- Образ Бабы-Яги в русском фольклоре

Презентация "Образ Бабы-Яги в русском фольклоре" (5 класс) по литературе – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11

Презентацию на тему "Образ Бабы-Яги в русском фольклоре" (5 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 11 слайд(ов).

Слайды презентации

Образ Бабы- Яги в русском фольклоре.
Слайд 1

Образ Бабы- Яги в русском фольклоре.

Цель работы: раскрыть образ Бабы- Яги как мистического персонажа дохристианской Руси. Задачи: Рассмотреть разные версии исследователей о происхождении и понимании образа Показать двойственную природу происхождения персонажа на примерах сказок
Слайд 2

Цель работы: раскрыть образ Бабы- Яги как мистического персонажа дохристианской Руси.

Задачи: Рассмотреть разные версии исследователей о происхождении и понимании образа Показать двойственную природу происхождения персонажа на примерах сказок

Наиболее древнейшая из славянских Баб – это Баба Яга. У многих возникают вопросы: что означает Яга? Почему она такая страшная? И уж тем более никто не верит, что страшная Баба Яга - изначально заботливая берегиня. Слово «Яга» - огрубленное «Яшка». Яша в славянских песнях называли ящура - некогда жив
Слайд 3

Наиболее древнейшая из славянских Баб – это Баба Яга. У многих возникают вопросы: что означает Яга? Почему она такая страшная? И уж тем более никто не верит, что страшная Баба Яга - изначально заботливая берегиня. Слово «Яга» - огрубленное «Яшка». Яша в славянских песнях называли ящура - некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого; отсюда наше более понятное - пращур.

Баба Яга изначально - прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо - воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства. В разных славянских племенах были позже и другие прародительницы, получившие имена собствен
Слайд 4

Баба Яга изначально - прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо - воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства. В разных славянских племенах были позже и другие прародительницы, получившие имена собственные: Златая Баба, Златая Мать, Макошь и т.д.

Действительный член Русского географического общества А.Н. Афанасьев осмысливал русские сказки в понятиях так называемой "мифологической школы", . Можно предположить, что сказочный образ Яги возник в русском народном творчестве как результат многовекового взаимодействия на общем индоиранск
Слайд 5

Действительный член Русского географического общества А.Н. Афанасьев осмысливал русские сказки в понятиях так называемой "мифологической школы",

. Можно предположить, что сказочный образ Яги возник в русском народном творчестве как результат многовекового взаимодействия на общем индоиранском фоне славянской и финно–угорской культур. Несомненно, что проникновение русских на Север, в Югру и Сибирь, знакомство с бытом местного населения и последующие рассказы о нем оказали заметное влияние на формирование образа Яги в русских, а затем и зырянских сказках. Именно новгородские ушкуйники, казаки–первопроходцы, воины, ямщики и солдаты принесли на Русь те необыкновенные сведения о жизненном укладе, обычаях и верованиях Югры, которые, перемешавшись с древнеславянской мифологией и фольклором, наложили отпечаток на волшебные сказки о Бабе Яге.

Версия В. Я . Проппа. Рассуждая о связи Яги с образом смерти, Пропп утверждает, что она "никогда не ходит. Она или летает, или лежит, то есть и внешне проявляет себя как мертвец". ("Исторические корни волшебной сказки". М. 1998. С.164). Это абсолютная неправда. Из этой статичной
Слайд 6

Версия В. Я . Проппа

Рассуждая о связи Яги с образом смерти, Пропп утверждает, что она "никогда не ходит. Она или летает, или лежит, то есть и внешне проявляет себя как мертвец". ("Исторические корни волшебной сказки". М. 1998. С.164). Это абсолютная неправда. Из этой статичной начальной позы Яга встаёт и кормит героя, она приходит и уходит точить зубы, оставляя пойманных детей одних, бегает от богатырей, лазает в норы под камнем, катается-валяется на костях, и т. д, и т. п. Например в белорусской сказке "Хортки" рассказывается: "Назавтра Баба Юга сказала девке кросны ткать, а мальцу дрова сечь, а сама пошла, а коту велела их стеречь. Походит, походит, да подойдёт под окно и спрашивает: - Девка - девица, русая косица! Ткёшь ли ты? - Тку, бабушка, тку! Она и ушла". Далее благодарный кот отпускает детей. И только когда Баба Юга обнаруживает пропажу она садится на ступу, но не летит на ней, а бежит. (Чарадзейныя казкi. Мiнск. 2003. С. 1

Поскольку Баба Яга выступает как представительница мира мертвых (хотя это напрямую ниоткуда не следует) или проводник в оный, многие исследователи делают из этого выводы о том, что Бабу Ягу нужно непременно связывать с погребальными культами древних славян. Древние славяне кремировали своих предков,
Слайд 7

Поскольку Баба Яга выступает как представительница мира мертвых (хотя это напрямую ниоткуда не следует) или проводник в оный, многие исследователи делают из этого выводы о том, что Бабу Ягу нужно непременно связывать с погребальными культами древних славян. Древние славяне кремировали своих предков, а после кремации помещали прах в особые могильные домики на высоких столбиках. Вот такие могильные домики, по мнению исследователей, и являются прообразом сказочной избушки. И в ступе - не менее чудном чем домик транспортном средстве бабы Яги - тоже видят связи с погребальным культом. У индусов так вообще ступа - культовое погребально-мемориальное сооружение. Ну так тож у индусов!

Зачем Яга детей в печку сажала Перепекание Ребёнка - обряд, совершаемый над младенцами, больными рахитом или атрофией (по народной терминологии — собачьей старостью или сухотами): грудного ребенка кладут на хлебную лопату и триждзны всовывают в теплую печь. Ритуал осуществлялся иногда и при других б
Слайд 8

Зачем Яга детей в печку сажала Перепекание Ребёнка - обряд, совершаемый над младенцами, больными рахитом или атрофией (по народной терминологии — собачьей старостью или сухотами): грудного ребенка кладут на хлебную лопату и триждзны всовывают в теплую печь. Ритуал осуществлялся иногда и при других болеях, например при грыже; во Владимирской губернии «перепекали» всех детей непосредственно после родов. В России обряд был известен преимущественно в Поволжье, центрально - и южнорусских губерниях, а также в Сибири, на Украине — на Подолье, в волынском Полесье, в Киевской, Черниговской и Харьковской областях. Украинская баба - знахарка на рассвете приносила из трех колодцев воды, замешивала тесто, пекла хлеб и, вынув хлеб из печи, всовывала туда на лопате ребенка. Как и повсюду у восточных славян, обряд мог сопровождаться диалогом. Когда знахарка сажала ребенка в печь, его мать трижды обходила вокруг хаты, каждый раз заглядывая в окно и спрашивая: «Што ты, бабусю, робышь?» Знахарка отвечала: «Хлиб гнитю!»

Согласно большинству описаний, главной целью обряда было сжигание болезни, а сопровождался он приговорами типа: «Собачья старость, припекись в печи!», «Как хлеб печется, так и собачья старость пекись!» Смысл обряда определяется символическим отождествлением ребенка и хлеба, выпечки хлеба и появления
Слайд 9

Согласно большинству описаний, главной целью обряда было сжигание болезни, а сопровождался он приговорами типа: «Собачья старость, припекись в печи!», «Как хлеб печется, так и собачья старость пекись!» Смысл обряда определяется символическим отождествлением ребенка и хлеба, выпечки хлеба и появления ребенка на свет: его как бы возвращают в материнское чрево (печь), чтобы он родился заново. По сообщению из Пензенской губернии, «иногда ребенок родится слишком слабым и сухощавым. Такого младенца, который, по выражению народному, „не допекся в утробе матерней", старухи-знахарки „перепекают" в обыкновенной печке, чтобы сделать его полным и здоровым». По-видимому, печь символизировала также и загробный мир, отправление в нее — временную смерть (ср. действия Бабы Яги и т.п.).

Заключение. Происхождение Бабы- Яги связано с образом хозяйки зверей и мира мертвых. Она может выступать и в функции вредителя, и в функции дарителя, волшебного помощника Такие атрибуты, как избушка на курьих ножках. ступа, лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с языческими дохри
Слайд 10

Заключение

Происхождение Бабы- Яги связано с образом хозяйки зверей и мира мертвых. Она может выступать и в функции вредителя, и в функции дарителя, волшебного помощника Такие атрибуты, как избушка на курьих ножках. ступа, лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с языческими дохристианскими верованиями, представлениями и обрядами Персонажи, сходные с Бабой-Ягой,известны в германской, греческой и других мифологиях.

Список использованной литературы. Mythologyblog./ru. Б. А. Рыбаков «Язычество древних славян»-м.: Русское слово, 1997. В. Калашников «Боги древних славян»,М.: Белый город,2003. Sueverija/. narod.ru/muzei. Д.Гаврилов, А. Ноговицын «Боги древних славян. Язычество. Традиция»,-М.:Рефл- Бук, 2002
Слайд 11

Список использованной литературы

Mythologyblog./ru

Б. А. Рыбаков «Язычество древних славян»-м.: Русское слово, 1997

В. Калашников «Боги древних славян»,М.: Белый город,2003

Sueverija/. narod.ru/muzei

Д.Гаврилов, А. Ноговицын «Боги древних славян. Язычество. Традиция»,-М.:Рефл- Бук, 2002

Список похожих презентаций

Образ Снегурочки в русском искусстве и литературе

Образ Снегурочки в русском искусстве и литературе

Цель проекта. Показать своеобразие и уникальность образа Снегурочки в культуре русского народа. Образ снегурочки в русском искусстве. История возникновения ...
Яблоко в мифологии и русском фольклоре

Яблоко в мифологии и русском фольклоре

Что такое яблоко? Мы настолько привыкли к этому плоду, что редко замечаем его красоту и тонкий аромат, нам кажется, что и слово яблоко никаких неожиданностей ...
Образ акулы в английском и русском языке

Образ акулы в английском и русском языке

Цель работы: ознакомиться с отражением образа акулы в английском и русском языках, через знакомство с идиомами, устойчивыми выражениями со словом ...
Образ цветка в детских рассказах и сказках

Образ цветка в детских рассказах и сказках

Введение. Цветы привлекательны своим многообразием, богатством видов, красок, ароматов. Особо значимы образы цветов в поэзии. Вряд ли найдется хотя ...
Образ Санкт-Петербурга в литературе

Образ Санкт-Петербурга в литературе

выполнила: Бритвина Галина учащаяся 11 «А» класса руководители работ: Ларюшкина Наталья Ивановна учитель географии МОУ СОШ № 5 Исаева Валентина Владимировна ...
Образ Пьера Безухова

Образ Пьера Безухова

Содержание: Пьер Безухов - в романе Л.Н.Толстого - на иллюстрациях к книге М. Башилова П. Боклевского Д. Шмаринова А. Николаева - в экранизациях War ...
Образ Родины в стихотворениях русских поэтов

Образ Родины в стихотворениях русских поэтов

Слова-синонимы:. Родина Отечество Отчизна. К.Ушинский. “Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем её потому, что в ней жили ...
Образ матери и ребенка в творчестве М. Цветаевой

Образ матери и ребенка в творчестве М. Цветаевой

Причины выбора данной темы :. Во-первых, эта тема, как никакая другая, тесно переплетена с биографией Цветаевой, а значит, лирическая героиня в этих ...
Образ Онегушка

Образ Онегушка

Синее славное Онегушко – родная сторона. « Как у нас да ведь родитель наша матушка, Нету пахаря на чистыих полосушках, Сенокосца на луговых нету поженках, ...
Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Тема моего исследования: «Образ Бабы Яги в русских народных сказках». Цель исследования: выяснить Баба Яга добрая старушка или злая ведьма. Результаты ...
Образ бабы-яги в литературе и музыке

Образ бабы-яги в литературе и музыке

Петр Ильич Чайковский 1840 - 1893. «Детский альбом» «Баба - Яга». Модест Петрович Мусоргский 1839 – 1881. «Картинки с выставки». Выставка картин художника ...
Образ Бабы Яги

Образ Бабы Яги

Расскажи! Как объяснить то, что волосы у Яги всегда распущенные? Есть ли у Бабы Яги семья: муж, дети, сёстры? Почему Баба Яга живёт в избушке на курьих ...
Образ Бабы Яги

Образ Бабы Яги

Цель проекта. Кто Баба Яга: добрая старушка или злая ведьма? Выяснить, Баба Яга – положительная героиня или отрицательный персонах народных сказок;. ...
Образ Андрея Болконского в романе "Война и мир"

Образ Андрея Болконского в романе "Война и мир"

«И хотя мечта князя Андрея о славе, конечно, включает в себя не только личные мотивы, но и такие, как слава оружия русс – кого, русская честь, все ...
Образ Андрея Болконского

Образ Андрея Болконского

Счастье Болконского. Андрей всю жизнь искал счастье, но не земное, а «гордое, совершенное»; И Наташа, и княжна Марья, и Пьер - все помнили его после ...
Образ Алексея Вронского в романе «Анна Каренина»

Образ Алексея Вронского в романе «Анна Каренина»

Л. Н. Толстой написал роман в 1873—1878 годах. Это было время после крестьянской реформы 1861 года.  Основное внима- ние в романе уде- лено повседнев- ...
Образ Чичикова в поэме "Мертвые души"

Образ Чичикова в поэме "Мертвые души"

Портрет Чичикова. Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтобы ...
Образ ветра в произведениях искусства

Образ ветра в произведениях искусства

А.Майков. А.Майков «Колыбельная песня». Спи, дитя мое, усни! Сладкий сон к себе мани: В няньки я тебе взяла Ветер, солнце и орла. Улетел орел домой; ...
Образ вишневого сада в пьесе А.П. Чехова

Образ вишневого сада в пьесе А.П. Чехова

(1903). Образ вишневого сада в комедии А.П.Чехова. Вся Россия - наш сад. А.П. Чехов. Раневская, Гаев: сад - прошлое, детство, но и признак благополучия, ...

Конспекты

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского

Тема урока: Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского. I. . Организационный момент. II. . Объяснение нового материала. . ...
Образ повествователя в повести А.С.Пушкина

Образ повествователя в повести А.С.Пушкина

Муниципальное общеобразовательное учреждение. «Средняя общеобразовательная школа п.им.Тельмана». Марксовского района Саратовской области. ...
Осень в русском искусстве IXX века

Осень в русском искусстве IXX века

Урок внеклассного чтения. . "Осень в русском искусстве IXX. века". Тип урока. : Урок – исследование, защита проектов. Тип проекта:. исследовательско ...
Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение. «Средняя общеобразовательная школа №5» с.Сергиевское. . Открытый урок по внеклассному ...
Образ Тараса Бульбы

Образ Тараса Бульбы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение. средняя общеобразовательная школа №16 аул Малый Барханчак. Ипатовского района Ставропольского ...
Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя

Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя

Урок-исследование. по литературе. Проблема:. "Живая" душа Чичиков или "мёртвая"? Тема:. Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые ...
Образ народа в романе А. Н.Толстого «Пётр первый

Образ народа в романе А. Н.Толстого «Пётр первый

. . МОУ СОШ № 162 г. Омск. . Учитель старших классов Мочалина Светлана Леонидовна. Урок литературы в 11 классе. «Образ народа в романе ...
Образ Родины в поэзии И.А. Бунина

Образ Родины в поэзии И.А. Бунина

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение гимназия. Г. Вятские Поляны Кировской области. Конспект урока внеклассного чтения. ...
Образ Демона в творчестве М.Ю. Лермонтова и М.А. Врубеля

Образ Демона в творчестве М.Ю. Лермонтова и М.А. Врубеля

Образ Демона в творчестве М.Ю. Лермонтова. . и М.А. Врубеля. 1. Человек и эпоха. Роль поэта в судьбе общества. Творчество Лермонтова — это ...
Образ естественного человека в русской литературе

Образ естественного человека в русской литературе

Конспект урока по сквозной теме в 11 классе. Образ «естественного человека» в русской литературе. Выполнила:. Герасимова Надежда ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:9 июня 2019
Категория:Литература
Классы:
Содержит:11 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации