Конспект урока «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» по литературе
Разработка урока "Образ памятника в стихотворении А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»"
Терентьева Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 г.Ак-Довурака
Цели:
-
Ознакомление со стихотворением А. С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”.
-
Развитие умений сопоставления стихотворений, поиск значимых формальных элементов.
-
Воспитание культуры групповой работы с текстом, воспитание культуры труда.
Формы работы: групповая.
Оборудование: портреты поэтов Ломоносова, Державина, Пушкина, тексты стихотворений.
План:
-
Оргмомент. (3 минуты)
-
Речевая разминка. (3 минуты)
-
Слово учителя. (1 минута)
-
Словарная работа. (3 минуты)
-
Работа с текстами переводов оды. (20 минут)
-
Выводы. (5 минут)
-
Итог урока. Рефлексия. (5–7 минут)
-
Домашнее задание (1–2 минуты)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (3 мин).
2. Речевая разминка. Чтение наизусть стихотворений Пушкина на тему поэта и поэзии (3 минуты).
3. Слово учителя (1 минута).
Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, Пушкин ведет диалог с поэтами – предшественниками: Горацием, Ломоносовым, Державиным. Тема проходит через все творчество Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было “К другу стихотворцу” (1814), а одним из последних – “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836).
В своем творчестве Пушкин особо определяет место поэта в мире, взаимоотношения поэта и общества, творческий процесс.
Обратимся к стихотворению А.С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”, сравним со стихотворениями предшественников и проследим, как развивается образ памятника в стихотворении.
Словарная работа (вариант – тест) (3 минуты)
Ода
Мельпомена
4. Ознакомление с текстами стихотворений.
Диалог с предшественниками Горацием, Ломоносовым, Державиным, которые для себя определяли тему памятника каждый по-своему, имеет истоки – оду Горация “К Мельпомене”.
На первый взгляд ода Горация кажется одинаково звучащей во всех переводах. Давайте попытаемся сравнить эти стихотворения, выявить особенности каждого.
Работа в группах:
1 группа – стихотворение Ломоносова,
2 группа – стихотворение Державина,
3 группа – стихотворение Пушкина.
Заполнение таблицы наблюдений над текстом:
Стихотворение Ломоносова
Наблюдения | Выводы | |
Сколько строк? | 16 На строфы не делится | |
Размер? | Я знак бессмертия себе воздвигнул - 11 слогов, 5 стопный ямб с пиррихием | Стихотворение одинаково построено, равное количество слогов |
Рифма? | Нет | Перенос ударения на следующую строку |
Примеры звукописи? | А, Л, В: Аквилон, Авфид, Давнус, эольски, Алцейской, дельфийский | Звуки славы, звона лиры, признания, успеха |
Рифмующиеся слова? | Нет, окончания разные | |
Есть ли синонимы, антонимы, близкие по значению слова? | Жизнь-смерть, молчать- звенеть | Обозначение значимости, вечности |
Художественное пространство? | Знак бессмертия – пирамиды, медь, Аквилон, древность, повсюду, Рим, Авфид, Давнус, Отечество мое, мира, муза, дельфийский лавр Я, мне | Мировое пространство |
Художественное время? | пирамиды, Аквилон, древность, Рим, Авфид, Давнус, Отечество мое, дельфийский 1 строка – прош вр, 2 строка - наст вр, 3 строк – буд вр, далее – наст вр, буд вр, прош вр, заканчивается – буд вр. | Время охватывает древность, затем развиваются темы современности, а также будущего. Подчеркивание обращенности местоимениями я – мне и обращенность в будущее к музе с призывом признания славы и заслуг поэта |
Сколько предложений в стихотворении? | 5 предложений - СП, 1-4 строки – 1 предложение, 5-6 строки – 2 предложение, 7-8 – 3 предложение, 9-14 – 4 предложение, 15-16 строки – 5 предложение, ПП с обращением к музе | Обращение к музе - в 5 предложении – призыв к увенчанию наградой дельфийским лавром, венцом победителя - поэта |
Структура предложений? | 1 - СПП с придат степени, 2с, 2 – СП с сочинит и подчинит связью с придат времени, 3 – СПП с придат времени, 4 – СПП с 2 придат места, изъяснит, причины, 5 – ПП, 1с, обобщ – личное | Движение замедляется, взгляд поэта сосредоточен на обосновании важности и значимости поэта, что подчеркивалось логическим выделением местоимения «я». |
Стихотворение Державина
Наблюдения | Выводы | |
Сколько строк? | 20, делится на строфы | |
Размер? | 6 стопный ямб с пиррихием и наращением в 1 и 3 строках каждой строфы | Стихотворение одинаково построено, равное количество слогов |
Рифма? | Чередование женской и мужской закрытой рифмы | |
Примеры звукописи? | «З», «Л», «П», «Р»: памятник, пирамид, полет, тлена, славянов, вселенна, Волга, Рифея, Урал, слоге, муза, заслугой, презирай, зарей | Сонорные и «З» - звуки славы, признания, успеха, «П» - масштабности, вселенной, памяти |
Рифмующиеся слова? | Вечный – быстротечный - антонимы, пирамид- сокрушит – антонимы, большая – увядая, жить – чтить - близкие по смыслу, слоге – боге – синонимы, возгласить – говорить - синонимы, презирай – венчай - антонимы | Слова перекидывают оттенки смысла, помогают ощутить значимость для поэта поэтического творчества |
Есть ли еще синонимы, антонимы, близкие по значению слова? | Вечный - металлов тверже и времени полет не сокрушит, От тлена – по смерти, Слава возрастет – вселенна будет чтить, Безвестность – известность, Возгласить – беседовать | Обозначение значимости, вечности Соединение возвышенной и общеупотр. лексики |
Художественное пространство? | Вихрь, гром, времени полет (вечность), Славянов род, от Белых вод до Черных, Волга, Дон, Нева, Рифей, Урал | Масштабность, размах пространства России, реалии современности поэта |
Художественное время? | 1 строфа – в значении настоящего (воздвиг), 2 и 3 строфа – обозначение будущего времени (не умру, будет чтить, будет помнить), прошедшего времени (известен стал) 4 строфа – прошедшее время (дерзнул …) 5 строфа – будущее, повелительной наклонение, призыв (возгордись, презирай, венчай) | Время охватывает древность, затем развиваются темы современности, а также будущего. Подчеркивание обращенности местоимениями я – мне и обращенность в будущее к музе с призывом признания славы и заслуг поэта |
Сколько предложений в стихотворении? | 4 предложения 1-4 строки – 1 предложение, 5-8 строки – 2 предложение, 9-16 – 3 предложение, 17-20 – 4 предложение, с обращением к музе | Обращение к музе - в 4 предложении – призыв к возвышению себя самой (чело твое) |
Структура предложений? | 1 – БСП, сост. из 4 ПП, 2 – СП с бессоюзной, сочинит и подчинит связью с придат времени, 3 – СП: СПП с придат места, 3 изъяснит. 4 – СП с сочинением и подчинением, с придат изъяснит. и обращением (о муза) | Движение замедляется, взгляд поэта сосредоточен на обосновании важности и значимости поэта, что подчеркивалось логическим выделением местоимения «я, мне». |
Стихотворение Пушкина
Наблюдения | Выводы | |
Сколько строк? | Эпиграф – строка оригинала из Горация 20, делится на строфы | |
Размер? | 1 и 3 строка каждой строфы - 6 стопный ямб с пиррихием и наращением, во 2 строке - простой 6 стопный ямб без наращения, 4 строка – 4 стопный ямб | Стихотворение как бы делится на 3 части |
Рифма? | Чередование женской и мужской рифмы | Отсутствие 1 слога в каждой четной строке+мужская рифма заставляет делать паузы после четных строчек → размышление |
Примеры звукописи? | «В», «Л», «П»: памятник, воздвиг, тропа, тленья, славен, пиит, калмык, славян, веленью, венца, хвалу, клевету, глупца. | звуки народной славы, непокорности, масштабности, размаха России, свободы |
Рифмующиеся слова? | Нерукотворный – непокорный – одинаковая приставка «отрицания», тропа – столпа – антонимы (низ – верх), лире – мире (синонимы – всеохватность), убежит – пиит - контекстуальные синонимы (подчеркивание зависимости обыкновенного поэта, пиита от официальной позиции власти), великой – дикой- синонимы, язык – калмык , народу – свободу - синонимы, пробуждал – призывал - синонимы, послушна – равнодушно - синонимы, венца – глупца - синонимы | Слова передают оттенки смысла, помогают ощутить вольнолюбивые мотивы поэтического творчества |
Есть ли еще синонимы, антонимы, близкие по значению слова? | Не умру – переживет, добрые – жестокий, хвалу - клевету | Изображается двумирность – народный, милостивый и властный, официальный |
Художественное пространство? | Александрийский столп, подлунный мир, Русь великая, славяне, финн, тунгуз, друг степей калмык | Масштабность, размах пространства России, реалии современности поэта |
Художественное время? | 1 строфа – в значении настоящего (воздвиг), 2 и 3 строфа – обозначение будущего времени (не умру, переживет, убежит, жив будет, назовет), 4 строфа – будущее (буду любезен) и прошедшее время (пробуждал, восславил, призывал), 5 строфа – будущее, повелительной наклонение, призыв (будь послушна, приемли, не оспоривай) | Время охватывает древность, затем развиваются темы современности, а также будущего. Подчеркивание обращенности местоимениями я – мне и обращенность в будущее к музе с призывом не бояться обиды, быть послушной. |
Сколько предложений в стихотворении? | 5 предложения 1-4 строки – 1 предложение, 5-8 строки – 2 предложение, 9-12 – 3 предложение, 13-16 – 4 предложение, 17-20 – 5 предложение, с обращением к музе | Обращение к музе - в 5 предложении – призыв быть послушной Велению Божию |
Структура предложений? | 1 – БСП, сост. из 3 ПП, 2 – СП с бессоюзной, сочинит и подчинит связью с придат времени, 3 – ССП 4 – СП с сочинением и подчинением, с 3 придат изъяснит. 5 – ПП с обращением (о муза) | Движение замедляется, взгляд поэта печален от того, что муза не имеет права быть венценосной …в жестокий век. |
5. Подведение итогов и краткая запись выводов по стихотворениям:
Перевод Ломоносова, согласно поэзии того времени, тяжеловесен, дословен, привязан к оригиналу, пестрит латинскими названиями.
Стихотворение Державина носит личностный характер, образ поэта далек от официальной позиции придворного поэта, имеет личностный характер (что первый я дерзнул в забавном русском слоге…), идет ссылка на собственное творчество автора – Державина, имеются современные для поэта реалии.
Пушкинское стихотворение имеет более личный, самостоятельный характер, отличный от предыдущих переводов: 6-стопный ямб в сочетании с 4-стопным, включение в ряд высокой лексики общеупотребительных, слов с низким значением (“дикой/тунгуз, и друг степей калмык” – казалось бы совсем не поэтические предметы), старославянизмов, что приближает стихотворение к реалиям “Руси великой”, делает близким русскому читателю. Пушкин заявляет в большей степени не о музе вообще, венчающей главу поэта, а о музе свободы, милости, музе самого Пушкина, любезной народу.
6. Итог урока. Рефлексия.
-
Что нового узнали на уроке?
-
Что удалось, что помогло этому?
-
Что не удалось, почему?
7. Домашнее задание.
Сочинение “Душа в заветной лире мой прах переживет…”: образ памятника в стихотворении А.С. Пушкина.
http://festival.1september.ru/articles/514231/
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.