- Форма и компоненты среды программирования Lazarus

Конспект урока «Форма и компоненты среды программирования Lazarus» по информатике для 10 класса

Государственное учреждение «Аулиекольская школа-гимназия им.С.Баймагамбетова отдела образования Аулиекольского района»













Конспект урока по информатике
в 10 классе

естественно-математического направления

Форма и компоненты





подготовила

учитель информатики

Волкова Елена Павловна













с. Аулиеколь 2013




Урок №6

Дата 12.10.2012

Тема: Форма и компоненты.

Цель урока:

Образовательная: познакомить учащихся с формой и компонентами, их основными свойствами и методами;

Развивающая: развивать умения выполнять действия с формой и компонентами;

Воспитательная: воспитывать эстетические навыки при оформлении формы и компонентов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы обучения:

  • словесные, наглядные, практические

  • частично-поисковые.

Форма обучения: индивидуальная, групповая.

Оснащение: компьютерный класс (наличие локальной сети).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Настрой учащихся на урок.

  1. Постановка целей и задач урока.

  2. Проверка домашнего задания.

Каждому учащемуся с помощью программы NetOp School выводится на экран скриншот окна системы программирования Lazarus (приложение 1).

Задание: перечислите по указанным номерам основные окна интерфейса интегрированной среды разработки Lazarus.

Задание учащиеся выполняют в тетради.

Время выполнения 1-2 минуты.

Проверка в парах, по окончанию с учителем.

  1. Изучение новой темы.

Форма.

Форма – будущее окно вашего приложения, на котором будут располагаться компоненты. Форм в проекте может быть несколько, добавляется форма в проект командой: Файл СоздатьФорму.

Свойства формы

Свойство

Значение

Caption

Изменение заголовка окна, представляет собой некоторый текст.

Name

Имя формы в программе. По умолчанию присваивается Form1.

Color

Изменение цвета окна


Компоненты

Компоненты также как и форма являются некоторыми графическими объектами. Компоненты бывают видимыми и невидимыми. При проектировании форма выступает в роли контейнера для компонентов. При этом на форму можно разместить и невидимые компоненты.

Свойства и методы компонентов также отображаются в инспекторе объектов. Чтобы увидеть их, достаточно выделить требуемый компонент на форме.


Обработчики событий

Свойства объекта определяют его внешний вид (размер, шрифт, цвет и т.д.), а совокупность событий определяют поведенческую сторону объекта. Обработчиком события является процедура, которая выполняет те или иные действия в ответ на наступление события.


Пример: Создать первое графическое приложение. Которое при загрузке формы, будет выводить название в заголовке формы 'Моё первое графическое приложение', а по щелчку на форме в заголовке формы появится вопрос 'Зачем ты на меня нажал?'.



После запуска

После выполнения щелчка


Фрагмент программного кода


procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);

begin

Form1.caption:='Моё первое графическое приложение';

end;


procedure TForm1.FormClick(Sender: TObject);

begin

Form1.caption:='Зачем ты на меня нажал?';

end;




Простейшие компоненты.

TLabelкомпонент надпись или метка (расположен на странице Standard), предназначен для размещения надписей на форме.


Свойства TLabel

Свойство

Значение

Caption

Отображение текста в поле компонента.

Color

Цвет фона надписи.

AutoSize

True/False. Запрещение или разрешение на изменение размеров надписи.

Aligment

Выравнивание текста внутри поля надписи (по центу, левому краю, правому краю)

Font

Настройка текста (шрифт, размер, начертание)

WordWrap

Разрешение/Запрещение на расположение текста в поле надписи в одну строку.


TButtonкнопка элемент управления, предназначен для запуска каких-то действий команд. При щелчке по кнопке мышью в работающей программе возникает событие OnClick (по щелчку).


Свойства TButton

Свойство

Значение

Caption

Отображение текста в поле компонента.

Enabled

Признак доступности кнопки.

  1. Закрепление изученного материала.

Задание 1. Создайте приложение, на форму которого помещены компоненты Label1, Button1. При щелчке на Button1 в объекте Label1 появляется сообщение «Я программирую!», а выполненный щелчок на форме сменяет заголовок окна на сообщение «Моя первая программа».

Оформите форму и метку в цвете.

Решение:


Вид окна после загрузки программы

Вид окна программы после выполнения щелчков





Фрагмент программного кода



procedure TForm1.FormClick(Sender: TObject);

begin

Form1.caption:='Моя первая программа';

end;


procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

label1.Caption:='Я программирую!';

end;



Задание 2. Создайте приложение, в результате работы которого при щелчке на кнопке Вывод сообщения на метку выводится сообщение приветствия, при щелчке на кнопке Очистить сообщение исчезает.

Решение:


Вид окна после загрузки программы

Вид окна программы после выполнения щелчка на кнопке Вывод сообщения


Фрагмент программного кода




  1. Домашнее задание.

Разработать свой собственный проект, используя форму и изученные компоненты.

  1. Рефлексия.

  2. Итог урока.





Использованная литература.


  1. Алексеев Е.Р., Чеснокова О.В., Кучер Т.В. Free Pascal и Lazarus: Учебник по программированию. – М.: АLT Linux; Издательский дом ДМК-пресс, 2010. – 440с.: ил. – (Библиотека АLT Linux).

  2. Вьюшкова Е.А., Параскун Н.В. Информатика: Методическое пособие к учебнику «Информатика», 10 класс, естественно-математическое направление. – Астана: «Арман-ПВ», 2010.-56.

  3. Вьюшкова Е.А., Параскун Н.В. Информатика: Учебник для 10 класса общеобразовательных средних школ естественно-математического направления. – Астана: «Арман-ПВ», 2010.-128.

  4. Мансуров К.Е. Основы программирования в среде Lazarus, 2010. - 772с.




Здесь представлен конспект к уроку на тему «Форма и компоненты среды программирования Lazarus», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Информатика (10 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Использование переменных. Операции над переменными различных типов в языке программирования

Использование переменных. Операции над переменными различных типов в языке программирования

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ В 8 КЛАССЕ. Тема урока:. Решение задач ЕГЭ по информатике по теме «Использование переменных. Операции над переменными ...
Знакомство с системой программирования КуМир

Знакомство с системой программирования КуМир

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. «Варениковская средняя общеобразовательная школа № 56». Крымского района Краснодарского ...
Знакомство с интерфейсом среды Outlook

Знакомство с интерфейсом среды Outlook

Конспект урока на тему. «Знакомство с интерфейсом среды Outlook». Цель: познакомиться с организацией интерфейса среды Outlook. Ход работы:. ...
Графические возможности языка программирования

Графические возможности языка программирования

План-конспект. урока информатики в. VII. классе. Излагаемая тема, количество часов по теме:. «. Основы алгоритмизации и программирования. » ...
Графика на языке программирования АВС Pascal

Графика на языке программирования АВС Pascal

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. ТЕМА: «. Графика на языке программирования АВС. Pascal. ». Тип урока:. получение. новых знаний. Технология:. системно-деятельностный ...
Арифметические выражения в системе программирования Gambas

Арифметические выражения в системе программирования Gambas

Тема урока:. Арифметические выражения в системе программирования Gambas. . Форма урока:. Урок - практикум. Тип урока:. Урок совершенствования ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:1 августа 2016
Категория:Информатика
Классы:
Поделись с друзьями:
Скачать конспект