» » » Жанры Древнерусской литературы

Презентация на тему Жанры Древнерусской литературы


Здесь Вы можете скачать готовую презентацию на тему Жанры Древнерусской литературы. Предмет презентации: МХК. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 16 слайдов.

Слайды презентации

Слайд 1
Жанры Древнерусской Жанры Древнерусской литературы литературы
Слайд 2
 Жанром называют исторически Жанром называют исторически сложившийся тип литературного сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. конкретных литературных произведений. Система жанров литературы Древней Руси Система жанров литературы Древней Руси существенно отличалась от современной. существенно отличалась от современной. Древнерусская литература складывалась Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему литературы и заимствовала у нее систему жанров, переработав их на национальной жанров, переработав их на национальной почве: специфика жанров древнерусской почве: специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с литературы состоит в их связи с традиционным русским народным традиционным русским народным творчеством. Жанры древнерусской творчеством. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные литературы принято делить на первичные и объединяющие. и объединяющие.
Слайд 3
 Первичные жанры Первичные жанры  Первичными эти жанры называются Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров. материалом для объединяющих жанров. Первичные жанры: Первичные жанры:  Житие Житие  Слово Слово  Поучение Поучение  Повесть Повесть  К первичным жанрам  также относят К первичным жанрам  также относят погодную запись, летописный рассказ, погодную запись, летописный рассказ, летописное сказание и церковную летописное сказание и церковную легенду. легенду.
Слайд 4
Житие Житие  Жанр жития был заимствован из Византии. Это Жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15- канонам, от которых не отходили вплоть до 15- 16 веков. 16 веков.
Слайд 5
Каноны жития Каноны жития  Благочестивое происхождение героя жития, родители Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. которого обязательно должны были быть праведниками. Святого родители часто вымаливали у Бога. Святого родители часто вымаливали у Бога.  Святой рождался святым, а не становился им. Святой рождался святым, а не становился им.  Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве. время в уединении и молитве.  Обязательным атрибутом жития было описание чудес, Обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его которые происходили при жизни святого и после его смерти. смерти.  Святой не боялся смерти. Святой не боялся смерти.  Заканчивалось житие прославлением святого. Заканчивалось житие прославлением святого.  Одним из первых произведений житийного жанра в Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба. Бориса и Глеба.
Слайд 6
Древнерусское красноречие Древнерусское красноречие  Этот жанр был заимствован Этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой где красноречие было формой ораторского искусства. В древнерусской ораторского искусства. В древнерусской литературе красноречие выступало в литературе красноречие выступало в трех разновидностях: трех разновидностях:  Дидактическое (поучительное) Дидактическое (поучительное)  Политическое Политическое  Торжественное Торжественное
Слайд 7
Поучение Поучение  Поучение – разновидность жанра древнерусского Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». В «Повести лет» «Поучение Владимира Мономаха». В «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» датируется 1096 годом. В это время распри между датируется 1096 годом. В это время распри между князьями в битве за престол достигли апогея. В своем князьями в битве за престол достигли апогея. В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет необходимости искать спасения души в затворничестве. необходимости искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться – Бог Отправляясь на войну, следует молиться – Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях – и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что сражениях – и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам. Мономаха обращено к потомкам.
Слайд 8
Слово Слово  Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве». Это произведение вызывает служит «Слово о полку Игореве». Это произведение вызывает множество споров по поводу его подлинности. Все потому, что множество споров по поводу его подлинности. Все потому, что первоначальный текст «Слова о полку Игореве» не сохранился. Он был первоначальный текст «Слова о полку Игореве» не сохранился. Он был уничтожен пожаром 1812 года. Сохранились лишь копии. С этого уничтожен пожаром 1812 года. Сохранились лишь копии. С этого времени вошло в моду опровергать его подлинность. Слово времени вошло в моду опровергать его подлинность. Слово рассказывает о военном походе князя Игоря на половцев, который рассказывает о военном походе князя Игоря на половцев, который имел место в истории в 1185 году. Исследователи предполагают, что имел место в истории в 1185 году. Исследователи предполагают, что автором «Слова о полку Игореве» был один из участников автором «Слова о полку Игореве» был один из участников описываемого похода. Споры о подлинности этого произведения описываемого похода. Споры о подлинности этого произведения велись в частности и потому, что оно выбивается из системы жанров велись в частности и потому, что оно выбивается из системы жанров древнерусской литературы необычностью используемых в нем древнерусской литературы необычностью используемых в нем художественных средств и приемов. Здесь нарушен традиционный художественных средств и приемов. Здесь нарушен традиционный хронологический принцип повествования: автор переносится в хронологический принцип повествования: автор переносится в прошлое, затем возвращается в настоящее (это было не характерно прошлое, затем возвращается в настоящее (это было не характерно для древнерусской литературы), автор делает лирические отступления, для древнерусской литературы), автор делает лирические отступления, появляются вставные эпизоды (сон Святослава, плач Ярославны). В появляются вставные эпизоды (сон Святослава, плач Ярославны). В слове очень много элементов традиционного устного народного слове очень много элементов традиционного устного народного творчества, символов. Ощущается явное влияние сказки, былины. творчества, символов. Ощущается явное влияние сказки, былины. Политическая подоплека произведения налицо: в борьбе с общим Политическая подоплека произведения налицо: в борьбе с общим врагом русские князья должны быть едины, разрозненность ведет к врагом русские князья должны быть едины, разрозненность ведет к смерти и поражению. смерти и поражению.
Слайд 9
 Образцом торжественной разновидности древнерусского Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Слово о Законе и Благодати» красноречия является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, которое создано в первой трети митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века. Слово было написано митрополитом Илларионом 11 века. Слово было написано митрополитом Илларионом по случаю окончания строительства военных укреплений по случаю окончания строительства военных укреплений в Киеве. В слове проводится идея о политической и в Киеве. В слове проводится идея о политической и военной независимости Руси от Византии. Под «Законом» военной независимости Руси от Византии. Под «Законом» Илларион понимает Ветхий Завет, который дан иудеям, а Илларион понимает Ветхий Завет, который дан иудеям, а русскому и другим народам он не подходит. Поэтому Бог русскому и другим народам он не подходит. Поэтому Бог дал Новый Завет, который и называется «Благодатью». В дал Новый Завет, который и называется «Благодатью». В Византии почитают императора Константина, который Византии почитают императора Константина, который способствовал распространению и утверждению там способствовал распространению и утверждению там христианства. Илларион говорит, что князь Владимир христианства. Илларион говорит, что князь Владимир Красно Солнышко, крестивший Русь, ничуть не хуже Красно Солнышко, крестивший Русь, ничуть не хуже византийского императора и должен также почитаться византийского императора и должен также почитаться русским народом. Дело князя Владимира продолжает русским народом. Дело князя Владимира продолжает Ярослав Мудрый. Основная идея «Слова о Законе и Ярослав Мудрый. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» в том, что Русь также хороша, как и Византия. Благодати» в том, что Русь также хороша, как и Византия.
Слайд 10
Повесть Повесть  Повесть – это текст эпического Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра «Повесть о житии Александра Невского». Невского».
Слайд 11
Объединяющие жанры Объединяющие жанры  Первичные жанры выступали в Первичные жанры выступали в составе объединяющих жанров, составе объединяющих жанров, какими являются летопись, какими являются летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик. хронограф, четьи-минеи, патерик.
Слайд 12
Летопись Летопись  это повествование об исторических событиях. это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях. поступать в определенных ситуациях. Древнейшей летописью является «Повесть Древнейшей летописью является «Повесть временных лет», которая дошла до нас в временных лет», которая дошла до нас в списках Лаврентьевской летописи 14 века и списках Лаврентьевской летописи 14 века и Ипатьевской летописи 15 века. Летопись Ипатьевской летописи 15 века. Летопись рассказывает о происхождении русских, о рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства. древнерусского государства.
Слайд 13
 Хронограф Хронограф – это тексты, – это тексты, содержащие описание времени 15- содержащие описание времени 15- 16 веков. 16 веков.
Слайд 14
 Четьи-минеи Четьи-минеи (буквально «чтение (буквально «чтение по месяцам») – собрание по месяцам») – собрание произведений о святых людях. произведений о святых людях.
Слайд 15
 Патерик Патерик – описание жизни святых – описание жизни святых отцов. отцов.
Слайд 16
 Отдельно следует сказать о жанре Отдельно следует сказать о жанре апокрифа апокрифа . Апокриф – буквально . Апокриф – буквально переводится с древнегреческого переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный». языка как «сокровенный, тайный». Это произведения религиозно- Это произведения религиозно- легендарного характера. Апокрифы легендарного характера. Апокрифы получили особое распространение в получили особое распространение в 13-14 веках, но церковь не 13-14 веках, но церковь не признавала этот жанр и не признает признавала этот жанр и не признает до настоящего времени. до настоящего времени.

Другие презентации по МХК



  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru