Слайд 1Убранство храма
Схема православного храма
Слайд 2Алтарь – это самая главная часть храма, означает Царство Небесное. Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце. Если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого события или святого. Все алтари в этом случае, кроме главного, называются приделами. Устройство православного храма Алтарь выше прочих частей храма. Само слово "алтарь" означает возвышенный жертвенник. В алтаре совершается богослужение и находится самое святое место во всем храме - святой престол, который делают либо в виде каменных монолитов высотой около метра, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху.
АЛТАРЬ Схема алтаря
Слайд 3На престоле совершается Таинство святого Причащения. Считается, что на престоле невидимо присутствует Христос, и потому касаться его могут только священнослужители. В престол в особом ковчежце полагают частицы святых мощей. В соборах и крупных храмах над престолом устанавливают сень в виде купола с крестом (киворий), которая символизирует небо, а сам престол землю, на которой пострадал Иисус Христос.
ПРЕСТОЛ
В центре кивория над престолом помещают фигурку голубя, что символизирует сошествие Духа Святого . Место за престолом у восточной стены считается самым святым местом даже на алтаре, специально делается немного возвышенным и называется “Горним местом”. На нем традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест
Слайд 4У северной стены алтаря за иконостасом располагается особый стол - жертвенник. У южной стены алтаря устраивается ризница – помещение для хранения риз, т.е. богослужебных одежд, а также церковных сосудов и богослужебных книг.
ЖЕРТВЕННИК
Слайд 5В древнехристианских храмах алтарь всегда отделялся от остального храма особой перегородкой После великого раскола христианской церкви (1054 г.) алтарная перегородка сохранилась только в православной церкви. Со временем перегородка превратилась в иконостас, а её средние, самые большие двери стали Царскими вратами. Через Царские врата могут проходить только священнослужители, и только во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить через Царские врата в алтарь и выходить из алтаря имеет право только архиерей. Внутри алтаря за Царскими вратами висит особая завеса - катапетасма, которая по ходу Богослужения открывается полностью или частично в установленные уставом моменты богослужения.
ЦАРСКИЕ ВРАТА
Слайд 6На Царских вратах изображены четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) и Благовещение Пресвятой Богородицы. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери. Справа от Царских врат располагается икона Спасителя, слева - икона Божией Матери. Справа от иконы Спасителя расположена южная дверь, а слева от иконы Божией Матери - северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей
Слайд 7Далее помещаются иконы особенно чтимых святых. Первая икона справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) называется храмовой иконой, т.е. на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм. Если иконостас состоит из нескольких ярусов, то во втором ярусе обычно располагаются иконы двунадесятых праздников, в третьем иконы апостолов, в четвертом - иконы пророков, на самом же верху - всегда помещается крест с изображением на нем распятого Господа Иисуса Христа.
Слайд 8Иконы также размещаются по стенам храма в больших киотах, т.е. в специальных больших рамах, а также на аналоях, т.е. на особых высоких узких столиках с наклонной крышкой. Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. Возвышение перед иконостасом, на котором устроены алтарь и иконостас, выступает вперед в среднюю часть храма и называется солеей. Полукруглый выступ перед Царскими Вратами в середине солеи называется амвоном, т.е. восхождением.
СРЕДНИЙ ХРАМ
Слайд 9В церковной истории известны постановления VII Вселенского собора 787 г. о возможности изображений, в храмах, но нет указания на определенную их систему. Такая система была. Она появилась в Византии в IX – XI вв. Если говорить о системе изображений, возможных в христианском храме, то она, очевидно, должна основываться на следующих положениях: образ Христа, являющего Отца — центральный по смыслу, размерам, местоположению; ориентация других изображений на внутреннюю связь с образом Христа, друг с другом и с молящимися в храме; приоритет духовного откровения над повествовательностью и назидательностью.
Слайд 10Появился новый храм — храм типа вписанного креста или крестовокупольный, который окончательно сложился в своих формах и получил большое распространение также только к IX веку. Этот храм, крестообразный в плане, со сводами на арках, завершающийся куполом (одним или несколькими), сам был в определенном смысле «иконой». В его архитектуре явно читались и образ «космоса» (храм-мир), и образ человека (купол-«глава», своды-«плечи» и т.д.). В нем была преодолена функциональность (а, следовательно, «приземленность») базилики. Новый храм символически изображал новый мир, в котором Бог стал «все во всем»
Слайд 11Структура новой системы, которая разворачивается сверху вниз, иерархична: Христос – ангелы – апостолы – пророки – все святые. Однако в этой иерархии есть и еще один ярус: верные, находящиеся на молитве в храме, что и позволяет завершить систему по вертикали и бесконечно расширять ее по горизонтали (например, включать в нее цикл евангельских событий, которые одновременно являются главными праздниками богослужебного круга — своеобразным «лицевым» церковным календарем
Слайд 12