Конспект урока «Богом избранный Царь» по истории
Урок по теме: «Богом избранный Царь»
Романовы, как известно, старинный русский дворянский род, носивший такую фамилию с середины XVI века. Именно эта династия русских царей и императоров наиболее известна нашему современнику. Представители этой династии внесли неоценимый вклад в историю России и её культурное наследие. «Богом избранный Царь» - такова тема нашего занятия, посвященного первому представителю династии Романовых – Михаилу Фёдоровичу. | |
Слайд №2 | Каким именем в народе был прозван Михаил Фёдорович? |
Слайд №3 | Царь Михаил Федорович Романов был прозван в народе «Кроткий», то есть миролюбивый, так как во время его царствования на Русь пришел долгожданный мир. Уже в источниках того времени отмечались его миролюбие и кротость. Так в Псковском сказании пишется: “Был царь молод, но был добр, тих, кроток, смирен и благоуветлив, всех любил, всех миловал и щедрил”. Вместе с тем прозвание «Кроткий» означает «Смиренный» то есть смирившийся с возложенным на него народом бременем царствования и исполнивший Божию волю. Ведь он стал Царем не по собственной воле и даже вопреки своему желанию. Когда послы от Земского собора, во главе с рязанским архиепископом Феодоритом, огласили ему решение Земского собора об избрании на Царство, то они вместо радостного согласия получили категорический отказ и даже, как свидетельствуют летописцы, услышали «плач с великим гневом». Марфа, мать 16-летнего Михаила боялась, что ее сын, совершенно неопытный в государственных делах, не сможет править в разоренной Великой Смутой Руси, что его правление может закончиться бесславной гибелью и страны и его самого. Михаил трижды отказывался царствовать, и трижды архиепископ Феодорит с выборным народом служили молебен и приходили к нему с просьбой возглавить московский престол. Крестным ходом приходили, с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Однако Михаил отказывался. И тогда подняв над головой икону воскликнул в отчаянии рязанский святитель: «Не внемлите вы мольбам! Будь по-вашему, бедствуй русская земля, плач снова, русский народ. Но перед сим святым образом говорю тебе, Царь Михаил, что отныне на тебя падет бедствие Отчизны!». |
Слайд №4 | С какой чудотворной иконой связано восшествие на престол Михаила Фёдоровича? |
Слайд №5 | Совершенно верно, это была ЧУДОТВОРНАЯ ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ |
Слайд №6 | И содрогнулось сердце Михаила Романова и его матери инокини Марфы. Исполняя Божию волю согласились они с решением Великого Собора. 14/27 марта 1613 рязанский архиепископ Феодорит благословил Михаила Романова на царствование иконой Федоровской Божией Матери. При этом его мать инокиня Марфа разрыдалась и «многи слезы пред образом Пречистым излиа», сказала: «Се тебе, о Богом Пресвятая Богородица, и в твои причестеи руце, Владычице, чадо своё предаю и, яко хочеши, устроиши ему полезная и всему православному христианьству». Вот почему «Утверждённая грамота» 1613 года называет Михаила Федоровича «Богом избранный Царь». Он стал Царем не по собственной воле, а по воле Бога и русского народа |
Слайд №7 | Кто мог править в такой разоренной стране, какой на тот момент была Россия? Только гениальный полководец. Жесткий, волевой, да к тому же имеющий мощную армию, способную усмирить всех врагов. Больше всего на занятие престола подходил бы Царь подобный Иоанну Грозному. Свидетель тех событий голландец Исаак Маас писал: «Надеюсь, что Бог откроет глаза юному царю, как то было с прежним царем Иваном Васильевичем; ибо такой царь нужен России, иначе она пропадет». Однако Русь избрала миролюбивого, «Кроткого» Царя, не имеющего ни армии, ни денег, чтобы нанять армию. Не имеющего даже элементарного образования (приняв престол, Михаил не умел писать и едва читал по складам). Такого Царя могли избрать только по Божьему промыслу. По всецелой вере людей в Бога и в то, что Он Сам назначит им Царя. И, конечно же, по народным соборным молитвам, ведь перед решением избрать Михаила на царство Русь три дня постилась и молилась от мала до велика. Даже скот и тот не получал пищи, чтобы участвовать в пощении «всякой твари». И призрел Господь на Русь. И дал ей Царя благочестивого, кроткого симренного, который находясь в ссылке, в Ипатьевском монастыре проводил время в молитвах за своих плененных родителей. Отрок искренне надеялся на Бога, он верил, что если будет усердно молиться, то все опасности, грозящие его маме и папе, минуют. Михаил очень почитал своих родителей. И года стал Царем, сразу же позаботился о своем плененном поляками отце, послав к нему игумена Ефрем, чтобы Филарету не было так одиноко на чужбине. Через некоторое время Михаил, специально направил к нему боярина, Желябовского, который должен был лично убедиться в добром здравии Филарета и взять благословение для сына-Царя. Сам же Михаил усердно молился в московских монастырях об освобождении отца. С этой же целью он предпринимал паломничества и в отдаленные святые обители. Так, не имея ни образования, ни малейшего понятия о государственном правлении, Михаил Романов имел другой, самый главный дар – дар общения с Богом, познание Его воли и принятия этой воли. Он возложил все упование на Господа и не посрамился. Когда Михаил отправился в Москву, чтобы венчаться на царство, то ехал он медленно, не торопясь, посещая святые места, и молясь Богу. И Господь умудрил его останавливаться в больших и малых городах, и проводить активную переписку с боярами. Михаил останавливался в Нижнем Новгороде, Владимире, Ярославле, Троицком монастыре, Ростове, Суздале. Потому путь из Костромы до Москвы продолжался долго — полтора месяца, но за это время Михаил вполне освоился со своим новым положением. Благодаря переговорам и переписке он собрал вокруг себя именно таких людей, которые стали для него верными помощниками в правлении страной. Как и надеялся голландец Макс Исаак «Бог открыл глаза юному царю». |
Слайд №8 Слайд №9 | Он же и хранил своего избранника. Так, когда поляки узнали об провозглашении Михаила Федоровича Царем, то отправились в Ипатьевский монастырь с целью убить его. По Божьему Промыслу их отряд по дороге заблудился. И тогда простой крестьянин Иван Сусанин, дав «согласие» показать дорогу, завел их в такой дремучий лес, выхода из которого они не знали. Жестоко пытали они Сусанина, пытаясь выведать верный путь. Однако тот умер в пытках, но обратной дороги не показал. Погибли в зимних костромских лесах и поляки, так и не осуществившие свой злой замысел. ОПЕРА ИВАН СУСАНИН |
Слайд №10,11,12.13 | Венчание на Царство и наречение Михаила «Царём и Великим Князем всея Руси» состоялось 21 июня 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля. |
Слайд №14,15 | Рачитель благочестия Не получив в свое время образования Михаил Федорович живо интересовался различными науками — астрономией, географией, строением земли. В 1637 году по его указу с латыни на русский язык перевели книгу «Космография». Под личным контролем Царя Михаила велись научные работы. Создавался справочник дорог, карты России и первое систематическое описание Российского государства. Для развития инженерии Царь выписывал из-за границы специалистов. Они строили на Волге корабли, укрепляли русские крепости. Для иностранцев в Москве основали специальное поселение — Немецкую слободу. А из России по инициативе Михаила Федоровича стали направлять за границу молодежь для изучения медицины. Благодаря иностранцам в столице появились мастера алмазного и золотого дела, часовщики, пушечники, каменщики. Наладилось промышленное производство кожи, заработал стеклоделательный завод. В 1621 году по указу Михаила Федоровича дьяки Посольского Приказа стали выпускать первую русскую газету — «Вестовые письма». Очень любил русский Царь музыку. Известно, что он выписал из Голландии «двух мастеров органного дела и орган, который был украшен изображениями соловья и кукушки». Причем орган этот был весьма искусный. При его игре птицы начинали петь. Царь Михаил был восхищен мощью и красотой звучания органа и велел выдать мастерам небывалую сумму в 2676 рублей и по сороку соболей каждому. Наука, культура и музыка не были обойдены вниманием Царя Михаила. И это при том, что ему приходилось решать сложнейшие государственные проблемы по централизации государства, созданию военно-промышленного производства, созданию законодательной системы, стабилизации общественных отношений внутри страны и во взаимоотношениях с агрессивными соседями Запада и Юга. Просто поразительно сколь много дал ему Господь государственной мудрости и благородных человеческих качеств! |
Слайд №16 | Мастера тоже не обходили вниманием царя. Сохранилось немало предметов и изображений, относящихся к правлению Михаила Фёдоровича. Первые каменные жилые покои в царском дворце, позднее названные Теремным дворцом, были построены в 1635-1636 гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым.В ярусном построении объема нового сооружения с открытыми гульбищами, площадками, крыльцами и лестницами сказались традиционные черты русского деревянного зодчества. Тем не менее это был новый для своего времени тип многоэтажного каменного жилого здания, в котором уже зарождалось ставшее характерным для позднейших дворцов анфиладное построение внутренних помещений. В настоящее время Теремной дворец в составе Большого Кремлевского дворца является Резиденцией Президента Российской Федерации. |
Слайд №17,18 | Российские цари всегда славились богатыми церемониальными предметами, интерьерами, платьями и украшениями. Буквально каждая мелочь в обиходе царской особы была произведением искусства, и не редко ювелирного. Поэтому, рассказать обо всех сокровищах, принадлежащих древнему царскому роду просто не возможно. Но есть исторически важные церемониальные атрибуты. |
Слайд №19 | Московские цари имели целую коллекцию тронов. Например, трон первого царя из династии Романовых - Михаила Федоровича был переделан из старого трона Ивана Грозного. При его создании мастера ориентировались на старинное костяное кресло, которое хранилось в кремлевской сокровищнице как особо почитаемое. Его форма стала типовой для изготовления парадной мебели. В отделке трона, облицованного золотыми пластинами с драгоценными камнями, ясно прослеживаются восточные черты, т.е. сочетание золота с бирюзой, приемы обработки камней и металла, использование басмы, а также особая закрепка драгоценных камней К великому сожалению золотой трон Михаила Федоровича сохранился до наших дней с большими утратами. Сейчас на нем отсутствуют многие золотые пластины с драгоценными камнями на ножках кресла, и утеряно подножие. |
Слайд №20 | В благодарение Богу Царь Михаил Федорович Кроткий ежедневно участвовал в церковных богослужениях, подолгу молился в домашней обстановке, строго соблюдал посты, часто ездил на богомолье. Царь отличался благочестием. Даже в очень тяжелое для страны время сразу после вступления на престол он, прежде всего, заботился о духовных делах. |
Слайд №21 | Узнав от священников о чудесах иконы Казанской Богоматери, он повелел установить новый церковный праздник: первое празднество и “ход со кресты” 8 июля, когда явилась эта икона; второе 22 октября, “како очистися Московское государство”. Современники так писали о Царе Михаиле Кротком: “Сей убо благочестия рачитель присно восхваляемый благоверный и христолюбивый царь и великий князь Михаил Федорович, всеа Русии самодержец, бысть благоверен, зело кроток же и милостив… бе бо всеми добрыми делы украшая себе, постом и молитвою, правдою и целомудрием, чистотою и смиреномудрием, правдосудием…”. |
Слайд №22,23,2,25,26,27 | Мастера живописи также посвятили многие свои работы этому правителю. |
Слайд №28 | Скончался родоначальник царственной династии Романовых 13 (23) июля 1645 года в возрасте 49 лет. Его честные останки погребли в Архангельском соборе Московского Кремля |
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Богом избранный Царь», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: История Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.