Слайд 1Добро пожаловать, Наурыз!
Слайд 2Наурыз
древний праздник весны и труда, возникший у многих народов Востока, отмечаемый в день весеннего равноденствия, 22 марта. К Наурызу каждая семья готовила ритуальное блюдо – наурыз коже (похлебку, сделанную на кислом молоке из семи компонентов) – символ благоденствия и благополучия. Люди приводили в порядок дома, расплачивались с долгами; находившиеся в ссоре – мирились. В день Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания. В день празднования разыгрываются театрализованные представления и сценки из народной жизни, проводятся айтысы – словесные состязания акынов (поэтов-импровизаторов) в сопровождении домбры. Побеждает тот, кто лучше прославит Добро! Молодёжь собирается у качелей – алтыбакан. Все поют, танцуют, веселятся, играют в национальные игры. Традиции Наурыза передавались из поколения в поколения и сохранили свое основное содержание и сегодня.
Слайд 3Керней
древний казахский народный духовой музыкальный инструмент, представлявший собой длинную деревянную трубку, вдетую в верблюжью гортань. В прошлом использовался для подачи сигнала в походах. Исполнитель при игре на кернее поворачивался в разные стороны.
Слайд 4Шанырак
часть строения юрты, купольный круг, круговое навершие для закрепления в нем верхних концов уык (купольных жердей, образующих крышу юрты), являющееся одновременно дымоходом и окном юрты. Шанырак имеет огромное значение в жизни казахов. Шанырак поднимает глава семьи, мужчина. Когда остов юрты приходил в негодность, можно было менять любую его деталь, за исключением шанырака, он передавался из поколения в поколение. Слово «шанырак» употребляют в значении «домашний очаг», «дом», «семья», как символ преемственности и незыблемости домашнего очага.
Слайд 5Домбра
казахский народный струнный музыкальный инструмент (щипковый). Делается из дерева. Имеет 2 жильные струны, настроенные в кварту. Одна из них мелодическая. Длина инструмента 80–130 см. Пьесы для домбры – кюи – могут быть одно- или двухголосны.
Слайд 6Кобыз
древнейший казахский народный музыкальный инструмент (струнный смычковый), корпус которого изготавливается из цельного куска дерева. Имеет ковшеобразный корпус. Общая длина 60–73 см. Струны и смычок – из конского волоса. Строй квартовый. При игре кобыз опирается на пол или колено. По звуку слегка напоминает виолончель. В прошлом на кобызе играли только мужчины; женщины стали играть лишь в начале XX века.
Слайд 7Песня
наиболее распространенный жанр вокальной музыки, соединяющий музыкальный образ с поэтическим. Народная песня – одна из древнейших форм музыкально-поэтического творчества, художественный итог творчества многих поколений.
Слайд 8Кюй
казахская инструментальная пьеса, наигрыш, исполняемая на домбре и других народных инструментах. Подлинным расцветом традиционного инструментального искусства в жанре кюя стал XIX век, представленный авторским творчеством кюйши – создателей и исполнителей кюев, профессионалов устной традиции. Кюй носит программный характер. Кюй как основной жанр традиционной казахской инструментальной культуры продолжает развиваться и в наши дни. Теперь кюи звучат не только в сольном исполнении, но и в ансамблевых, оркестровых аранжировках.
Слайд 9Сары Арка
В переводе с казахского золотая степь; название казахской степи; символическое название территории Центрального Казахстана. Один из самых любимых образов, воспетых казахскими поэтами, художниками, музыкантами.
Слайд 10Биржан сал Кожагулов (1831-1894)
выдающийся казахский акын, композитор, основоположник народно-профессиональной песенной школы. Одна из самых замечательных фигур казахской музыки XIX века. Закономерно, что к его имени навсегда прикрепилось слово сал – любимец народа, артист, щёголь. Приобрел широкую известность как певец, обладающий выдающимися вокальными данными и мастерски аккомпанирующий себе на домбре.
Разъезжал по аулам, участвовал в народных празднествах, айтысах – своеобразном поединке остроумия и песенного мастерства; собрав вокруг себя талантливую молодёжь, создал своеобразный кочующий театр. Сохранилось свыше 40 песен Биржана.
Слайд 11Майра Шамсутдинова (1896-1929)
в историю казахской музыкальной культуры Майра вошла как талантливая певица и композитор, исполнявшая свои мелодичные песни, сопровождая пение игрой на сырнае (гармони). Известный этнограф и собиратель казахских народных песен А. Затаевич записал и включил 14 песен Майры в свой знаменитый сборник «1000 песен казахского народа».
Слайд 12Суйинши
в переводе с казахского – радуйтесь, восторгайтесь; в казахском языке возглас, оповещающей о хорошей новости. Смысл возгласа таков: «Всем, кто слышит, подарок мне за радостную весть!»
Кыдыр Ата
святой старец, традиционный персонаж театрализованного праздника Наурыз-мейрамы, один из его символов. Именно в мартовскую ночь, согласно казахской мифологии, землю обходит святой старец Кыдыр Ата – полубожество, мудрый волшебник, способный взглядом растопить камень и превратить его в поляну, усеянную тюльпанами или подснежниками. От Кыдыр Ата ждут подарков, чего-то доброго и хорошего, с ним связывают надежды. Кыдыр Ата приходит не только для того, чтобы сделать землю плодородной, он дает благословение людям, несёт враждующим мир, немощным – исцеление.
Слайд 13Шашу
дословно означает «осыпать», «разбрасывать», «врассыпную»; обычно у казахов во время свадеб, торжественных встреч и других радостных событий женщины аула, смешав в пригоршнях конфеты, сладости, серебряные монеты, бросают все это в собравшихся людей с криками «Шашу! Шашу!». Шашу – «фейерверк» из конфет и монет – можно сравнить с мифологическим рогом изобилия, из которого сыплются в толпу сладости, и угощения. Принято ловить и подбирать шашу, чтобы потом в качестве гостинца преподнести своим детям и домочадцам.
Слайд 14Наурыз кутты болсын!
В переводе с казахского «Будет счастливым Наурыз!» Традиционное поздравление с Наурызом.
Слайд 15Дастархан
богатое и красочное казахское застолье; праздничный, накрытый скатертью стол. Той дастархан – особое торжество, организуемое к празднику.
Слайд 16Асык
игральная кость; путовые суставы (надкопытные кости) мелкого рогатого скота (бараньей ноги).
Игра в асыки
национальная казахская игра (распространена у некоторых других азиатских народов), правила которой передаются из поколение в поколение. Для игры применяются асыки разных размеров, и «сака» – асык-биток (бита), залитый свинцом или обмотанный медной проволокой, которым игроки по очереди с расстояния 2-5 м выбивают асыки.
Когда степь расцветала и покрывалась сочным зеленым ковром, не только дети, но и взрослые выходили на прогретую весенним солнцем землю и начинали свои состязания.
Слайд 17