Конспект урока «Царь - рыба» по литературе
Тема урока:
Взаимоотношения человека и природы в рассказе В. П. Астафьева «Царь - рыба»
Цель урока:
выявить нравственные законы, определяющие отношения человека и мира, в котором он живет, законы, обеспечивающие жизнестойкость нашего «единого человечьего общежития».
Тип урока:
урок - беседа
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Картины природы сменяются картинами разрушительной деятельности человека.
-
На этом фоне читаю стихотворение:
Ну ладно бы, скажем, чужие.
Ну ладно бы, скажем враги.
А то ведь свои, коренные,
Играют судьбою реки.
Ну ладно бы, скажем, пришельцы
Вершили злодейство своё.
А то ведь свои же родные
Терзают и травят её.
И смотрим едва ль не с восторгом,
Откинув и совесть и страх,
Как наши любимые реки
Страдают у всех на глазах.
Поверь я в нечистую силу,
Решил бы, что это она,
Стремясь обессилить Россию,
Всю муть поднимает со дна.
Да что ж это, братцы, такое?
Мертвеет живая вода.
Беда ведь не только с рекою.
А с нами со всеми беда.
(Н. Е. Палькин)
Беседа:
-
О какой беде говорит автор?
-
Определим лексическое значение слов «природа» и «человек».
(Природа – все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и использоваться ими в процессе общественного труда. )
Учитель: Сопоставляя словарные статьи, мы делаем вывод, что человек и природа – часть целого, человек и природа - единое целое.
Но кто же мы: враги или части целого? Как нам жить дальше: бороться , медленно уничтожая друг друга, или научиться сочувствовать, понимать, помогать?
Тема нашего урока: Взаимоотношения человека и природы в рассказе В. П. Астафьева «Царь - рыба»
Цель урока: выявить нравственные законы, определяющие отношения человека и мира, в котором он живет, законы, обеспечивающие жизнестойкость нашего «единого человечьего общежития».
Эпиграфом станут слова одного из героев В. П. Астафьева, рыбинспектора Черемисина: «Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!»
Учитель: В. П. Астафьев ушел из жизни недавно, в 2002 году. Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по – новому видеть мир, жестокая требовательность прежде всего к самому себе – это лишь некоторые черт неординарной личности. А о непростой судьбе В. П. Астафьева расскажет…
Индивидуальное задание: рассказ о биографии В. П. Астафьева.
Индивидуальное задание: рассказ о композиции повести В. П. Астафьева «Царь - рыба»(см. приложение 1)
Учитель: В центре нашего внимания рассказ «Царь - рыба». Он дал название всему сборнику, став средоточием всех философско – нравственных мыслей автора.
Беседа:
---- Какое впечатление произвел на вас рассказ?
-
Рассказ понравился драматическим сюжетом и неожиданной развязкой.
-
Рассказ заинтересовал нравственными проблемами, которые затрагивает автор.
-
Рассказ поражает мастерством описания внутреннего состояния человека.
---- Каков сюжет рассказа?
Однажды опытный рыбак, переоценив свои возможности, пытался изловить слишком большую рыбу, выпал из лодки в реку, зацепился за самоловные крючки и упустил смертельно раненного осетра; неизвестно, остался ли жив сам.
---- Кто его герой?
Герой рассказа – Зиновий Игнатьич Утробин, житель поселка Чуш. Работает на местной пилораме наладчиком станков и пил, но все именуют его механиком. У Игнатьича есть жена, сын – подросток.
---- Почему главного героя все зовут Игнатьич?
(Уважают)
---- Чем он выделяется среди односельчан?
--- Как жители поселка относятся к Игнатьичу?
При всех достоинствах Игнатьича чувствуется некоторая отчужденность односельчан. Его ценят, но сторонятся. Скорее всего,
потому что Игнатьич не похож на односельчан:
всегда опрятен, трудолюбив и работящ, не жаден.
--- Почему не может наладить отношения с братом?
О причинах конфликта Командора и Игнатьича
нам ничего неизвестно, но вражда у них такая
непримиримая, что выросла до ненависти,
до желания убить. Мне кажется, что причина
ненависти Командора заключается в зависти:
у Игнатьича и дом лучший в деревне, и в семье
мир и лад, и в поселке его уважают,
и рыбак он отменный.
Вот и лютует Командор.
--- Чем занимается Игнатьич?
(браконьерствует)
--- Кто такие браконьеры? Чем они опасны?
Браконьер – человек, занимающийся браконьерством.
Браконьерствовать – охотиться или ловить рыбу в запрещенных местах или запрещенным способом, а также заниматься незаконной вырубкой леса.
Браконьеры убивают птиц, животных, нанося вред природе, нарушая экосистему.
--- Почему Игнатьич браконьерствует?
Учитель: Образы браконьеров очень часто появляются на страницах первой части «Царь - рыбы».
Индивидуальное задание: образы браконьеров (см. приложение 2).
--- Почему так много внимания уделил им Астафьев?
Браконьерство – страшное зло, потому что
превращает человека в зверя, в хищника,
желающего урвать лишний кусок.
Учитель: И автор поворачивает нас к мысли, что если к подобным людям мы испытываем сочувствие, то оно больше похоже на соболезнование.
--- Что происходит с Игнатьичем на рыбалке?
(на крючок попалась огромная рыбина, стр. 159, 161)
--- Какой увидел рыбу Игнатьич?
(Зачитать отрывок со слов : «…увидел и опешил, стр. 161»)
Учитель: Многим людям свойственно желание стать значительным, прославиться.
А Игнатьич? Он к таким относится?
(Скорее нет)
--- Почему же не отпустил рыбу с крючков? Почему не отправился за подмогой?
(жадность, настырность, самолюбность
не позволили Игнатьичу ни отпустить
рыбу, ни позвать на помощь)
(Зачитать отрывок на стр. 163)
Учитель : Стоит обратить внимание в связи с этим на фамилию Игнатьич – Утробин от слова «утроба» - живот, брюхо, внутренности; ненасытная утроба – так говорят о прожорливом, в переносном значении – о жадном, алчном человеке.
Учитель: От жадности пострадала душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале выздоровления? А что такое совесть?
-
Признание вины за совершенный неблаговидный поступок
-
Самоконтроль человека
-
Стеснение, стыд, неловкость
Учитель: Уточним значение слова по словарю Ожегова: «Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом, перед людьми».
---А зачем совесть нужна человеку?
-
Совесть дана для того, чтобы проконтролировать свои поступки, исправлять недостатки.
-
Совесть может предотвратить плохой поступок.
--- А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась?
(Игнатьич обращается к Богу)
--- О чём просит Игнатьич?
(«Господи! Да разведи ты нас! Не по рукам она мне!»)
--- Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось?
(Игнатьич вспомнил слова деда)
--- В чём их смысл?
(Царь – рыбу может добыть только человек
с чистыми помыслами, не запятнавший свою
душу ничем, а если совершил «варначий »
поступок, лучше отпустить царь - рыбу)
Индивидуальное задание ученика «Значение слова Царь-рыба» (см. приложение 3)
--- Как ведет себя рыба и человек, оказавшись на одной ловушке?
(зачитать отрывок на стр. 166)
Учитель: Находясь между жизнью и смертью, человек часто осмысливает свою жизнь.
--- Что понимает Игнатьич?
-
Вся жизнь прошла только в погоне за рыбой
-
Браконьерствует, хапает – а зачем? для кого?
-
Отстранился от людей, от жизни, а жизнь поставила на место – погибла от рук пьяного шофера любимая племянница
(Зачитать отрывок на стр. 170)
--- За что же наказан Игнатьич? За что же такая страшная смерть?
-
Перед лицом надвигающейся гибели всплывает постыдное, горькое воспоминание – надругательство над любимой девушкой. И ни время, ни покаяние перед Глашей не смогли смыть грязь с души от постыдного поступка. «Ни на одну женщину…» (Зачитать отрывок на стр.174)
-
Смерть настигла человека за его небрежение к миру природы, за хищническое её уничтожение, за тот разбой, который приобрел неимоверные масштабы.
Учитель: Так и получается: все в связи: начинается ли с человека, с рыбы – а чем заканчивается, показывает Астафьев. Круги жестокости распространяются широко и беспощадно.
Учитель: И, видимо, раскаяние, душевное возрождение, осознание гибельности браконьерского отношения к жизни, понимание ответственности за содеянное на земле помогает чудесным образом освобождению Игнатьича и рыба.
(Зачитать отрывок на стр. 175)
--- Какова авторская позиция по отношению к браконьерству?
Автор, без сомнения, осуждает браконьерство
как зло многогранное и страшное. Причём речь
писатель ведет не только об уничтожении живой
и неживой природы вокруг нас, но и о своеобразном
самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека,
человеческой природы.
Учитель: Истребление живого связано с огромной опасностью потери чувства меры, а через это потери человеческого, то есть разумного, доброго, нравственного. Писатель обеспокоен масштабами браконьерства, при котором человек начинает утрачивать своё человеческое достоинство.
«Того и страшусь, когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи, проливают кровь. Не ведают они, что, перестав бояться крови, не почитая её, горячую, живую, сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек и из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляется и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного человека.»
--- Почему писатель испытывает острую неприязнь к браконьерам?
За бездуховность. Бездуховность не в смысле
отсутствия культурных интересов, а в смысле
отказа признать нравственные законы,
объединяющие людей и природу,
отсутствие ответственности за все, что не «мы».
--- Как вы можете объяснить эпиграф к нашему уроку?
Учитель: Астафьев говорит не о благоговейно – созерцательном отношении к природе, он знает, что нужно стрелять дичь для голодных геологов, что людям необходимы рыба, лес, энергия воды. Писатель убеждает нас, что сегодняшний день лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому и думает писатель о том, как надо жить, чтобы так же, как и он, слышали мир его сын, дети его детей, что надо делать, чтобы не ранить, не повредить, не истоптать, не исцарапать, не ожечь мир, в котором мы живем.
Учитель: В финале книги «Царь-рыба» приведена обширная цитата из Екклезиаста…
Чтение отрывка
--- В чём смысл конца книги?
Может быть, сейчас время мучиться и искать. Каждое время рождает вопросы, на которые должны ответить именно мы. И мучиться этими вопросами, и отвечать на них должны именно для того, чтобы сохранилась жизнь, и могли следующие поколения плакать и смеяться, спрашивать и отвечать.
Как бы ни был разумен, велик и научно оснащен человек, без единения с природой, заботливого и вдумчивого отношения с природой, к её богатствам, он обречен на гибель.
Мир для Астафьева – это мир людей и природы, пребывающей в вечном и непрерывном единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Вся книга Астафьева – вера писателя в торжество добра, в органичность его для единого мира, вера в то, что семечко туруханской лилии прорастет цветком.
Приложение 1
Композиция повести В. П. Астафьева «Царь - рыба»
Книга «Царь-рыба» появилась в печати в 1976 году, оказавшись сразу в центре общественного внимания.
Тему «Царь-рыбы» можно определить, как размышления о чистоте нашего бытия, о чистом доме, чистых людях, о чистой незамутненной природе.
Всего «Царь-рыба» включает 12 рассказов. Сюжет повести связан с путешествием автора - лирического героя - по родным местам в Сибири.
У «Царь-рыбы» два эпиграфа. Один взят из стихотворения Н. Рубцова. Другой принадлежит перу американского ученого Халдора Шепли. Эти строки выражают авторскую позицию, предуведомляя читателей о противоречивом содержании «Царь-рыбы». Она включает материал о «зловещем празднике бытия», о «смятенном облике родного края», поруганной, испоганенной самим же человеком природе и одновременно отражает надежду на то, что ещё не поздно наладить гармоничные отношения с природой, миром.
Открывает цикл рассказ «Бойе». Название рассказу дала кличка собаки, в переводе с эвенкийского означающая «друг». Бойе – это символ преданности, беззащитности, взывающий к совести и справедливости.
«Капля» - своеобразный лирико-философский центр первой части «Царь - рыбы». В нем автор размышляет не только о природе – её великой красоте. Недоступности, величии, но и обращается к сложным проблемам личной ответственности человека за все, что совершается в этом мире.
Вслед за новеллой «Капля» следуют несколько рассказов о браконьерах: «Дамка», «У Золотой Карги», «Рыбак Грохотало». Перед нами проходит целая галерея характеров, сложных человеческих судеб и непростых отношений.
Яркий эмоциональный центр всего произведения – глава «Царь-рыба», в которой волею судьбы на одном крючке оказались огромный осетр и человек.
Заканчивает первую часть «Царь - рыбы» новелла «Летит чёрное перо», выполненная в стиле репортажа с места событий.
Вторая часть «Царь- рыбы» связана с образом охотника Акимки. Первый рассказ «Уха на Богадане» посвящен детству и семье Акимки. Последующие рассказы «Поминки», «Туруханская лилия», «Сон в белых горах» знакомят нас с раскрытой нараспашку душой.
Финальным аккордом «Царь - рыб» является лирическая миниатюра «Нет мне ответа». При прощании автора – рассказчика с родными местами у него возникают ассоциации. Воспоминания и философские размышления. Дух этих раздумий очень точно передают стихи Алексея Прасолова, приведенные самим писателем в тексте: «Что значит время? Что пространство? Для вдохновенья и труда явись однажды и останься самим собою навсегда».
Приложение 2
Образы браконьеров
В первой части книги Астафьев рисует нам колоритные характеры современных браконьеров: Дамки, Грохотало, Командора.
Герой Астафьева, прозванный собачьей кличкой дамкой из-за своего лающего смеха, живет бездумно и легко, пьянствует, ёрничая и мешая людям. Единственной отрадой его разгульной жизни является «шпионское ремесло», а попросту подкарауливание парочек в темных углах поселка. Этот бесшабашный мужичонка, подчиняясь общему настроению поселковых мужиков. Занимается браконьерской ловлей рыбы.
Пойманный рыбнадзором с незаконно добытой стерлядью, но привыкший к безнаказанности и какому – то брезгливому всепрощению, он, испугавшись, все-таки не ожидал суда и возмездия. Поэтому Дамка снова занялся тайным промыслом, пил, веселился. И хотя рыбнадзор ужесточился. Река снова была полна недозволенными снастями и погубленной рыбой.
Совсем другие браконьеры появляются в последующих главах. Эти скроены из другого человеческого материала. Они отличаются волей, напористостью, сметливостью, твердостью характера, изворотливостью. Силы и страсти богатой сибирской натуры находят реализацию лишь в стремлении обмануть рыбнадзор, наловить тайным образом и нажиться.
Судьбы этих героев говорят о том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, сам страдает от зла.
Больше всего на свете любил Командор свою дочка Тайку, но не суждено было ему, как мечталось, выучить умницу-дочку и уехать с ней в далекие края. Такой же браконьер, только сухопутный, сгубил дочку неустрашимого Командора. «Нажравшись бормотухи, шофер уснул за рулем, вылетел на тротуар и сбил двух школьниц, возвращавшихся с утренника». Неизбывное горе замучило Командора, отдалило его от семьи и людей.
Другая, но такая же трудная, тяжелая судьба у рыбака по фамилии Грохотало. Он появился в сибирском поселке Чуш с Украины, отбывал срок заключения за связь с бандеровцами. Грохотало был мужик «фартовый», везло ему на улов, но лишь однажды, когда единственный раз в жизни зацепил огромного осетра, сразу был пойман рыбинспектором. И такие ненависть и ярость охватили заведующего свинофермой Грохотало, что крушил и ломал на своё пути и в своем доме, пытался даже облить бензином своё жильё и поджечь его – народ отстоял.
Астафьев ясно показывает свою позицию: каждый рассказ о браконьерах заканчивается наказанием. Наказание рано или поздно неминуемо настигает виновного – таков смысл рассказов о браконьерах.
Приложение 3
История появления слова «Царь- рыба»
Известны случаи, когда человек находился один на один со зверем во время какой-либо опасности, и это ни у кого удивления не вызывает. Но чтобы герой оставался один на один с рыбой – это в русской литературе впервые. Почему же испытание Игнатьичу пришлось пережить не просто с рыбой, а с царь – рыбой?
Разберемся вначале, что означает это выражение «царь-рыба». Такое выражение не единственное в русском языке: «царь-девица» (у А. С. Пушкина), царь зверей, царь природа. Оно, скорее всего , означает вершину иерархии, всемогущество, силу, которой необходимо подчиниться.
Во – вторых, в языческие времена человек ставил запреты (табу) на имена обожествляемых им животных, чтобы не накликать на себя беду. «Со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбе...» Последние слова этой цитаты – традиционное фольклорное иносказание. Вместо прямого названия «осётр» даётся косвенное, описательное «царь-рыба». Это обозначение мощного существа, от которого зависит жизнь и благополучие рыбака.
Образ рыбы в произведении Астафьева возник не случайно и насыщен символическим смыслом. В образе царь-рыбы ощущается фольклорный слой, связанный с русскими сказками и преданиями о могучей рыбе (кит, щука), обладающей чудесными возможностями, плодотворящей силой, умеющей исполнять все желания (золотая рыбка). На ней (на рыбке) держится земля, все мироздание, с её смертью наступает катастрофа, вселенский потоп. «Когда кит-рыба потронется, тогда мать-земля всколеблется, тогда белый свет наш покончится…» именно это фольклорный мотив – «рыбы, на которой держится вся Вселенная и которая всем рыбам мати» - является в произведении В. П. Астафьева ведущим и символизирует природу, ту основу жизни, без которой не может существовать человек, и вместе с её истреблением обрекает себя на медленную мучительную смерть. «Так зачем же перекрестились их пути? Царь реки и всей природы царь – на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть».
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Царь - рыба», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.