» » » Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте

Презентация на тему Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте


Здесь Вы можете скачать готовую презентацию на тему Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте. Предмет презентации: Русский язык. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 19 слайдов.

Слайды презентации

Слайд 1
Формирование Формирование каллиграфического навыка у каллиграфического навыка у младших школьников в младших школьников в период обучения грамоте период обучения грамоте Учитель Учитель начальной начальной школы МОУ школы МОУ Жаворонковская СОШ Жаворонковская СОШ Васильева И. А. Васильева И. А.
Слайд 2
В настоящее время проблема формирования В настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает всё каллиграфического навыка приобретает всё большую актуальность. Современному большую актуальность. Современному обществу требуется обществу требуется всесторонне развитая всесторонне развитая личность - личность - это личность интеллектуально это личность интеллектуально мыслящая, владеющая необходимыми мыслящая, владеющая необходимыми видами и формами деятельности, видами и формами деятельности, направленной на решение насущных задач направленной на решение насущных задач общества. Но это личность и общества. Но это личность и грамотная, грамотная, владеющая формами, как владеющая формами, как устной устной , , так и так и письменной речи письменной речи . .
Слайд 3
Под Под письменной речью письменной речью в научной в научной литературе принято понимать cамую литературе принято понимать cамую многословную, точную и развёрнутую многословную, точную и развёрнутую форму речи. форму речи. Письменная речь появляется в результате Письменная речь появляется в результате специального обучения. специального обучения. На ранних этапах На ранних этапах её её формирования формирования предметом предметом является не столько является не столько мысль, которая подлежит выражению, сколько мысль, которая подлежит выражению, сколько техническая сторона написания букв техническая сторона написания букв , а затем , а затем слов и предложений. На данном этапе слов и предложений. На данном этапе происходит формирование двигательных происходит формирование двигательных навыков письма. навыков письма.
Слайд 4
По отношению к школе задача По отношению к школе задача формирования формирования каллиграфического навыка каллиграфического навыка выступает как выступает как одна из одна из проблем в образовании. проблем в образовании. Данная проблема остаётся Данная проблема остаётся актуальной, как для учителей, так и для методистов, актуальной, как для учителей, так и для методистов, учёных. учёных. Её изучением занимались и занимаются многие Её изучением занимались и занимаются многие учёные, рассматривая процесс формирования навыка с учёные, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций, таких как: разных позиций, таких как:  «письмо с секретом»; «письмо с секретом»;  развитие мускульной и тактильной памяти; развитие мускульной и тактильной памяти;  тактированное письмо; тактированное письмо;  обучение первоначальному письму и формированию обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определённую каллиграфического навыка через определённую систему принципов, методов и приемов. систему принципов, методов и приемов.
Слайд 5
Проблема актуальна и с точки зрения Проблема актуальна и с точки зрения следующих позиций: следующих позиций:  небрежное письмо ведёт к небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности; орфографической неграмотности;  плохое, не аккуратное письмо занимает плохое, не аккуратное письмо занимает много времени у проверяющего, много времени у проверяющего,  и в то же время у проверяющего и в то же время у проверяющего складывается впечатление о пишущем, как складывается впечатление о пишущем, как о не грамотном и небрежном ребёнке. о не грамотном и небрежном ребёнке.
Слайд 6
Теоретический анализ проблемы позволил Теоретический анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу: уровень выдвинуть следующую гипотезу: уровень сформированности каллиграфического сформированности каллиграфического навыка письма будет возрастать, если: навыка письма будет возрастать, если:  организовать поэтапный процесс организовать поэтапный процесс формирования каллиграфического навыка с формирования каллиграфического навыка с учётом психофизиологических особенностей учётом психофизиологических особенностей процесса, процесса,  будут созданы необходимые условия и будут созданы необходимые условия и подобраны эффективные приемы, виды работ, подобраны эффективные приемы, виды работ, соответствующие содержанию каждого из соответствующие содержанию каждого из этапов формирования каллиграфического этапов формирования каллиграфического навыка. навыка.
Слайд 7
Современные подходы к формированию Современные подходы к формированию каллиграфического навыка каллиграфического навыка  “Письмо с секретом” В. А. Илюхиной “Письмо с секретом” В. А. Илюхиной  Технология обучения письму Е. Н. Потаповой Технология обучения письму Е. Н. Потаповой  Тактированное письмо М. М. Безруких Тактированное письмо М. М. Безруких  Методика Н. Г. Агарковой Методика Н. Г. Агарковой
Слайд 8
Методика по формированию каллиграфического навыка Методика по формированию каллиграфического навыка письма учащихся “Письмо с секретом” В. А. Илюхиной. письма учащихся “Письмо с секретом” В. А. Илюхиной. В. А. Илюхина пришла к выводу, что сложнее всего написать В. А. Илюхина пришла к выводу, что сложнее всего написать детям те элементы букв, где присутствует “овал”, было детям те элементы букв, где присутствует “овал”, было предложено заменить его прямой линией, оставив овалы в предложено заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы. основном только в верхней части буквы. Основные элементы письма Основные элементы письма : : прямая наклонная палочка вниз, прямая наклонная палочка вниз, 1/2 наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, 1/2 наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, "Поворот на месте" (закруглить), "Крючок до середины", "Поворот на месте" (закруглить), "Крючок до середины", "Секрет", "Закрыть секрет", "Рельсы". "Секрет", "Закрыть секрет", "Рельсы". Упражнения, содержащие эти элементы, Упражнения, содержащие эти элементы, приучают писать приучают писать детей в такт, по команде детей в такт, по команде . . Строгий размер в движении - вот Строгий размер в движении - вот вся тайна красивого и быстрого письма. вся тайна красивого и быстрого письма. Эти упражнения ведут не только к красивому письму, они Эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание вырабатывают внимание (необходимо с одного раза (необходимо с одного раза услышать, понять и воспроизвести то, что говорит учитель), услышать, понять и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренирует память усидчивость, тренирует память . . Все вышеуказанные Все вышеуказанные элементы пишутся без отрыва руки от тетради. В. А. Илюхина элементы пишутся без отрыва руки от тетради. В. А. Илюхина при написании слова предлагает проговаривать каждую букву, при написании слова предлагает проговаривать каждую букву, обращаясь за помощью к детям. обращаясь за помощью к детям.
Слайд 9
Методика В. А. Илюхиной очень Методика В. А. Илюхиной очень эффективна. Она имеет много своих эффективна. Она имеет много своих плюсов: плюсов:  во-первых, экономичность обучения, во-первых, экономичность обучения, быстрота периода обучения; быстрота периода обучения;  во-вторых, положительная мотивация в во-вторых, положительная мотивация в действиях детей; действиях детей;  в-третьих, развитие внимания, памяти. в-третьих, развитие внимания, памяти.
Слайд 10
Технология обучения письму Е. Н. Потаповой Технология обучения письму Е. Н. Потаповой Она основывается на трёх этапах: Она основывается на трёх этапах:  развитие мускульной памяти (система развитие мускульной памяти (система упражнений для укрепления моторики упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами), пальцев, штриховка, работа с трафаретами), над данной проблемой также работала над данной проблемой также работала Н.А.Федосова. Н.А.Федосова.  развитие тактильной памяти (работа с развитие тактильной памяти (работа с карточками- образцами для обвода); карточками- образцами для обвода);  закрепление знаний, умений, навыков закрепление знаний, умений, навыков (работа с кальками). (работа с кальками).
Слайд 11
1 этап 1 этап Основная цель : постановка пальчиков, руки в целом. : постановка пальчиков, руки в целом. 2 этап 2 этап Основная цель : развитие тактильной памяти (память кончиков : развитие тактильной памяти (память кончиков пальцев) через карточки из наждачной бумаги, карточки для обвода пальцев) через карточки из наждачной бумаги, карточки для обвода букв пальчиками. Но кроме этого вида памяти есть и другие букв пальчиками. Но кроме этого вида памяти есть и другие (зрительная и слуховая). Особенно большое значение отдается (зрительная и слуховая). Особенно большое значение отдается зрительной памяти. Объем памяти должен постоянно увеличиваться. зрительной памяти. Объем памяти должен постоянно увеличиваться. Предлагается вырезать буквы из наждачной бумаги индивидуально для Предлагается вырезать буквы из наждачной бумаги индивидуально для каждого ученика. С точки зрения Е.Н.Потаповой, развитие тактильной каждого ученика. С точки зрения Е.Н.Потаповой, развитие тактильной памяти - основа при овладении письмом. От кончиков пальцев сигналы памяти - основа при овладении письмом. От кончиков пальцев сигналы идут в мозг, информация воспринимается мозгом, идет обратный идут в мозг, информация воспринимается мозгом, идет обратный импульс - как писать. импульс - как писать. 3 этап 3 этап Основная цель : закрепление знаний, умений с помощью вкладыша закрепление знаний, умений с помощью вкладыша букв и карточками – кальками, которые представляют собой элементы, букв и карточками – кальками, которые представляют собой элементы, соединения, буквы, слова. соединения, буквы, слова. По данной методике работают многие учителя, если не используют её По данной методике работают многие учителя, если не используют её полностью, то берут элементы и вставляют их в свои уроки. полностью, то берут элементы и вставляют их в свои уроки.
Слайд 12
Тактированное письмо М. М. Безруких Тактированное письмо М. М. Безруких Издавна в методике обучения детей письму и Издавна в методике обучения детей письму и чистописанию применялся чистописанию применялся ритмический ритмический (тактический) прием (метод тактирования), (тактический) прием (метод тактирования), то то есть письмо под счет. Обучение письму по есть письмо под счет. Обучение письму по системе Д. Б. Эльконина, автор М. М. Безруких, системе Д. Б. Эльконина, автор М. М. Безруких, основано на приеме ритмизированного письма. основано на приеме ритмизированного письма. Тактированное письмо Тактированное письмо позволяет добиться позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. темпа. Данный коррекционный прием Данный коррекционный прием предназначен для совершенствования графо- предназначен для совершенствования графо- моторного компонента письма у учащихся, моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы. имеющих особенности двигательной сферы.
Слайд 13
Авторами разработано обучение тактированному Авторами разработано обучение тактированному письму, состоящее из трех этапов. письму, состоящее из трех этапов.  Первый этап Первый этап включает выполнение следующих упражнений: включает выполнение следующих упражнений: обводка под счет заготовленных образцов рукописных букв через обводка под счет заготовленных образцов рукописных букв через прозрачную кальку. прозрачную кальку.  На На втором этапе втором этапе учащиеся обводят через прозрачную кальку под учащиеся обводят через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох). рак, сок, мох).  Третий этап Третий этап включает следующие упражнения: обводку под включает следующие упражнения: обводку под счет предложений через прозрачную кальку, стихов и счет предложений через прозрачную кальку, стихов и микротекстов. микротекстов. На основании этих рекомендаций составлена рабочая тетрадь для На основании этих рекомендаций составлена рабочая тетрадь для формирования графо-моторного компонента письма, формирования графо-моторного компонента письма, предназначенная для работы с учащимися начальных классов предназначенная для работы с учащимися начальных классов общеобразовательной школы. общеобразовательной школы.
Слайд 14
Методика Н. Г. Агарковой Методика Н. Г. Агарковой Н .Г. Агаркова отмечает, что технология обучения Н .Г. Агаркова отмечает, что технология обучения первоначальному письму и формирование первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка определяется системой каллиграфического навыка определяется системой принципов, методов и приемов, используемых на принципов, методов и приемов, используемых на уроках письма, то есть русской графики, и занятий по уроках письма, то есть русской графики, и занятий по выработке автоматизированности действия выработке автоматизированности действия воспроизведения букв и их соединений на бумаге. воспроизведения букв и их соединений на бумаге. Это, прежде всего, Это, прежде всего, принципы: принципы: 1. поэлементного изучения; 1. поэлементного изучения; 2. одновариантного (стабильного) начертания букв и их 2. одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов; комплексов; 3. принцип логической группировки буквенных знаков. 3. принцип логической группировки буквенных знаков.
Слайд 15
Суть Суть поэлементного принципа поэлементного принципа заключается в том, заключается в том, что что обучение начертанию буквы обучение начертанию буквы должно должно предваряться предваряться формированием в памяти ребенка формированием в памяти ребенка четко зрительного образа этой буквы четко зрительного образа этой буквы , , то есть он то есть он должен ясно представлять, из каких зрительных должен ясно представлять, из каких зрительных элементов состоит буква, и в каких элементов состоит буква, и в каких пространственно-количественных соотношениях пространственно-количественных соотношениях эти элементы находятся в ней. эти элементы находятся в ней. Воспроизведение Воспроизведение букв реализуется также на основе элементов, но букв реализуется также на основе элементов, но теперь уже двигательных. теперь уже двигательных. Благодаря этому у Благодаря этому у ученика ученика формируется дифференцированный формируется дифференцированный зрительно-двигательной образ каждой буквы. зрительно-двигательной образ каждой буквы. Это составляет необходимую основу для Это составляет необходимую основу для выработки каллиграфического навыка. выработки каллиграфического навыка.
Слайд 16
Принцип одновариантного (стабильного) начертания Принцип одновариантного (стабильного) начертания письменных букв обусловлен закономерностями письменных букв обусловлен закономерностями движения руки при письме. Это, прежде всего движения руки при письме. Это, прежде всего круговые круговые замкнутые движения руки, направленные внутрь к замкнутые движения руки, направленные внутрь к плечу. плечу. Рука в процессе письма выполняет Рука в процессе письма выполняет единообразные движения. единообразные движения. Логические принципы группировки письменных букв Логические принципы группировки письменных букв позволяют в довольно короткий срок послебукварного позволяют в довольно короткий срок послебукварного периода целенаправленно и систематически периода целенаправленно и систематически продолжить формирование в памяти учащихся четко продолжить формирование в памяти учащихся четко дифференцированных зрительно-двигательных образов дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв, а значит, предупредить в их письме письменных букв, а значит, предупредить в их письме графические ошибки графические ошибки и тем самым заложить прочные и тем самым заложить прочные основы к выработке автоматизированности основы к выработке автоматизированности каллиграфического навыка. каллиграфического навыка.
Слайд 17
Таким образом, описанные выше Таким образом, описанные выше принципы принципы реализуются через поэлементно-целостный метод реализуются через поэлементно-целостный метод письма письма , который, , который, во-первых, обусловлен возрастными во-первых, обусловлен возрастными психологическими особенностями детей 6-7 лет, во- психологическими особенностями детей 6-7 лет, во- вторых, он не противоречит формированию связного вторых, он не противоречит формированию связного (безотрывного) письма (безотрывного) письма , а напротив, закрывает его , а напротив, закрывает его основы. Это достигается благодаря основы. Это достигается благодаря введению в введению в методику элементов двух категорий: зрительных и методику элементов двух категорий: зрительных и двигательных. двигательных. Конфигурация элементов первой категории Конфигурация элементов первой категории обусловлена закономерностями зрительного восприятия обусловлена закономерностями зрительного восприятия сложных графических форм, второй – сложных графических форм, второй – закономерностями движения руки во время письма при закономерностями движения руки во время письма при условии автоматизированности каллиграфического условии автоматизированности каллиграфического навыка. навыка.
Слайд 18
Изученные мною методики Н. Г. Агарковой, Изученные мною методики Н. Г. Агарковой, В. А. Илюхиной, Е. Н. Потаповой, В. А. Илюхиной, Е. Н. Потаповой, М. М. Безруких, позволили сделать выводы: М. М. Безруких, позволили сделать выводы:  В основе каждой из методик находятся принципы, В основе каждой из методик находятся принципы, методы, зарекомендованные себя исторически. методы, зарекомендованные себя исторически.  Методики, направлены на Методики, направлены на сознательное овладение сознательное овладение учениками каллиграфическим навыком. учениками каллиграфическим навыком.  Имеющиеся современные технологии обучения Имеющиеся современные технологии обучения письму детей носят письму детей носят развивающий характер. развивающий характер.  Предложенные авторами методик приёмы Предложенные авторами методик приёмы обучения обучения связаны с психофизиологическими связаны с психофизиологическими особенностями развития детей. особенностями развития детей.
Слайд 19
Список литературы Список литературы 1. Агаркова, Н.Г. Русская графика: Книга для учителя, 2 класс / Н.Г.Агаркова, –М.: Дрофа, 2000. Агаркова, Н.Г. Русская графика: Книга для учителя, 2 класс / Н.Г.Агаркова, –М.: Дрофа, 2000. 2. Агаркова, Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к “Азбуке” О.В.Джежелей / Агаркова, Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к “Азбуке” О.В.Джежелей / Н.Г.Агаркова, -М.: Дрофа, 2002. Н.Г.Агаркова, -М.: Дрофа, 2002. 3. Агаркова, Н.Г. Чтение и письмо по системе Д.Б.Эльконина: Книга для учителя / Н.Г.Агаркова, Агаркова, Н.Г. Чтение и письмо по системе Д.Б.Эльконина: Книга для учителя / Н.Г.Агаркова, Е.А.Бугрименко, П.С.Жедек, Г.А.Цукерман. –М.: Просвещение, 1993. Е.А.Бугрименко, П.С.Жедек, Г.А.Цукерман. –М.: Просвещение, 1993. 4. Агаркова, Н.Г. Информационно-методическте письмо по каллиграфии в начальной школе / Агаркова, Н.Г. Информационно-методическте письмо по каллиграфии в начальной школе / Н.Г.Агаркова // Начальная школа. -1998. -№8. –с.9. Н.Г.Агаркова // Начальная школа. -1998. -№8. –с.9. 5. Безруких, М.М. Как писать буквы / М.М.Безруких, Т.Е.Хохлова, -М.: 1993. Безруких, М.М. Как писать буквы / М.М.Безруких, Т.Е.Хохлова, -М.: 1993. 6. Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму: Система Д.Б.Эльконина / М.М.Безруких. -М.: Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму: Система Д.Б.Эльконина / М.М.Безруких. -М.: Просвещение, 2002. Просвещение, 2002. 7. Горецкий, В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму / В.Г.Горецкий, Горецкий, В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму / В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Н.А.Федосова. –М.: Просвещение, 2003. В.А.Кирюшкин, Н.А.Федосова. –М.: Просвещение, 2003. 8. Гурова, Е.М. Подготовка руки ребёнка к письму / Е.М.Гурова // Начальная школа. -2000. - №5. Гурова, Е.М. Подготовка руки ребёнка к письму / Е.М.Гурова // Начальная школа. -2000. - №5. 9. Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников / Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников / Л.Я.Желтовская, Е.Н.Соколова. –М.: Просвещение, 1987. Л.Я.Желтовская, Е.Н.Соколова. –М.: Просвещение, 1987. 10. Жедек, П.С. Методика обучения письму: Русский язык в начальных классах: Теория и практика / Жедек, П.С. Методика обучения письму: Русский язык в начальных классах: Теория и практика / П.С.Жедек. Под ред. М.С.Соловейчик. –М.: 1997. П.С.Жедек. Под ред. М.С.Соловейчик. –М.: 1997. 11. Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. –№8. –с.16-24. В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. –№8. –с.16-24. 12. Илюхина, В.А. Новые подходы к формированию графических навыков: Письмо с секретом / Илюхина, В.А. Новые подходы к формированию графических навыков: Письмо с секретом / В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. -№10. –с.37-52. В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. -№10. –с.37-52. 13. Крутецкий, В.А. Психология / В.А.Крутецкий. –М.: Просвещение, 1986. Крутецкий, В.А. Психология / В.А.Крутецкий. –М.: Просвещение, 1986. 14. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р.Лурия. –М.: Академия, 2002, переиздано с 1950. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р.Лурия. –М.: Академия, 2002, переиздано с 1950. 15. Потапова, Е.Н. Радость познания: Книга для учителя / Е.Н.Потапова. -М.: Просвещение, 1990. Потапова, Е.Н. Радость познания: Книга для учителя / Е.Н.Потапова. -М.: Просвещение, 1990. 16. Прахт, Л.И. Развитие движений кисти и пальцев рук / Л.И.Прахт // Начальная школа. -2004. –№4. – Прахт, Л.И. Развитие движений кисти и пальцев рук / Л.И.Прахт // Начальная школа. -2004. –№4. – с.5-7. с.5-7. 17. Федосова, Н.А. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников / Федосова, Н.А. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников / 18. Н.А.Федосова // Начальная школа. -1987. -№4. Н.А.Федосова // Начальная школа. -1987. -№4. 19. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф.Харламов. –Минск: Университетское, 2002. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф.Харламов. –Минск: Университетское, 2002.

Не нашли нужной презентации? Закажите ее у наших партнеров. Ответ получите через 5 минут.

Другие презентации по русскому языку



  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru