- Локк и Лейбниц. Онтологические предпосылки и природа познания

Презентация "Локк и Лейбниц. Онтологические предпосылки и природа познания" по философии – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25

Презентацию на тему "Локк и Лейбниц. Онтологические предпосылки и природа познания" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Философия. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 25 слайд(ов).

Слайды презентации

Локк и Лейбниц Онтологические предпосылки и природа познания. МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии
Слайд 1

Локк и Лейбниц Онтологические предпосылки и природа познания

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии

Спор о «врождённых идеях» Нативизм и его критика Дж. Локком Контраргументы Г. Лейбница в защиту концепции «врождённых истин» Онтологические предпосылки рационализма и рационалистическая концепция познания «Разумность» мира как условие его познаваемости Эволюция западноевропейского рационализма Онтол
Слайд 2

Спор о «врождённых идеях» Нативизм и его критика Дж. Локком Контраргументы Г. Лейбница в защиту концепции «врождённых истин» Онтологические предпосылки рационализма и рационалистическая концепция познания «Разумность» мира как условие его познаваемости Эволюция западноевропейского рационализма Онтологический плюрализм Лейбница (учение о монадах) Истины разума и истины факта Онтологические предпосылки эмпиризма и эмпирическая концепция познания Телесный контакт как «передатчик» информации «Первичные» и «вторичные» качества Идеи ощущения и идеи рефлексии Простые и сложные идеи

Джон Локк Род. 29 августа 1632 г. в Рингтоне Ум. 28 октября 1704 г. в Отсе Готфрид Лейбниц Род. 1 июля 1646 г. в Лейпциге Ум. 14 ноября 1716 г. в Ганновере. Рингтон Лейпциг Отс Ганновер
Слайд 3

Джон Локк Род. 29 августа 1632 г. в Рингтоне Ум. 28 октября 1704 г. в Отсе Готфрид Лейбниц Род. 1 июля 1646 г. в Лейпциге Ум. 14 ноября 1716 г. в Ганновере

Рингтон Лейпциг Отс Ганновер

Джон Локк (1632-1704) Джон Локк. Опыт о человеческом разумении (1690) Два трактата о правлении (1690). Основные сочинения
Слайд 4

Джон Локк (1632-1704) Джон Локк

Опыт о человеческом разумении (1690) Два трактата о правлении (1690)

Основные сочинения

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). Готфрид Вильгельм Лейбниц. Новые опыты о человеческом разумении (1704) Опыты теодицеи о благости Божьей (1710) Монадология (1714)
Слайд 5

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Новые опыты о человеческом разумении (1704) Опыты теодицеи о благости Божьей (1710) Монадология (1714)

Спор о «врождённых идеях» Нативизм и его критика Дж. Локком. Основные представители Платон (427-347 до н.э.) Р. Декарт (1596-1650) Н. Мальбранш (1638-1715) Кембриджские платоники: Г. Мор (1614-1687) Р. Кедворт (1617-1688). Нативизм (лат. nativus, врождённый) – учение о наличии в разуме врождённого з
Слайд 6

Спор о «врождённых идеях» Нативизм и его критика Дж. Локком

Основные представители Платон (427-347 до н.э.) Р. Декарт (1596-1650) Н. Мальбранш (1638-1715) Кембриджские платоники: Г. Мор (1614-1687) Р. Кедворт (1617-1688)

Нативизм (лат. nativus, врождённый) – учение о наличии в разуме врождённого знания (идей, принципов).

Модификация аргумента спонтанного согласия – аргумент дедукции. Модификация аргумента латентного знания – аргумент спонтанного согласия. Модификация аргумента всеобщего согласия – аргумент латентного знания. Аргумент всеобщего согласия. Не существует истин, с которыми действительно были бы согласны
Слайд 7

Модификация аргумента спонтанного согласия – аргумент дедукции.

Модификация аргумента латентного знания – аргумент спонтанного согласия.

Модификация аргумента всеобщего согласия – аргумент латентного знания.

Аргумент всеобщего согласия.

Не существует истин, с которыми действительно были бы согласны все: даже так называемые «общеизвестные» истины неизвестны детям и идиотам.

Если «латентное» знание – это знание, которым можно обладать, не сознавая этого, то такое знание невозможно.

Начало рассуждения не есть то время, когда мы приходим к осознанию этих истин; если же считать доказательством врождённости самый факт согласия, придётся объявить врождёнными все истины, с которым мы соглашаемся.

Менее общие истины известны раньше более общих.

Аргументы нативистов

Контраргументы Локка

Спор о «врождённых идеях» Принцип сенсуализма (основной вывод Локка). Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в ощущении. Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu. Tabula rasa (лат. чистая доска) – термин сенсуализма для обозначения состояния сознания человека, ещё не получившего
Слайд 8

Спор о «врождённых идеях» Принцип сенсуализма (основной вывод Локка)

Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в ощущении.

Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu.

Tabula rasa (лат. чистая доска) – термин сенсуализма для обозначения состояния сознания человека, ещё не получившего внешнего чувственного опыта (например, новорождённого) и потому не располагающего какими бы то ни было знаниями.

Сенсуализм (от лат. sensus, чувство, ощущение) – гносеологическая доктрина, утверждающая, что чувственные ощущения являются единственным источником и основанием знания. (Сенсуализм долгое время был основной формой эмпиризма).
Слайд 9

Сенсуализм (от лат. sensus, чувство, ощущение) – гносеологическая доктрина, утверждающая, что чувственные ощущения являются единственным источником и основанием знания. (Сенсуализм долгое время был основной формой эмпиризма).

Спор о «врождённых идеях» Защита Лейбницем врождённого знания. Никакого «всеобщего согласия» не существует. Достоверность врождённых истин основана не на всеобщем согласии. Утверждение о наличии неосознанного знания противоречиво. Неосознанное знание – вовсе не бессмыслица: например, пока не вспомни
Слайд 10

Спор о «врождённых идеях» Защита Лейбницем врождённого знания

Никакого «всеобщего согласия» не существует.

Достоверность врождённых истин основана не на всеобщем согласии.

Утверждение о наличии неосознанного знания противоречиво.

Неосознанное знание – вовсе не бессмыслица: например, пока не вспомним, мы не осознаём того, что знали, но забыли.

Мы не можем признавать врождённым знанием всё, что считаем истинным.

Разумеется, не всякое знание врождено, но следует признать врождёнными истины, не объяснимые из опыта.

Знание есть результат умозаключений из данных чувственного опыта.

Сами правила умозаключения не могут быть получены из опыта путём умозаключения.

Аргументы Локка

Контраргументы Лейбница

Спор о «врождённых идеях» Принцип рационализма (основной вывод Лейбница). Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в ощущении, кроме самого разума. Nihil est in intellectu, quod non fuerit in sensu, nisi intellectus ipse.
Слайд 11

Спор о «врождённых идеях» Принцип рационализма (основной вывод Лейбница)

Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в ощущении, кроме самого разума.

Nihil est in intellectu, quod non fuerit in sensu, nisi intellectus ipse.

Если бы мир был неразумен (неупорядочен, незакономерен), он был бы принципиально непостижим. Если бы принципы нашего разума отличались от принципов мироустройства, мир был бы непостижим для нас. Мир познаваем лишь потому, что законы разума тождественны законам мира. Следовательно, основные законы пр
Слайд 12

Если бы мир был неразумен (неупорядочен, незакономерен), он был бы принципиально непостижим.

Если бы принципы нашего разума отличались от принципов мироустройства, мир был бы непостижим для нас.

Мир познаваем лишь потому, что законы разума тождественны законам мира.

Следовательно, основные законы природы разум может найти в себе самом, не обращаясь к опыту.

Онтологические предпосылки рационализма «Разумность» мира как условие его познаваемости

Тезис о разумности мира Лейбниц доводит до логического предела – утверждения, что сотворённый Богом мир есть «лучший из возможных». Это утверждение Лейбница будет попросту высмеяно Вольтером в его философской повести «Кандид, или Оптимизм» (1758).
Слайд 13

Тезис о разумности мира Лейбниц доводит до логического предела – утверждения, что сотворённый Богом мир есть «лучший из возможных».

Это утверждение Лейбница будет попросту высмеяно Вольтером в его философской повести «Кандид, или Оптимизм» (1758).

Р. Декарт Р. Спиноза Г. Лейбниц. Онтологические предпосылки рационализма Эволюция западноевропейского рационализма. Дуализм Монизм Плюрализм. Дух Материя Бог, или Природа М О Н А Д Ы
Слайд 14

Р. Декарт Р. Спиноза Г. Лейбниц

Онтологические предпосылки рационализма Эволюция западноевропейского рационализма

Дуализм Монизм Плюрализм

Дух Материя Бог, или Природа М О Н А Д Ы

Монизм (от греч. μόνος, один, единственный) – онтологическая позиция, признающая единство мира, т.е. принципиальную сводимость всех его объектов (явлений) к единой субстанциальной основе. Плюрализм (от лат. pluralis, множественный) – онтологическая позиция, признающая наличие в мире множества принци
Слайд 15

Монизм (от греч. μόνος, один, единственный) – онтологическая позиция, признающая единство мира, т.е. принципиальную сводимость всех его объектов (явлений) к единой субстанциальной основе.

Плюрализм (от лат. pluralis, множественный) – онтологическая позиция, признающая наличие в мире множества принципиально независимых (несводимых друг к другу) первоначал (субстанций).

Дуализм (от лат. dualis, двойственный) – разновидность плюрализма, ограничивающая число независимых первосущностей мира двумя (обычно такими первоначалами признаются материальное и духовное).

Эти простые сущности (монады) не могут возникать или исчезать иначе, как «разом» – в результате творения или уничтожения. Монад – бесконечное множество, и все они разные: одинаковые монады были бы тождественны, т.е. составляли бы одну сущность. Онтологические предпосылки рационализма Онтологический
Слайд 16

Эти простые сущности (монады) не могут возникать или исчезать иначе, как «разом» – в результате творения или уничтожения.

Монад – бесконечное множество, и все они разные: одинаковые монады были бы тождественны, т.е. составляли бы одну сущность.

Онтологические предпосылки рационализма Онтологический плюрализм Лейбница (монадология)

Монады непрерывно изменяются, причём эти изменения исходят из внутреннего принципа, так как ничто внешнее на монаду не влияет.

В основе мира должны лежать простые сущности (субстанции), так как всё сложное состоит из простого.

Монады вообще не доступны никакому внешнему воздействию («не имеют окон»).

1

Преходящее состояние, которое представляет собой множество в едином есть не что иное, как восприятие (перцепция). Этот мир – один и тот же во всех монадах («лучший из возможных»), но воспринимается по-разному. Этим различием перцепций, а также уровнем апперцепции (осознания перцепций) монады и отлич
Слайд 17

Преходящее состояние, которое представляет собой множество в едином есть не что иное, как восприятие (перцепция).

Этот мир – один и тот же во всех монадах («лучший из возможных»), но воспринимается по-разному.

Этим различием перцепций, а также уровнем апперцепции (осознания перцепций) монады и отличаются друг от друга.

Следовательно, в монадах – при всей их простоте – содержится «многоразличие».

Монады, таким образом, идеальны, причём каждая содержит в себе весь мир, являясь «живым зеркалом универсума».

2

Рационалистическая концепция познания Истины разума и истины факта. Истины разума – положения, принимаемые за истинные на основании логического закона [запрета] противоречия: их отрицание ведёт к противоречию; называются также вечными истинами, так как, в отличие от истин факта, верны всегда (при лю
Слайд 18

Рационалистическая концепция познания Истины разума и истины факта

Истины разума – положения, принимаемые за истинные на основании логического закона [запрета] противоречия: их отрицание ведёт к противоречию; называются также вечными истинами, так как, в отличие от истин факта, верны всегда (при любых условиях).

Истины факта – положения, отрицание которых не заключает в себе никакого противоречия, верные при одних условиях и неверные при других; принимаются за истинные лишь при достаточном основании (логический закон достаточного основания).

Сумма углов треугольника равна двум прямым.

На крыльце сидит собачка с маленькой бородкой.

Онтологические предпосылки эмпиризма Телесный контакт как «передатчик» информации. Внешние вещи органы чувств, ощущения, воздействуют на производя идеи. оставляющие в душе следы –. Первое причинно-следственное отношение связывает материальные объекты и в этом смысле материально. Второе причинно-след
Слайд 19

Онтологические предпосылки эмпиризма Телесный контакт как «передатчик» информации

Внешние вещи органы чувств, ощущения, воздействуют на производя идеи.

оставляющие в душе следы –

Первое причинно-следственное отношение связывает материальные объекты и в этом смысле материально.

Второе причинно-следственное отношение связывает психические состояния и в этом смысле идеально.

Ключевое значение для теории познания эмпиризма имеет утверждение, что изменения ощущений сигнализируют (информируют) об изменении вещей. Но онтологически вопрос об отношении телесного к психическому (материального к идеальному) остаётся открытым.
Слайд 20

Ключевое значение для теории познания эмпиризма имеет утверждение, что изменения ощущений сигнализируют (информируют) об изменении вещей.

Но онтологически вопрос об отношении телесного к психическому (материального к идеальному) остаётся открытым.

Протяжённость, форма, плотность, подвижность. Цвет, звук, вкус, запах, тепло. Онтологические предпосылки эмпиризма «Первичные» и «вторичные» качества. Первичные качества – качества, идеи которых сходны с самими качествами тел. Вторичные качества – качества, идеи которых отличаются от породивших их ф
Слайд 21

Протяжённость, форма, плотность, подвижность

Цвет, звук, вкус, запах, тепло

Онтологические предпосылки эмпиризма «Первичные» и «вторичные» качества

Первичные качества – качества, идеи которых сходны с самими качествами тел.

Вторичные качества – качества, идеи которых отличаются от породивших их форм.

принадлежат самим телам.

находятся в наших органах чувств.

Все идеи получаются из опыта. Одни идеи получаются из ощущения внешних предметов. Другие идеи получаются из рефлексии над внутренними действиями нашего ума. Эмпирическая концепция познания Идеи ощущения и идеи рефлексии
Слайд 22

Все идеи получаются из опыта.

Одни идеи получаются из ощущения внешних предметов.

Другие идеи получаются из рефлексии над внутренними действиями нашего ума.

Эмпирическая концепция познания Идеи ощущения и идеи рефлексии

Эмпирическая концепция познания Простые и сложные идеи. Простые идеи ум получает от ощущения или рефлексии, оставаясь при этом пассивным. Сложные идеи ум образует путём соединения нескольких простых идей в одну сложную. Идеи отношений ум образует путём сопоставления двух идей (простых и/или сложных)
Слайд 23

Эмпирическая концепция познания Простые и сложные идеи

Простые идеи ум получает от ощущения или рефлексии, оставаясь при этом пассивным.

Сложные идеи ум образует путём соединения нескольких простых идей в одну сложную. Идеи отношений ум образует путём сопоставления двух идей (простых и/или сложных). Общие идеи ум образует путём абстрагирования, т.е. обособления идей от всех других идей, сопутствующих им в действительности.

Пассивное состояние ума

Активная работа ума

Сложные идеи Субстанции Модусы Отношения. Сложные идеи, обозначающие свойства субстанций или нечто, зависящее от них. Сложные идеи, представляющие самостоятельно существующие вещи. Сложные идеи, получаемые при сопоставлении одной идеи с другой.
Слайд 24

Сложные идеи Субстанции Модусы Отношения

Сложные идеи, обозначающие свойства субстанций или нечто, зависящее от них.

Сложные идеи, представляющие самостоятельно существующие вещи.

Сложные идеи, получаемые при сопоставлении одной идеи с другой.

Вопросы?
Слайд 25

Вопросы?

Список похожих презентаций

Философская теория познания

Философская теория познания

Философская теория познания. Вопросы:. Структура познавательной деятельности. Философские подходы к процессу познания. Концепции истины в философии. ...
Философия познания

Философия познания

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы ...
Философия познания

Философия познания

Вопросы:. Познание: чувственное и рациональное. Типология видов знания( самостоятельно). Понятие истины и её критерия. Научное знание. Гносеология ...
Теория познания

Теория познания

Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон. Формы познания. Чувственное (познание ...
Философия Аристотеля. Теория познания и логика

Философия Аристотеля. Теория познания и логика

Теория познания Роль чувственного опыта в познании Роль мышления в познании Концепция истины Логика – наука о формах мышления Содержание и формы мышления ...
Пути познания мира

Пути познания мира

ПОЗНАНИЕ- творческая деятельность субъекта по получению новых знаний о мире. (Большой энциклопедический словарь. ) МЕТОД –(путь исследования) способ ...
Способы познания

Способы познания

Как человек познает мир? Существуют разнообразные формы познания мира: Обыденное знание Искусство Религия Философия Наука То есть наука – лишь один ...
Особенности социального познания

Особенности социального познания

ТЕМА УРОКА:. Социальное познание. Цели по содержанию урока:. УСВОИТЬ СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ; РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ...
Пути познания

Пути познания

Мысли великих о познании. То,что мы знаем,ограничено,. А то ,чего мы не знаем ,- бесконечно. П.Лаплас. Мысли великих. Меня желанье вечное томит, Чем ...
Общие принципы и методы научного познания

Общие принципы и методы научного познания

Основные вопросы. Научное познание – высший вид познавательной деятельности. Особенности научного познания. Как подчеркивал Гегель, не только результат ...
Методология научного познания

Методология научного познания

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной ...
Джон Локк

Джон Локк

Родился Джон Локк 29 августа 1632 года на западе Англии в небольшом городке Рингтон, в семье провинциального адвоката. Воспитывался он в пуританской ...
Две стороны познания

Две стороны познания

Две стороны познания. Чувственное Рациональное познание познание осуществляется осуществляется органами посредством чувств мышления. Формы чувственного ...
Возможности и границы познания

Возможности и границы познания

ПЛАН. Проблема познаваемости мира Структура и виды познания Чувственное и рациональное в познании. ПОЗНАНИЕ - ЭТО…. Общественно-исторический процесс ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:12 декабря 2012
Категория:Философия
Содержит:25 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации