- Эпикурейцы и стоики

Презентация "Эпикурейцы и стоики" по философии – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31
Слайд 32
Слайд 33
Слайд 34

Презентацию на тему "Эпикурейцы и стоики" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Философия. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 34 слайд(ов).

Слайды презентации

Эпикурейцы и стоики. МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии
Слайд 1

Эпикурейцы и стоики

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии

Сократические школы Киренаики: этика гедонизма Аристипп: обоснование гедонизма Феодор: аморалистическая интерпретация гедонизма Гегесий: пессимистическая интерпретация гедонизма Анникерид: гедонистический оптимизм Киники: этика аскетизма Антисфен: обоснование кинизма Диоген: практика кинизма Кратет:
Слайд 2

Сократические школы Киренаики: этика гедонизма Аристипп: обоснование гедонизма Феодор: аморалистическая интерпретация гедонизма Гегесий: пессимистическая интерпретация гедонизма Анникерид: гедонистический оптимизм Киники: этика аскетизма Антисфен: обоснование кинизма Диоген: практика кинизма Кратет: критика гедонизма Эллинистическая философия Эпикурейцы: этика эвдемонизма Страхи и их преодоление Классификация желаний Стоики: автаркия разума Онтология («физика») Ранней Стои Этика Римской Стои

Сократические школы и их преемники. Сократ 469-399. Элидо-эри- трейская школа. Аристипп ок. 435 – ок. 365. Евклид ок. 430 – ок. 360. Платон 428/27 – 348/47 Федон 417 – ок. 350 Антисфен ок. 435-376 Киренская школа Мегарская школа. Академия (платоники). Киническая школа Эпикур 341-271 Зенон 336-264 Эп
Слайд 3

Сократические школы и их преемники

Сократ 469-399

Элидо-эри- трейская школа

Аристипп ок. 435 – ок. 365

Евклид ок. 430 – ок. 360

Платон 428/27 – 348/47 Федон 417 – ок. 350 Антисфен ок. 435-376 Киренская школа Мегарская школа

Академия (платоники)

Киническая школа Эпикур 341-271 Зенон 336-264 Эпикурей- цы Стоики

Аристотель 384 – 322/21

Древняя Академия Средняя Академия

Ликей (перипате- тики)

Рафаэль. «Афинская школа». Афины – центр греческой философии. Пифагор Гераклит Парменид Сократ Платон Аристотель Антисфен Диоген Эпикур Зенон Плотин Аверроэс Платоники Перипатетики
Слайд 4

Рафаэль. «Афинская школа».

Афины – центр греческой философии

Пифагор Гераклит Парменид Сократ Платон Аристотель Антисфен Диоген Эпикур Зенон Плотин Аверроэс Платоники Перипатетики

Киренаики Этика гедонизма. Милет Эфес Элея Абдеры Афины Стагира Кирена
Слайд 5

Киренаики Этика гедонизма

Милет Эфес Элея Абдеры Афины Стагира Кирена

Аристипп ок. 435 - ок. 365. Арета. Аристипп (Младший). Гегесий IV в. Феодор IV-III в. Анникерид IV-III в. Аморализм Пессимизм. Гедонистический оптимизм. Гедонизм (греч. ήδονή, удовольствие) – этическое учение, отождествляющее благо с удовольствием.
Слайд 6

Аристипп ок. 435 - ок. 365

Арета

Аристипп (Младший)

Гегесий IV в. Феодор IV-III в. Анникерид IV-III в. Аморализм Пессимизм

Гедонистический оптимизм

Гедонизм (греч. ήδονή, удовольствие) – этическое учение, отождествляющее благо с удовольствием.

Аристипп Обоснование гедонизма. Единственное подлинное благо – телесное удовольствие; единственное зло – телесное страдание. Люди несчастны потому, что принимают за благо то, что является лишь средством для его получения (например, богатство). Мудр тот, кто знает, что есть истинное благо и что есть
Слайд 7

Аристипп Обоснование гедонизма

Единственное подлинное благо – телесное удовольствие; единственное зло – телесное страдание. Люди несчастны потому, что принимают за благо то, что является лишь средством для его получения (например, богатство). Мудр тот, кто знает, что есть истинное благо и что есть действительное зло, и знает, как использовать это знание; мудрость – это умение (искусство) быть счастливым. Но в стремлении к удовольствиям мудрец руководствуется принципом меры: он – не раб, а господин своих удовольствий.

Если наслаждение есть единственное благо, а страдание – единственное зло, то всё прочее (что не есть ни наслаждение, ни страдание) следует признать безразличным. Поэтому мудрец не считает злом ни кражу, ни святотатство, ни клятвопреступление, ни измену. Он избегает их, но не потому, что считает их ч
Слайд 8

Если наслаждение есть единственное благо, а страдание – единственное зло,

то всё прочее (что не есть ни наслаждение, ни страдание) следует признать безразличным.

Поэтому мудрец не считает злом ни кражу, ни святотатство, ни клятвопреступление, ни измену.

Он избегает их, но не потому, что считает их чем-то дурным самим по себе, а потому что не желает быть наказанным, т.е. страдать.

Феодор Аморалистическая интерпретация гедонизма

Имей он гарантию безнаказанности, он не колеблясь пошёл бы на эти так называемые «преступления», если бы это сулило ему наслаждение.

Жить стоит только ради удовольствий, но такая жизнь невозможна, ибо удовольствия неотделимы от страданий. 1) Удовольствие мы получаем, удовлетворяя наши потребности, но сначала мы страдаем от того, что они не удовлетворены. 2) При этом пребывать в состоянии неудовлетворённости можно долго, тогда как
Слайд 9

Жить стоит только ради удовольствий, но такая жизнь невозможна, ибо удовольствия неотделимы от страданий.

1) Удовольствие мы получаем, удовлетворяя наши потребности, но сначала мы страдаем от того, что они не удовлетворены.

2) При этом пребывать в состоянии неудовлетворённости можно долго, тогда как процесс удовлетворения скоротечен.

3) Средства удовлетворения потребностей ограничены и потому достаются с трудом и доступны лишь немногим.

Гегесий Пессимистическая интерпретация гедонизма

4) Но и эти немногие не будут по-настоящему счастливы, так как то, что достаётся легко, большого удовольствия не доставляет.

В жизни какую избрать нам дорогу? В общественном месте – Тяжбы, да спор о делах, дома – своя суета; Сельская жизнь многотрудна; тревоги полно мореходство; Страшно в чужих нам краях, если имеем мы что, Если же нет ничего – много горя; женатым заботы Не миновать, холостым – дни одиноко влачить; Дети –
Слайд 10

В жизни какую избрать нам дорогу? В общественном месте – Тяжбы, да спор о делах, дома – своя суета; Сельская жизнь многотрудна; тревоги полно мореходство; Страшно в чужих нам краях, если имеем мы что, Если же нет ничего – много горя; женатым заботы Не миновать, холостым – дни одиноко влачить; Дети – обуза, бездетная жизнь неполна; в молодёжи Благоразумия нет, старость седая слаба. Право, одно лишь из двух остаётся нам, смертным, на выбор: Иль не родиться совсем, или скорей умереть.

Посидипп, «О жизни» (III в. до н.э.)

Жизнь, полная удовольствий, вполне возможна, если не сводить удовольствия к телесным наслаждениям. 1) Признание духовных наслаждений расширяет самый круг возможных удовольствий. 2) Удовлетворение духовных потребностей не связано с уничтожением того, что нужно для их удовлетворения. Значит, удовлетво
Слайд 11

Жизнь, полная удовольствий, вполне возможна, если не сводить удовольствия к телесным наслаждениям.

1) Признание духовных наслаждений расширяет самый круг возможных удовольствий.

2) Удовлетворение духовных потребностей не связано с уничтожением того, что нужно для их удовлетворения.

Значит, удовлетворяя свои духовные потребности, мы не лишаем других средств для удовлетворения их потребностей.

Анникерид Гедонистический оптимизм

3) В отличие от телесных, духовные наслаждения не скоротечны.

В жизни любая годится дорога. В общественном месте – Слава и мудрость в делах, дома – покой от трудов; В сёлах – природы благие дары, в мореплаванье – прибыль, В крае чужом нам почёт, если имеем мы что, Если же нет ничего, мы одни это знаем; женитьба Красит очаг, холостым – более лёгкая жизнь. Дети
Слайд 12

В жизни любая годится дорога. В общественном месте – Слава и мудрость в делах, дома – покой от трудов; В сёлах – природы благие дары, в мореплаванье – прибыль, В крае чужом нам почёт, если имеем мы что, Если же нет ничего, мы одни это знаем; женитьба Красит очаг, холостым – более лёгкая жизнь. Дети – отрада, бездетная жизнь без забот. Молодёжи Сила дана, старики благочестивы душой. Вовсе не нужно одно нам из двух выбирать – не родиться Или скорей умереть; всякая доля блага.

Метродор, «О жизни» (IV в. н.э.)

Киники Этика аскетизма. Антисфен ок. 435- ок. 376. Диоген Синопский ок. 404 - 323. Кратет Фиванский IV в. Кинизм (греч., κύων, пёс, род. κυνός). Аскетизм (греч., άσκητής, упражняющийся) – этическое учение, проповедующее самоотречение и подавление чувственных влечений как средство достижения высшего
Слайд 13

Киники Этика аскетизма

Антисфен ок. 435- ок. 376

Диоген Синопский ок. 404 - 323

Кратет Фиванский IV в.

Кинизм (греч., κύων, пёс, род. κυνός)

Аскетизм (греч., άσκητής, упражняющийся) – этическое учение, проповедующее самоотречение и подавление чувственных влечений как средство достижения высшего блага.

Синопа Фивы
Слайд 14

Синопа Фивы

Если счастье зависит от удовлетворения потребностей, то оно тем достижимее, чем меньше у нас потребностей. 1) Кратчайший и вернейший путь к счастью лежит поэтому через ограничение потребностей. (В таком ограничении нет ничего невозможного, ибо наши потребности по большей части искусственны). 2) Чем
Слайд 15

Если счастье зависит от удовлетворения потребностей, то оно тем достижимее, чем меньше у нас потребностей.

1) Кратчайший и вернейший путь к счастью лежит поэтому через ограничение потребностей.

(В таком ограничении нет ничего невозможного, ибо наши потребности по большей части искусственны).

2) Чем меньше наши нужды, тем меньше наша зависимость от других людей и внешних обстоятельств, тем больше наша свобода.

Антисфен Обоснование кинизма

Джон Уотерхаус. «Диоген». Диоген Практика кинизма
Слайд 16

Джон Уотерхаус. «Диоген».

Диоген Практика кинизма

Н. Пуссен. «Пейзаж с Диогеном».
Слайд 17

Н. Пуссен. «Пейзаж с Диогеном».

«Диоген и Александр».
Слайд 18

«Диоген и Александр».

Кратет Критика гедонизма. Зная, что смертным родился, старайся питать свою душу Сладостной негой пиров, – после смерти ведь нет нам отрады. В прах обратился и я, Ниневии великий властитель. Только с собой и унёс я, что выпил и съел и что взято Мной от любви; вся же роскошь моя и богатство остались;
Слайд 19

Кратет Критика гедонизма

Зная, что смертным родился, старайся питать свою душу Сладостной негой пиров, – после смерти ведь нет нам отрады. В прах обратился и я, Ниневии великий властитель. Только с собой и унёс я, что выпил и съел и что взято Мной от любви; вся же роскошь моя и богатство остались; Мудрости это житейской моё поучение людям.

Херил. «На гроб Сарданапала» (V в. до н.э.)

Зная, что смертным родился, старайся питать свою душу Сладостью мудрых речей, не в еде для души ведь отрада. Жалок я, евший так много и так наслаждавшийся в жизни! Только с собой и унёс я, что ум мой познал и что музы Дали прекрасного мне; все же прочие блага остались. Кратет Фиванский. Пародия на э
Слайд 20

Зная, что смертным родился, старайся питать свою душу Сладостью мудрых речей, не в еде для души ведь отрада. Жалок я, евший так много и так наслаждавшийся в жизни! Только с собой и унёс я, что ум мой познал и что музы Дали прекрасного мне; все же прочие блага остались.

Кратет Фиванский. Пародия на эпиграмму- эпитафию Херила (IV в. до н.э.)

Эпикурейцы Этика эвдемонизма. Эвдемонизм (греч. εύδαιμονία, счастье) – этическое учение, утверждающее, что цель жизни – счастье. Гермарх IV-III в. Метродор 330-277. Тит Лукреций Кар (ок. 99-55)
Слайд 21

Эпикурейцы Этика эвдемонизма

Эвдемонизм (греч. εύδαιμονία, счастье) – этическое учение, утверждающее, что цель жизни – счастье.

Гермарх IV-III в. Метродор 330-277

Тит Лукреций Кар (ок. 99-55)

Самос Лампсак Митилена
Слайд 22

Самос Лампсак Митилена

Эпикур. О природе (не сохр.) Эпикур. Письмо к Геродоту Эпикур. Письмо к Менекею Эпикур. Главные мысли Тит Лукреций Кар. О природе вещей. Основные сочинения
Слайд 23

Эпикур. О природе (не сохр.) Эпикур. Письмо к Геродоту Эпикур. Письмо к Менекею Эпикур. Главные мысли Тит Лукреций Кар. О природе вещей

Основные сочинения

Непрерывная боль недолговременна, а затяжные немощи доставляют плоти больше наслаждения, чем боли. Этика эпикурейцев Страхи и их преодоление. Страхи – причины несчастий. Страх перед богами. Боги – существа бессмертные и блаженные, а такие ни сами забот не имеют, ни другим не доставляют. Смерть не им
Слайд 24

Непрерывная боль недолговременна, а затяжные немощи доставляют плоти больше наслаждения, чем боли.

Этика эпикурейцев Страхи и их преодоление

Страхи – причины несчастий

Страх перед богами

Боги – существа бессмертные и блаженные, а такие ни сами забот не имеют, ни другим не доставляют.

Смерть не имеет к нам никакого отношения: пока мы есть, смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет.

Страх смерти

Страх перед страданием

Этика эпикурейцев Классификация желаний. Желания бывают Естественные. Избавляющие от страданий, например, питьё при жажде. Разнообразящие наслаждение, например, изысканная пища. Не естественные и не необходимые, например, венки и почётные статуи. Необходимые Вздорные Не необходимые
Слайд 25

Этика эпикурейцев Классификация желаний

Желания бывают Естественные

Избавляющие от страданий, например, питьё при жажде

Разнообразящие наслаждение, например, изысканная пища

Не естественные и не необходимые, например, венки и почётные статуи

Необходимые Вздорные Не необходимые

Стоики Автаркия разума. Ранняя Стоя IV-III вв. до н.э. Средняя Стоя II-I вв. до н.э. Поздняя Стоя I-II вв. н.э. Зенон из Кития 336-264. Луций Анней Сенека 4-65 н.э. Клеанф ок. 331/30 – ок. 232. Хрисипп ок. 280/277 – ок. 208/204. Панэтий ок. 180 – после 110. Посидоний ок. 135 – ок. 50. Эпиктет ок. 50
Слайд 26

Стоики Автаркия разума

Ранняя Стоя IV-III вв. до н.э.

Средняя Стоя II-I вв. до н.э.

Поздняя Стоя I-II вв. н.э.

Зенон из Кития 336-264

Луций Анней Сенека 4-65 н.э.

Клеанф ок. 331/30 – ок. 232

Хрисипп ок. 280/277 – ок. 208/204

Панэтий ок. 180 – после 110

Посидоний ок. 135 – ок. 50

Эпиктет ок. 50 – 138 Марк Аврелий 121-180

Стоя (греч., Στοά) – Портик

Зенон из Кития (336-264). Хрисипп (ок. 280/277 – ок. 208/204). Луций Анней Сенека (4-65 н.э.). Марк Аврелий (121-180). Автаркия (греч., αύτάρκια) – самодовление, самодостаточность.
Слайд 27

Зенон из Кития (336-264)

Хрисипп (ок. 280/277 – ок. 208/204)

Луций Анней Сенека (4-65 н.э.)

Марк Аврелий (121-180)

Автаркия (греч., αύτάρκια) – самодовление, самодостаточность.

Китий Асс Солы Рим Гиераполь ← Кордуба
Слайд 28

Китий Асс Солы Рим Гиераполь ← Кордуба

Сенека. Нравственные письма к Луцилию Сенека. О благодеяниях Сенека. Рассуждения о природе Сенека. О блаженной жизни Сенека. О скоротечности жизни Сенека. О провидении Эпиктет. Беседы (записаны Ф. Аррианом) Марк Аврелий. К самому себе
Слайд 29

Сенека. Нравственные письма к Луцилию Сенека. О благодеяниях Сенека. Рассуждения о природе Сенека. О блаженной жизни Сенека. О скоротечности жизни Сенека. О провидении Эпиктет. Беседы (записаны Ф. Аррианом) Марк Аврелий. К самому себе

Стоики Онтология («физика») Ранней Стои. Космос представляет собой единый одушевлённый организм, отождествляемый с Богом (пантеизм). Душа мира (пневма), состоящая из смеси огня и воздуха, есть манифестация божественного разума – Логоса, который и правит миром, подобно тому как душа управляет телом.
Слайд 30

Стоики Онтология («физика») Ранней Стои

Космос представляет собой единый одушевлённый организм, отождествляемый с Богом (пантеизм). Душа мира (пневма), состоящая из смеси огня и воздуха, есть манифестация божественного разума – Логоса, который и правит миром, подобно тому как душа управляет телом. Всё сущее, будучи лишь частью единого космического организма, всецело определяется последним (отождествление логической необходимости с причинностью, отрицание случайности – абсолютный детерминизм). Всё, что происходит с человеком, также предопределено (фатализм).

Стоики Фатализм Ранней Стои. Фатализм (лат., fatum, судьба; fatalis, роковой, предопределённый) – философское учение, отождествляющая необходимость с предопределённостью и неизбежностью всего происходящего в природе и жизни человека, и на этом основании исключающее случайность и свободу.
Слайд 31

Стоики Фатализм Ранней Стои

Фатализм (лат., fatum, судьба; fatalis, роковой, предопределённый) – философское учение, отождествляющая необходимость с предопределённостью и неизбежностью всего происходящего в природе и жизни человека, и на этом основании исключающее случайность и свободу.

Властитель неба, мой отец, веди меня, Куда захочешь! Следую не мешкая, На всё готовый. А не захочу – тогда Со стонами идти придётся грешному, Терпя всё то, что претерпел бы праведным. Покорных рок ведёт, влечёт строптивого. Луций Анней Сенека (перевод из Клеанфа)
Слайд 32

Властитель неба, мой отец, веди меня, Куда захочешь! Следую не мешкая, На всё готовый. А не захочу – тогда Со стонами идти придётся грешному, Терпя всё то, что претерпел бы праведным. Покорных рок ведёт, влечёт строптивого.

Луций Анней Сенека (перевод из Клеанфа)

Высшим благом можно признать лишь то, что ни при каких обстоятельствах не может стать причиной несчастья. Всё, принадлежащее нам внешним образом (богатство, здоровье и т.п.), может быть утрачено, утрата же того, что мы ценим, делает нас несчастными. Поэтому ни богатство, ни здоровье, ни высокое обще
Слайд 33

Высшим благом можно признать лишь то, что ни при каких обстоятельствах не может стать причиной несчастья.

Всё, принадлежащее нам внешним образом (богатство, здоровье и т.п.), может быть утрачено, утрата же того, что мы ценим, делает нас несчастными.

Поэтому ни богатство, ни здоровье, ни высокое общественное положение, ни семейное благополучие не могут считаться высшим благом.

Единственное достояние человека, которое не может быть у него отнято, это мудрость, следовательно мудрость и есть высшее благо.

Стоики Этика Римской Стои

Мудр тот, кто понимает, что такое высшее благо, счастлив – тот, кто им обладает, а так как высшее благо – это мудрость, то мудрец счастлив.

Вопросы?
Слайд 34

Вопросы?

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:12 декабря 2012
Категория:Философия
Содержит:34 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации