Классный час «Образ русской женщины» для начальной школы в 1-11 классе
«Образ русской женщины»
Этнографическая беседа-диалог к урокам литературного чтения, музыки,
изобразительного искусства
Павлинич Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 31
с углублённым изучением отдельных предметов»
Классный час целесообразно провести по окончании изучения темы «Образ Древней Руси» на уроках окружающего мира, литературного чтения. Это занятие может послужить предварительной беседой к урокам изобразительного искусства, музыки.
Цели и задачи:
-
Привитие интереса к духовно-нравственным ценностям и к истории России.
-
Создание целостного образа русской женщины, отраженного в литературе, музыке, изобразительном искусстве.
-
Знакомство учащихся с новыми словами (этнография, исторический музей), названиями одежды, которые давно отсутствуют в современном костюме.
Оборудование:
Иллюстрации картин: Аргунов «Неизвестная в русском костюме», Васнецов «Снегурочка», Врубель «Царевна Лебедь», Суриков «Боярыня Морозова», «Свадебный поезд», презентация «Образ русской женщины».
Литературные произведения: Некрасов «Мороз – Красный нос», Пушкин «Сказки», С. Есенин «Хороша была Танюша», А. Толстой «Петр I», русские народные песни в исполнении Ж. Бичевской.
Ход:
-
Произведения о русских женщинах
С незапамятных времён художники и поэты восхищались необыкновенной красотой русской женщины. И дело не в том, что русские женщины от природы очень хороши собой. Настоящая красота – это свет глаз, царственная плавная походка, душевность и скромность, природный ум и самоотверженность, способность любить. Невольно приходят на память стихи Н. Некрасова (чтение отрывка из поэмы «Мороз – Красный нос»: «Есть женщины в русских селеньях…»), А. Пушкина (чтение отрывка из сказки «Сказка о царе Салтане…»: «А сама-то величава…»), С. Есенина (чтение стихотворения «Хороша была Танюша»).
А вы заметили, как Сергей Есенин описывает одежду бедной Танюши? Какая главная деталь женского костюма упоминается? Да, это сарафан.
Вот и в русских народных песнях упоминается именно сарафан. Послушайте одну из них «Зеленый сарафан» в исполнении певицы Жанны Бичевской.
В русские старинные костюмы одеты героини ваших любимых сказок. Назовите их. (Снегурочка, Елена Прекрасная, Царевна Лебедь, Василиса Премудрая, Марья-искусница и другие)
Представьте себе, ребята, что перед художником встает задача нарисовать иллюстрации или сделать эскизы костюмов к спектаклю-сказке или историческому фильму. С архитектурой проще, потому что многое сохранилось, а как быть с одеждой? Так уже давно никто не одевается. Как же узнать, как одевались люди в те давние времена? Есть такая профессия – этнограф. Этнографы – удивительные люди. Они ездят в самые дальние глухие деревни, находят там пожилых людей, в основном бабушек, которым скоро исполнится 100 лет. Эти женщины поют старинные песни, открывают свои сундуки, достают вышивки, украшения, костюмы, а также прялки, веретена, которые им, в свою очередь, доставались от их бабушек и прабабушек. Таким образом можно проникнуть на 150-200 лет назад в глубь веков. Потом по зарисовкам и создаются народные костюмы.
А как быть, если мы хотим вернуться на 700-800 лет назад? Для этого художники идут в архивы – место, где хранятся старинные рукописи, книги, рисунки. А еще существуют на свете музеи живописи, где выставлены картины старинных русских мастеров, и исторические музеи, например: Оружейная палата в Москве, где можно найти подлинные костюмы русских царей, украшения, оружие, посуду, другие предметы быта. Кроме того, описание одежды можно найти в исторических романах (чтение отрывка из главы «Свадьба» романа А.Н. Толстого «Петр I»).
-
Старинная одежда русских женщин
Это описание для нас особо ценно потому, что это последняя царская невеста, которая выходила замуж в традиционном русском костюме, так как её будущий муж, царь Петр I, заставил дворян и бояр одеваться по европейской моде. А простой народ, по крайней мере, ещё лет 300 одевался согласно русским обычаям.
А ведь одежда в России, кроме своей главной функции – согреть человека, играла ещё одну, но очень важную роль. Вспомните, ребята, пословицу: «Встречают по одёжке – провожают по уму». В самом деле – по тому как русская женщина была одета, можно было сказать о ней почти всё.
В основе костюма была знакомая нам по мужскому костюму рубашка. Только у мужчины она была первым слоем одежды. Женщины же под рубаху надевали не очень длинную сорочку, без рукавов. Рубашка же была длинной, до пят с длинными рукавами, причем носили их и дворянки и крестьянки. Они различались только тканью. Если у простого народа одежда была из домотканной льняной материи, то у дворянок и боярышень рубашки были шелковыми, из тканей, привезенных из дальних стран. Рукав укреплялся на запястье деталью, которая так и называлась «запястье», её украшали вышивкой, бисером, жемчугом.
Простые девушки тоже по мере сил и возможностей украшали свой костюм. Не так дорого, зато всю душу вкладывали в эту работу. Ведь от того, насколько ты искусна и трудолюбива, часто зависели судьба, удачное замужество (стоящий парень не посмотрит на белоручку).
А вот дальше в костюме простого народа и знати появились различия. В простонародном костюме следующим (третьим) слоем шёл сарафан. Сарафан – это одежда без рукавов, снизу доверху застегивающаяся на пуговицы. Боярышни и дворянки одевали поверх рубашки «летник», как правило, из богато расшитого шёлка, также застегнутый сверху донизу на пуговицы, но уже с рукавами. Причем длиной рукава часто доставали до пола. Понятна ли вам теперь пословица: «Работать спустя рукава»? В прохладную погоду носили «опашень» - уличную одежду с рукавами, тоже очень длинными, а зимой – шубу.
Народ попроще в прохладную погоду носил душегрейку – короткую широкую безрукавку, зимой все носили шубы. Русский мороз не шутка. Правда, у крестьянок шубы были покороче и попроще.
Особое внимание уделялось головному убору. С непокрытой головой женщина вообще не могла выйти на улицу. Незамужние девушки носили кокошники – плоское украшение, которое укреплялось на специальной шапочке и венцы круглой формы. Размер и богатство головного убора зависели от богатства и знатности его обладательницы. Ну и украшением любой девушки была коса. В неё вплетались разноцветные ленты и даже нитки жемчуга.
А вот замужней женщине ни в коем случае не разрешалось показывать свои волосы посторонним. Головной убор меняли прямо в день свадьбы. Он назывался «кика» - это суконная, парчовая, шелковая шапочка, часто имевшая рогатую форму (дань языческому почитанию кормилице-корове). На улицу поверх кики надевали платок или покрывало, чтобы ни одной волосинки не было видно.
Завершающий штрих к женскому костюму – это обувь и украшения. Крестьяне носили лапти, а боярыни и купчихи – туфельки и сапожки. Зимой все женщины носили валенки. Различались они только украшениями. Руки, шею, волосы украшали лентами, цветами, драгоценными камнями, золотом, серебром. Наличие драгоценных украшений и их количество говорило о богатстве хозяйки.
Итак, что мы можем сказать о женщине, которая одета в тот или иной костюм?
-
Каковы особенности старинного женского костюма?
-
Какие черты характера русской женщины прославляли писатели, поэты, художники и композиторы?
-
Какие черты характера русских женщин в старину похожи на характер современной женщины?
Список литературы:
-
Мастер-класс учителя начальной школы. Разработки уроков, система работы с родителями, разработки тематических родительских собраний, разработки внеклассных мероприятий. Методическое пособие с электронным приложением. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2011. – 464 с.
-
Дик Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 346, (1) с. – (Сердце отдаю детям).
-
Классные часы для учащихся 1-4 классов/ Л. В. Мищенкова. – Ярославль, Академия развития, 2009. – 192 с.: ил. – (Самый классный час).
-
«Государственная Третьяковская галерея», том 1. М.: ЗАО «Издательский дом « Комсомольская правда » », 2011 г. – 96 с.: ил.
-
Синицына Е. И. Умные занятия. Серия «Через игру – к совершенству». М.: «Лист», 1998 г. – 222c.
-
Каменева Е. О. Какого цвета радуга. М.: «Детская литература», 1971 г. – 170 с.: ил.
Здесь Вы найдете материалы для классного часа на тему «Образ русской женщины», которые можно удобно просмотреть онлайн или же бесплатно скачать. Предмет работы: Начальная школа (1-11 класс). Также здесь Вы найдете дополнительные материалы по схожим темам и работы из той же категории, что позволит Вам еще глубже изучить вопрос, рассмотреть его под разными углами и еще лучше подготовиться к проведению классного часа.