Слайд 1Православный храм. Облачение священника.
Учитель истории Труфанова Е.В.
Слайд 2
Слайд 3Одна глава символизирует Единого Бога, три купола — Святую Троицу, пять куполов — Христос и четыре евангелиста, семь глав — семь таинств Церкви, девять куполов — по числу ангельских чинов, тринадцать — Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех — по числу лет земной жизни Спасителя.
Слайд 4Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру".
Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима
Успенский собор . Владимир
Слайд 5Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.
Успенский собор. Сергиев Посад. Лавра
Слайд 6
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12Аналóй- подставка для икон и книг.
Канун
Слайд 13Епитрахиль Фелонь Подрясник
Слайд 14Епитрахиль (греч.— то, что вокруг шеи) является принадлежностью богослужебного облачения православного священника и епископа. Ношение епитрахили означает, что священник приобретает двойную, по сравнению с благодатью диакона, дающую ему право быть не только служителем, но и совершателем таинств.
Слайд 15Поручи предназначаются для стягивании рукавов подризника у священников (иереев, протоиереев) и епископов(архиереев). Поручи олицетворяют собой узы, которыми был связан Иисус Христос. Русское название этого элемента облачения — «поручи» означает, что священник во время службы вверяет (поручает) себя Христу.
Слайд 16Фелонь или риза - очень древнее облачение православных священников. В древности фелонь (риза) представляла собой плащ-накидку из длинного прямоугольного куска шерстяной материи и служила для защиты от холода и непогоды.
Так же, как и архиерейская палица, набедренник символизирует «меч духовный, т.е. Слово Божие». Прямоугольная форма набедренника указывает на Четвероевангелии. В Русской православной церкви набедренник появился в 16 еке. Набедренник является уникальной иерархической наградой РПЦ, которой нет в других православных Церквах.
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 20Клобу́к (от тюрк. колпак — шапка) — принадлежность облачения монаха. Для защиты головы во время ненастья в древности. Символическое значение «шлема спасения» и «покрывала послушания». Белые клобуки с крестом полагаются митрополитам и патриарху.
Митра- украшает священнослужителя, поскольку он во время богослужения изображает Царя Христа.
Камилавку носят как во время богослужения, так и вне его. Представители белого духовенства могут получить её только в качестве награды.
Скуфья – старинный головной убор на Руси. Если присмотреться, то надетая скуфья сшита так, что образует на голове знамение креста. Носили разные слои на Руси. В народе называли скуфейка, ермолка, маковица (вероятно, потому что носилась на макушке).
Слайд 21Куколь белого цвета с сионами (серафимами) носит Патриарх Московский и всея Руси. Белый куколь имеет византийское происхождение, его носили константинопольские патриархи, рукоположённые не из монахов. Мантия — длинная, спускающаяся до земли накидка без рукавов, с застежкой только на вороте. Надевается поверх рясы. У епископов она бывает фиолетового цвета, а у митрополитов — голубого. Цвет патриаршей мантии — зеленый.
Слайд 23Панагия — медальон на длинной цепочке с небольшой иконой Богоматери. Это отличительный нагрудный знак всякого епископа. Одно из наименований Богоматери — Всесвятая, по-гречески — «Панагия». Называя так Богоматерь, Церковь признает Ее высшей всех святых, превосходящей Своей близостью к Богу даже ангелов. Такие небольшие иконки или другие знаки носили на груди еще в древности. Часто икону рисовали на маленькой коробочке, куда вкладывали какую-нибудь святыню, и носили тоже на груди. Отсюда греческое название «энколпион», что буквально значит «нагрудник», или «наперсник» (по-славянски «перси» — грудь). Со временем панагия становится обязательной частью облачения епископов. Она возлагается при посвящении в епископский сан вместе с нагрудным крестом. Патриарху, чтобы выделить его среди остальных епископов, полагается носить две панагии и крест. Но сразу три нагрудных знака Патриарх носит только во время богослужения, обычно на груди у Патриарха мы можем видеть одну панагию.
Слайд 24Жезл епископа — это посох с рукояткой. В древности назначение посоха было вполне определенным: его брали с собой в путь, когда надо было преодолеть пешком большое расстояние. Такими посохами пользовались и пастухи, и монахи. Длинный посох не только облегчал подъем в гору, но и помогал погонять овец. Один из основных символов раннего христианства — пастырь, т. е. пастух. Он пасет, знает и любит своих овец. Образ пастуха прочно вошел в христианскую жизнь. В древности Христа часто изображали в виде Пастуха с посохом, несущего на плечах заблудившуюся овцу. Поэтому и священническое, и епископское служение называется пастырским. С древних времен известен также жезл. Он являлся символом власти или почетного положения (вспомните царский скипетр — знак верховной власти). Такой жезл — это короткая украшенная палка. Епископский жезл, или посох, таким образом, с одной стороны, воплощает идею странничества, проповедничества, а с другой — является символом пастырства, мудрого руководства и власти.
Патриарх Тихон
Слайд 25Кадило разжигается при помощи раскаленного угля, на который кладется ладан — душистая смола восточных деревьев . При сгорании он образует благовонный дым — фимиам.
Кропило — кисть, употребляемая для окропления освященной водой при совершении некоторых христианских обрядов .