- Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве Композиторов

Конспект урока «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве Композиторов» по музыке для 6 класса

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Общеобразовательная школа №660 г.Москвы









Конспект урока музыки для 6 класса

«Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве

Композиторов»













подготовила

учитель музыки

Княжева Анастасия Владимировна













г. Москва

2012



Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве

композиторов

Содержание: Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)

Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни.

Задачи:

·         знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;

  • формировать умение давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями;

  • развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения.

Музыкальный материал:

народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»;

хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;

·хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.

Оборудование: магнитофон, CDдиск, портреты М. Мусоргского, М. Глинки, раздаточный материал: текст народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно».


ХОД УРОКА

1 : организационный момент

Здравствуйте, ребята. Обратите внимание не тему урока: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов» (написана на доске).

- Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР?

Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.



2: повторение пройденного материала

ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся:

·         календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),

·          семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания),

·         окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю — например, засухи, мора скота).

Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.

Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.

Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)

 


3: изучение нового материала

Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси

С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.

На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.



Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.

Слушание: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.

- Какое настроение создаёт эта песня?

- Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери)

Рассмотрим мелодический рисунок в нотах. (нотная запись мелодии на доске) Что вы видите?


Тема дочери

Тема матери

взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения

Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств

Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике)

Покорность, смирение с безвыходной ситуацией

Песня звучит напряжённо, в миноре



- Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?

Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.

Рассмотрим некоторые их них.(демонстрация картин или слайдов на интерактивной доске).

- Что вы видите на этих картинах?

- Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность)

- Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?

Запишем текст песни в тетрадь и попробуем исполнить её в лицах.

Пение: народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»






Матушка, что во поле пыльно?

Русская народная песня

- Матушка, матушка, что во поле пыльно?

Сударыня матушка, что во поле пыльно?

- Дитятко милое, кони разыгралися.


- Матушка, матушка, на двор гости едут,

Сударыня матушка, на двор гости едут!..

- Дитятко милое, я тебя не выдам!


- Матушка, матушка, на крылечко идут,

Сударыня матушка, на крылечко идут!..

- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся...


- Матушка, матушка, в нову горницу идут,

Сударыня матушка, в нову горницу идут!..

- Дитятко милое, я тебя не выдам!


- Матушка, матушка, за столы садятся,

Сударыня матушка, за столы садятся!

- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!


- Матушка, матушка, образа снимают,

Сударыня матушка... Меня благословляют...

- Дитятко милое, господь с тобою!

 

Сцены свадьбы в операх русских композиторов.

Свадебные хоры из опер, воссоздают народный обряд. Сегодня мы познакомимся с лирическим образом и образом величальной заздравной песни.

Слушание: хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;

Слушание: хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.

Сравнительный анализ этих музыкальных фрагментов запишем в таблицу.








ЛИРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ

ВЕЛИЧАЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Опера «Иван Сусанин» М. Глинки

Опера «Хованщина» М. Мусоргского

Хор  ДЕВУШЕК «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам»

Хор «Плывёт, плывёт лебёдушка»

Музыка М. Глинки в духе народной песни

Народная песня, включённая в оперу


Итог: обращение к народному творчеству помогает слушателю почувствовать национальную принадлежность музыки.

 

4: домашнее задание

Записать в тетрадь текст русской народной песни, нарисовать к ней иллюстрацию.


5 : подведение итогов урока

Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…» в обработке Михаила Матвеева, народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Михаила Глинки.

 

- Существует интонационная общность этих произведений?

 

ВЫВОД должны сформулировать ученики: существует родственное внимание к миру, оценке всего происходящего и выражения отношения к жизни.

 


 










 

СПИСОК Литературы:

  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2007.


ИНТЕРНЕТ-ресурсы:

  1. И.И. Шангина "Русские традиционные праздники" http://sueverija.narod.ru/Obrjadi/Obrjadi.htm

  2. Ноты к песне «Матушка…» http://www.a-pesni.golosa.info/rus/matuchka.htm







Здесь представлен конспект к уроку на тему «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве Композиторов», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Музыка (6 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Обряды и праздники русского народа: проводы зимы

Обряды и праздники русского народа: проводы зимы

Урок во 2 классе. Тема: Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица). . Цель урока: воспитание любви и уважения к фольклору, как ...
Романтические образы в творчестве Фридерика Шопена

Романтические образы в творчестве Фридерика Шопена

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение. «Средняя общеобразовательная школа № 67». . Конспект урока по музыке. . в ...
Война в творчестве В. Высоцкого

Война в творчестве В. Высоцкого

МОУ «Котеревская средняя общеобразовательная школа». . Урок литературного чтения и музыки. . в 3 классе. «Война в творчестве В. ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:2 октября 2016
Категория:Музыка
Классы:
Поделись с друзьями:
Скачать конспект