Слайд 1Романтические герои в рассказах М. Горького «Старуха Изергиль» «Челкаш», «На дне»,
Презентацию подготовила БЕЛЬЧИКОВА Полина ММУ № 5, Группа №15
Слайд 2Начало творческого пути Максима Горького совпало с подъемом революционного движения в России. В своем творчестве Горький отражал героическую борьбу русского рабочего класса. Герои Горького, зовущие к борьбе и подвигу, вызывали горячие симпатии широких народных масс.
Слайд 3Что такое романтизм?
Романтизм – направление в литературе, характерным признаком которого является отображение жизни в не реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом.
Слайд 4« ЧЕЛКАШ »
Рассказ «Челкаш» построен на противопоставлении двух героев. Это способствует более яркому выделению Гришки Челкаша, которым Горький восхищается. Это «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий смелый вор». Челкаш - уже зрелый человек, яркая и неординарная натура. Даже в толпе таких, как он, босяков, этот герой выделялся своей хищной силой и цельностью.
Слайд 5Челкаш живет тем, что обворовывает судна, а затем продает свою добычу. Такие занятия и образ жизни вполне устраивают этого героя. Они удовлетворяют его потребность в чувстве свободы, риска, единения с природой, в ощущении собственной силы и неограниченных собственных возможностей. Горький делает акцент на том, что русское общество не дает раскрыться богатому человеческому потенциалу. Его устраивают только гаврилы с их рабской психологией и средними возможностями. Неординарным людям, стремящимся к свободе, полету мысли духа и души, нет места в таком обществе. Поэтому они вынуждены становиться босяками и изгоями.
Слайд 6Вместо заболевшего подельника Челкаш приглашает себе в помощники случайного знакомого – молодого добродушного парня с большими голубыми глазами. Составляя портреты двух героев (Челкаша, похожего на хищную птицу, и доверчивого Гаврилы). Гаврила с самого начала понимает, что ночная рыбалка на которую приглашает его Челкаш, может оказаться недобрым делом. Впоследствии убеждаясь в этом, герой дрожит от страха, начинает молится, плакать и просит его отпустить
Слайд 7После совершения Челкашом кражи настроение Гаврилы меняется. Он даже дает зарок отслужить молебен. Важную роль в рассказе играет пейзаж, который Гаврила воссоздает при помощи олицетворения («… тучи были неподвижны и точно думали какую-то серую, скучную думу». «Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены. Пена, тая, шипела и вздыхала».
Слайд 8Отношение к свободе
Любит море Возненавидел парня за то что тот смеет любить свободу
«Сам себе хозяин, пошел куда хошь, делай – что хошь. Гуляй знай, как хошь, Бога только помни . . .»
ЧЕЛКАШ ГАВРИЛА
Слайд 9Кто же из двоих страшнее?
На дне жизни – это плохо, но ниже уже нельзя
ощутил преступную сладость обладания богатством Не остановиться Будет гулять, «как хошь, но будет ли помнить Бога? Человек в стремлении к освобождению принес в жертву другого.
Слайд 10И м у щ е с т в о
Разорванная рубаха Да грязные штаны СВОБОДЕН
Котомка, коса, немного денег, в деревне – мать, хозяйство, земля ЕСТЬ ЧТО ТЕРЯТЬ
Слайд 11Умиротворяющему шуму порта противостоит живительная сила шума морской стихии. И на фоне этой живительной стихии разворачивается отвратительная человеческая драма. И причиной этой трагедии становится элемен- тарная жадность Гаврилы. При дележке денег Гавриле показалось, что мало досталось. Он унижаясь просит дать ему больше.
Между Гаврилой и Григорием происходит драка. Раненый Челкаш отдает почти все деньги и, пошатываясь уходит. Гаврила же прячет деньги за пазуху и идет в другую сторону. Ценой унижений, потом и силы он, получил желанную свободу, о которой так мечтал.
Слайд 12Море смыло следы кровавой драки на песке, но не сможет смыть той грязи, которая клокочет в душе богобоязненного Гаврилы. Эгоистическое стремление обнажает всю ничтожность его натуры. М. Горький в этом рассказе показывает, насколько обманчиво первое впечатление о человеке и как низко при определенных обстоятельствах людская натура может пасть, ослепленная жаждой наживы.
Слайд 13«ЧЕЛКАШ» стал последним романтическим произведением писателя, в нем мы видим уже переход к реализму, к босяцким рассказам. Тут герой - бунтарь именно выходец из босяков, который испытывает любовь к морской стихии и ворует для того, чтобы бросить вызов обществу. Этот вор отрицает бытовые ценности, он свободен от условностей и единственное, что он ценит, - это свою свободу, когда «хозяин ты есть сам себе.»
Слайд 14« Старуха Изергиль »
Рассказ «Старуха Изергиль» продолжает начатую в других рассказах мысль: нет смысла в свободе, если человек ставит себя выше других, как горец Ларра. Настоящий герой не подвержен греху гордыни, он придерживается высокоморального поведения, обладает сильным характером, это цельная натура. Подвиг – это когда человек посвящает свою жизнь служению во имя людей, борьбе за их будущее. Герой – это необычный человек, в его жизни всегда есть место подвигу, он должен стремиться к тому, чтобы принести эту свободу, счастливую полнокровную жизнь людям.
Слайд 15Композиция рассказа «Старуха Изергиль»
Легенда История Легенда о старухи о Ларре Изергиль Данко
Слайд 16Ларра Данко Гордость Гордыня- презрение Чувство собственного Антиидеал достоинства, подвиг во имя людей Идеал
Слайд 17К свободе стремятся герои легенд, рассказанные молдаванкой Изергиль. Герои – Ларра и Данко – противопоставляются друг другу. Но есть у них общие черты. Сила характера, гордость и вольнолюбие подчеркиваются в Ларре его необычном происхождении (Ларра – сын орла и девушки из могучего племени). Но хорошие качества этого героя превращаются в свою противоположность, потому, что он презирает людей. Жестоко обращается с ними.
Слайд 18Ларра не останавливается даже перед убийством, за что люди наказывают его, обрекая на вечное одиночество. Ларра превращается в тень, он обречен на вечные страдания, потому что люди теперь отворачиваются от него. Ощущая свое безграничное одиночество, Ларра становится несчастным. Тем самым М. Горький говорит о том что жизнь ради свободы в одиночестве теряет смысл.
Слайд 19Настоящий герой не должен жить только для себя, не принося добра людям. Это доказывает образ Данко – другого героя рассказа «Старуха Изергиль». Данко стремиться к свободе не для себя лично, а для людей своего племени, изгнанных врагами в глубь непроходимого леса. Данко берет на себя тяжелую миссию вывести людей к свету. Но путь этот трудный и далекий. «Усталые и злые», люди начинают винить героя в их несчастье, приговаривая его к смерти. Но Данко не обижается на уставших людей, он выше этого.
Слайд 20Разорвав себе грудь, Данко вырывает свое сердце и освещает им дорогу к свету. Герой легенды, в отличие от Ларры, счастлив, что отдал свою жизнь людям. «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо». И люди после его смерти обрели надежду. Но мы видим, что поступок Данко не был оценен по достоинству.
Слайд 21«Люди не заметили смерти героя и не видели, что еще пылает рядом с трупом его смелое сердце. Только один человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло». Время таких героев, как Данко, еще не настало, - говорит этими строками Горький.
Слайд 22В романтическом пейзаже предстает перед нами героиня рассказа – старуха Изергиль: «Ветер тек широкой ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое, и рождая сильный порыв, развевая волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Пейзаж введен для исследования сложных и противоречивых характеров героев, их слабости. Изергиль – глубокая старуха, в ее портрете нарочито нагнетаются анти- эстетические черты: «Время согнуло ее пополам, черные глаза когда-то глаза были тусклы и слезились».
Слайд 23«Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви прошла совсем иначе, чем жизнь индивидуалиста Ларри, она не может даже представить в себе ничего общего с ним. Все в образе старухи напоминает Ларри - в первую очередь, ее индивидуализм, доведенный до крайности почти сближающийся с Ларри, ее древность, ее рассказы о людях, давным-давно прошедших свой круг жизни.
Слайд 24« НА ДНЕ »
Драматическая пьеса «На дне» была написана в 1902 году. В своем произведении автор изображает социальные низы, униженных и оскорбленных, людей без имени, которые оказались на дне. Так уж судьба распорядилась, что жители ночлежки стали лишними людьми, не имеющими права с честью носить собственное имя. «Без имени – нет человека». В прямом смысле эти слова воспринимать нельзя. Думаю, имеется в виду то, что с грязной, грешной душой – нет человека. Он перестает им быть в лицах окружающих, как только позорит, бесчестит имя свое.
Слайд 25Вот и жители ноочлежки , каждый в отдельности , потеряли свое имя. Ситин – потому что карточный шулер, Барон – потому что авантюрист-альфонс с сомни- тельным прошлым, Настя – потому, что девочка-проститутка, Клещь и его жена Анна – обозлены на весь мир, Актер – спился и потерял свое имя, Васька Пепел – вор и бандит. Единственный лишь светлый образ это Лука, но и у него в жизни не все так безгрешно: у него нет паспорта. Нет паспорта - нет имени.
Слайд 26Имя должно звучать гордо. Имя определяет человека. Оно либо превозносит его, либо обнаруживает его недостатки. А у большинства жителей ночлежки это не имена, а клички: Пепел, Барон, Клещ, Актер… Что лишний раз символизирует то, что как к людям, к ним больше не относятся. Как будто у них кто-то отобрал имена за проступки и назвал по новому, в соответствии с их грехом. Настя, Наташа, Лука, Анна имеют имена. Это, возможно, обозначает, что у них есть шанс вылезти со дна, вновь носить имя, вновь стать «человеками».