Конспект урока «Минувшее проходит предо мною…» по литературе
«Минувшее проходит предо мною…» (образ Ивана Грозного и эпоха его царствования в русской литературе).
Цель: помочь учащимся глубже осмыслить образ Ивана Грозного и время его правления перед изучением «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.
Задачи:
-
актуализировать знания учащихся об Иване Грозном и эпохе его царствования;
-
развить умение учащихся видеть особенности того времени в творчестве различных мастеров слова и живописи;
-
формировать умение учащихся самостоятельно подбирать, систематизировать, сопоставлять материал, размышлять, высказывать свои суждения.
Оборудование: портреты Дм. Кедрина, А. К. Толстого; тексты художественных произведений; компьютер, проектор, экран.
Домашнее задание к уроку:
-
подготовить краткий рассказ об эпохе царствования Ивана Грозного;
-
подготовить пересказ нескольких преданий об Иване Грозном;
-
подготовить презентацию «В. М. Васнецов и его картина «Иван Грозный».
Ход урока:
-
Вступительное слово учителя.
В 5-6 классах мы познакомились с несколькими произведениями на темы русской истории. Среди них – отрывки из «Повести временных лет» о походах князей Игоря, Святослава, Владимира, из «Повести о разорении Рязани Батыем» («Евпатий Коловрат»), сказание о Никите Кожемяке, патриотическое стихотворение Лермонтова «Бородино». В этих и многих других произведениях показано, как русский народ, принося неисчислимые жертвы, добивался достойного места среди других племен и народов, отражал вражеские нашествия, защищая свою независимость и свободу. А такие произведения, как «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина, воспроизводили быт и нравы нашего далекого прошлого. Но рядом с героическими в русской истории было немало тяжелых и даже страшных страниц.
Мы вступаем во времена царствования Ивана Грозного (1547 – 1548), оставшиеся навеки в памяти народной и своим величием, и своим трагизмом.
-
Реализация индивидуального домашнего задания.
Строки истории: «Московская Русь в эпоху Ивана Грозного».
Материал для выполнения задания № 1.
Московская Русь в эпоху Ивана Грозного
Иван IV Грозный вступил на престол трехлетним мальчиком (1533). Семнадцатилетним юношей (1547), впервые в русской истории венчавшись на царство, он начал править самостоятельно. В июне того же года грандиозный пожар спалил едва ли не всю Москву; восставшие горожане явились к царю в село Воробьеве с требованием покарать виновных. «Страх вошел в душу мою и трепет в кости мои», — писал позднее Иван. Между тем от царя многого ждали: годы его малолетства, особенно после смерти матери, Елены Глинской, прошли в тяжкой атмосфере вражды боярских группировок, заговоров и тайных убийств. Жизнь поставила перед ним сложные задачи. Процесс создания единого Российского государства в основном завершился. Необходимо было его централизовать — создать единую систему центральных и местных органов управления, утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги, преодолеть унаследованные от прошлого различия между отдельными районами страны. Предстояло осуществить важные внешнеполитические мероприятия, направленные на обеспечение безопасности южных, восточных и западных рубежей России.
Первый период царствования Ивана IV — до конца 50-х гг. — прошел под знаком деятельности Избранной рады, кружка ближайших советников и единомышленников царя — костромского помещика А. Адашева, князя А. Курбского, митрополита Макария, протопопа Сильвестра, дьяка И. Висковатого и др. Направление преобразований определялось стремлением к централизации, а их дух — созывом в 1549г. первого в русской истории органа представительства различных социальных слоев (боярство, духовенство, дворянство, служилые люди и др.) — Земского собора. Собор 1549 г. историки называют «собором примирения»: бояре клялись подчиняться во всем царю, царь обещал забыть прежние обиды. До конца 50-х гг. были осуществлены следующие реформы: принят новый Судебник (1550), призванный стать основой единой правовой системы в стране; отменены кормления (порядок, при котором бояре-наместники жили за счет средств, собираемых в их пользу с подвластных территорий); обрела стройность система государственного управления через приказы — центральные органы исполнительной власти (Разрядный, Посольский, Стрелецкий, Челобитный и др.); было ограничено местничество (принцип занятия должностей по знатности происхождения); создано стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием; принято «Уложение о службе», укрепившее поместную дворянскую армию; изменен порядок налогообложения — установлена единица налогообложения («соха») и размер взимаемых с нее повинностей («тягло»). В 1551 г. Церковный Собор принял «Стоглав» — документ, регулировавший деятельность церкви и направленный на унификацию (установление единства) обрядов.
Успех реформаторских усилий подкрепили внешнеполитические удачи. В 1552г. было завоевано Казанское, а в 1556г.— Астраханское ханства. В конце 50-х гг. признала свою зависимость Ногайская Орда. Существенный территориальный рост (почти в два раза), безопасность восточных границ, предпосылки для дальнейшего продвижения в Приуралье и Сибирь были важными достижениями Ивана IV и Избранной рады.
С конца 50-х гг., однако, отношение царя к планам своих советников и к ним лично изменилось. В 1560 г. охлаждение обрело форму вражды. О причинах можно только догадываться. Иван IV мечтал об истинном «самодержавстве», влияние и авторитет сподвижников, имевших и к тому же отстаивавших собственное мнение, его раздражали. Разногласия по вопросу о Ливонской войне стали последней каплей, переполнившей чашу: в 1558 г. была объявлена война Ливонскому ордену, владевшему Прибалтийскими землями. Вначале все шло успешно, орден распался, но его земли достались Литве, Польше и Швеции, с которыми России пришлось воевать до 1583 г. К середине 60-х гг. трудности начавшейся войны выявились со всей очевидностью, военная ситуация складывалась не в пользу России. В 1565 г. Иван Грозный выехал из Москвы в Александровскую слободу, потребовал казни изменников и объявил об учреждении особого удела — опричнины (от слова «опричь» — вне, кроме). Так началась новая эпоха в истории его царствования — кровавая и жестокая. Страну разделили на опричнину и земщину, с собственными Боярскими думами, столицами, войском. Власть, притом бесконтрольная, осталась при этом в руках Ивана Грозного. Важная черта опричнины — террор, обрушившийся и против древних боярских родов (князь Владимир Старицкий), и против духовенства (митрополит Филипп, архимандрит Герман), и против дворян, и против городов (погром в Новгороде зимой 1569/70 г., террор в Москве летом 1570г.). Летом 1571 г. крымский хан Дев-лет-Гирей сжег Москву: опричное войско, которое безумствовало в грабежах и разбое, проявило полную военную несостоятельность. На следующий год Иван Грозный отменил опричнину и даже запретил употреблять это слово впредь.
Покорив Казанское и Астраханское ханства, начав покорение Сибири, Иван Грозный в течение четверти века вел Ливонскую войну против Швеции, Польши и Великого княжества Литовского за выход России к Балтийскому морю, которая, несмотря на отчаянные усилия царя, мужество воинов (например, во время обороны Пскова в 1581 г.), завершилась потерей всех завоеваний в Ливонии и Белоруссии (Ям-Запольское перемирие с Польшей 1582г. и Плюсский мир со Швецией 1583 г.). Опричнина ослабила военную мощь России. Была разорена экономика страны, для удержания бежавших от насилия и невыносимых налогов крестьян были приняты законы о заповедных годах, отменявшие правило Юрьева дня и запрещавшие крестьянам менять своих хозяев. Убив собственноручно старшего сына, самодержец обрек страну и на династический кризис.
-
Работа над образом Ивана Грозного.
Задание № 1. Составьте свое представление об Иване Грозном (каким предстает перед вами царь, как бы вы его охарактеризовали).
Работа проводится с использованием текста нескольких преданий об Иване Грозном (реализация индивидуального домашнего задания - пересказ) и «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина (текст читает учитель).
Материалы для выполнения задания № 2.
Наказание Волги
Стала одолевать неверная сила народ христианский, и собрался войной на врагов сам царь Иван Грозный. Повел он за собой войско большое. Надо было переправляться им за реку Волгу. Сперва переехал на тот берег царь и стал ждать переправы войска сели солдаты на лодки и отплыли от берега. Вдруг Волга начала бурлить, и пошли по ней валы за валами страшные…
Видит Грозный-царь с берега, что утопит все его воинство, - и крикнул он громким голосом:
- Не дури, река, а то худо будет!
Не унималась Волга, еще сильнее заволновалась.
- Палача сюда! – крикнул царь. – Вот я тебя проучу.
Пришел палач, и велел ему царь сечь реку кнутом. Взял кнут палач, разбежался да как свистнет по Волге – вдруг кровь воды вверх брызнула и лег на воде кровяной рубец в палец толщиной. Потише пошли волны по реке, а царь кричит:
- Не жалей, давай сильнее!
Разбежался палач дальше прежнего и ударил сильнее – кровь брызнула еще выше и рубец лег толще. После третьего удара кровь брызнула на три аршина и рубец оказался пальца в три толщиной – совсем успокоилась тогда Волга.
- Довольно, - сказал Грозный-царь, - вот как вас надо учить!
После того благополучно переправилось через реку все войско, и ни один солдат не утонул. И теперь, говорят, на том месте, где была переправа, видятна Волге три кровяных рубца, особенно летним вечером, если взглянешь против солнца, когда оно садится за горы.
Приехал царь Грозный в Новгород…
Еще до наших дедов был царь Грозный, Иван Васильевич. Приехал царь Грозный в Новгород, пошел к Софии. Стоит Иван-царь, богу молится; толко глядит – за иконой бумага виднеется. Он взял ту бумагу – и страшно рассердился. А какая та бумага была, никто не знает. Как распалился Грозный-царь и велел народ бросать в Волхов.
Стал Грозный на берегу, стали народ в Волхов бросать: возьмут двух, сложат спина к спине, руки свяжут да так в воду и бросят. Как в воду, так и на дно. Набросали на роду на двенадцать верст. Там народ остановился, не идет дальше, нельзя Грозному народ больше бросать! Послал он посмотреть за двенадцать верст – отчего народ мертвый вниз не идет. Сходили, посмотрели, говорят царю:
- Мертвый народ стеной стал.
- Давай коня! – закричал царь.
Подали царю коня. Царь сел на коня и поскакал за двенадцать верст. Смотрит – мертвый народ стеной стоит, дальше не идет.
В это самое время стал огонь из земли кругом Грозного выступать. Поскакал Иван Васильевич прочь – огонь за ним. Он скачет дальше – огонь все кругом.! С тех пор Волхов не замерзает в том месте, где Иван Грозный народ бросал: со дна Волхова то народ теплом греет… А где народ остановился за двенадцать верст, там Хутынский монастырь царь поставил..
Из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина
Иоанн имел разум превосходный, но не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова, чтобы бесстыдно раболепствовать гнуснейшим похотям.Имея редкую память, знал наизусть Библию, историю греческую, римскую, нашего отечества, чтобы нелепо толковать их в пользу тиранства; хвалился твердосию и властию над собой, умея громко смеяться в часы страха и беспокойства внутреннего; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги и преступления; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колена,и жестоко наказывая бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты; хвалился наконец глубокою мудростию государственною, по системе, по эпохам, с каким-то хладнокровным размером истребляя знаменитые роды, будто опасные для царской власти. «…» И если иго Батыево унизило россиян, то, без сомнения, не возвысило его и царствование Иоанново.
Но отдадим справедливость и тирану. Иоанн в самых крайностях зла является как бы призраком великого монарха, ревностный, неутомимый, часто проницательный в государственной деятельности; «…» в политике внешней неуклонно следовал великим намерениям своего деда ( Василия III); любил правду в судах, сам нередко разбирал тяжбы, выслушивал жалобы, читал всякую бумагу, решал немедленно; казнил утеснителей народа, сановников бессовестных, лихоимцев, телесно и стыдом; «…» не терпел гнусного пьянства. «…» Не любя смелой укоризны, Иоанн не любил иногда и грубой лести. «…»
Задание № 2. Словесное рисование: если бы вам пришлось написать портрет Ивана Грозного, каким бы вы его изобразили?
Задание № 3. Давайте посмотрим, как это сделал В. М. Васнецов (реализация индивидуального домашнего задания – презентация «В. М. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный») Приложение 1.
Материалы для выполнения задания № 3.
В. М. Васнецов. Картина «Царь Иван Васильевич Грозный»
Виктор Михайлович Васнецов - один из самых знаменитых русских художников XIX века. Он говорил, что «всегда был убежден, что [...] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим». В силу этого его называли "истинным богатырем русской живописи", так как именно этот Васнецов - автор "Алёнушки", "Богатырей", "Ивана-Царевича на Сером Волке" - первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам.
«Я только Русью и жил» - эти слова художника характеризуют смысл и значение его творчества. Имя Виктора Михайловича Васнецова — одно из самых известных и любимых среди имен русских художников. Его твopчeское наследие интересно и многогранно. Талант живописца проявился во всех областях изобразительного искусства. Картины бытового жанра и поэтические полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей и эскизы театральных декораций; портретная живопись и орнаментальное искусство; росписи на исторические сюжеты и архитектурные проекты — таков творческий диапазон художника.
Кисти В. М. Васнецова принадлежит и картина «Царь Иван Васильевич Грозный», которая была написана вскоре после окончания работы во Владимирском соборе в Киеве. По словам Васнецова, образ Ивана Грозного завладел им еще в 1878 году. Как вспоминала его жена, когда они перебрались в Москву, художник любил бродить по старым московским улочкам. А возвратившись домой, часто говорил: «Сколько я чудес видел!». Перед собором Василия Блаженного не мог сдержать слез. Увиденное и пережитое вызрело в картину «Царь Иван Васильевич Грозный», задуманную на рубеже 1880-х гг., а исполненную в 1897 г.
«Не знаю отчего, - рассказывал он, - но при осмотрах памятников старины, которой мы, художники, поселясь в древней столице интересовались, перед нами всегда вставала тень Ивана Грозного. Бродя по Кремлю, я как бы видел Грозного в узких лестничных переходах и коридорах храма Василия Блаженного, слыхал поступь его шагов, удары посоха, его властный гoлoc».
Царь у Васнецова - умный и коварный, грозный и мудрый, одинокий и величественный одновременно. Художник опирался в своей характеристике царя на суждения о нем современников и на психологический портрет Ивана Грозного историка Василия Ключевского. Им убедительно представлен крупный характер, сильная личность, что соответствовало как правде истории, так и поэтическим преданиям о грозном царе. «Он ступал медленно, мелким шагом, как-то размашисто, с громким стуком передвигая посох. В дверях остановился, хмуро и пристально вглядываясь в стоявшую перед ним на коленях толпу простолюдинов. Сам – высокий, слегка сутулый, сухой, с желтым морщинистым лицом. Большой крючковатый заостренный нос и жесткая молчаливость его стиснутых губ вместе со всей мрачной осанкой его фигуры приводили в сильный испуг впервые видевших его. Его взгляд пытлив и проницателен, он как бы пронизывает все насквозь, в глазах читается острый ум и напряженная мысль. На нем надет опашень из тисненного бархата, украшенный серебряными пуговицами с самоцветными каменьями. Из-под ворота выступает меховой стоячий воротник. На ногах – расшитые сапожки, на голове - круглая шапочка, тафья, которую носили дома. В левой руке царя – разукрашенный посох с набалдашником из слоновой кости и с острым наконечником, в правой – четки».
На портрете, слева, художник изобразил окно в царских палатах, из узкого закругленного проема которого видна слободская улица Москвы с шатровой колоколенкой и островерхими крышами деревянных домов. Эмоционально-лирическая нота, звучащая в этом пейзаже, оживляет общее гретущее настроение картины. «Окно в реальный мир» переносит наше воображение в точно обозначенное историческое время, служит дополнительным фактором для его характеристики.
Фигура царя занимала почти все полотно. Иван Грозный, oдeтый в парчовый опашень, в шапочке с образками, в шитых рукавицах, спускался по крутой лестнице. Его облик был величественен, лицо выражало волю, большой ум и в то же время - подозрительность, озлобленность и гнев. Строго выдержанная цветовая гамма картины создавала впечатление монументальности.
-
Знакомство с текстами художественных произведений.
О том, какие нравы царили и насаждались в XVI веке, свидетельствует «Домострой» - литературный памятник того времени, содержащий наставления, поучения и правила, которыми должен был руководствоваться благочестивый человек.
В книге можно было прочитать: «Царя бойся и служи ему верою и всегда о нем Бога моли и ложно отнюдь не глаголи (не говори) пред ним; но с покорением истину отвещай ему, яко самому Богу, и во всем повинуйся ему. Обидим (обиженный) не мсти; хулим (обвиненный) моли; зла на зло не воздавай; согрешающая (грешащих) не осуждай… Подобает поучити мужем (мужьям) жен своих с любовию и благорассудным наказанием; жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии – како душу спасти, Богу и мужу угодити и дом свой добре строити и во всем ему покорятися; и что муж накажет, то с любовию принимати и со страхом внимати, и творити по его наказанию (т.е. по указанию мужа)».
А теперь обратимся к творчеству писателей, силой своего воображения восстановивших для нас XVI век.
А. К. Толстой «Василий Шибанов». Приложение 2.
Дм. Кедрин «Зодчие». Приложение 3.
-
Подведение итогов (рефлексия).
- Какая тема, какие мысли объединяют рассмотренные на уроке произведения?
- Какие признаки эпохи царствования Ивана Грозного отражены в произведениях?
- Что, по-вашему, может быть интересно в этих произведениях нашему современнику?
-
Домашнее задание.
Прочитать «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.
Приложение 2
Алексей Толстой
ВАСИЛИЙ ШИБАНОВ
В один из тяжелых периодов Ливонской войны, когда русские терпели поражения, на сторону врага перешел воевода князь Курбский. Поселившись в Литве, он отправил Ивану Грозному несколько посланий, в которых обвинял царя в деспотизме и неудачном ведении боевых действий. Он принял также участие в войне против России.
К этим историческим событиям обратился в своей балладе «Василий Щибанов» поэт А. К. Толстой. Как всякое художественное произведение, баллада А. Толстого не буквально воспроизводит факты жизни: передавая дух эпохи и особенности характеров исторических лиц, она разрабатывает вымышленный сюжет. В балладе, в частности, упоминаются опричники; на самом деле Курбский бежал из России еще до введения опричнины. Не установлено, был ли Василий Шибанов, слуга князя Курбского, пойман в Литве и привезен в Москву, или его послал с письмом к царю Курбский (источники сообщают об этом по-разному).
Князь Курбский от царского гнева бежал,
С ним Васька Шибанов, стремянный.
Дороден был князь, конь измученный пал —
Как быть среди ночи туманной?
Но рабскую верность Шибанов храня,
Свого отдает воеводе коня:
«Скачи, князь, до вражьего стану,
Авось я пешой не отстану!»
И князь доскакал. Под литовским шатром
Опальный сидит воевода;
Стоят в изумленье литовцы кругом,
Без шапок толпятся у входа,
Всяк русскому витязю честь воздает,
Недаром дивится литовский народ,
И ходят их головы кругом:
«Князь Курбский нам сделался другом!»
Но князя не радует новая честь,
Исполнен он желчи и злобы;
Готовится Курбский царю перечесть
Души оскорбленной зазнобы:
«Что долго в себе я таю и ношу,
То всё я пространно к царю напишу,
Скажу напрямик, без изгиба,
За все его ласки спасибо!»
И пишет боярин всю ночь напролет,
Перо его местию дышит;
Прочтет, улыбнется, и снова прочтет,
И снова без отдыха пишет,
И злыми словами язвит он царя,
И вот уж, когда залилася заря,
Поспело ему на отраду
Послание, полное яду.
Но кто ж дерзновенные князя слова
Отвезть Иоанну возьмется?
Кому не люба на плечах голова,
Чье сердце в груди не сожмется?
Невольно сомненья на князя нашли...
Вдруг входит Шибанов, в поту и в пыли:
«Князь, служба моя не нужна ли?
Вишь, наши меня не догнали!»
И в радости князь посылает раба,
Торопит его в нетерпенье:
«Ты телом здоров, и душа не слаба,
А вот и рубли в награжденье!»
Шибанов в ответ господину: «Добро!
Тебе здесь нужнее твое серебро,
А я передам и за муки
Письмо твое в царские руки!»
Звон медный несется, гудит над Москвой;
Царь в смирной одежде трезвонит;
Зовет ли обратно он прежний покой
Иль совесть навеки хоронит?
Но часто и мерно он в колокол бьет,
И звону внимает московский народ
И молится, полный боязни,
Чтоб день миновался без казни.
В ответ властелину гудят терема,
Звонит с ним и Вяземский лютый,
Звонит всей опрични кромешная тьма,
И Васька Грязной, и Малюта,
И тут же, гордяся своею красой,
С девичьей улыбкой, с змеиной душой,
Любимец звонит Иоаннов,
Отверженный Богом Басманов.
Царь кончил; на жезл опираясь, идет,
И с ним всех окольных собранье.
Вдруг едет гонец, раздвигает народ,
Над шапкою держит посланье.
И спрянул с коня он поспешно долой,
К царю Иоанну подходит пешой
И молвит ему, не бледнея:
«От Курбского, князя Андрея!»
И очи царя загорелися вдруг:
«Ко мне? От злодея лихого?
Читайте же, дьяки, читайте мне вслух
Посланье от слова до слова!
Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»
И в ногу Шибанова острый конец
Жезла своего он вонзает,
Налег на костыль — и внимает:
«Царю, прославляему древле от всех,
Но тонущу в сквернах обильных!
Ответствуй, безумный, каких ради грех
Побил еси добрых и сильных?
Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны,
Без счета твердыни врагов сражены?
Не их ли ты мужеством славен?
И кто им бысть верностью равен?
Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас,
В небытную ересь прельщенный?
Внимай же! Приидет возмездия час,
Писанием нам предреченный,
И аз, иже кровь в непрестанных боях
За тя, аки воду, лиях и лиях,
С тобой пред судьею предстану!»
Так Курбский писал Иоанну.
Шибанов молчал. Из пронзенной ноги
Кровь алым струилася током,
И царь на спокойное око слуги
Взирал испытующим оком.
Стоял неподвижно опричников ряд;
Был мрачен владыки загадочный взгляд,
Как будто исполнен печали,
И все в ожиданье молчали.
И молвил так царь: «Да, боярин твой прав,
И нет уж мне жизни отрадной!
Кровь добрых и сильных ногами поправ,
Я пес недостойный и смрадный!
Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
И много, знать, верных у Курбского слуг,
Что выдал тебя за бесценок!
Ступай же с Малютой в застенок!»
Пытают и мучат гонца палачи,
Друг к другу приходят на смену.
«Товарищей Курбского ты уличи,
Открой их собачью измену!»
И царь вопрошает: «Ну что же гонец?
Назвал ли он вора друзей наконец?»
— «Царь, слово его всё едино:
Он славит свого господина!»
День меркнет, приходит ночная пора,
Скрипят у застенка ворота,
Заплечные входят опять мастера,
Опять зачалася работа.
«Ну, что же, назвал ли злодеев гонец?»
— «Царь, близок ему уж приходит конец,
Но слово его все едино,
Он славит свого господина:
"О князь, ты, который предать меня мог
За сладостный миг укоризны,
О князь, я молю, да простит тебе бог
Измену твою пред отчизной!
Услышь меня, боже, в предсмертный мой час,
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но в сердце любовь и прощенье —
Помилуй мои прегрешенья!
Услышь меня, боже, в предсмертный мой час,
Прости моего господина!
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но слово мое все едино:
За грозного, боже, царя я молюсь,
За нашу святую, великую Русь —
И твердо жду смерти желанной!”»
Так умер Шибанов, стремянный.
1840-е
Приложение 3
Дм. Кедрин
Зодчие
В 1938 году Дм. Кедрин написал самое свое знаменитое стихотворение «Зодчие», под влиянием которого Андрей Тарковский создал фильм «Андрей Рублев». «Страшная царская милость» - выколотые по приказу Ивана Грозного глаза творцов Василия Блаженного.
1Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье своё
Приходить мастерам.
И велел благодетель, -
Гласит летописца сказанье, -
В память оной победы
Да выстроят каменный храм.
2
И к нему привели
Флорентийцев,
И немцев,
И прочих
Иноземных мужей,
Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Статных,
Босых,
Молодых.
3
Лился свет в слюдяное оконце,
Был дух вельми спёртый.
Изразцовая печка.
Божница.
Угар и жара.
И в посконных рубахах
Перед Иоанном Четвёртым,
Крепко за руки взявшись,
Стояли сии мастера.
4
- Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю? -
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
- Можем!
Прикажи, государь! -
И ударились в ноги царю.
5
Государь приказал.
И в субботу на вербной неделе,
Покрестясь на восход,
Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие
Фартуки наспех надели,
На широких плечах
Кирпичи понесли на леса.
6
Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
7
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху.
Переходы,
Балкончики,
Луковки да купола.
И дивились учёные люди,
Зане эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!
8
Был диковинный храм
Богомазами весь размалёван,
В алтаре, и при входах,
И в царском притворе самом.
Живописной артелью
Монаха Андрея Рублёва
Изукрашен зело
Византийским суровым письмом...
9
А в ногах у постройки
Торговая площадь жужжала,
Торовато кричала купцам:
- Покажи, чем живёшь! -
Ночью подлый народ
До креста пропивался в кружалах,
А утрами истошно вопил,
Становясь на правёж.
10
Тать, засеченный плетью,
У плахи лежал бездыханно,
Прямо в небо уставя
Очёсок седой бороды,
И в московской неволе
Томились татарские ханы,
Посланцы Золотой,
Перемётчики Чёрной Орды.
11
А над всем этим срамом
Та церковь была -
Как невеста!
И с рогожкой своей,
С бирюзовым колечком во рту, -
Непотребная девка
Стояла у Лобного места
И, дивясь,
Как на сказку,
Глядела на ту красоту...
12
А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошёл его царь -
От подвалов и служб до креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
- Лепота! - молвил царь.
И ответили все: - Лепота!
13
И спросил благодетель:
- А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю? -
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
- Можем!
Прикажи, государь! -
И ударились в ноги царю.
14
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
15
Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли.
И клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
И кидали их,
Тёмных,
На стылое лоно земли.
16
И в Обжорном ряду,
Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
Где кричали дьяки:
- Государево слово и дело! -
Мастера Христа ради
Просили на хлеб и вино.
17
И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры.
1938
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Минувшее проходит предо мною…», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.