Слайд 1Платон Обоснование идеализма
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии
Слайд 2Эйдос как гипостазированная универсалия Эйдос как умопостигаемая сущность Вечность (бессмертие) души Эйдос как идеальный прообраз чувственных вещей
Онтологическая аргументация Гносеологическая аргументация Критика сенсуализма Познание как припоминание Аксиологическая аргументация
Корни платоновского идеализма Сократ: «Познай самого себя» Пифагорейцы: числа как первоначала бытия Онтология, гносеология и аксиология Платона Мир вещей и мир идей Психологические предпосылки идеализма Концепция эйдоса и обоснование идеализма
Концепция эйдоса
Обоснование идеализма
Слайд 3Милет Эфес Элея Абдеры Афины
Слайд 4Апология Сократа Менон Федон Пир Государство Теэтет Парменид Тимей
Платон (428/427-348/347)
Основные сочинения
Слайд 5Корни платоновского идеализма Сократ и пифагорейцы
Пифагор (VI в. до н.э.)
Сократ (469-399)
Слайд 6Корни платоновского идеализма Сократ
Познай самого себя (γνώσι σεαυτον)
Надпись на стене храма Аполлона в Дельфах, традиционно приписываемая одному из «семи мудрецов» древности.
Слайд 7Сократ представляет собою не только в высшей степени важную фигуру в истории философии и, может быть, самую интересную в древней философии, а также и всемирно-историческую личность. Ибо главный поворотный пункт духа, обращение его к самому себе, воплотился в нём в форме философской мысли.
Гегель. «Лекции по истории философии».
Слайд 8Человек как фокус философского интереса («Познай самого себя») Определение понятий как способ постижения сущности вещей Сократический метод: майевтика (повивальное искусство) Добродетель как знание блага
Слайд 9Платон. «Апология Сократа».
Не самое ли это позорное невежество – думать, что знаешь то, чего не знаешь?
Слайд 10Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа».
Слайд 11Корни платоновского идеализма Пифагорейцы
Архит (IV в. до н.э.)
Филолай (V в. до н.э.)
Слайд 12Числа как первоначала Мировая гармония Метемпсихоз (переселение душ)
Слайд 13Онтология Платона Мир вещей и мир идей
Гераклитов мир вечного становления
Парменидов мир неизменного бытия
Мир вещей Мир идей
Слайд 14Онтология Платона Психологические предпосылки идеализма
Относительная самостоятельность идеального образа, проявляющаяся в нашей способности представлять и мыслить объект в его отсутствие, видоизменяя его в мысли соответственно нашим целям.
Слайд 15Концепция эйдоса и обоснование идеализма
Вещи Идеи Аргументы
Чувственно воспринимаемы
Умопостигаемы Онтологические Ущербны Совершенны Аксиологические Единичны Универсальны Гносеологические
Слайд 16Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма
Белизна Теплота белая тёплая белый Снег Лебедь Облако белое День тёплый Вода Комната
Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что может сказываться о единичных вещах (их свойства, отношения).
Гипостазирование (греч. υπόστσις, сущность) – наделение самостоятельным существованием абстрактных сущностей (признаков, классов).
Слайд 17всегда бывает причастен белым причастна сама по себе причастно белизне теплоте
Слайд 18Идеи суть сущности значит самодостаточны (независимы) и необходимы.
Идеи неделимы значит вечны; вечны значит предшествуют вещам как во времени, так и онтологически.
Преходящи, изменчивы
Вечны, неизменны
Множественны, единичны
Лишь имеют свойства
Едины, универсальны
Тождественны своим свойствам
Суть комплексы акциденций
Суть сущности Сложны, делимы Просты, неделимы
Слайд 19Всё это и значит, что общее (идеи) обладает онтологическим приоритетом сравнительно с чувственно воспринимаемыми (материальными) единичными вещами.
Слайд 20Идеализм – философское учение, утверждающее онтологический приоритет (первичность) идеального по отношению к материальному.
Материализм – философское учение, утверждающее онтологический приоритет (первичность) материального по отношению к идеальному.
Слайд 21Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма
Белый снег можно видеть, тепло воды – воспринимать посредством осязания,
но белизну как таковую, теплоту как таковую воспринять чувствами нельзя –
идеи белизны и теплоты можно только мыслить.
Но откуда и как появляются у нас эти мысли?
Слайд 22Гносеологическое обоснование идеализма Критика сенсуализма
178049'51" 180000'34" 179059'57" 180009'45" 179052'16" Сумма углов Треугольник
Математическое знание, как и любое знание общего, невозможно ни получить из единичных чувственных восприятий, ни обосновать с их помощью.
Слайд 23Так обстоит дело потому, что действительными объектами этого знания являются не чувственно воспринимаемые вещи, а умопостигаемые сущности.
Слайд 24
Слайд 25Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание
Настоящее (т.е. достоверное) знание есть знание общего (о единичном можно иметь лишь мнение).
Общее знание нельзя получить из единичных «знаний», поскольку полная индукция невозможна (исключая тривиальные случаи),
а неполная индукция позволяет делать лишь вероятностные выводы.
Так как чувствами воспринимаются лишь единичные вещи, настоящее знание не может основываться на чувственном восприятии.
Слайд 26Поскольку умопостигаемые сущности (идеи) не даны чувственному восприятию непосредственно
и не могут быть получены из него опосредованно – путём вывода,
остаётся допустить, что мы знаем их до всякого чувственного восприятия,
т.е. ещё до рождения.
Слайд 27Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание и бессмертие души
Но тогда и носитель этого знания – душа – должна была существовать до рождения нашего тела
и, значит, будет существовать и после его смерти.
А если какие-то идеи нам неизвестны, то это лишь потому, что они забыты.
С этой точки зрения, всякое познание идей есть не что иное, как припоминание.
Слайд 28Сущности предшествуют акциденциям и логически, и онтологически.
Мысль о простом и неизменном логически первична.
Изменчивы, преходящи
Неизменны, вечны Сложны Просты
Вечное и общее вообще доступны лишь мышлению.
Слайд 29Поскольку, таким образом, знание идей предшествует знанию вещей (а не наоборот), то и объекты такого знания, т.е. идеи, должны предшествовать объектам чувственного восприятия, т.е. вещам.
Слайд 30Существенный признак необходимо, при всех условиях, принадлежит предмету, выражая его коренную природу; без него данный предмет существовать не может (или не может быть самим собой).
Несущественный признак может принадлежать, а при некоторых условиях может и не принадлежать данному предмету.
Собственный признак присущ всем предметам данного класса, но не входит в число существенных признаков, а только выводится из них.
Несобственный признак не может быть выведен из существенного признака, хотя и может быть присущ всем предметам данного класса.
Отделимый несобственный признак не выводится из существенного признака и присущ только некоторым предметам данного класса.
Неотделимый несобственный признак не выводится из существенного признака, но присущ всем предметам данного класса.
Классификация признаков
Признак – это всё то, чем предметы сходны друг с другом или чем они отличаются друг от друга.
Слайд 31Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма
Слайд 32Снег белый в том смысле, что неверно, что снег не белый; более того, белизна считается неотделимым признаком снега.
Слайд 33Лебедь белый в том смысле, что неверно, что этот лебедь не белый (хотя белизна, вообще говоря, не является неотделимым признаком лебедя).
Слайд 34Облако белое в том смысле, что неверно, что это облако не белое (является ли белизна неотделимым признаком облака, пусть решают другие).
Слайд 35День тёплый для осени, но, по сравнению с летним днём, он не такой уж тёплый; день тёплый для Москвы, но для уроженца Каира он совсем не тёплый.
Слайд 36Вода тёплая для осени, но, по сравнению с летом, она не тёплая; вода тёплая для реки, но для ванны она недостаточно тёплая.
Слайд 37Комната тёплая по сравнению с лестничной клеткой, но, по сравнению с сауной, она вовсе не тёплая; комната тёплая для танцев, но просто сидеть в ней холодно.
Слайд 38Между этими признаками (белизна снега и теплота воды) имеется, по-видимому, существенная разница.
При ближайшем рассмотрении оказывается, однако, что разница эта не столь уж велика: снег, например, может оказаться не таким уж белым.
И даже заменив несобственный признак снега (белизну) собственным (холодностью) или существенным (снежностью), мы тоже обнаружим, что снег порой не такой уж холодный и не такой уж «снежный».
В этом смысле одна только Снежность всегда и без всяких оговорок «снежная», подобно тому как только Белизна всегда белая и только Теплота всегда тёплая.
Слайд 39Уникальны, универсальны
Несовершенны (ущербны)
Подражают образцу
Служат образцом
Вечное, неизменное, уникальное, общее, самосущее, совершенное, образцовое имеет бóльшую ценность, чем преходящее, изменчивое, повторяющееся, единичное, зависимое, ущербное, подражательное.
Слайд 40Вещи вообще представляют собой лишь неполные и несовершенные воплощения идей.
Слайд 41Гносеологическая аргументация
Составное, преходящее, множественное, зависимое, случайное вторично онтологически.
Простое, вечное, единое, самосущее, необходимое первично онтологически.
Онтологическая аргументация
Аксиологическая аргументация
Простое, вневременное, общее, неизменное, сущностное первично логически (и онтологически).
Сложное, временное, частное, изменчивое, акцидентальное вторично логически (и онтологически).
Вечное, самосущее, совершенное, образцовое первично аксиологически (равно как логически и онтологически).
Преходящее, зависимое, ущербное, подражательное вторично аксиологически (равно как логически и онтологически.
Слайд 42Эйдос (греч. είδος, лат. forma, этимологически тождественно рус. вид) – термин древнегреческой философии, в дофилософском употреблении обозначавший «(внешний) вид», «образ»; у Платона – трансцендентная умопостигаемая сущность (1), гипостазированная универсалия (2), существующая отдельно от единичных вещей, но являющаяся их идеальным прообразом (образцом) (3), единственный объект достоверного (научного) знания; синоним термина «идея» (греч. ιδέα).