переменной универсального типа Variant и отведет для ее хранения 16 или более ячеек (байт). Это будет приводить к неэффективному использованию памяти и замедлению работы программы.
Для объявления типа переменной можно воспользоваться оператором определения переменной.
Примеры объявления переменных | |
|
|
4. Закрепление изученного материала
Практическое задание «Проект «Переменные»»
Создать проект, в котором объявить переменные различных типов, присвоить им значение и вывести значения в поле списка, размещенное на форме.
Этапы создания проекта:
1. Создание графического интерфейса
2. Создание событийной процедуры
3.Компиляция и запуск проекта на выполнение
4. Анализ и оптимизация программы
Элементы управления ListBox (список)
Добавляет строки в список во время проектирования. Для этой цели используются методы AddItem (добавить элемент), RemoveItem (удалить элемент) и Clear (очистить).
ListBox1.Items.Add(A)
Public Class Form1
Dim A As Byte, B As Short, C As Single, D As String, G As Boolean
Private Sub Button1_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Button1.Click
A = 255
B = -32768
C = 3.14
D = "информатика"
G = True
ListBox1.Items.Add(A)
ListBox1.Items.Add(B)
ListBox1.Items.Add(C)
ListBox1.Items.Add(D)
ListBox1.Items.Add(G)
End Sub
End Class
Создать новый проект. Для создания графического интерфейса разместить на форме (frml) управляющий элемент командная кнопка (button1). В качестве аргументов программы пусть выступают две целочисленные переменные intA и intB, а в качестве результатов неотрицательная целочисленная переменная byte, вещественная переменная одинарной точности sngD и вещественная переменная двойной точности dblE.
2. Объявить переменные для их использования в программе:
Dim intA, intB As Integer, bytC As Byte, sngD As Single, dblE As Double
3. Произвести двойной щелчок по кнопке cmdl, в окне Программный код появится заготовка событийной процедуры:
Sub cmdl_Click()
End Sub
Теперь необходимо разработать программный модуль, реализующий следующий алгоритм деления двух чисел:
1. Присвоить аргументам алгоритма, переменным intA и intB конкретные значения.
2. Присвоить каждой из переменных bytC, sngD и dblE результат деления аргументов.
3. Напечатать результаты (значения переменных) на форме.
Реализацию первых двух инструкций (команд) алгоритма произведем с помощью операторов присваивания. В качестве исходных чисел возьмем целые числа 2 и 3. Печать результатов алгоритма осуществим с помощью метода Print, которым обладает объект frml.
Метод Print используется для печати на форме чисел и строк, а также значений числовых и строковых переменных или выражений, которые образуют список печати. В качестве разделителей списка печати используется либо запятая, либо точка с запятой. В первом случае элементы списка печатаются каждый в своей зоне (каждая зона имеет длину 14 символов), во втором случае элементы списка печатаются вплотную друг к другу. В случае отсутствия списка печати на форму выводится пустая строка.
Синтаксис метода Print следующий: Объект.Print [СписокПечати]
Public Class Form1
Dim intA, intB As Integer, bytC As Byte, sngD As Single, dblE As Double
Private Sub Button1_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Button1.Click
intA = 2
intB = 3
bytC = intA / intB
sngD = intA / intB
dblE = intA / intB
Print(bytC, sngD, dblE)
End Sub
End Class
Для логических переменных
Dim blnА, blnВ, blnС As Boolean
Sub button3_Click()
blnА = 5 > 3
blnВ = 2*2 = 5
blnС =blnА And blnВ
Print blnС
End Sub
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание
Приложение
Переменные | |||||
переменные хранят… | Длина имени переменной… | Правила составлении Имени переменной | Суффиксы предназначены для… | | |
| | | | | |
Типы переменных | |||||
Тип переменной | Значение переменной | ||||
| | ||||
Константы | |||||
| |
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Переменные в Visual Basic», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Информатика (10 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.