» » » Символика православной иконы

Презентация на тему Символика православной иконы


Здесь Вы можете скачать готовую презентацию на тему Символика православной иконы. Предмет презентации: МХК. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 37 слайдов.

Слайды презентации

Слайд 1
Символика православной иконы
Слайд 2
• Ико́на (от ср.- греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»). • Иконы нельзя отнести к произведениям живописи в обычном смысле слова. Это не картины. Картины в линиях и красках повествуют о людях и событиях реальной действительности. • Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.
Слайд 3
Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый.
Слайд 4
В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второстепенные и не святые (например, женщины, омывающие Младенца, в иконе «Рождество Христово»).
Слайд 5
Перспектива • Перспекти́ва ( фр. perspective от лат. perspicio — ясно вижу ) — • Явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися на горизонте в двух точках (спереди и сзади наблюдателя) • Способ изображения объемных тел на плоскости, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.
Слайд 6
Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеоб­разном построении иконного пространства, в котором нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Название этого приема условно и возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе которой строится реалистическая картина.
Слайд 7
Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в иной мир. Икона есть видимое невидимого. Икона - это окно в горний мир Духа
Слайд 8
«Изображение» времени • Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть для "адаптации" в мире икон — как в эпоху Средневековья людьми воспринималось и понималось время. • До сотворения мира не было и времени. Время, как сотворенный Богом носитель изменений, к самому Богу не применимо. О Боге нельзя сказать "был" или "есть", или "будет" порознь — Он вечен, вездесущ, всеобъемлющ и неизменен. Бог не стареет, не меняется. • В византийских и русских иконах это отмечено тремя греческими буквами в крестчатом нимбе Христа. На древнерусский язык это переводится как "сущий", то есть тот, к кому сразу относится "всегда был", "всегда есть" и "всегда будет", что восходит к древнееврейскому сокровенному имени Бога — Яхве — Сущий.
Слайд 9
• В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах. • Взглянем на икону «Рождество Богородицы» . Праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе. Перед ней - жены с дарами, повивальная бабка и служанки,, готовящие воду для омывания Богоотроковицу и рядом - служанки пеленающие Младенца. А чуть поодаль - в алькове - трогательная сцена ласкания Девы Марии ( Иоаким и Анна сидят рядом, ласково придерживая Новорожденную). Здесь все события, связанные с Рождеством, собраны в од­ном пространстве, которое похоже на свиток, развора­ чивающийся на наших глазах.
Слайд 10
Изображение архитектуры
Слайд 11
Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконе архитектуры: здание указывает на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним.
Слайд 12
Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначению и т.д. Смысл этого явления в том, что архитектура - единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие - вне законов земной логики, вне законов земного бытия.
Слайд 13
Изображение света
Слайд 14
Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Икона изображает мир Горний где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Его нетварный Свет освещает все. Поэтому в традиционной иконе невозможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная — остается в тени.
Слайд 15
Изображение лика
Слайд 16
Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас.
Слайд 17
К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в иконе имеет жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д
Слайд 18
Символика цвета • Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола. • В иконах мы встречаем три основных цвета: красный , синий и зеленый.
Слайд 19
• Красный Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. • Зеленый Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цве­тения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).
Слайд 20
Красный Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов- серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.
Слайд 21
• Белый цвет Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. • На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде". • Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Слайд 22
. Черный цвет Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Слайд 23
Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый серый . Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
Слайд 24
Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому "означает" или символизирует свет.
Слайд 25
• Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность, внепространственность восприятия фона иконы и одновременно светоносность изображенного на ней. Эту световую глубь можно передать только золотом, потому что краски бессильны передать невидимое телесными очами. • Именно золотом изображается на иконе то, что имеет прямое отношение к Силе Божией, к явлению Божией благодати. • Это явление благодатного света икона передает золотым нимбом вокруг головы святого . Нимб - не аллегория, но символическое выражение конкретной реальности и является необходимым содержанием иконы.
Слайд 26
Символика геометрических фигур По античным и средневековым воззрениям, четыре стихии есть четыре типа различной организации пространства. Эти различные типы пространства имеют символическую геометрическую выраженность, каждый свою. Из двух стихий земля и вообще "наше" пространство символизируется кубом кубом , а огонь может выражаться шаром шаром . На плоскости куб и шар могут быть представлены в проекции как четырехугольник и круг четырехугольник и круг .
Слайд 27
Символика предметов и животных • Изображение павлина павлина - мотив изобилия, плодородия, бессмертия (в иконографии западноевропейского христианства Павлин пьёт из евхаристической чаши, клюёт плоды виноградной лозы; • Весьма широко распространены изображения Павлина у райского древа жизни, а также двух Павлинов по сторонам мирового древа.
Слайд 28
Виноградная лоза • Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека. • Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы. • Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом – рая. • К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.
Слайд 29
Символика агнца С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца - ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, "вземлющего грехи мира" (Ин 1:29). Агнец - Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения "Агнец <...> будет пасти их и водить их на живые источники вод" (Откр 7:17).
Слайд 30
Символика рыбы В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет "ловцами человеков" (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет "неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода" (Мф 13:47).
Слайд 31
Ангел – символ евангелиста Матфея Евангелист Матфей, имевший также имя Левия — автор первого Евангелия, один из Двенадцати Христовых апостолов. До призвания к апостольскому служению был мытарем, то есть сборщиком податей. Проповедовал Слово Божие в Палестине, принял мученическую смерть в Эфиопии.
Слайд 32
Лев – символ евангелиста Марка • Евангелист Марк — автор второго Евангелия, написанного со слов и под руководством апостола Петра. Сам св. Марк был свидетелем только последних дней земной жизни Иисуса Христа, затем сопутствовал апостолам Петру и Павлу, был поставлен апостолом Петром первым епископом Александрийской церкви, погиб мученической смертью.
Слайд 33
Телец – символ евангелиста Луки Лука — автор третьего Евангелия, по роду занятий врач и, как следует из предания, живописец, создавший первые изображения Богоматери. Он был одним из семидесяти учеников Христа, спутником апостола Павла в его проповедническом служении. Погиб мученической смертью
Слайд 34
Орёл – символ евангелиста Иоанна Иоанн Богослов — автор четвертого Евангелия, возлюбленный ученик Христа, бывший с ним в самые важные минуты земной жизни. Обычно изображен среди скалистого ландшафта сидящим на низком табурете и диктующим юноше Прохору, который, записывая, сидит перед ним. С неба на Иоанна нисходит лучистое сияние — символ высшего благодатного озарения
Слайд 35
• Православный символ – образ, который в конкретной, определенной форме слова, явления или вещи дает понятие о вещах, трудно выразимых человеческим языком. Вера христианская возводит нас на небо, к Богу, и призывает к Богообщению, поэтому символы имеют такое большое значение в духовной жизни. • С этими образами мы обязательно встречаемся и в храмах, где изображения Евангелистов и их символы помещены под куполом (в парусах), на иконах царских врат иконостаса и на миниатюрах в самом Евангелии.
Слайд 36
Источники: 1. http://www.hamburg- hram.de/wordpress/letopis/o-simvolike- ikonyi/401.html 2. http://museum.dp.ua/ru/exhibitions/virtualexhib /pravoslavicon.html?start=4 3. http://teologia.ru/www/biblioteka/esthetika/sred stva.htm 4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA %D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0% B8%D1%81%D1%8C 5. http://polevskoy.orthodoxy.ru/lib/ikon/sim/simvo l.htm 6. http://g-vik.narod.ru/2008/n40/08_40s8.htm
Слайд 37
Работа выполнена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №1 г.Лобня Бычковой Наталией Михайловной. 2009 г.

Другие презентации по МХК



  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru