Слайд 1Friedrich Schiller Фридрих Шиллер
«Кто у художника спросит: «Что значит творенье?» - Видно, служанку одну, а не богиню узрел.»
Слайд 2Биография Оглавление Драматургия Поэзия Фотогалерея О презентации
Слайд 3БИОГРАФИЯ оглавление
Слайд 4немецкий поэт, драматург и философ-эстетик. Родился 10 ноября 1759 в Марбахе (Вюртемберг); выходец из низов немецкого бюргерства: мать – из семьи провинциального пекаря-трактирщика, отец – полковой фельдшер. После учебы в начальной школе и занятий с протестантским пастором Шиллер в 1773 по настоянию герцога Вюртембергского поступил в только что учрежденную закрытую военную академию и начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником; в 1775 академию перевели в Штутгарт, продлили курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, занялся медициной. Закончив курс в 1780, он получил в Штутгарте место полкового врача. Еще в академии Шиллер отошел от религиозной и сентиментальной экзальтированности своих ранних литературных опытов, обратился к драматургии и в 1781 закончил и опубликовал Разбойников (Die Ruber). В начале следующего года Разбойники были
LEBENSDATEN
10.11.1759 Johann Christoph Friedrich Schiller wird in Marbach geboren. 1772 Schiller wird konfirmiert. Er schreibt die ersten, verlorengegangenen Trauerspielversuche: Die Christen und Absalom. 1773-1780 Schiller tritt auf Befehl des Herzogs Karl Eugen in die militärische Karlsschule ein und studiert zunächst Jura. Die Militärakademie zieht 1775 nach Stuttgart um. 1775 Schiller beginnt mit dem Studium der Medizin. 1776 Schiller liest alle Werke Shakespeare, Rousseaus und Klopstocks, obwohl in der Akademie der Besitz und die Beschäftigung mit schöngeistiger Literatur verboten war.
ШИЛЛЕР, ИОГАНН КРИСТОФ ФРИДРИХ (Schiller, Johann Christoph Friedrich) (1759–1805)
Слайд 5поставлены в Мангейме; Шиллер присутствовал на премьере, не испросив у суверена разрешения поки-нуть пределы герцогства. Прослышав о втором ви-зите в Мангеймский театр, герцог посадил Шиллера на гауптвахту, а позже приказал ему заниматься од-ной только медициной. 22 сентября 1782 Шиллер бежал из Вюртембергского герцогства. Следующим летом, очевидно, уже не опасаясь мести герцога, интендант Мангеймского театра Дальберг назначает Шиллера «театральным поэтом», заключив с ним контракт о написании пьес для постановки на ман-геймской сцене. Две драмы, над которыми Шиллер работал еще до бегства из Штутгарта, – Заговор Фи-еско в Генуе (Die Verschwrung des Fiesco zu Genua) и Коварство и любовь (Kabale und Liebe), – были по-ставлены в Мангеймском театре, причем последняя имела большой успех. Дальберг не возобновил кон-тракт, и Шиллер оказался в Мангейме в весьма стесненных финансовых обстоятельствах, к тому же терзаясь муками неразделенной любви. Он охотно принял приглашение одного из восторженных своих почитателей, приват-доцента Г.Кёрнера, и более двух лет (апрель 1785 – июль 1787) гостил у него в Лейпциге и Дрездене.
1777 Die ersten Szenen der Räuber entstehen. 1779 Die lateinische Dissertation Philosophie der Physiologie wird nicht gedruckt, so daß Schiller gezwungen ist, eine weitere Fassung einzureichen. 1780 Schiller setzt die Arbeit an den Räubern fort. Im November erscheint die gedruckte Fassung seiner Dissertation, worauf am 14.Dezember die Preisverleihung und Entlassung aus der Karlsschule folgt. Schiller wird Militärarzt. 1781-1782 Schiller lebt und arbeitet als Dichter und Arzt in Stuttgart. 1781 Die Laura-Oden entstehen. Schiller veröffentlich die Räuber anonym im Selbstverlag und arbeitet das Werk auf Drängen des Intendanten v. Dalberg für die Bühne um.
Слайд 6
Слайд 722.09.1782 Schiller flieht aus der Garnison mit seinem Freund und Musiker Andreas Streicher. 07.12.1782- 24.07.1783 Schiller reist auf Einladung der Mutter eines Akademiekameraden - seiner späteren Gönnerin, Henriette von Wolzogen, nach Bauernbach in Thüringen und findet dort Asyl. 1783 Das bürgerliche Trauerspiel Luise Miller, später auf Veranlassung Ifflands Kabale und Liebe genannt, wird beendet und die Arbeit am Don Carlos fortgeführt. Schiller verliebt sich unglücklich in Charlotte von Wolzogen, der Tochter des Hauses. 1784 Der Fiesco und Kabale und Liebe (mit großem Erfolg) werden uraufgeführt. Vorbereitung der Rheinischen Thalia. Die Bekanntschaft mit Charlotte von Kalb führt zu neuen seelischen Konflikten.
Второе издание Разбойников (1782) имело на ти-тульном листе изображение рычащего льва с девизом «In tyrannos!» (лат. «Против тиранов!»). В основе сюжета пьесы – вражда двух братьев, Карла и Фран-ца Мооров; Карл порывист, отважен и, в сущности, великодушен; Франц же коварный негодяй, стремя-щийся отнять у старшего брата не только титул и по-местья, но и любовь кузины Амалии. При всей ало-гичности мрачного сюжета, неправильностях грубова-того языка и юношеской незрелости трагедия захва-тывает читателя и зрителя своей энергией и социаль-ным пафосом. Прежде всего Разбойники и побудили французов в 1792 сделать Шиллера почетным граж-данином новой Французской республики. В июле 1787 Шиллер покинул Дрезден и до 1789 жил в Веймаре и его окрестностях. В 1789 он получил профессуру всемирной истории в Йенском универ-ситете, а благодаря женитьбе (1790) на Шарлотте фон Ленгефельд обрел семейное счастье. Скудного жалованья поэта было недостаточно даже для удо-влетворения скромных нужд; помощь пришла от на-следного принца Фр.Кр.фон Шлезвиг-Гольштейн-Зон-дербург-Августенбурга и графа Э.фон Шиммельмана,
Слайд 8которые в течение трех лет (1791–1794) выплачива-ли ему стипендию, затем Шиллера поддержал издатель И.Фр.Котта, пригласивший его в 1794 издавать ежемесячный журнал «Оры». Журнал «Талия» – более раннее предприятие по изданию литературного журнала – выходила в 1785–1791 весьма нерегулярно и под различными названиями; в 1796 Шиллер основал еще одно периодическое издание – ежегодник «Альманах муз», где были опубликованы многие его произведения. В поисках материалов Шиллер обратился к И.В.Гёте. Познакомились они вскоре после возвращения Гёте из Италии (1788), но тогда дело не пошло дальше поверхностного знакомства; теперь поэты стали близкими друзьями. В 1799 герцог удвоил Шиллеру содержание, которое по сути стало пенсией, т.к. преподавательской деятельностью поэт уже не занимался и переехал из Йены в Веймар. В 1802 император Священной римской империи германской нации Франциск II пожаловал Шиллеру дворянство. Шиллер никогда не отличался крепким здоровьем, часто болел, у него развился туберкулез. Умер Шиллер в Веймаре 9 мая 1805.
1788 Arbeit an der Geschichte des Abfalls der vereinigten Niederlande von der Spanischen Regierung, Veröffentlichung im Herbst. Die Götter Griechenlands erscheinen in Wielands Teutschem Merkur. 07.09.1788 Schiller begegnet zum ersten Mal Goethe. 15.12.1788 Schiller wird zum unbesoldeten Professor für Geschichte an die Universität Jena berufen. 1789 Übersiedlung Schillers nach Jena. Schiller hält seine erste, berühmt gewordene Vorlesung: Was heißt und zu welchem Ende studiert man Universalgeschichte? August 1789 Schiller reist nach Leipzig und verlobt sich mit Charlotte von Lengefeld. Oktober 1792 Die französische Nationalversammlung verleiht Schiller das französische Bürgerrecht.
Слайд 9ФРИДРИХ ШИЛЛЕР (FRIEDRICH SCHILLER. 1759-1805)
1797 Im Wettstreit mit Goethe dichtet Schiller seine schönsten Balladen: Der Taucher, Der Handschuh, Die Kraniche des Ibykus u.a., die 1798 im Musenalmanach veröffentlicht werden. Juni 1800 Maria Stuart ist fertiggestellt. Nun beginnt Schiller mit der Jungfrau von Orleans. 1801 Die Jungfrau von Orleans wird beendet. Beginn an der Bearbeitung des Turandot-Stoffes von Gozzi. 1802 Schiller plant das Drama Wilhelm Tell und arbeitet an der Braut von Messina. 09.05.1805 Schiller stirbt. 11.-12.05.1805 Schiller wird in der Nacht auf dem Jakobsfriedhof beigesetzt. 16.09.1827 Schillers sterbliche Überreste werden in die Weimarer Fürstengruft überführt.
1793 Schiller verfaßt Anmut und Würde, Über das Erhabene, Über die ästhetische Erziehung des Menschen und schreibt einen Dankesbrief an den Herzog Friedrich Christian. Sommer 1794 Das Gespräch über die Urpflanze begründet die Freundschaft mit Goethe. 1795 Die erste Ausgabe der Horen inklusive Über die ästhetische Erziehung des Menschen erscheint. Es folgen seines Essays Belagerung von Antwerpen und Über naive und sentimentale Dichtung. Schiller lehnt eine Berufung nach Tübingen ab. 1796 Zum ersten Mal erscheint der Musenalmanach (bis 1800). Schiller und Goethe verfassen die Xenien, die ein Jahr später im Musenalmanach erscheinen. Schiller arbeitet am Wallenstein.
Слайд 11О поэзии Шиллера Боги Греции Die Hoffnung (Надежда) Neujahrsgedicht Freiheit im Gesetz (свобода и закон) Notwendig ist da (нужда) Forderung und Widerstand (требование и сопротивление) Gute und Grosse (Добро и Величие) Das Kind in der Wiege (Дитя в люльке)
Слайд 12Стихотворения — Шиллер был не только крупнейшим драматургом, но и выдающимся лириком. Мастерство Шиллера-поэта высоко ценили Пушкин и Лермонтов, Белинский и Герцен и многие другие известные поэты и критики. Ранние лирические стихи Шиллера отличаются некоторой высокопарностью и надуманностью. Его поэзия приобретает большую значительность, когда он переходит к политическим и общественным мотивам. Таковы стихотворения «Дурные монархи», в котором звучит гневное осуждение тиранов, «Руссо», где поэт воспевает великого революционного философа. Высокого гуманистического пафоса достигает лирика Шиллера в гимне «К радости», который послужил темой для Девятой симфонии Бетховена и кантаты Чайковского. Мыслью о животворной силе искусства и грустью по ушедшему миру прекрасной Эллады проникнуто стихотворение «Боги Греции». Шиллер размышляет о высоком призвании поэта («Власть песнопения»), о конфликте просветительских идеалов свободного мироустройства с жестокой действительностью («Идеал и жизнь»), в «Разделе земли» прославляет бескорыстное служение художника обществу. Интересны философские стихи и баллады 1790-х гг.: «Рыцарь Тогенбург», «Кубок», «Перчатка», «Порука», "Поликратов перстень», «Ивиковы журавли» и др. Опираясь на образцы античных и немецких народных сказаний, Шиллер создал свой тип исторической баллады о людях большой отваги, верящих в справедливость. Баллады Шиллера нашли самый широкий отклик в народных массах. Особое место в творчестве Шиллера занимает «Песнь о колоколе», изображающая жизнь трудящегося люда с ее буднями и праздниками, радостями и печалями, прославляющая мирное согласие человечества.
Слайд 13БОГИ ГРЕЦИИ
В дни, когда вы светлый мир учили Безмятежной поступи весны, Над блаженным племенем царили Властелины сказочной страны,- Ах, счастливой верою владея, Жизнь была совсем, совсем иной В дни, когда цветами, Киферея, Храм увенчивали твой!
В дни, когда покров воображенья Вдохновенно правду облекал, Жизнь струилась полнотой творенья, И бездушный камень ощущал. Благородней этот мир казался, И любовь к нему была жива; Вещим взорам всюду открывался След священный божества.
Где теперь, как нас мудрец наставил, Мертвый шар в пространстве раскален, Там в тиши величественной правил Колесницей светлой Аполлон. Здесь, на высях, жили ореады, Этот лес был сенью для дриад, Там из урны молодой наяды Бил сребристый водопад.
Этот лавр был нимфою молящей, В той скале дочь Тантала молчит, Филомела плачет в темной чаще, Стон Сиринги в тростнике звучит; Этот ключ унес слезу Деметры К Персефоне, у подземных рек; Зов Киприды мчали эти ветры Вслед отшедшему навек.
Слайд 14Не печаль учила вас молиться, Хмурый подвиг был не нужен вам; Все сердца могли блаженно биться, И блаженный был сродни богам. Было все лишь красотою свято, Не стыдился радостей никто Там, где пела нежная Эрато, Там, где правила Пейто.
Как дворцы, смеялись ваши храмы; На истмийских пышных торжествах В вашу честь курились фимиамы, Колесницы подымали прах. Стройной пляской, легкой и живою, Оплеталось пламя алтарей; Вы венчали свежею листвою Благовонный лен кудрей.
Тирсоносцев радостные клики И пантер великолепный мех Возвещали шествие владыки: Пьяный Фавн опережает всех; Перед Вакхом буйствуют менады, Прославляя плясками вино; Смуглый чашник льет волну отрады Всем, в чьем кубке сухо дно.
Охранял предсмертное страданье Не костяк ужасный. С губ снимал Поцелуй последнее дыханье, Тихий гений факел опускал. Даже в глуби Орка неизбежной Строгий суд внук женщины творил, И фракиец жалобою нежной Слух эриний покорил.
В те года сынов Девкалиона Из богов не презирал никто; К дщерям Пирры с высей Геликона Пастухом спускался сын Лето. И богов, и смертных, и героев Нежной связью Эрос обвивал, Он богов, и смертных, и героев К аматунтской жертве звал.
В Елисейских рощах ожидала Сонмы теней радость прежних дней; Там любовь любимого встречала, И возничий обретал коней; Лин, как встарь, былую песнь заводит, Алкестиду к сердцу жмет Адмет, Вновь Орест товарища находит, Лук и стрелы - Филоктет.
Слайд 15Где ты, светлый мир? Вернись, воскресни, Дня земного ласковый расцвет! Только в небывалом царстве песни Жив еще твой баснословный след. Вымерли печальные равнины, Божество не явится очам; Ах, от знойно-жизненной картины Только тень осталась нам.
Все цветы исчезли, облетая В жутком вихре северных ветров; Одного из всех обогащая, Должен был погибнуть мир богов. Я ищу печально в тверди звездной: Там тебя, Селена, больше нет; Я зову в лесах, над водной бездной: Пуст и гулок их ответ!
Безучастно радость расточая, Не гордясь величием своим, К духу, в ней живущему, глухая, Не счастлива счастием моим, К своему поэту равнодушна, Бег минут, как маятник, деля, Лишь закону тяжести послушна, Обезбожена земля.
Чтобы завтра сызнова родиться, Белый саван ткет себе она, Все на той же прялке будет виться За луною новая луна. В царство сказок возвратились боги, Покидая мир, который сам, Возмужав, уже без их подмоги Может плыть по небесам.
Выспренней награды ждал воитель На пройденном доблестно пути, Славных дел торжественный свершитель В круг блаженных смело мог войти. Перед тем, кто смерть одолевает, Преклонялся тихий сонм богов; Путь пловцам с Олимпа озаряет Луч бессмертных близнецов.
Да, ушли, и все, что вдохновенно, Что прекрасно, унесли с собой,- Все цветы, всю полноту вселенной,- Нам оставив только звук пустой. Высей Пинда, их блаженных сеней, Не зальет времен водоворот: Что бессмертно в мире песнопений, В смертном мире не живет.
1788 г.
Слайд 16Er ist kein leerer schmeichelnder Wahn Erzeugt im Gehirne des Toren. Im herzen kundet es laut sich an, Zu was besserm sind wir geboren! Und was die innere Stinne spricht, Das tauscht die hoffende Seele nicht.
«За днями несчастий дни счастья идут, А люди все лучшего, лучшего ждут»
Die Hoffnung
Слайд 17Neujahrsgedicht des Neunjährigen für seine Eltern. Älteste erhaltene Handschrift Schillers. 10.11.1759
Слайд 18Nehmt die Gottheit auf in euren Willen Und sie steigt von ihrem Welthentron. Des Gesetzes strenge Fessel bindet Nur den Sklavensinn, der es verschmahnt, Mit des Menschen Widerstand verschwindet Auch des Gottes Majestat.
«Чем случайнее наша нравственность, тем необходимее позаботиться о законности»
Freiheit im Gesetz
Слайд 19«Тот блажен, кому рок обе дороги открыл»
Es ist entschieden, nun ists gut – und schnell Bin ich geheilt von allen Zweifelsquallen, Die Brust ist wieder frei, der Geist ist hell, Nacht muss es sein, wo Friedlans Sterne strahlen Mit zogerndem Entschluss, mit wankendem Gemut Zog ich das Schwert, ich tat’s mit Widerstreben, Da es in meine Wahl noch war gegeben! Notwendig ist da, der Zweifel flieht, Jetzt fechtich fur mein Haupt und fur mein Leben.
Notwendig ist da
Слайд 20Lass jetzt des Madchens kindische Gefuhle Die kleinen Wunsche hinter dir! Beweise, Dass du des Auserordentlichen Tochter bist! Das weib soll sich nicht selber angehoren, An fremdes Schicksal ist sie fest gebunden, Die aber ist die beste, die sich Fremdes Aneignen kann mit Wahl, an ihrem Herzen Es tragt und pflegt mit Innigkeit und Liebe.
«Судят по делу мужи, любовь же – приговор женщин, Там, где не любят они, суд уж давно совершен.»
Forderung und Widerstand
Слайд 21
Слайд 22Nur zwei Tugenden gibt’s, O waren sie immer vereinigt, Immer die Gute auch gross, Immer die Grosse auch gut.
Две только есть добродетели. Быть бы им вечно в союзе: Вечно великим добру, Вечно величью благим.
Gute und Grosse
Слайд 23Glucklicher Saugling! Dir ist ein unendlicher Raum noch die Wiege, Werde Mann, und dir wird eng die unendliche Welt.
Счастлив ребенок! И в люльке просторно ему, но дай время Сделаться мужем – и тесен покажется мир.
Das Kind in der Wiege
Слайд 25Еще в академии Шиллер отошел от религиозной и сентиментальной экзальтированности своих ранних литературных опытов, обратился к драматургии и в 1781 закончил и опубликовал Разбойников. Разбойники (Die Räuber. 1781) — первая юношеская трагедия Шиллера, которая в 80-е гг. XVIII в. была воспринята зрителем как смелое выступление против феодального произвола и деспотии. Юный Карл Моор, сын владетельного графа, становится жертвой зависти и клеветы. Вытесненный злодеем-братом из отчего дома. Карл собирает шайку разбойников и отправляется с ней в богемские леса, чтобы мстить за неправду и несправедливость. Но Карл не может в одиночку совладать с общественным злом. В конце концов он сдается, отказавшись от бунта и борьбы. Заговор Фиеско в Генуе (Die Verschwörung des Fiesco zu Genua. 1783) — пьеса, которую сам автор назвал «республиканской трагедией». Сюжет заимствован из старинной хроники о восстании в Генуэзской республике против тирании дома дожа Дориа. Герой пьесы — молодой патриций Фиеско, пламенный республиканец, становится во главе заговора, чтобы свергнуть тирана и вернуть Генуе ее древние республиканские права. Однако Фиеско честолюбив — постепенно им овладевает желание самому стать властителем Генуи. В момент, когда восстание уже поднято и Фиеско провозглашает себя герцогом, истинный республиканец Верина, защищая права республики, убивает Фиеско.
Слайд 26Коварство и любовь (Kabale und Liebe. 1784) — трагедия, относящаяся к ранним пьесам Шиллера. В ней показана судьба бедной девушки, мещанки Луизы, и знатного юноши Фердинанда, которые любят друг друга вопреки сословным и общественным предрассудкам. Затравленные премьер-министром герцогства и его подлыми клевретами, влюбленные становятся жертвой предательства и погибают. Пьеса прозвучала как пламенный призыв к защите бедных людей, как грозное обличение княжеского произвола.
Слайд 28Дон Карлос (Don Karlos. Infant von Spanien. 1787) — Драматическая поэма. Действие ее относится к эпохе Возрождения, когда Нидерланды подняли знамя борьбы против испанского владычества. События, изображенные в пьесе, происходят при Дворе мрачного деспота, испанского короля Филиппа II. Король ревнует жену к ее пасынку дону Карлосу. Престолонаследник вопреки исторической истине изображен Шиллером как пылкий юноша, который воодушевлен республиканскими идеями. Он сочувствует восставшему нидерландскому народу. Вдохновляемый своим другом маркизом Позой, дон Карлос решает тайно бежать в Нидерланды; его подстерегают, арестовывают, и король обрекает сына на казнь. Героем этой Драматической поэмы является не только дон Карлос. Не меньшая роль отведена в ней и маркизу Позе. Поза — любимый герой Шиллера. Именно он является в пьесе носителем всех положительных качеств и устремлений: вольнолюбия, горячего сочувствия угнетенному народу, веры в торжество добра над злом. Пьеса направлена не только против деспотизма и самовластия, но и против католической церкви, которую Шиллер считал зловещей силой. «Дон Карлос» написан белым стихом, пятистопным ямбом — тем размером, которым затем были написаны все драмы Шиллера.
Слайд 29Валленштейн (Wallenstein. 1800) — трилогия, посвященная выдающемуся полководцу Тридцатилетней войны, который командовал войсками австрийского императора. Валленштейн был заподозрен в сговоре со шведами и убит в пограничной крепости Эгер наемными убийцами. В первой пьесе — «Лагерь Валленштейна» — показана пестрая толпа эпохи Тридцатилетней войны: солдаты, крестьяне, офицеры. Из их диалогов создается образ Валленштейна, прославленного полководца, который пошел на разрыв с венским двором ради осуществления своих планов. Во второй части — «Пикколомини» — изображена борьба различных групп внутри армии за и против Валленштейна. В третьей части — «Смерть Валленштейна» — показала гибель полководца, павшего от руки подкупленных убийц. «Валленштейн» — одно из самых монументальных произведений Шиллера. Мария Стюарт (Maria Stuart. 1801) — трагедия, написанная Шиллером, когда талант его достиг полной зрелости. В драме воспроизведены последние дни шотландской королевы Марии Стюарт, приговоренной к смерти по обвинению в покушении на жизнь королевы Англии Елизаветы. Образ Марии Стюарт — один из самых ярких в творчестве Шиллера. Действие пьесы развивается на протяжении небольшого отрезка времени; автор воспроизводит на сцене один из самых драматических эпизодов истории Англии, когда шла борьба между силами, отстаивающими новые буржуазные формы государственности, и поборниками католицизма. Несмотря на сочувствие своей героине, Шиллер показывает закономерность ее гибели, поскольку именно с Марией Стюарт католическая реакция связывала надежду на осуществление своих замыслов.
Слайд 30Орлеанская дева (Die Jungfrau von Orleans. 1802) — одна из самых знаменитых пьес Шиллера. Она долгое время находилась под цензурным запретом в царской России, ибо в ней романтически приподнятый образ крестьянской девушки Жанны д'Арк, народной героини, противопоставлен образу ничтожного короля. Потрясенная бедствиями, обрушившимися на Францию, безгранично веря в свое предназначение, Жанна становится во главе войска и вдохновляет народ на войну, которая заканчивается освобождением Франции от британских захватчиков. Пьеса эта, написанная в период, когда над Германией нависла непосредственная угроза наполеоновского вторжения, прозвучала как призыв к организованному сопротивлению перед опасностью утраты национальной независимости. Вильгельм Телль (Wilhelm Tell. 1804) — драма, посвященная борьбе швейцарского народа против австрийского ига. В центре ее — образ легендарного стрелка Вильгельма Телля, который выстрелом из лука убил известного своей жестокостью австрийского наместника. Этот выстрел послужил сигналом к восстанию. Восставшие изгнали войска австрийского императора и объявили Швейцарию свободной страной. В патетических народных сценах раскрываются героизм свободолюбивого швейцарского народа, жестокость его притеснителей. В кратких ремарках Шиллер с большим мастерством рисует красоту природы, на фоне которой развивается действие. Через всю пьесу проходит мысль о великом воздействии народа на ход истории.
Слайд 32Schiller Nationalmuseum in Marbach am Neckar
Schiller-Haus in Weimar
Слайд 33Das Wohnhaus von Friedrich Schiller in der Innenstadt von Weimar. In der Mansarde hatte Schiller seinen Schlaf- und Arbeitsraum
Schillers Familienwappen aus dem Adelsdiplom
Schillers Schreibtisch in Weimar
Слайд 34Eine Locke Schillers im Stadtarchiv Hannover
Friedrich Schiller, 10. November 1759, 23.40 Uhr, Marbach am Neckar
Слайд 36Творческая работа ”Ф. Шиллер. Жизнь и творчество”
Межшкольный учебный комбинат Кировского района
выполнила: Зеленина Мария
руководитель работы: Федосов Г.С.
Используемые источники:
ученица 11-а класса 481 школы
Фридрих Шиллер. Лирика. М.: Художественная Литература, 1964. Fridrich Schiller. Des Lebens Wechselvolles Spiel. Deutshes Taschenbuch, 2004. http://internet.hannover-stadt.de/ http://kpc.server101.com/ http://www.derweg.org/ http://www.klassika.info/ http://www.krugosvet.ru/ http://www.morgenpost.de/ http://www.friedrich-von-schiller.de/ http://www.philatelia.ru/ http://www.randomhouse.de/ http://www.sternwelten.at/
г. Санкт-Петербург 2007г.