Конспект урока «Религиозные сооружения» по ОРКСЭ
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя общеобразовательная школа №660 города Москвы
Конспект урока ОРКСЭ
по теме «Религиозные сооружения»
Подготовила
учитель начальных классов
Шахмурадова Саида Бейтулаевна
2013 год
Тема урока № 12: «Священные сооружения».
Цель урока: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий; формировать представление об основных священных сооружениях мировых религий: церковь, храм, синагога, мечеть, ступа; развить представления о священных сооружениях религий мира, научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям; воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся; способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения; воспитание толерантного отношения к представителям различных конфессий .
Виды деятельности: беседа, диалог с учащимися, работа в группах с источниками информации, использование ИКТ, заполнение таблицы, работа с иллюстративным материалом.
Оборудование: учебник «Основы мировых религиозных культур» (А.Л.Беглов, Е. В.Саплина, Е.С.Токарева), интерактивная доска, презентация, наглядный материал.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Актуализация знаний.
- Какие мировые религии вам известны?
(Христианство, буддизм, ислам, иудаизм)
- Какие священные ритуалы характерны для каждой религии?
- Что объединяет людей всех религиозных культур?
- Давайте, вспомним, на территории каких стран возникли эти религии. У вас на экранах макбуков есть физическая карта мира. Залейте цветом территории стран, на которых возникла та или иная религия.
Желтым – христианство.
Зеленым – ислам.
Красным – буддизм.
Синим – иудаизм.
- В какой из этих стран вы хотели бы очутиться? Поставьте смайлик.
- Я вам предлагаю совершить необычное путешествие. Поможет нам в этом необычное транспортное средство, на котором передвигался герой одной из восточных сказок со своими друзьями.( На слайде ковер-самолет)
-Но прежде, чем отправиться в полет, выучим волшебное заклинание, без которого наш ковер не полетит.
III.Физкультминутка.
Быстро летает ковёр-самолёт,
Словно на крыльях тебя он несёт,
Можно на нём куда хочешь добраться,
Самое главное — крепче держаться.
IV. Работа над новым материалом.
1)Беседа о священных сооружениях.
- Наш ковер-самолет пролетает над необыкновенно красивыми местами.
- Как вы думаете, что это за сооружения?
- Какие чувства у вас они вызывают? (Ответы учащихся)
- Да, ребята, все они красивые и разные. Но назначение у них одно… А какое, мы с вами сегодня и узнаем. Также бы научимся различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям. Это тема нашего урока.
- А теперь, послушайте мой рассказ. В далекие времена люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и приносить им жертвы. Они еще не умели строить дома, поэтому иногда для этих целей им служил переносной шатер (например, у древних евреев он назывался скинией), а иногда это были собранные вместе и поставленные в определенном порядке камни. И сейчас еще находят остатки этих сооружений из камней. Самое крупное из них находится в Англии и называется Стоунхендж («стоун» – по-английски означает камень). Мы как раз приземлились здесь. (слайд) Стоунхендж внесён в список Всемирного наследия. Находится примерно в 130 км к юго-западу от Лондона. Один из самых знаменитых археологических памятников в мире, Стоунхендж состоит из кольцевых и подковообразных сооружений, построенных из больших менгиров.
Позднее люди стали сооружать храмы. В Древней Греции, Древнем Риме, Древнем Египте, в Междуречье, в Индии, в Китае, в Японии люди строили храмы, посвященные своим богам, для совершения богослужений и религиозных обрядов.
-Как вы думаете, зачем нужны священные сооружения?
- (Совместные ритуальные действия верующие выполняют в специально для этого созданных сооружениях, которые становятся для них священными. Эти сооружения могут быть совершенно разными по своему внешнему и внутреннему виду, но назначение у них всегда одно – совместное участие в ритуалах.)
Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
2).Священные здания иудаизма.
- Полетели дальше. Остановка Иерусалим. Когда люди построили Храм Единого Бога в Иерусалиме, он стал центром, вокруг которого проходила вся жизнь еврейского народа. Строить Первый Иерусалимский Храм начал сын царя Давида - Соломон. Соломон получил от отца план строительства Храма и на четвертый год своего царствования приступил к строительству. Он обратился за помощью к царю Тирскому - Хираму., который присылал для строительства Храма кедры и кипарисы, а также опытных работников. Над строительством Первого Храма трудились более 150 тысяч рабочих и более 3 тысяч надсмотрщиков. Строительство длилось семь лет.
Храм был разделен на два помещения: внешнее - Святилище и внутренне - Святая Святых. В Святая Святых был перенесен Ковчег Завета - ящик со Скрижалями Завета, каменными досками, на которых были высечены десять заповедей. Скрижали были получены от Бога Моисеем на горе Синай. Внутри и снаружи Ковчег был обложен золотом и стоял в Храме под крыльями золотых херувимов. Во внешней части Храма - Святилище - находился золотой алтарь - жертвенник, на котором воскуривался фимиам; столы хлебов предложения - на столе находилось 12 хлебов (по одному от кажого колена израилева), которые выпекались каждую пятницу и лежали там всю неделю, так как стол не должен был пустовать никогда; Менора - золотой семисвечник, день и ночь освещавший Святилище. Для зажигания Меноры использовалось лишь масло, которое получали при первом отжиме олив, масло, полученное при следующих отжимах, требовало очистки и его не разрешалось использовать для Меноры. В Первом Храме было 10 золотых столов хлебов и 10 золотых семисвечников.
Длина Иерусалимского Храма составляла около 30 метров, ширина около 10 метров, высота около 15 метров. К Храму примыкал двор, где народ возносил молитвы и приносил жертвы. Иерусалимский Храм был частью целого комплекса, который воздвиг царь Соломон. Празднование в честь открытия Храма длилось 14 дней.
В 586 году до н.э. Иерусалим был захвачен вавилонским царем Навуходоносором и полностью разрушен, а Первый Иерусалимский Храм сожжен в день 9 ава. Часть жителей была уничтожена, а часть угнана в вавилонский плен. Первый Иерусалимский Храм просуществовал около 400 лет.
Его разрушение иудеи воспринимали, как страшную трагедию. Но их совместные молитвы не прекратились. Расселившись по разным странам, группы евреев стали использовать для совместных молитв и чтения Священного Писания «дома собраний» – синагоги. Синагоги являются главными священными зданиями для иудеев и сегодня.
Внешне синагоги могут выглядеть по-разному, но внутри их устройство всегда подчинено определенным правилам. У одной из стен зала для молитвы ставят специальный ларец, в котором хранится свиток Торы. В соответствии с традицией, текст Торы, предназначенный для чтения во время богослужения, должен быть рукописным. В центре синагоги находится возвышение, с которого читается Тора. Над шкафом располагается светильник – менора, в котором всегда должно быть семь фитилей. Рядом со светильником обычно помещается каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью Заповедями, которые когда-то Бог дал Моисею. Синагога – («дом собрания»), после разрушения Иерусалимского храма — основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины.
Большинство историков полагают, что синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне, за несколько лет до разрушения Первого Храма. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы — первые синагоги.
В начале периода Второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине. Каждая община должна построить «дом собрания»
Хотя внешне синагоги отличаются друг от друга, в основе их внутреннего устройства лежит конструкция Храма, который в свою очередь повторял устройство Скинии, построенной евреями в пустыне. Это было огороженное прямоугольное пространство. Внутри находился умывальник, где священнослужители омывали руки и ноги перед началом службы, и жертвенник для жертвоприношения животных. Вслед за этим располагалось нечто вроде шатра, называемого Святилищем. Туда могли входить только священнослужители. В глубине Святилища, скрытая особым занавесом (парохет), находилась Святая святых. Там стоял Ковчег Завета, содержавший Скрижали Завета с высеченными на них Десятью Заповедями. Когда царь Соломон построил Храм, он воспроизвел устройство Скинии, добавив прилегающий двор, где могли молиться женщины. Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). Во всяком случае, стена, у которой стоит арон кодеш (шкаф, в котором хранятся свитки Торы), всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему. По правилам необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.
Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения (это может быть балкон, боковой или задний придел). У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом, называемым парохет. Такой шкаф называется синагогальным ковчегом (арон кодеш) и соответствует Ковчегу Завета в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы — самое священное достояние синагоги.
В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар. С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.
Над ковчегом располагается нер тамид — «неугасимый светильник». Он горит всегда, символизируя Менору, масляный светильник Храма. Рядом с нер тамид помещается обычно каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью Заповедями.
Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору.
Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Правление синагоги распоряжается средствами для помощи нуждающимся, устраивает на ночлег приезжих и т. д.
Мужчины и женщины, присутствующие на богослужении в синагоге, должны сидеть отдельно, для этого для них устроены раздельные помещения. Во время молитвы мужчины надевают тфилин - специальные коробочки, которые крепятся к голове и правой руке ремнями. В них находятся определенные фрагменты из Торы, написанные вручную на пергамене. Голова мужчины, в знак смирения перед Богом, всегда должна быть покрыта - это может быть маленькая круглая шапочка на затылке - кипà, широкополая шляпа или меховая шапка. Во время молитвы мужчины покрывают голову еще и талитом - молитвенным покрывалом.
-Полетели дальше?!Для этого давайте вспомним волшебное заклинание.
V.Физкультминутка.
VI. Продолжение работы над новым материалом.
3).Христианские храмы.
-Вот мы с вами оказались в христианском храме. Какие чувства вы ощущаете? Что вокруг себя видите?
Христианские храмы (церкви) начали возникать уже вскоре после смерти Христа. Внешние формы этих храмов очень разнообразны. Но есть общие черты для всех христианских храмов. Формирование архитектурного облика храма связано с развитием христианского богослужения. Прообразом храма послужила Скиния Моисея, а преемственно он был связан с Сионской горницей, где Христос совершил первую Евхаристию.
Храм воздвигается на самом высоком месте и своей алтарной частью обращен к востоку, символизирующему Рай. Внешний облик храма и его внутреннее устройство выражают устремление к Богу и служат спасению души. Храм включает алтарь, среднюю часть и притвор. Здание храма венчает купол с установленным на нем крестом, символом спасения. По соседству с нашей школой стоит Храм святомученников Бориса и Глеба. Посмотрите на форму его купола.
- Форма купола символизирует пламя горящей свечи. Храм могут венчать несколько куполов: однокупольный символизирует Спасителя, трехкупольный – Святую Троицу, пятикупольный – Христа и четырех апостолов-евангелистов, двенадцатикупольный – апостолов-учеников Христа. Внутри средней части храма могут размещаться также хоры (галереи) и дополнительные приделы – особые алтари (также обращенные на восток), отделенные от основного храма собственным иконостасом.
Как ветхозаветная скиния и Храм Соломона, храмы состоят из главных частей: притвора с папертью, средней части храма, и алтаря.
Притвор составляет самую западную часть храма и, обыкновенно, отделяется стеной от собственно церкви. Он предназначался для оглашенных и кающихся. В древности здесь устраивалась купель для крещения и здесь же христиане вкушали за общим столом трапезу по окончании Богослужения. Перед входом в притвор находится возвышенная площадка, называемая папертью. Кающиеся, стоявшие на паперти, назывались беспокровными.
Средняя часть храма предназначается для верных - тех, кто верует во Христа и участвует в дарах благодати Христовой. Мужчины во время Богослужения обыкновенно располагаются на правой стороне храма, а женщины - на левой. В древности посредине церкви всегда устраивался амвон - возвышенное место с несколькими ступенями. На него епископы и священники восходили на проповеди, диаконы для чтения Евангелия, а чтецы для чтения Деяний и Посланий апостольских, Амвону усвоялось значение камня, с которого Ангел благовествовал о Воскресении Христовом. Ныне амвон посреди церкви, называемый архиерейским, ставится лишь в кафедральных соборах. на нем архиерии облачаются и стоят при начале литургии, во время молебнов и при некоторых других церковных службах. Амвоном же теперь называют часть солей - возвышения перед иконостасом - напротив Царских врат. По сторонам солеи устраиваются клиросы для чтецов и певцов, а подле клиросов ставятся хоругви - иконы, висящие на древках в виде знамени. Как церковные знамена они и носятся верующими при крестных ходах.
Алтарь, где стоит святой престол, составляет восточное отделение храма. Как показывает значение самого слова, алтарь устраивается всегда выше прочих частей храма, становясь, таким образом, видимым для предстоящих в храме.
Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом - стеной, установленный иконами и имеющей трое дверей, или врат. Средние и самые большие из них называются Царскими вратами, потому что при литургии через них в Святых Дарах невидимо исходит сам Царь Славы. Открытие Царских врат, ведущих в ту часть алтаря, где находится престол, знаменует открытие людям Царствия Небесного. Двое же других, меньших дверей, расположенных по обеим сторонам от Царских, называются диаконскими: одни - южные (справа), а другие - северные (слева).
Рядом с храмом обычно располагается колокольня (или звонница).
Интерьер храма часто покрывают настенные росписи - фрески. Фрески располагаются соответственно символике частей храма и иерархии священных изображений. Каждая фреска выражает таинственное присутствие изображаемого святого. Все росписи соединены в единую догматическую систему, связанную с литургическим действом и служат образным назиданием для верующих.
Одной из главных частей интерьера храма является купол, в нем изображают Христа Пантократора (Вседержителя). Под ним, в барабане – пророки или апостолы, либо восемь чинов Ангельских. На парусах, поддерживающих барабан – четыре апостола - евангелиста.
Алтарь тоже расписан фресками. На них изображается Богоматерь-Царица Небесная в окружении херувимов, ниже ее – сцена «Евхаристии», под ней – образы святителей и учителей Церкви, обращенные к горнему месту.
В русских православных храмах нет сидений, верующие стоят во время богослужения. Сесть ненадолго могут только больные или старые люди. Мужчины, входя в храм, должны снять головной убор, а женщинам положено наоборот накрыть голову.
В католических и протестантских церквях пространство вокруг алтаря является открытым. В католических храмах кроме икон бывают еще и скульптурные изображения, а в протестантских храмах очень часто никаких изображений нет. В католических и протестантских храмах стоят скамейки, на которых во время богослужения верующие сидят, вставая только во время самых торжественных моментов.
VII.Первичное закрепление материала.
1).Беседа.
- Вот мы с вами и вернулись из нашего необычного путешествия. Я надеюсь вам оно понравилось. А теперь хотелось бы задать вам несколько вопросов.
- О каких священных сооружениях мы говорили на уроке?
-Как вы думаете, зачем нужны священные сооружения?
- Как вы думаете, почему синагога не считается у иудеев храмом?
-Объясните назначение разных частей этого священного сооружения.
-Что же характерно для православного храма как архитектурного сооружения?
2).С помощью материала учебника заполняется таблица.
Священные сооружения | Отличительные особенности | |
Иудаизм | ||
Христианство |
3).Работа в группах.
(Каждая группа получает конверт с фрагментами изображений священных сооружений)
- Определить к какой религиозной культуре относятся сооружения, указать характерные и отличительные черты.
Далее выслушиваются составленные рассказы о священных сооружениях.
VIII.Итог урока. Домашнее задание.
- С какими священными сооружениями мы познакомились сегодня?
- Как должны к ним относиться люди?
- Как вы думаете, почему сложились особые правила поведения в храмах?
- Зачем нам необходимо беречь такие архитектурные сооружения?
- Почему в нашем городе есть священные сооружения для верующих разных религий?
Заполните таблицу.
Я узнал | Я заинтересовался | |
- В странах и городах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы, не мешают друг другу. И в нашем многонациональном городе представители различных конфессий, их чувства и вероисповедования требуют уважительного и толерантного отношения со стороны людей. На следующем уроке мы поговорим о священных сооружениях в исламе и буддизме.
Домашнее задание. По желанию подготовить сообщение о храме Бориса и Глеба в Москве; нарисовать священное сооружение.
Список использованной литературы:
-А.Л.Беглов, Е.В.Саплина «Основы мировых религиозных культур»
-«Библейские истории» Москва 1998г
- Браун П. Стоунхендж. Загадки мегалитов / Пер. с англ. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2010.
- Краткая еврейская энциклопедия, Изд. О-ва по исследованию еврейских общин. Иерусалим: 1976—2005
-Русская Православная Церковь. Храмы. Москва. Энциклопедический справочник. (сост. и авт. А.В.Никольский) М.: Изд-во Моск. Патриархии: Издательский дом "Российский писатель", 2003
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Религиозные сооружения», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: ОРКСЭ Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.