Конспект урока «Романтические образы в творчестве Фридерика Шопена» по музыке для 7 класса
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 67»
Конспект урока по музыке
в 7 классе
Романтические образы в творчестве Ф.Шопена
подготовила
Сагитова Татьяна Викторовна
учитель музыки 1категории
г.Оренбург 2013
Урок № 13
Тема урока: Романтические образы в творчестве Ф.Шопена
Эпиграф (художественно-педагогическая идея):
«Шопен в музыке – это то же, что и Пушкин в поэзии…»(Л.Толстой)
Цель урока: познакомить учащихся с основными чертами художественного направления «романтизм», воздействовать на чувства и эмоции детей через восприятие музыкальных образов вальсов Ф.Шопена
Воспитательные:
1. Воспитание культуры слушания и культуры исполнения музыкальных произведений, воспитание любви к музыкальному искусству и потребности общения с ним.
Обучающие:
2. Формирование у учащихся представления об эпохе романтизма в искусстве, закрепление имеющихся знаний о музыке польского композитора Фридерика Шопена.
Развивающие:
Развитие восприятия, внимания, мышления, познавательного интереса, навыков коллективного исполнения музыкальных произведений.
Развивать воображение и фантазию, умение определять музыкальный образ на примере вальсов Ф.Шопена.
Форма и тип урока: Комбинированный урок по сообщению нового учебного материала
Оборудование: - компьютер, мультимедийный проектор , экран, фортепиано
Презентация для сопровождения урока музыки
Методы музыкального образования, используемые на уроке:
Музыкальные:
-метод эмоциональной драматургии;
-метод наблюдения за музыкой;
-метод сопереживания;
-метод размышления о музыке
Общепедагогические:
-по источнику знаний: практический, наглядно-слуховой, словесный;
-по назначению: приобретение знаний, формирование умений и навыков, приобретение знаний, закрепление приобретенных знаний, проверка знаний, умений, навыков;
-по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, игровой;
-по дидактическим целям: методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.
План урока:
Предположительный результат | Время | Используемое оборудование | |
Д 1. Организация начала урока. | Р 1. Совместная с детьми постановка цели и задач: общее понимание цели. | 2 мин. | Учебная доска |
Д 2 Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала | Р 2. Актуализация прежних знаний. Работа в командах. | 4 мин. | |
Д 3 Этап усвоения новых знаний | Р 3. Выявление дефицитов в знаниях учащихся. Мотивация детей на учебную деятельность. | 7 мин. | Презентация |
Д 4 Этап проверки понимания учащимися нового материала | Р 4. Слушание музыкальных произведений , анализ произведений, работа с таблицей. | 15 мин. | Презентация .Компьютер, диски |
Д 5 Пение | Р 5.Выбор музыкального произведения, прослушивание, вокально-хоровая работа. | 11мин. | Компьютер, колонки, микрофон , фортепиано |
Д 6 Рефлексия и итог урока | Р 6. Обобщение , оценка учащихся | 5 мин. | |
Д 7 -этап инструктажа по выполнению домашнего задания | | 1 мин. | |
Ход урока:
1.Организационный этап.( музыкальное приветствие )
Учитель - Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал:
«В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое. Перед человеком открылась радость жизни, потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Учитель - Мы с вами уже знаем о том, что «музыка – это сама жизнь». Частички человеческой жизни благодаря мастерству великих композиторов превращаются в музыкальные образы. Это может быть добрый, ласковый образ колыбельной песни, образ мужественной борьбы, образ, воплощающий тревогу…
Послушайте стихотворение английского поэта Джона Китса и скажите, что вы чувствуете?
О, как люблю я в ясный летний час,
Когда заката золото струится
И облаков сребристых вереница
Обласкана зефирами, - хоть раз
Уйти от тягот, что терзают нас,
На миг от неотступных дум забыться
И с просветленною душой укрыться
В заглохшей чаще, радующей глаз.
(Дети делятся своими впечатлениями)
Учитель - Сейчас я раздам задания командам, прочитав которые вы должны будете решить о каком композиторе идет речь. Прошу командира прочитать текст и обсудить решение с командой. Затем прочитать текст всему классу и объявить вашу версию. Правильный ответ 1 балл.
Задание для 1 команды: определить из текста о каком композиторе идет речь.
Его творчество почти целиком является пианистическим. Хотя редкий композиторский дар мог бы сделать его замечательным симфонистом, его деликатная, замкнутая натура довольствовалась рамками камерного жанра — если не считать, конечно, двух его замечательных фортепианных концертов.
В полонезах, балладах композитор рассказывает о своей стране, о красотах её пейзажей. Вместе с тем он исключительно самобытен.
Задание для 2 команды: определить из текста о каком композиторе идет речь.
Уже в детские годы мальчик проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.
В своём январском номере за 1818 год одна из варшавских газет поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой композитором, учащимся ещё в начальной школе. «Автор этого „Полонеза“ — написала газета, — ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это — настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей.
Учитель – о каком композиторе идет речь? Кто узнал?
Дети - это польский композитор – Ф.Шопен
Учитель - как называли этого композитора?
Дети - композитором – романтиком
Учитель - сформулируйте тему нашего урока
Дети - тема нашего урока сегодня-
Романтические образы в творчестве Ф.Шопена
3.Этап усвоения новых знаний.
Учитель : Джон Китс – поэт–романтик, яркий представитель эпохи романтизма, художественного направления в европейской и американской культуре конца XVIII – первой половины XIX века.
«Романтизм» - слово французское. Оно ведет родословную от испанского «романсе» (так называли в средние века испанские романсы, а затем и рыцарский роман), и от английского «романтик» (романтический), означавшего «странное», «живописное», «фантастическое».
Новый стиль в искусстве пришел на смену старому. Романтизм сменил классицизм и коснулся всех видов искусства.
Это направление имело свои, совершенно новые черты, которые ярко проявились не только в творчестве романтиков, но даже и в их образе жизни.
Поэты, художники, композиторы собираются вместе, читают свои новые литературные произведения, обсуждают все новости искусства, участвуют в художественных дискуссиях, музицируют. Такое творческое общение между людьми разных искусств приводит к обновлению форм и выразительных средств музыкального искусства.
Большой интерес у композиторов того времени вызывают такие жанры, как
песня, песня без слов, танец, ноктюрн, баллада, романс.
В своих произведениях, пронизанных яркой эмоциональностью и лиризмом, романтики стремятся передать все богатство внутреннего мира человека.
Композиторами – романтиками называют Паганини, Берлиоза, Шумана, Мендельсона, Листа, Верди, Брамса, многих других композитов, и, конечно же, Фридерика Шопена, польского композитора, с музыкой которого нам предстоит сегодня встретиться.
Здесь в зале сам Шопен,
И сладок песен плен
И чутко ловит слух
Музыки длинный звук.
Рояль, как белый дух,
Мелодия плывет,
То радость в сердце льет,
То светится печалью.
Мелодия плывет…
И легкий вальс цветет –
То плачет, то смеется,
То к небу вознесется,
То эхом отзовется -
Любви воспоминанье
И гения дыханье.
4.Слушание (звучит «Вальс №6»)
Учитель - Почему этот вальс называют вальсом – минуткой?
- Какое настроение передает музыка?
- Как она построена?
- Каков музыкальный образ?
(дети отвечают)
Учитель - Легкость, танцевальность, хрупкость, пластичность – выразительная сторона музыки. Волчок, юла – изобразительный момент, он придает музыке веселое, радостное, шутливое настроение.
Не смотря на 3-частное построение, создается единый музыкальный образ – образ молодости и изящества.
Дети - Шопен – необыкновенный композитор. У него нет ни симфоний, ни опер, ни балетов. Почти все его сочинения написаны только для фортепиано, но в звучании этого инструмента мы слышим такие яркие мелодии, такое богатство чувств и звуков, что они действуют на нас не меньше, чем лучшие симфонические произведения.
Учитель - Попробуем испытать это на себе.
(звучит «Вальс №7» си-минор)
Учитель - - Какая частица жизни заключена в этом произведении?
- Каково его построение?
Учитель - Произведение строится не обычно. В центре – светлый, мажорный эпизод. До и после него – одна и та же мелодия вальса, т.е. можно представить музыкальную форму таким образом: А B А. Всего частей – 3, но это пример двухчастной формы с повторением 1 части. Однако, после звучания каждой из трех частей, следует небольшое добавление, так называемое «послесловие». Оно очень быстрое, изящное, полетное. Оно объединяет все части в единое целое. Создаётся впечатление, что вальс представляет единый музыкальный образ, поворачивающийся к нам своими разными гранями. Какой это образ?
Дети - Лирический, то печальный, то светлый, но, при этом, нежный и полётный.
Дети (читает ученик )
Еще звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве
Учитель - Кого можно представить, слушая это произведение ?
Дети - Человека – мечтателя, человека – романтика.
Учитель - Это мужской или женский образ?
Дети - Скорее, женский.
Учитель - Интересно то, что биографы Шопена склонны считать, что каждый из его вальсов – это либо жанровая зарисовка, либо чей-то портрет. Многие считают, что именно этот вальс – портрет полячки Марии Водзиньской. Композитор был влюблен в нее. Она прекрасно знала литературу, владела несколькими иностранными языками, писала стихи, хорошо пела.
« …Композитор много и охотно играет для нее (…) Момент расставания (…) был очень трогательным (…) Мария взяла из букета розу и протянула её Ф.Шопену. Глубоко взволнованный, он сел за рояль и сымпровизировал вальс (…) Целый год продолжалась переписка. Письма Марии к Шопену становились все более сдержанными, затем их отношения и совсем прекратились (…) К этому времени относится, вероятно, сочинение Шопеном знаменитого, Седьмого вальса. Может … - это горестное прощание с ней.»
(Из книги Л. Аурбаха «Рассказы о вальсе»)
Этап проверки понимания учащимися нового материала.
Два вальса – два образа. Давайте, сравним их. Перед вами слова, которые нужно распределить в 2 столбика так, чтобы они смогли охарактеризовать эти музыкальные образы. Для того, чтобы правильно выполнить эту работу, мы еще раз послушаем эти произведения, и только после этого приступим к самостоятельной работе.
(Повторное слушание «Вальса №6» и фрагмента «Вальса №7» Ф.Шопена)
1.Ф.Шопен «Вальс №6»
2.Ф.Шопен «Вальс №7»
Словарь эстетических эмоций
Радостно. Мягко. Весело. Звонко. Взволнованно Ласково. Игриво. Трогательно. Задорно .Ярко. Поэтично. Порывисто. Нежно. Задушевно. Шутливо. Спокойно. Светло. Безмятежно. Таинственно
Учитель - C музыкальным романтизмом можно встретиться не только в инструментальной музыке XIX века. Романтические образы присутствуют и в вокальной музыке. Их можно встретить и в музыке нашего времени. Ярким примером может быть песня
5.Пение :А .Н.Пахмутовой «Звездопад», с которой мы знакомились на прошлом уроке. Давайте вспомним ее.
(Исполнение 1 куплета песни, разученного на прошлом уроке)
Учитель - Обратите внимание на слова:
На небосклоне привычных квартир
Пусть загорится звезда Альтаир!
Как вы поняли их смысл?
(Ответы детей: Альтаир – самая большая звезда в созвездии Орла)
Чем отличается характер 3 и 4 куплетов от первых двух?
(Вокально-хоровая работа над песней)
-обратить внимание на дыхание; на ритмический рисунок; на чистоту интонирования.
-добиваться характерного исполнения
-исполнение по рядам
6. Рефлексия. Итог
Учитель - Каким вы представляете себе человека – романтика?
-Что слушали на уроке?
- С каким композитором вы познакомились?
- Какие произведения Ф.Шопена вам известны?
- Что такое романтизм?
- Каких вы знаете композиторов-романтиков
- С каким чувством вы уходите с урока?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
Оценки за урок ______________
7.Д/З- Нарисуйте словесный и художественный
портрет человека – романтика
Спасибо за урок! До свидания!
Список используемой литературы :
1. Аурбах Л. «Рассказы о вальсе» Музыкальная энциклопедия. М.: «Просвещение» , 2001г.
2.Аксенова М.Д.«Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство Ч-3. «Аванта+» , 2001г.
3. Кабалевский Д.Б .Музыка. Программа общеобразовательных учреждений 1-8 класс.М.:«Просвещение», 2007.
4. Самин Д.К «100 великих композиторов». «Вече»,1999г.
5.Хрестоматия музыкального материала для учителя 8 класс
( автор программы.Кабалевский Д.Б. ), М: «Просвещение» , 2000г.
Используемые материалы и Интернет- ресурсы
1. Вальс Шопена...". http://photoawards.ru/users/40521
2. Вальсы Шопена над Брестом http://www.interfax.by/article/54253
3. Вальс Шопена. http://blogs.mail.ru/mail/ekaterina_alt.90/tag/Стихи о жизни.
4. Мария Лукачева-Вальсы Шопена. http://en.www...
5. Шедевры классики - Шопен Вальс 10. http://blogs.mail.ru/mail/graphinya59/440522692F013914.html
6. Шопен – Вальс № 6, № 7 - http://musicostrov.ru
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Романтические образы в творчестве Фридерика Шопена», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Музыка (7 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.