Слайд 1Игровые методы в социологии
Слайд 2Специфика игр в социологии
Если в детской игре следование правилу занимает главное место, то в деловой игре правила являются лишь исходным моментом, на основе которого строится свободное игровое поведение. Игра присутствует там, где необходимо выйти за пределы схем.
Слайд 3Игра становится средством моделирования (на уровне понятия и на уровне действия) новых условий действительности (включая экстремальные), методом поиска новых способов выполнения деятельности. При такой имитации знаковым материалом являются люди.
Слайд 4Деловая игра
как область деятельности и научно-технического знания; как имитационный эксперимент; как метод обучения; как метод исследования, решения практических задач.
Слайд 5Предпосылки возникновения игровых методов в социологии - затруднения, с которым столкнулись социологи, работающие на предприятиях народного хозяйства
как проводить исследования при часто меняющихся требованиях заказчика; как учитывать его содержательные запросы, каким образом работать с неофициальной информацией, имеющихся у руководителей;
Слайд 6как добиться того, что бы социологическая информация находила применение в практике управления; как соединять знания, которыми располагают представители разных профессий, и преобразовывать их в целостные программы развития предприятий, т. е. как преодолеть предметную ограниченность деятельности и добиться её целостности, системности, что должно являться конечным результатом социологической работы.
Слайд 7Методологическая основа игротехники - социальная инженерия
Слайд 8Игровые методы синтезируют в себе преимущества экспериментального, аналитического и экспертного методов.
Слайд 9Типы игр в социологии
деловые (имитационные) игры (ДИ) репрезентационные (открытого типа) игры (РИ) Инновационные игры (ИНИ)
Слайд 10Деловая (имитационная) игра
позволяет исследовать социальную систему путём эксперимента с моделью, воспроизводящей её функционирование во времени. Такие игры имитируют организационно-хозяйственные взаимодействия органов управления в тех или иных хозяйственных ситуациях.
Слайд 11Организация имитационной игры
Участники в предложенной организатором ситуации принимают определенные решения, имитируя исполнение заранее розданных ролей, одновременно реагируя на действия соседей, выполняющих иные роли. Учитывая реакции партнеров, принимают новые решения. Затем цикл повторяется. В завершение анализируется и обсуждается каждый игровой этап, восстанавливается порядок действий участников, оценивается правильность принятых решений с различных точек зрения: отдельного игрока, имитируемых отделов организации, системы в целом. Информация обобщается, выделяются цепочки причинно -следственных связей
Слайд 12В результате появляется возможность увидеть долгосрочные последствия своих действий
Слайд 13Техническая документация для проведения имитационной игры
характеристика объекта имитации; пояснительная записка; техническое задание; материалы по изучаемой проблеме; сценарий проведения игры; описание игровой обстановки; описание алгоритмов поведения участников; проспект игры; руководство администратору, ведущему игры; инструкции игрокам; руководство по ведению игровой обстановки; программу эксперимента; отчет об эксперименте.
Слайд 14Репрезентационные игры (РИ)
- игры второго поколения, их появление связано с именами Г. П. Щедровицкого, А. А. Зиновьева, М. К. Мамардашвили, Б. А. Грушина. Представляют собой целостную форму совместной деятельности людей, направленную на выработку нового знания, новых способов общественной организации и самоопределение участников.
Слайд 15Задачи и назначение метода инновационной игры
Инновационная игра (ИНИ) представляет собой метод социоинженерной деятельности, с помощью которого можно подучить результаты грех типов: а) содержательные — идеи, решения сложных (а также слабо структурированных) социальных проблем, проекты и программы реализации проектов: б) социальные -консолидированные группы, команды руководителей и специалистов, ориентированные на реализацию разработанных ими в ходе игры решений и программ; в) учебные — освоение участниками новых методов работы, в первую очередь эффективных способов коллективного принятия решений.
Слайд 16Участие руководителей в выработке решений с помощью игр — одновременно первый этап их внедрения
Слайд 17Игровой метод позволяет глубже проработать управленческое решение, четко его обосновать. ИНИ осуществляется в форме проектирования. Содержание проектов — это детальная картина желаемого состояния социальной системы, например, промышленного предприятия.
Слайд 18Разработка проекта не гарантирует его реализации. Для внедрения необходима специальная программа, которая также вырабатывается в ходе игры и содержит описание того, какими способами проект будет претворяться в жизнь.
Слайд 19Игра называется инновационной потому, что ориентирует участников на выработку новых, нестандартных идей и подходов. НО!!! новизна не становится самоцелью. Важно - найти оптимальный способ разрешения возникших трудностей.
Слайд 20результат инновационной игры
создание сплоченных групп руководителей и специалистов, осуществляющих в дальнейшем общую программу действий. Для достижения этой цели участники игры подбираются из представителей организаций, имеющих непосредственное отношение к решаемой проблеме. В ходе игры складывается основа для взаимопонимания и согласования их интересов.
Слайд 21Принципы организации инновационных игр
Принцип системности, заключающийся в том, что игра программируется и организуется как целостная система человеческой деятельности: выработка решений, группообразование и обучение.
Слайд 22Единоначалие руководителя игры. Его приоритетное право принимать реше ния состоит в том, что игротехники не вмешиваются в содержание работы участ ников игры: однако, не допускается и произвольное вмешательство заказчика в технологию игрового процесса
Слайд 23Принцип самопрограммирования позволяет по ходу проведения вводить но вые правила, выбирать формы и методы работы. В начале самопрограммированием занимаются консультанты, в конце — сами участники
Слайд 24Принцип саморазвития является продолжением принципа самопрограммирования. Суть его состоит в том, что ИНИ как метод, учитывая развитие общества и специфику конкретных задач, «выращивает себя» для решения проблем все большей сложности. Каждая последующая игра не похожа на предыдущую.
Слайд 25Принцип контролируемой борьбы заключается в конкурсности и соревновательности взаимодействия групп. Каждая готовит свой проект, но победителем может быть только одна.
Слайд 26Принцип развивающего обучения ориентирует участников не на расширение объема знаний, а на освоение, разработку и поиск новых решений проблемных ситуаций. Консультанты видят свою задачу не в том, чтобы найти решение проблемы, а в том, чтобы научить этому игроков.
Слайд 27Технологии проведения ИНИ
распредмечивание проблематизация целеполагание самоопределение рефлексия схематизация позиционный анализ
Слайд 28Распредмечивание
отказ от жесткого предметно-профессионального взгляда на действительность. В своих крайних проявлениях такой взгляд называется психологами «профессиональным кретинизмом»: он не позволяет человеку целостно воспринимать реальность, адекватно оценивать ситуацию и правильно понимать других людей. Распредмечивание достигается путем столкновения позиций «игроков» (в продуктивном конфликте) и обсуждения проблемы с «чужих» позиций.
Слайд 29Проблематизация
выявление реальных затруднений в деятельности человека, причем не внешних помех, а внутренних препятствий, проистекающих, скажем, из неорганизованности поведения, мыслей, дел. Основное средство проблематизации — поиск глубинных причин, лежащих в основе затруднений.
Слайд 30Целеполагание
определение главных целей, за реализацию которых берут на себя ответственность участники игры. целеполагание вызывает значительные затруднения: во-первых, цели иногда противостоят стереотипам, через которые человек смотрит на свою работу, которые, наконец, подменяют сами цели; во-вторых, выбор главной цели не всегда конкретизирован, она либо тонет в общих словах, либо разбивается на такие задачи, которые не отражают ее содержание.
Слайд 31Самоопределение
фиксация собственной позиции в общем пространстве игры. Строится на основе индивидуальных целей, их соотнесения с целями и позициями других участников. Консультант помогает выделить элементы самоопределения и собрать их в систему.
Слайд 32Рефлексия
метод, основанный на осмыслении процесса, способов и результатов деятельности отдельного человека и группы. Человек имеет возможность взглянуть на происходящее как бы со стороны и «увидеть» своё сознание, своё мышление, а также сознание, мышление и действия других людей. Рефлексия - механизм саморазвития человека, она закрепляет удачные элементы и отвергает неудачные.
Слайд 33Схематизация
Метод строится на посылке о том, что зрительные образы мыслительных или реальных процессов, представленные на бумаге или доске, легче поддаются рассмотрению (анализу и синтезу), особенно если в работе участвует несколько человек. Схематизация используется для выработки и оформления решений, представлений и позиций участников игры.
Слайд 34Позиционный анализ
«Позиция» — одно из ключевых понятий методологии деятельности. «Позиция» - место в структуре деятельности, предписывающее определенный способ видения (восприятия) реальности и определенные способы действий. «Позиция» близка по смыслу понятию «роль», однако имеются и существенные отличия
Слайд 35
Слайд 36Условия проведения ИНИ
1. Участие в игре руководителя высшего уровня («первого лица» в организации). 2. Игра должна проводиться в не привычной для участников обстановке, на пример, в загородном пансионате (выездная форма работы). 3. Обычная продолжительность — не менее пяти, максимальная — 11 дней (две рабочие пятидневки, а в середине - день отдыха). 4. Рабочий день — не менее 14 часов с двумя перерывами на обед и ужин.
Слайд 375. Не разрешается опоздание к началу работы и досрочный отъезд (запрет на частичное участие). Связано это с тем, что на игре происходит «психологическое погружение», поэтому в самом начале осуществляется сложная процедура «введе ния» и опоздавшие просто не будут понимать, что здесь происходит. В последний день проводится комплекс мер по «выведению» из игры и у тех, кто уедет рань ше, возможен нервный срыв. 6. Общая численность участников игры — 35—50 человек вместе с консультантами (по одному консультанту на 7 игроков). 7. Численность группы не более 9 человек. Число групп 3-6. 8. Обычный день на игре включает следующие фазы: групповая работа, дискуссия между группами, общение в «клубном режиме». В последней фазе организуются лекции и рекреационные формы деятельности.
Слайд 389. Участники распределяются по группам равномерно, с таким расчетом, чтобы творческий потенциал групп был примерно равным. Группы комплектуются с учетом пола, возраста, должностного статуса, уровня образования. Желательно объединять в одной группе конфликтующих между собой участников. 10. Этапы игры, если не появляется потребность в ином варианте, соответствуют последовательности процедур в «Технологии группового решения проблем»: а) диагностика задачи, б) анализ ситуации, в) формулирование проблем, г) определение целей, д) выработка решений, е) разработка проблемы, ж) формирование программы реализации проекта.
Слайд 39
Слайд 40Прочие виды игр открытого типа
организационно-деятельностныо (ОДИ); проектные; организационно-мыслительные; продуктно-ориентированные; практически-деловые; рекреационные; «лептонные».
Слайд 41Этапы разработки игры
1. Проблематизация и тематизация. 2. Определение типа по назначению (сугубо для обучения, в исследовательских целях и т.д.). 3. Выделение целей конструирования. 4. Анализ главных закономерностей - связей, отношений, в моделируемой деятельности, исходя из проблемы, лежащей в основе игры.
Слайд 425. Выделяются игровые единицы и функции. На основе этой работы создается сценарный план, и продумываются игровые события. 6. Создается перечень решений, которые могут принимать игроки. На данном этапе определены основные точки, на которых базируется простая игра (пункты 7 и 8 относятся исключительно к сложным деловым играм).
Слайд 437. Определение параметров связей между факторами, которые нужно отразить. Они должны быть таковыми, чтобы вызвать последствия, характерные для моделируемой деятельности. Необходимо определить взаимодействие параметров в каждом звене деятельности. Не все параметры могут определяться количественно. В этом случае при конструировании применяются экспертные оценки. 8. Формирование числового массива. На этом этапе определяется размеренность основных параметров, закономерности и взаимодействия, строятся таблицы, графики, программы для ЭВМ.
Слайд 449. Детализация сценического плана, формирование влияния окружающей среды. 10. Формулировка правил, распределение решений по игрокам. Установление причинно-следственных отношений между операциями. Построение блок-схемы игры, внутреннего графика проведения, уточнение основных шагов, этапов, циклов. Шагом является завершенная фаза принятия решения, этап разделяет сценарные фазы, цикл приводит к очевидным итогам, является наиболее завершенной фазой игры.
Слайд 4511. Формулирование системы штрафов и поощрений, определение критериев выигрыша. Результаты игры могут быть очевидны, выраженные количественно, и могут оцениваться экспертами. 12. Отладка игры, ее проигрывание разработчиками, уточнение связей, параметров, проверка гибкости блок-схем, жизнеспособности математического аппарата, анализ реальности ситуаций - действенность стимулов, правильности расчетов временных затрат, окончательная коррекция игры.