Конспект урока «Лирическая тема в музыкальных произведениях Бетховена» по музыке для 8 класса
УРОК МУЗЫКИ 8 КЛАСС.
Тема урока: Лирическая тема в музыкальных произведениях Бетховена («Соната№14,1часть)
Художественно-педагогическая идея: Расширить представления о музыке Бетховена введением слушания лирического произведения, подчеркнуть интонационное развитие музыки и ее роль в создании музыкального образа. Развитие эмпатии, понимания эмоционального состояния других людей.
Ход урока.
Нашу встречу я хочу начать с этого музыкального произведения. (Звучит романс о любви из кинофильма "Жестокий романс").
Мне бы хотелось сегодня побеседовать с вами о любви. Почему-то некоторые из вас сразу опустили голову, заулыбались.
Мы начали урок с музыки из кинофильма "Жестокий романс" Я думаю вы все смотрели этот фильм и помните его сюжет, ( Ученики смотрели фильм по видео).
- А помните ли вы Карандышева, жениха Ларисы, какое впечатление у вас о нем?
Весь фильм он твердит, что любит Ларису, а в конце убивает со словами: "Так не доставайся же ты никому!" -Что ж это было, любовь? Но послушайте как совершенно по-другому, отвергнутый лирический герой у Пушкина обращается к своей возлюбленной (звучит стихотворение "Я вас любил")
Вы обратили внимание на последнюю строчку? Лирический герой не убивает свою возлюбленную, не обращается к ней с гневными: словами. А что же он делает?
Какая щедрость чувств! На такое способна только возвышенная
душа.
У каждого человека чувство любви проявляется по-разному. Даже безответная любовь, ломая слабого человека, сильного возвышает. И наверняка, поэтому теме любви посвящено такое множество кинофильмов, литературных, художественных и музыкальных произведений. К сегодняшнему уроку я просила вас подготовить те музыкальные и литературные произведения, которые вам нравятся (Слушаем учеников).
Я тоже приготовила музыкальное произведение к этому уроку, которое очень люблю. И каждый раз, слушая его, оно вызывает во мне душевный переворот, восхищая великой красотой.
Но, прежде чем, сегодня мы его послушаем, я расскажу вам историю его создания (Гаснет свет, зажигаю свечи).
- Это было в Вене в марте 1927 года. Около четырех дня тяжелые тучи заволокли небо. Внезапно началась снежная буря с градом. Вдруг из-за тучи блеснула молния и озарила своим желтым светом комнату, в которой умирал великий композитор( исполняю главную тему 5 симфонии Бетховена).(слайд с портретом композитора)
"Так судьбе стучится в дверь" - мелькнуло в его сознании, именно эти слова он говорил, создавая свою бессмертную симфонию.
Уже после смерти Бетховена в ящике его старого стола нашли тайник, в котором он хранил то, что было памятно его сердцу: два женских портрета и несколько листов почтовой бумаги, исписанных рукой композитора (читаю шепотом) "... Мы устроим с тобой жизнь неразлучную. Какую жизнь! Да! Я плачу при мысли, что ты, вероятно, только в субботу получишь мою первую весточку... Как бы ты ни любил меня, все же я люблю тебя сильнее. Лишь проснусь, мысли мои уже стремятся к тебе, моя бессмертная возлюбленная, в каком настроении и где бы я ни был, постоянно жду решения судьбы. Или мы должны быть неразлучны, или я готов умереть... "
Адреса и почтовой даты в письме не было. Его содержание не указывало, кому писал Бетховен.(показ слайдов на экране) Может быть, это Генриетта Зонтак или Джульетта Гвичарди, чей портрет тоже лежал в тайнике (включаем свет).
В конце 1800 года, истерзанный ударами судьбы, Бетховен знакомится с 16-летней графиней Дж. Гвичарди (слайд) Джульетта любила музыку, хорошо играла на рояле и стала брать уроки у Бетховена, с легкостью воспринимая его указания. В ее характере Бетховена привлекали жизнерадостность, общительность, добродушие.
Была ли она такой, какой представлял ее Бетховен? Вероятно, в Джульетте он какое -то время не замечал легкомыслия, считая ее достойной любви, принимая красоту ее лица за красоту души. Восторженный, склонный преувеличивать достоинства людей, Бетховен полюбил Джульетту. Жизнь приобрела новые оттенки, в это время он пишет своему другу:
"Теперь я чаще бываю в обществе, и поэтому жизнь моя веселее. Эту перемену произвела во мне милая, очаровательная девушка, которая меня любит, и которую я люблю. У меня снова бывают светлые минуты, и я прихожу к убеждению, что женитьба может осчастливить человека".
Но несбыточные мечты продолжались недолго. Каждая встреча с Джульеттой приносила новые сомнения. Препятствием к женитьбе являлись и все развивающаяся глухота Бетховена, и его материальная неустроенность, и аристократическое происхождение Джульетты.
Бетховену и раньше приходилось расставаться с надеждами и мечтами. Но на этот раз трагедия была особенно глубокой. Джульетта
-3-
отвергла Бетховена, предпочтя ему бездарного композитора Галленберга, но зато графа. Бетховен уехал в имение своего друга. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь, домой. Его нашли в отдаленной чаще обессилевшего от голода. Ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах все было сказано музыкой. ( слушаем 1 часть сонаты№14 Бетховена)
Я знаю, что после такой музыки сразу очень трудно говорить. Произведение, 1 часть которого мы слушали, Бетховен назвал "Соната вроде фантазии" на титульном листе он написал, посвящается графине Дж. Гвичарди.
Но мы с вами привыкли, слушать эту музыку под другим названием , кто знает под каким? Итак, тема сегодняшнего разговора "Лирическая тема в произведениях Бетховена" на примере 1 части "Лунной сонаты".
Как же появилось это, второе название? Его дал сонате немецкий поэт Рельштаб. Поэт сравнивал впечатления от первой медленной части сонаты с картиной лодки, плывущей при свете луны вдоль безмолвных берегов озера в Швейцарии. Как подчас бывает в искусстве, Рельштаб, сам того не подозревая, дал сравнение, оказавшееся близким восприятию сонаты многими слушателями. Примерно с середины XIX века сонату N 14 повсеместно стали называть "Лунной сонатой".
А согласны ли вы с этим названием? Наши мнения разделились. Давайте попробуем, опираясь на выразительность и изобразительность интонационного развития музыки прийти к музыкальному образу.
Для начала выясним, есть ли, в музыке 1 частя контрасты, или это один развивающейся образ?
Этот образ состоит как бы из трех слагаемых: Мелодия, Бас, Триоли (написаны на доске) Давайте попробуем проследить за интонационным развитием каждого из слагаемых, при этом, наделяя их своим слушательским смыслом.
Начищается 1 часть с звучания баса и триолей. И так, триоли. Как они звучат?
Что то меняется в их звучании? В начале нет, не вот в средней части (играю ) происходит небольшое развитие ( поднимаются в регистре, изменяется динамика), но в конечном итоге опять мирное, ровное, однообразное движение ( Все остается на своем месте).
Что же символизируют эти триоли? ( мир вокруг)
Мелодия. Мы знаем что в музыкальных произведениях мелодия является выразителем чего? ( чувств человека, его души ) Мелодия в 1части появляется сразу? Как ока звучит? (надрывно, обрывками, ритмично скандируется одна нота). Трагические отрывки силящиеся запеть, что может быть страшнее(музыкальная иллюстрация)Но все же она звучит все настойчивей, пробует подняться к светлым, высоким регистрам. Но падает в бездну, и тогда бас печально завершает движение. (исполняю басовую линию)
Бас. Дайте характеристику интонации баса ( глубокий, мрачный).Что же выражает композитор? ( горе) Так какой же образ у нас возник? Лунного пейзажа? ( человека, охваченного горем ).
Оказывается, за внешним спокойным звучанием скрываются глубокие человеческие страдания. Всю боль души, всю боль израненного сердца Бетховен излил в этой музыке. И если б мы изменили интонацию хотя бы одного из трех слагаемых, то изменился б и весь образ в целом, исчезла б та сила выразительности, которой эта музыка покоряет уже много поколений. Давайте послушаем сонату№14 еще раз.
Сегодня первая часть "Лучной сонаты" в исполнении профессионального пианиста Михаила Плетнева он говорил , что каждый раз исполняя первую часть испытывает отчаянные страдания, но в тоже время именно она придает ему новые творческие силы.
А что, вы испытывали, слушая это музыкальное произведение? (ответы ученики записывают в тетрадь).
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Лирическая тема в музыкальных произведениях Бетховена», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Музыка (8 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.