Слайд 1Истина и её критерии
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Учитель Непершина Г.И., МОУ СОШ № 15 г. Балашова Саратовской области
“Лишь тот умен, кто понимает, Что неучен, что мало знает!” Абу Шукур
Слайд 2Познание
Гносеология (от греч. gnosis – знание и logos – учение) – учение о сущности, закономерностях и формах познания. Познание – 1) процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; 2) процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире.
Слайд 3Знание
1) проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека; 2) (в широком смысле) любого рода информация; 3) (в узком смысле) подтверждённая научными средствами информация.
Слайд 4Субъект и объект познания
Процесс познания предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объекта познания).
Слайд 5Субъект познания
(от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.
Слайд 6Основные концепции субъекта познания
Психологический субъект познания (изолированный субъект): субъект равен человеческому индивиду, осуществляющему познавательный акт. Такая позиция близка к нашему повседневному опыту. Познающий субъект рассматривается как пассивный регистратор внешних воздействий, с той или иной степенью адекватности отражающий объект. Такой подход не учитывает активный и конструктивный характер поведения субъекта – того, что последний способен не только отражать, но и формировать объект познания. Представление, что познающий разум пассивно созерцает мир и таким путём познаёт его, сложилось в XVII веке (Джон Локк).
Слайд 7Трансцедентальный субъект познания: существует инвариантное и устойчивое «познавательное ядро» в каждом человеке, которое обеспечивает единство познания в различные эпохи (Иммануил Кант). Трансцендентальный (от лат. trascedes – выходящий за пределы) – относящийся к интуитивным, априорным (внеопытным или доопытным) условиям возможности познания. Трансцендентальный – противоположный эмпирическому. Результаты познания отражают не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции, ранее накопленный опыт).
Слайд 8Коллективный субъект познания: главным познающим субъектом – источником познания природы и общества считается все человечество.
Слайд 9Объект познания
(от лат. objectum – предмет) – то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект. Под объектом познания подразумевают часть внешнего мира или все реальные фрагменты бытия, противостоящие субъекту и специально подвергающиеся исследованию. Так, к примеру, человек является объектом изучения многих наук – биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др.
Слайд 10Субъект – активно действующее в познании творческое начало.
Объект – то, что противостоит субъекту и на что направлена его познавательная деятельность.
Слайд 11Формы (источники, ступени) познания.
Чувственное, опытное познание. Формы чувственного познания: 1) ощущение, 2) восприятие, 3) представление.
Слайд 12Ощущение
отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения.
Слайд 13Восприятие
чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Слайд 14Представление
чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств. Степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие.
Слайд 15Рациональное, логическое познание (мышление).
Формы рационального познания: 1) понятие, 2) суждение, 3) умозаключение.
Слайд 16Понятие
1) мысль, выделяющая из предметной области и собирающая в класс объекты на основе их общего и отличительного признака; 2) форма мышления, отражающая существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений.
Слайд 17Объём понятия – класс объектов, выделяемых из совокупности объектов и обобщаемых в понятии. Например, под объемом понятия «товар» подразумевается множество всех изделий, предлагаемых рынку как сейчас, так и в прошлом или в будущем. Содержание понятия – совокупность существенных и отличительных признаков предмета, качества или множества однородных предметов, отраженных в этом понятии. Например, содержанием понятия «коррупция» является совокупность двух существенных признаков: «сращение государственных структур со структурой преступного мира» и «подкуп и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц».
Слайд 18Закон обратного отношения между содержанием и объёмом: чем шире объём понятия, тем беднее оно содержанием, т.е. конкретными отличительными признаками.
Слайд 19Суждение
1) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объектах познания; 2) мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие какого-либо положения дел. Пример: зубы млекопитающих имеют корни.
Слайд 20Умозаключение
1) мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения; 2) получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью логического мышления. Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключения называют исходные суждения, из которых выводится новое суждение. Заключением называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок. Логический переход от посылок к заключению называется выводом.
Слайд 21Виды умозаключений:
1) дедуктивные, 2) индуктивные, 3) традуктивные (по аналогии). Дедукция (от лат. deductio – выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному.
Слайд 22 Общей формой дедукции является силлогизм, посылки которого образует указанное общее положение, а выводы – соответствующее частное суждение. Пример: 1-я посылка: зубы млекопитающих имеют корни; 2-я посылка: собака – млекопитающее; Заключение (вывод): зубы собаки имеют корни.
Слайд 23 Индукция (лат. inductio – наведение) – способ рассуждения от частных положений к общим выводам. Традукция (лат. traductio – перемещение) – логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности. Традуктивным умозаключением является аналогия. Типы традукции: 1) заключение от единичного к единичному, 2) заключение от частного к частному, 3) заключение от общего к общему.
Слайд 24Интуиция (на средневековой латыни intuitio, от intueor – пристально смотрю) – постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Интуиция – 1) способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; 2) проницательность; 3) непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; 4) сверхбыстрый мыслительный процесс.
Слайд 25Источники познания: разум, чувство или интуиция?
Рационализм. Сократ и его ученик Платон настаивали на том, что основой познания и обучения служат общие понятия, которые называются универсалиями. Универсалии (от лат. universalis – общий) – общие понятия. Онтологический (бытийственный) статус универсалии – одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалии 10-14 вв.): существуют ли универсалии 1) «до вещей», как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), 2) «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), 3) «после вещей» в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм). Эти универсалии уже заключены в человеческом разуме от рождения и таким образом познание заключается в припоминании того, что мы уже знаем.
Слайд 26Несомненные истины
Анамнезис (от греч. anamnesis воспоминание, припоминание) – по Платону, познание, поскольку всякое познание есть воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Сходную с платоновской точку зрения на источник и основы нашего познания отстаивал французский математик и философ Рене Декарт. Для проверки надежности наших знаний, он предложил начинать всякое познание с сомнения относительно имеющейся информации о мире. Путем последовательного исключения фактов, не выдержавших проверку принципом сомнения, Декарт пришел к тому, что есть только два факта, в истинности которых нельзя усомниться. 1) «Я мыслю, следовательно, я существую» (Cogito ergo sum). 2) Второй несомненной истиной является бытие Бога.
Слайд 27Отличительными признаками несомненных истин, позволяющими отделить их ото лжи и заблуждения, являются ясность и отчетливость. На этом основании мы можем быть полностью уверены в истинности всех математических знаний, поскольку математика имеет дело исключительно с ясными и отчетливыми врожденными идеями. Теории познания Платона, Декарта и подобные им получили название рационалистических. Они утверждают, что при помощи одного разума, можно получить истинное знание. Это знание есть знание универсалий (общих понятий), которые врожденны нам, и из которых можно получить частные знания.
Слайд 28Рационализм (от лат. rationalis разумный, ratio разум) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Слайд 29Эмпиризм
(от греч. empeiria – опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Эмпиризм сформировался в 17 – 18 вв. (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм).
Слайд 30Сенсуализм
(от лат. sensus – восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основа и главная форма достоверного познания. Сенсуализм – ранняя форма эмпиризма. Представляющие её философы отрицают существование врожденного знания и вообще скептически настроены по отношению к возможности получения достоверного знания на основе одного только разума. Джон Локк пытался доказать, что у нас нет врожденных идей, а все знание происходит от впечатлений, получаемых от органов чувств. Ум человеческий от рождения можно уподобить чистой доске (tabula rasa), лишенной каких бы то ни было образов идей.
Слайд 31Интуиция как источник знания
Интутивизм – течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Были случаи, когда сформулированные результаты «озарений» просуществовали века, прежде чем они получили должное признание, были логически обоснованы и нашли практическое применение. К ним, в частности, относятся предсказание Леонардо да Винчи возможности изготовления летательных аппаратов тяжелее воздуха, формулировка (правда, не совсем ясная), Роджером Бэконом закона постоянства состава и закона паев (кратных отношений) в химии, предвидение Фрэнсисом Бэконом возможности создания судов для подводного плавания и возможности поддержания жизнедеятельности организма при удалении жизненно важных органов.
Слайд 32Виды интуиции
1) чувственная, 2) интеллектуальная, 3) мистическая.
Слайд 33Истина
Что такое истина? Истина – соответствие между фактами и высказываниями об этих фактах. Истина – это свойство высказываний, суждений или верований.
Слайд 34 Объективная истина – содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент званий, который не может быть опровергнут в будущем.
Слайд 35 Относительная истина – неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми. Каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины. Истина абсолютная и истина относительная – разные уровни (формы) объективной истины.
Слайд 36Заблуждение и ложь
Заблуждение – уклонение от истины, принимаемое нами за истину. Первую классификацию заблуждений дал Бэкон под именем «идолов». Причину возникновения заблуждений одни философы видят в человеческой воле (Лейбниц, Шопенгауэр), большинство же приписывает их разуму или социальным интересам (Маркс). Ложь – утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно – и этим отличающееся от заблуждения.
Слайд 37Существует ли истина?
Агностицизм (греч. а отрицание, gnosis знание) – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Роль науки агностицизм ограничивает лишь познанием явлений. Противоположностью агностицизма является гносеологический оптимизм.
Слайд 38 Оптимизм (от латин. optimus – наилучший) – представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро; радостное восприятие жизни, проникнутое верой в разумное и справедливое лучшее будущее. Противоположность оптимизма – пессимизм. Сторонники гносеологического оптимизма не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей. Вместе с тем у разных его представителей имеются различные аргументы, доказывающие несостоятельность агностицизма. Одни из них опираются при этом на ясность и отчетливость мысли об объектах и их сущности, другие – на общезначимость получаемых результатов, третьи – на невозможность существование человека без адекватного отражения законов объективного мира, четвертые указывают на практику как на ведущий критерий при определении достоверного знания о сущности вещей и т.п.
Слайд 39В чём причина относительности человеческих знаний?
1) Мир бесконечно изменчив. 2) Познавательные возможности человека ограничены. 3) Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента. 4) Особенности познавательной деятельности человека.
Слайд 40Что является критерием (мерилом) истины?
Критерий – (от греч. kriterion – средство для суждения) – 1) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; 2) мерило оценки. Критерий истины – средство проверки истинности человеческих знаний.
Слайд 41Критерии истины в разных теориях
1) Эмпиризм: данные чувственного опыта; 2) Рационализм: очевидность, которая достигается путём интеллектуальной интуиции (Декарт), «врождённые инуиции» (Лейбниц), логическая непротиворечивость теории; 3) Конвенционализм: удобство и простота теории; При таком подходе вопрос об истинности или ложности наших знаний вообще устраняется. 4) Прагматизм: истина – полезность или работоспособность идеи: «… истинное – это просто выгодное в образе нашего мышления»; 5) Марксизм: критерием истины является практика = материальное производство + научный эксперимент.
Слайд 42Практика как критерий истины
Практика (от греч. praktikos – деятельный, активный) – материальная, целеполагающая деятельность людей.
Слайд 43Функции практики в процессе познания:
1) исходный пункт, источник познания (потребностями практики вызваны к жизни существующие науки); 2) основа познания (именно благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира); 3) практика является движущей силой развития общества; 4) практика – цель познания (человек познаёт мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности); 5) практика – критерий истинности познания.
Слайд 44Основные виды практики
1) научный эксперимент, 2) производство материальных благ 3) социально-преобразующая деятельность масс.
Слайд 45Структура практики
Слайд 46Практика
!!! Практика 1) не охватывает весь реальный мир, к тому же 2) практическое подтверждение какой – либо теории может произойти не сразу, а через многие годы, однако это не означит, что данная теория не является истиной. 3) Такой критерий истины относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Идея взаимодополняемости критериев истины: ведущий критерий истины – практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
Слайд 47Тесты ЕГЭ по теме (А)
Понятие - это форма мысли, которая 1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств 2)выявляет общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений 3)формирует наглядный образ предмета 4) фиксирует различные комбинации ощущений человека
Слайд 48Тесты ЕГЭ по теме
Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? А. Практика - это критерий истинности наших знаний о мире. Б. Практика - это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них. 1)Верно только А, 2)Верно только Б. 3)Верны оба суждения 4)Оба суждения неверны
Слайд 49Что из перечисленного ниже является научным знанием: 1) репортаж о праздновании Дня города 2) расписание движения поездов 3) законы генетики 4) закон об оперативно-розыскной деятельности
Слайд 50Познавательная деятельность в отличие от трудовой 1) предполагает наличие цели 2) направлена на постижение истины 3) требует специальной подготовки 4) носит полезный характер
Слайд 51Верны ли следующие суждения об источнике объективных знаний? Источником объективных знаний А. является только разум. Б. являются только чувства. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны
Слайд 52Верны ли следующие суждения об истинном знании? Истинным является всякое знание, А. разделяемое большинством людей. Б. подтвержденное практикой. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны
Слайд 53И чувственное, и рациональное познание 1) формирует знания о предмете 2) использует логические умозаключения 3) начинается с ощущения 4) дает наглядный образ предмета
Слайд 54И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они 1) носят объективный характер 2) предполагают доказательства 3) могут передаваться из поколения в поколение 4) необходимы человеку для рациональной деятельности
Слайд 55Рациональное познание, в отличие от чувственного, 1) расширяет знания об окружающем мире 2) формирует наглядный образ предмета 3) осуществляется в форме ощущений и восприятий 4) использует логические умозаключения
Слайд 56Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», – является результатом 1) теоретического анализа 2) социального эксперимента 3) непосредственного наблюдения 4) обобщения повседневного опыта
Слайд 57Верны ли следующие суждения об истине? А. Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем. Б. Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Слайд 58
Слайд 59Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира. Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Слайд 60Верны ли следующие суждения об относительной истине? А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен. Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Слайд 61Эмпирический и теоретический уровни знания присущи: Любому виду познания Научному познанию Обыденному познанию Рациональному познанию
Слайд 62Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания? 1) описание фактов 2) проведение наблюдений 3) накопление экспериментальных данных 4) выдвижение гипотезы
Слайд 63Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, – это 1) выводы, полученные научным путем 2) суждения, лишенные субъективных оценок 3) исчерпывающее знание о предмете 4) экспериментально установленные факты
Слайд 64Запишите слово, пропущенное в таблице. Методы познания
эксперимент
Слайд 65Верны ли следующие суждения об истине? А. Истина относительна, потому что возможности познания зависят от реальных исторических условий, времени и места. Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки, научными методами. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Слайд 66Тесты ЕГЭ по теме (В)
Установите соответствие видов и форм познания. Ответ следует записать в виде последовательности: буква левого столбца и соответствующие ей цифры из правого столбца и т.д. без пропусков. Виды познания Формы познания А) Рациональное познание 1) суждение Б) Чувственное познание 2) восприятие 3) ощущение 4) умозаключение
А14Б23
Слайд 67Ниже приведён ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к эмпирическому уровню научного познания. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда. Наблюдение, эксперимент, восприятие, измерение, описание, классификация, систематизация. Ответ: восприятие
Слайд 68Верно ли суждение: “Наука является единственной формой познания мира и человека”? Свое мнение обоснуйте. Завершите фразу: «Практика выступает одним из __________ __________».
критериев истины
Слайд 69Тесты ЕГЭ по теме (С)
«Гораздо легче найти ошибку, нежели истину». (И.В. Гете)