Конспект урока «Монастыри в X – XIII веках» по ОРКСЭ для 9 класса
МБОУ Б.Терсенская средняя общеобразовательная школа
Уренского муниципального района Нижегородской области
Методическая разработка урока по теме:
«МОНАСТЫРИ В X – XIII ВЕКАХ»
Автор составитель:
учитель истории
Гаврилова Татьяна Борисовна.
Преподаваемый предмет:
религии России
2013
Форма урока: урок-экскурсия
Класс: 9
Предмет: Религии России
Тема раздела: «Православные монастыри. Монашество»
Тема: «Монастыри в X – XIII веках» (урок 1).
Цель занятия: сформировать представление о сути монашества; познакомить обучающихся с историей возникновения и развития русских монастырей.
Задачи:
-
Выявить роль монастырей в истории России.
-
Развивать интерес к знаниям о монастырях, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
-
Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию русского народа.
Тип урока: вводный урок.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ноутбук, карта «Религии народов России», иллюстрации, схемы.
Цифровые информационные ресурсы: компьютерная презентация, видеосюжет.
Понятийный аппарат: монастырь, монах, обет, братия, епископ, епископат, рясофор, малая схима, великая схима, общежительный монастырь.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Приветствие.
Здравствуйте! Я рада встрече с вами, надеюсь, вы сегодня узнаете много интересного и полезного; станете не только внимательными слушателями, но и активными участниками нашей деятельности.
II. Актуализация знаний.
Они расположены по всей России: от Балтики до Дальнего Востока, от Кольского полуострова до Крыма. Их называли светильниками в ночи безбожия. В них шла большая просветительская работа, переписывались книги, развивались самобытные школы иконописи, фресковой живописи.
Вы уже догадались о чем пойдёт речь сегодня на уроке?
Сообщение темы и цели урока (обучающиеся вместе с учителем формулируют цель урока).
На сегодняшнем уроке мы открываем новую главу в истории православия – мир русского монастыря. (демонстрация слайда №1)
III. Изучение нового материала.
Монашество (греч. - одинокий) - сложилось в христианстве в кон. III- нач. IV в. в Египте и Сирии. На Руси монашество появляется в кон. X - нач. XI в.
Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Кто эти люди?
Слово «монах» происходит от греческого слова «монос» - один. Монахом становятся тот, кто решил посвятить свою жизнь служению Богу. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.
Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.
По ходу рассказа учителя учащиеся составляют схему «Обеты монахов».
Монах (инок - т. е. иной, не такой, как все) принимает обеты. (слайд №2)
Обет - торжественное обещание, обязательство. Основных обетов 3: нестяжания (отказа от собственности), целомудрия (безбрачия), послушания (абсолютного повиновения уставу и монастырской власти, полного отказа от собственной воли). (слайд №3)
Проживающих в одном монастыре монахов называют монастырской братией.
- Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян? Как одеваются монахи и монахини? Давайте создадим словесный портрет монаха. (Ответы обучающихся).
Монахи одеты по-особому. Они носят камилавку или клобук - головной убор черного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину. (слайд №4) Их одежда состоит из рясы и мантии. В руках неспешно перебирают чётки, произнося «про себя» молитву. (слайд №5)
Сами монахи свое облачение воспринимают как воинское: четки называют «меч веры», клобук - «шлем веры». Одежды православного монашества черные, что является символом отказа от мира. Принятие в монашество происходит в чине пострижения. (слайд №6)
Постриг монаха означает, что он сам отдает себя в слуги Христу. Начинается его совсем другая жизнь и поэтому при постриге он получает новое имя.
По ходу рассказа учителя обучающиеся составляют схему «Степени монашества». (слайд №7)
Существуют три степени монашества: рясофор (пострижение с правом ношения рясы и клобука), малая схима (с правом ношения мантии - т.н. "мантийный монах") и великая схима (схимник облачается в особое облачение и носит куколь). Монах-схимник приносит особые обеты строгой уединенной жизни и проводит свою жизнь в затворе. Из представителей монашества (как правило, монахи малой схимы) в русской православной традиции формируется высшее руководство Церкви - епископат. (слайд №8)
Некоторые монахи носили власяницы. Власяница преподобного Нила сохранилась до наших дней. (слайд №9)
Святые отцы называли эту одежду «тягчайшим оружием в битве духовной». Монахов часто называют Христовым воинством. Как в любом войске, так и в монашеском есть тяжело- и легковооруженные воины. Власяница считалась оружием воина, выступавшего на битву с самым грозным врагом. Не случайно, даже по внешнему своему виду, власяница напоминает кольчугу, только связана она не из металлических звеньев, а из колючей шерсти. Надевали власяницу прямо на голое тело для смирения своей плоти.
Другим орудием смирения были вериги. (слайд №10)
В XIX веке в Тверском музее хранились вериги, происходившие из неизвестного тверского монастыря. Они представляли собой обруч, который надевался на пояс, железными цепями к обручу прикреплялись два креста. Весили вериги 13 фунтов (то есть около 5 кг 850 г). Можно себе представить, чего стоили земные поклоны, которые монах совершал в таком облачении.
Монашеская жизнь имела самые разнообразные формы.
Были монахи-отшельники, которые жили в совершенном одиночестве. О множестве из них мы и не знаем, так как некому было сообщить об их подвигах и трудах. Были странствующие иноки.
Был «скитской» тип монастырей – в таком монастыре каждый монах жил, трудился и питался самостоятельно, но был под руководством старца-наставника и участвовал в общей молитве.
Были «киновии» – общежительные монастыри (на Руси таковыми были почти все, а в настоящее время практически 100% наших монастырей). В таком монастыре братия трудится и молится вместе, пищу и одежду получает в монастыре, не имеет никакого имущества, подчиняется настоятелю.
Работа с документом «Устав монастыря Санаксарского» (обучающиеся читают орывок из монастырского устава и отвечают на вопросы к документу) (Приложение 2)
Вопросы к документу:
-
О каком типе монастыря идет речь в документе?
-
Каков срок послушания для желающего стать монахом был установлен в Санаксарском монастыре?
-
Каковы обязанности монахов в монастырях такого типа?
Вы уже поняли, что основной принцип монашеской жизни: «трудись и молись». В православии есть одноименная притча. (слайд №11)
«Однажды один монах перевозил на лодке человека через реку. На веслах монаха было написано: "Молись" на одном и "Трудись" на другом. -Да, трудиться нужно, - рассуждал человек, глядя на весла, - а вот молиться, так ли это необходимо? Ничего не ответил ему монах, но положил на дно лодки весло с надписью "Молись" и продолжал грести только одним веслом, и лодка закружилась на месте.
Основателями первого большого монастыря Древней Руси, Киево-Печерского, были преподобные Антоний и Феодосий Печерские.(слайд №12)
Первые письменные упоминания о монастырях на Руси относятся к эпохе князя Владимира Святого (978–1015) и князя Ярослава Мудрого (1019–1054). Первые упоминаемые в источниках монастыри были основаны князьями или другими богатыми людьми, которые создавали их на свои средства и обеспечивали всем необходимым.
По ходу рассказа учителя обучающиеся составляют схему «Монастыри Южной Руси». (слайд №13)
Монастыри в начальный период были в основном городскими или располагались близ городов. В XI в. известно 19 монастырей, о некоторых из них сохранилось очень мало информации, иногда лишь краткие упоминания.
В XI в. они создавались в основном в Южной Руси: в Чернигове Болдинский (Елецкий) мужской монастырь в честь Успения Богородицы, в Тмутаракани мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы, в Переяславле мужской монастырь во имя св. Иоанна, во Владимире Волынском Святогорский мужской монастырь и др. (слайд №14)
По ходу рассказа учителя обучающиеся составляют схему «Монастыри Северо-Восточной Руси». (слайд №15)
Однако были монастыри и в северо-восточных пределах: (слайд №16) в Муроме (Муромский Спасский), в Суздале (мужской монастырь во имя св. Дмитрия Солунского), в Ростове (Авраамиев Богоявленский мужской монастырь).
Некоторые из этих обителей были разрушены в 1240 г., но многие сохранились и умножали славу в следующих веках. В ХII в. 14 из 43 основанных в этом веке монастырей было создано в Новгороде. Одним из древнейших новгородских монастырей был Юрьев. (слайд №17)
Монгольское нашествие прервало естественное течение монастырской жизни: многие монастыри были разрушены вместе c городами, многие пострадали от погрома и опустошения, не все монастыри ХI–ХIII вв. были впоследствии восстановлены.
-
Закрепление.
В течение урока мы говорили о возникновении и развитии монастырей в России, посмотрим, насколько вы были внимательны.
-
Подпишите, как называются части монашеского облачения (слайд № 18)
2. 3. 4. 1.
-
Отметьте знаком «+» верные утверждения, знаком «-» неверные утверждения. (слайд № 19)
А) Монашество как форма воплощения аскетического идеала исторически сложилась в христианстве в конце III – нач.IV века.
Б) На Руси монашество появилось в конце XI – нач.XII века.
В) Первым большим монастырём на Руси был монастырь святого Георгия.
Г) Высшее руководство Церкви - епископат - формируется из представителей малой схимы.
Д) Монгольское нашествие никак не отразилось на судьбе монастырей.
V. Завершение урока
И в завершение урока мы совершим виртуальную экскурсию в Валаамский монастырь, расположенный на островах в Карелии. (слайд № 20,21)
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал Валаам русским Афоном. По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест.
Просмотр видеосюжета «Валаам – Земля Бога» (слайд № 22)
VI. Домашнее задание (один из вариантов на выбор обучающихся):
(слайд № 23)
-
разработать макет буклета для паломников с описанием одного из монастырей Нижегородской епархии;
-
доказать примерами, что православное монашество делило судьбу народа и государства в разные периоды истории.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Компьютерная презентация «Православные монастыри. Монашество»
2. Устав монастыря Санаксарского (1885 г.)
3. Видеосюжет «Валаам – Земля Бога»
Приложение 2
БИБЛИОГРАФИЯ
-
Елисеев Г.А. История религий. 10-11 классы. М., 1997.
-
Закон Божий. Н.Новгород, 2003.
-
Православие. Полная энциклопедия. СПб., ИГ "Весь", 2008.
-
Романовский В.К. и др. Религии России. Н.Новгород, НИРО, 2010.
-
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons
-
http://kuraev.ru/smf/index.php?PHPSESSID=95b823f253c83e5e2e7c4ed0e364be43&topic=322984.0
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Монастыри в X – XIII веках», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: ОРКСЭ (9 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.