Конспект урока «Столетие бедствий» по истории для 6 класса
Тема урока: Столетие бедствий.
Мы с вами начинаем изучение последнего третьего периода Средневековья, который называют «Осень Средневековья». Почему «осень»? Отцветает и перестает существовать все то, что составляло отличительные черты средневекового общества. Мы с вами говорили, что 11-13 века были относительно спокойным и благополучным временем для Европы. 14 век стал настоящим веком бедствий для европейских стран: войны, чума, голод, народные мятежи.
1. Черная смерть. В начале XIV века в Европе вновь возникла угроза голода. Современники замечали, что даже в урожайные годы прокормить сильно выросшее население удавалось не без труда, между тем неурожаи случались чаще. Причина проста: климат в Европе стал более холодным и влажным. Решить проблему снабжения продовольствием за счёт расширения земель под посевы было невозможно: пустующих земель, удобных для обработки, в Западной Европе почти не осталось. Ухудшились условия жизни – остановился прирост населения. Люди, ослабленные недоеданием, легче становились жертвами болезней. В 1347 году на Европу обрушилась жестокая эпидемия чумы, оставшаяся в памяти людей как «Чёрная смерть».
Чума – инфекционное заболевание, протекающее с исключительно тяжёлым общим состоянием. Смертность достигала 95 %. В настоящее время при правильном лечении смертность составляет 5-10 %. Появление этой заразы связывают с экологическими факторами – изменением климата. Эпидемия пришла из Китая и Центральной Азии. Эпидемия быстро охватила поселение. Те, кому удалось спастись, бежали на кораблях и принесли чуму в средиземноморские города.
Первыми пострадали от страшной болезни Сицилия и Северная Африка (1347). Вскоре эпидемия охватила Италию и Испанию, а затем распространилась в Англии и Франции (1348). К 1349-50 она добралась до скандинавских и балтийских стран, Австрии, Венгрии, Швейцарии, Германии, Нидерландов.
Распространению чумы поспособствовал ряд социально-экономических факторов. Во Франции бушевала война, позднее названная Столетней. В Италии продолжали враждовать между собой гвельфы и гибеллины, в Испании шли внутренние конфликты и гражданские войны, над частью Восточной Европы было установлено монголо-татарское иго. Бродяжничество, нищета и большое число беженцев из разрушенных войной областей, передвижение огромных армий и оживлённая торговля – все это способствовало быстрому распространению чумы.
Необходимым условием поддержания эпидемии является достаточно высокая плотность населения. В сжатых со всех сторон крепостными стенами городах, за которыми во время осад укрывалось также и население предместий, плотность населения была очень высокой. Скученность людей, вынужденных часто ютиться в одной комнате или, в лучшем случае, в одном доме, при полном их невежестве в отношении правил профилактики заболеваний – хорошие условия для развития эпидемии. Что касается личной гигиены, то по тогдашним представлениям забота о теле полагалась греховной, а чрезмерно частое мытьё осуждалось.
Кроме того, санитарное состояние городов, по нынешним меркам, было ужасающим. Узкие улицы были захламлены мусором, который выбрасывали на мостовую прямо из домов. Когда он начинал мешать движению, король или местный сеньор приказывал его убрать, чистота поддерживалась несколько дней, после чего всё начиналось снова. Помои выливались зачастую прямо из окон в прорытую вдоль улицы канаву, причём статуты некоторых городов специально обязывали хозяев трижды предупреждать об этом прохожих криком «Поберегись!». В ту же канаву стекала кровь из боен, и всё это затем оказывалось в ближайшей реке, из которой брали воду для питья и приготовления пищи.
Считается, что за три года от «Чёрной смерти» умер каждый третий европеец, но в некоторых областях погибало до ¾ населения. Попытки людей бежать от мора приводили лишь к его дальнейшему распространению.
Ужасное бедствие оказало сильнейшее воздействие на европейцев. Никогда они так явственно не видели, сколь непрочно их положение в мире. Не случайно именно с этого времени в искусстве распространяется сюжет торжества смерти. Смерть, изображённая в виде скелета, выхватывает из числа живущих то старого, то молодого, то крестьянина, то короля.
2. Поиски виновных. Естественно, люди задумывались о причинах ужасного бедствия. Прежде всего, в нашествии чумы видели гнев Божий, наказание людям за их прегрешения. Церкви были переполнены: люди в надежде на спасение каялись в грехах. Но многие искали другие причины и непосредственных виновников бедствия.
В трудные времена людям вообще свойственно обвинять в своих бедствиях «чужих», тех, кто в чем-то важном не похож на них. Нашлись люди, которые утверждали, что это евреи вызвали ужасный мор, чтобы извести всех христиан. Обезумевшие от ужаса люди готовы были поверить всему. Постоянно говорили о том, что якобы именно евреи когда-то распяли Христа, а ныне они убивают с ритуальными целями христианских младенцев. Начались погромы, то есть массовые убийства евреев. Многие евреи целыми семьями были тогда сожжены в собственных домах. Люди считали, что у их бед есть причина, с устранением которой наступит мир и благополучие.
Разумеется, не «Чёрная смерть» была основной причиной расправ над евреями – бедствие лишь усилило враждебность, вызревавшую веками. Издавна во многих европейских городах имелись небольшие еврейские общины во главе с раввинами – знатоками религии, обычаев и права. Они упорно придерживались своей религии – иудаизма и всюду сохраняли обособленность от остального населения. Отношение христиан к евреям было настороженным, их лишь терпели в ожидании Страшного суда. Духовенство всячески предостерегало христиан от контактов с иноверцами.
Иудеям запрещалось иметь землю, использовать труд христианских рабов и слуг. В таких условиях евреи, в древности занимавшиеся земледелием и скотоводством, в раннее Средневековье сменили их на ремесло и торговлю, особенно со странами Востока. Многие христианские государи относились к ним благосклонно, поскольку те платили немалые налоги. Рост средневековых городов, развитие цехов и гильдий сопровождались вытеснением евреев из сферы ремесла и торговли. За пределами своей общины им оставались лишь наиболее презренные занятия, и, прежде всего, ростовщичество (что такое?), запрещённое христианам. Их обособленность становилась всё заметнее, и отношение к ним, прежде относительно терпимое, стало ухудшаться.
Погромы в годы «Чёрной смерти» заставили евреев покинуть прежнее место жительства. Но даже когда волна расправ схлынула, положение оставшихся или вернувшихся стало гораздо тяжелее. В городах их стали обязывать жить в особых кварталах – гетто, заставляли носить особую одежду или отличительные знаки, издалека бросавшиеся в глаза. Преследования иудеев носили тогда не национальный, а религиозный характер. Отказавшись от иудаизма и приняв христианство, их можно было избежать. Однако, несмотря на все гонения, евреи крепко держались за свою веру.
Подумайте, кто ещё в христианской Европе, кроме иудеев, мог восприниматься как внутренний враг? Еретики.
3. Крестьяне и сеньоры. К началу XIV века значительно изменились отношения между крестьянами и сеньорами. Какие отношения их связывали? Какие были повинности? С развитием городов и торговли для сеньоров все большую ценность приобретал денежный оброк. Поэтому, сеньоры даже заменяли барщину оброком. Крестьянину это выгодно? Чтобы собрать оброк, ему нужно не только вырастить урожай, но и продать. Вспоминайте, в какой зависимости находились крестьяне от сеньора? В поземельной и личной. Личная зависимость очень ограничивала самостоятельность крестьян, необходимую для успешной торговли на рынке. Поэтому начинается освобождение крестьян от личной зависимости.
Были в этом заинтересованы сеньоры? Со свободного крестьянина, успешно торгующего на рынке, можно было получать немалый денежный оброк. А если у сеньора возникала потребность в работниках, их можно было нанять. Разумеется, сеньоры освобождали крестьян за большой выкуп. Не всем крестьянам это было по силам, и всё же число лично свободных крестьян увеличивалось.
После «Черной смерти» сократилось население и возникла нехватка рабочих рук, что привело к резкому удорожанию наёмного труда. Сеньоры не желали нести убытки, и поэтому добивались от королевской власти, чтобы та запретила наёмным работникам требовать за свой труд больше, чем прежде. Во многих странах Европы были изданы законы, устанавливавшие максимальную плату за наёмный труд и жестоко наказывавшие нарушителей («рабочее законодательство»). Кроме того, сеньоры пытались остановить и даже повернуть вспять освобождение крестьян, ведь зависимому крестьянину, в отличие от наёмного работника, не нужно было платить за его труд. Такими способами сеньоры пытались полностью переложить возникшие перед ними трудности на плечи тех, кто трудится. А это не могло не вызвать резкого ухудшения отношений между сеньорами и крестьянами.
Особенно сильно отношения между сеньорами и крестьянами обострились в Англии и Франции, которые вели в это время тяжёлую Столетнюю войну друг с другом.
4-5. Заполняем таблицу.
Работа с источником. Хотя основанием для выступления крестьян в Англии стало повышение налогов, среди причин их недовольства явственно заметен протест против своего сословного неравноправия и сомнения в справедливости разделения общества на сословия. Автор источника демонстрирует явное непонимание новых черт во взглядах восставших. Чем грозит обществу ориентация высших слоев на узкосословные ценности, когда низшие уже в большей степени ориентированы на общечеловеческие? (Ответ: нестабильностью и социальными взрывами.)
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Столетие бедствий», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: История (6 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.