- Русская иконопись

Презентация "Русская иконопись" (7 класс) по мхк – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14

Презентацию на тему "Русская иконопись" (7 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 14 слайд(ов).

Слайды презентации

Иконопись - ядро древнерусской культуры.
Слайд 1

Иконопись - ядро древнерусской культуры.

Иконописец, в отличие от художника, не рассматривается как автор конкретного образа, он — только проводник божественной истины. Знаменщик— наиболее опытный мастер, создающий (знаме́нящий) рисунок будущей иконы; Доличник — мастер, специализирующийся в писании одежд, пейзажных стаффажей и прочих элеме
Слайд 2

Иконописец, в отличие от художника, не рассматривается как автор конкретного образа, он — только проводник божественной истины.

Знаменщик— наиболее опытный мастер, создающий (знаме́нящий) рисунок будущей иконы; Доличник — мастер, специализирующийся в писании одежд, пейзажных стаффажей и прочих элементов иконы, кроме лично́го письма; в свою очередь Доличник может иметь специализацию: Травщик— изображающий растения Плательщик — специализирующийся в написании одежд и др. Личник — мастер в личном письме — изображении лиц, рук и прочих открытых частей тела; Жалованный иконописец — мастер, работающий при дворе царя или патриарха и получающий постоянное жалованье; Кормовой иконописец — нанимаемый на время выполнения заказа и получающий «корм» — вознаграждение; Городовой иконописец — иногородний иконописец, вызывавшийся (нередко принудительно) при проведении крупных работ в центральных городах или монастырях; Фурильщик — мастер, работающий в технике придания свежей иконописи характера «старой».

Задача иконописи – "воплотить слово", воплотить в образы христианское вероучение. Страшный суд. Преображение Господа на Фаворе Находилась в Переславле. Сер. XV века. Феофан Грек
Слайд 3

Задача иконописи – "воплотить слово", воплотить в образы христианское вероучение.

Страшный суд

Преображение Господа на Фаворе Находилась в Переславле. Сер. XV века. Феофан Грек

Особенности русской иконописи: Аскетизм - крайняя степень воздержания, отречение от жизненных удовольствий. Аскетизм - норма нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы). Спас Вседержитель. Первая половина XIII века. Богоматерь Владимирская
Слайд 4

Особенности русской иконописи:

Аскетизм - крайняя степень воздержания, отречение от жизненных удовольствий. Аскетизм - норма нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы).

Спас Вседержитель. Первая половина XIII века

Богоматерь Владимирская

«Дeрево познания Добра и Зла», Микеланджело, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Если нарушить иконографический канон, то будет портрет или картина, но не будет иконы. Почему для иконописания выбрано именно дерево? Дерево имеет глубокое символическое значение. Следует вспомнить о древе жизни, о др
Слайд 5

«Дeрево познания Добра и Зла», Микеланджело, фрагмент росписи Сикстинской капеллы

Если нарушить иконографический канон, то будет портрет или картина, но не будет иконы.

Почему для иконописания выбрано именно дерево?

Дерево имеет глубокое символическое значение. Следует вспомнить о древе жизни, о древе познания добра и зла, которые были в Эдемском саду; о дереве гофер, из которого был построен ковчег праведного Ноя. Используют липу, ель, ольху и кипарис.

дерево — это символ падения и спасения человека.

Форма иконной доски. Ковчег (ковчежец) — углубленная часть иконной доски. Поле — выступающая над ковчегом часть иконной доски. По ширине полей можно судить о времени написания иконы: поля икон XI—XII веков, как правило, широкие; начиная с XIII века, поля стали делать более узкими, а в XIV веке появл
Слайд 6

Форма иконной доски.

Ковчег (ковчежец) — углубленная часть иконной доски. Поле — выступающая над ковчегом часть иконной доски. По ширине полей можно судить о времени написания иконы: поля икон XI—XII веков, как правило, широкие; начиная с XIII века, поля стали делать более узкими, а в XIV веке появляются иконы без полей. Лузга — скос между ковчегом и полем. Шпонка — поперечный брусок, врезанный в оборотную сторону доски и служащий для предотвращения ее деформации.

1 - поле, 2 - лузга, 3 - ковчег, 4 - паволока, 5 – врезная левосторонняя шпонка

Принципы изображений фигур на иконах. оглавные изображения. оплечные поясные в полный рост
Слайд 7

Принципы изображений фигур на иконах.

оглавные изображения

оплечные поясные в полный рост

Иконографические типы изображения Иисуса Христа. «Спас Эммануил». «Спас Нерукотворный». «Господь Вседержитель» или «Пантократор». «Господь на престоле» или «Спас в силах». 6
Слайд 8

Иконографические типы изображения Иисуса Христа

«Спас Эммануил»

«Спас Нерукотворный»

«Господь Вседержитель» или «Пантократор»

«Господь на престоле» или «Спас в силах»

6

Первая группа - тип иконографии «Знамение». Одним из вариантов иконографии "Знамение" является "Оранта". (Оранта, от лат. orans — молящийся). Классификация икон Богоматери. Соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бо
Слайд 9

Первая группа - тип иконографии «Знамение». Одним из вариантов иконографии "Знамение" является "Оранта". (Оранта, от лат. orans — молящийся).

Классификация икон Богоматери.

Соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса.

"Ярославская Оранта, Великая Панагия"

Нерушимая стена"

Второй иконографический тип получил наименование "Одигитрия", что по-гречески значит "Путеводительница". ОДИГИТРИЯ СМОЛЕНСКАЯ – одна из самых почитаемых православных икон. «Казанская»
Слайд 10

Второй иконографический тип получил наименование "Одигитрия", что по-гречески значит "Путеводительница".

ОДИГИТРИЯ СМОЛЕНСКАЯ – одна из самых почитаемых православных икон.

«Казанская»

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование "Умиление", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса" (έλεουσα), т.е. "Милостивая". "Богоматерь Владимирская. Богоматерь Донская. 2
Слайд 11

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование "Умиление", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса" (έλεουσα), т.е. "Милостивая".

"Богоматерь Владимирская

Богоматерь Донская

2

"Умиление" - "Млекопитательница". Разновидностью иконографического типа "Умиление" является тип "Взыграние« и «Млекопитание».
Слайд 12

"Умиление" - "Млекопитательница".

Разновидностью иконографического типа "Умиление" является тип "Взыграние« и «Млекопитание».

Четвертый тип собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три. Наименование четвертого типа условно - "Акафистный", так как главным образом иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текс
Слайд 13

Четвертый тип собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три.

Наименование четвертого типа условно - "Акафистный", так как главным образом иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях.

"Богоматерь - Живоносный Источник"

Верхняя одежда покрывало-мафорий, на мафории - звезды, знаки ее девства, синий нижний китон. Иногда из под накинутого на голову мафория виднеется чапец - головной убор замужних женщин. По сторонам лика Богоматери пишутся греческие буквы "МРОY" - сокращение слов "Мать Бога". Богом
Слайд 14

Верхняя одежда покрывало-мафорий, на мафории - звезды, знаки ее девства, синий нижний китон. Иногда из под накинутого на голову мафория виднеется чапец - головной убор замужних женщин. По сторонам лика Богоматери пишутся греческие буквы "МРОY" - сокращение слов "Мать Бога".

Богоматерь Великая Панагия (Оранта)

Список похожих презентаций

Древнерусская иконопись

Древнерусская иконопись

 Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон , проникая прямо в душу. А знаете ли вы, что называется ИКОНОЙ? ...
Древнерусская иконопись

Древнерусская иконопись

«Устюжское Благовещение» XII в. Перевезена Иваном Грозным из Новгородского Юрьева монастыря в Москву Москва, ГТГ. Спас Нерукотворный Конец XII в. ...
Русская культура второй половины XIX века

Русская культура второй половины XIX века

Пореформенная Россия вступила на путь быстрого капиталистического развития. Это развитие требовало большого количества высококвалифицированных технических ...
Русская храмовая живопись 17 века

Русская храмовая живопись 17 века

Русская живопись 17 века пронизана противоречиями. Противоречия в русской живописи 17 века видны как в иконописи, так и в монументальной живописи. ...
Русская тема в художественной культуре периода оттепели

Русская тема в художественной культуре периода оттепели

1956 февраль -. Доклад Хрущёва на 20 съезде КПСС «О культе личности Сталина». 1968 август-. Подавление Чехословацкой революции. Основная характеристика:. ...
Русская свистулька

Русская свистулька

СВИСТУЛЬКА – фигурное обрядовое звуковое приспособление из обожжённой глины. соловей, солопелка (в южных - степных областях России: к югу от русла ...
Русская расписная матрешка

Русская расписная матрешка

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОЕКТА:. Формирование умения самостоятельно работать с информацией, кратко и понятно излагать свои мысли; Развитие умения работать ...
Русская народная игрушка. Матрешка

Русская народная игрушка. Матрешка

Как вы думаете из каких материалов в старину изготавливали игрушки? Какие игрушки были особенно популярны в то время? Алый шелковый платочек, Яркий ...
Русская живопись 18 века

Русская живопись 18 века

Иван Никитин (1680 – 1742). Портрет напольного гетмана, 1720-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Портрет канцлера Головкина. Андрей ...
Русская гжель

Русская гжель

Мы приглашаем Вас окунуться в таинственный мир безумных фантазий русской души и искренне надеемся, что сумеем приоткрыть тот невидимый барьер, который ...
Русская архитектура в 17 веке

Русская архитектура в 17 веке

Зодчество принадлежит к той сфере культуры, где на протяжении 17 века произошли значительные изменения. Основным строительным материалом оставалось ...
Русская архитектура XIX

Русская архитектура XIX

Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. Здания, построенные ...
Русская архитектура XIII – XVIIвв

Русская архитектура XIII – XVIIвв

Архитектура Новгорода церковь Фёдора Стратилата на Ручью 1360 -1361г. Церковь Фёдора Стратилата на Ручью. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице ...
Русская архитектура 16 в.

Русская архитектура 16 в.

Церковное строительство Шатровый стиль Гражданская архитектура Фортификационное искусство. Церковное строительство. Зачатия Анны церковь, что в углу ...
Русская литература 19 века в контексте мировой культуры

Русская литература 19 века в контексте мировой культуры

До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных в России в 19 веке, но и поражающее разнообразие их. М Горький. Как вы понимаете ...
Русская народная игрушка – Матрёшка.

Русская народная игрушка – Матрёшка.

Цели и задачи проекта:. знакомство детей с историей возникновения матрёшки; формировать умения создавать узоры, используя разнообразные работы кистью ...
Русская икона

Русская икона

Слово икона (по-гречески «образ») пришло к нам из Византии вместе с православием. Иконами называют созданные по особым правилам изображения Бога, ...
Русская пейзажная живопись

Русская пейзажная живопись

Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, ...
Русская икона. Древнерусская живопись

Русская икона. Древнерусская живопись

"Икона — явление той самой благодатной силы, которая некогда спасла Россию." (Князь Евгений Трубецкой, 1917г.). Андрей Рублёв. Спас в Силах. Богоматерь. ...
Русская реалистическая живопись второй половины XIX века

Русская реалистическая живопись второй половины XIX века

Иван Айвазовский. Контрабандисты. 1884. Николай Ге. В Гефсиманском саду. 1869 год. Вариант. Константин Коровин. На террасе. 1910. Иван Крамской. Женский ...

Конспекты

Русская матрешка

Русская матрешка

План-конспект урока по теме: «Русская матрешка», 5 класс. - аннотация: Данный конспект урока. . используется на уроке в 5 классе в рамках темы. ...
Русская изба как центр Вселенной

Русская изба как центр Вселенной

8 КЛАСС. Тема года. : «Поэтика русской народной культуры через изобразительное искусство». Тема урока: « Русская изба как центр Вселенной». ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:15 сентября 2018
Категория:МХК
Содержит:14 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации