Конспект урока «Система лексических и грамматических игр при обобщении изученного материала» по английскому языку для 2 класса
Учитель: Чванова Надежда Васильевна
Должность: учитель английского языка
МОУ «Изварская СОШ»
«Система лексических и грамматических игр
при обобщении изученного материала»
Предмет: английский язык
Класс: 2
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . 3
Использование системы лексических и грамматических игр на уроках английского языка во втором классе . . . . . . . 5
Система лексических игр . . . . . . . . 6
Система грамматических игр . . . . . . . 13
Заключение . . . . . . . . . . . 16
Приложение
Методические рекомендации по проведению лексико-грамматических игр на уроках английского языка . . . . . . . . 18
Как разделить класс на команды . . . . . . . 19
Список литературы . . . . . . . . . . 20
… в игре человек испытывает такое же наслаждение
от свободного обнаружения своих способностей,
какое художник испытывает во время творчества.
Ф. Шиллер.
Введение
В настоящее время проблеме игровых технологий уделяется большое внимание. Игра имеет большое значение в формировании личности, учит детей быть более терпимыми друг к другу, уступчивыми, сдержанными, собранными поэтому на своих уроках я все чаще обращаюсь к такой форме деятельности как игра.
Игровая деятельность формирует у детей целеустремлённость, собранность, взаимовыручку. Она имеет большое значение в воспитании, в обучении и развитии детей как средство психической подготовки к будущим жизненным ситуациям.
Использование игр на уроке даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к языку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.
Главная задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Большую помощь в решении данных вопросов несомненно оказывают игры.
Несмотря на то, что проблема игры и игровых моментов достаточно изучена, в практике школы они используются не достаточно активно. Именно поэтому проектная тема моей работы «Система лексико-грамматических игр при обобщении изученного материала» является актуальной, требующей анализа, систематизации.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку, а предметом исследования являются игровые приемы (в данной работе система лексических и грамматических игр) в обучении английскому языку на начальном этапе.
Гипотеза исследования – если учитель будет использовать систему лексико-грамматических игр на уроках английского языка, то процесс овладения английским языком будет более эффективным.
Таким образом, цель данной работы – систематизировать лексико-грамматические игры и определить влияние игровых технологий на мотивацию обучающихся при изучении английского языка.
В соответствии с поставленной целью, были поставлены следующие задачи:
-
изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
-
сформулировать рекомендации по проведению игр, основываясь на собственном опыте и практической деятельности;
-
систематизировать лексические и грамматические игры используемые на уроках во втором классе;
-
показать практическое применение игровых моментов на уроках английского языка в начальной школе.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: анализ и синтез, обобщение и интерпретация педагогической, психологической и методической литературы; анализ (учебно-методических пособий), педагогический эксперимент, включенный в учебно-воспитательный процесс.
В данной работе игра будет выступать как форма деятельности на занятиях по языку в условных ситуациях, специально создаваемых с целью закрепления учебного материала. Она также является основным видом деятельности ребёнка и одновременно инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность детей, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, оказывает эмоциональное воздействие на обучающих.
Таким образом, мы рассмотрим, что игровая деятельность является важным фактором развития личности учащегося и составим систему лексико-грамматических игр, которыми учитель сможет использовать в процессе обучения.
Использование системы лексических и грамматических игр
на уроках английского языка во втором классе
Работая по УМК ‘Enjoy English” М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанёвой считаю, что использование игровых технологий обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей.
Неоднократно планируя урок замечала, что игра вызывает интерес и активность детей, учитывает их индивидуальные способности, дает учащимся возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию.
При изучении таких тем, как «Приветствие. Знакомство», «Я и моя семья», «Мой питомец», «Мои любимые занятия», «В цирке, в зоопарке, на ферме», «Мои друзья: внешность, характер» «Мои любимые персонажи» по УМК «Enjoy English 2» я чаще всего использую лексические и грамматические игры.
Данные игры предназначены для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений.
Производя отбор содержания учебного материала, игр в том числе, я исхожу из цели обучения на каждом возрастном этапе. Во 2 классе это развитие языковых способностей, формирование позитивного отношения к языку, коммуникативных умений: говорения, аудирования, чтения, письма (с преобладанием говорения и аудирования). Отсюда набор игр на отработку и закрепление произносительных навыков, лексики, грамматических умений.
В практике обучения я использую лексические и грамматические игры с целью: развития лингвистической компетенции учащихся; развития и реализации познавательной активности ребенка.
Лексические игры сосредотачивают внимание детей на лексическом материале, помогают в приобретении расширения словарного запаса и употреблении слов в ситуациях общения.
При обучении лексике я использую игры на карточках, загадки, кроссворды, решение ребусов. Считаю полезными лексические игры на скорость, которые способствуют прочному усвоению лексического материала и его использованию в речевых ситуациях.
Цели:
-
тренировать обучающихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
-
активизировать речемыслительную деятельность обучающихся;
-
развивать речевую реакцию обучающихся;
-
познакомить учащихся с сочетаемостью слов;
-
закрепить лексику по изученной теме;
-
повторить лексику по изученной теме.
Грамматические игры направлены на овладение грамматическим материалом, что создает возможность для перехода к активной речи обучающихся.
Тренировка обучающихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения, поэтому я использую игры, которые помогают мне сделать скучную работу более интересной и увлекательной.
Цели:
-
научить обучающихся употреблению речевых образцов, содержащих определённые грамматические трудности;
-
создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
-
развить речевую творческую активность обучающихся.
Система лексических игр для обучающихся второго класса
Тема «Числительные»
1. Вычеркни цифру
Цель: повторение количественных числительных.
Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброс одинаковое количество цифр. Преподаватель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, безошибочно справившаяся с заданием.
2. До и после
Цель: закрепление количественных и порядковых числительных.
Ход игры: образуются две команды. Преподаватель называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.
3. Запретное числительное.
Цель: закрепление количественных и порядковых числительных.
Ход игры: преподаватель называет «запретное» числительное. Обучаемые хором считают (сначала называются количественные, затем порядковые числительные). «Запретное» числительное называть нельзя. Тот, кто ошибается и произносит его, приносит своей команде штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.
4. Числительные по линии
Цель: повторение количественных числительных.
Ход игры: У каждого ученика в руках карточка с цифрой от 0 до 9. Ведущий выкрикивает числа. Например, ten. Обучающиеся у кого цифры 1 и 0 должны поднять свои карточки или выйти к доске и построиться в нужном порядке.
В данной игре тему «Числительные» можно заменить любой другой темой.
5. Не говори «четыре»
Цель: повторение количественных числительных
Ход игры: Обучающиеся начинают считать. Но когда дойдут до числа с цифрой 4, они должны сказать вместо него слово stop. Например, one, two, three, stop …
6. Похлопаем в ладоши
Цель: повторение количественных числительных.
Ход игры: Учитель отдаёт распоряжения: «Clap your hands...times» .
Тема «Мой друг: внешность, характер»
7. Угадай, кто это.
Цель: закрепление лексики по теме «Внешность. Характер».
Ход игры: Учитель описывает внешность какого-нибудь ребенка из группы: He is tall, thin. He is marry. What is his name? Дети угадывают, кто это.
8. Весёлые буквы
Цель: закрепление лексики по теме «Внешность. Характер».
Ход игры: Обучающимся надо переставить буквы так, чтобы получилось слово по теме «Внешность. Характер». Например, a r b e v – brave.
9. У кого длиннее цепочка
Цель: закрепление лексики по теме «Внешность. Характер», тренировка памяти.
Ход игры: Начиная игру, учитель называет первое предложение-описание. Например, I am strong. Каждый последующий ученик должен назвать все предыдущие слова в том порядке, в каком они включались в игру, и сказать новое слово. Если кто – то забыл слово или перепутал порядок, он выбывает из игры.
Тема «Животные»
10. Знаете ли вы животных?
Цель игры: закрепление лексики по теме «Животные»
Ход игры: Представители от каждой команды по очереди произносят названия животных: a fox, a dog, a monkey и т. д. Побеждает тот, кто последним назовет животное.
В данной игре тему «Животные» можно заменить на любую другу
11. Животные в линию
Цель: повторение лексики по теме «Животные»
Ход игры: У каждого ученика в руках карточка с буквами A – Z. Ведущий выкрикивает названия животных. Например, cat. Обучающиеся у кого буквы c, a, t должны поднять свои карточки или выйти к доске и построиться в нужном порядке.
В данной игре тему «Животные» можно заменить на любую другу
12. Кто исчез из зоопарка?
Цель: закрепление лексики по теме «Животные»
Ход игры: На столе игрушки-звери. Обучающиеся внимательно смотрят и стараются запомнить их, затем закрывают глаза. Учитель убирает какое-нибудь животное. Обучающиеся открывают глаза и пытаются отгадать, кто исчез из зоопарка.
13. Секретное письмо
Цель игры: закрепление лексики по теме «Животные»
Ход игры: На доске записаны слова по теме животные. В них пропущены буквы. Обучающиеся должны подставить их. Например, c_t, d_g, _o_
В данной игре тему «Животные» можно заменить на любую другую.
14. Цепочка букв
Цель: закрепление лексики по теме «Животные»
Ход игры: найти слова в цепочке букв по теме «Животные».
Catigerdogcrocodilefox
В данной игре тему «Животные» можно заменить любой другой темой.
15. Найди названия животных
Цель: повторение лексики по теме «Животные»
Ход игры: соединить буквы, чтоб получились названия животных.
f | r | o | f | i | s | h | e | |
d | f | o | x | h | e | n | h | b |
c | r | o | c | o | d | i | l | e |
a | o | g | t | l | o | d | o | a |
t | g | o | t | i | g | e | r | r |
В данной игре тему «Животные» можно заменить любой другой темой.
16. Бинго
Цель: закрепление лексики по теме «Животные»
Ход игры: Обучающиеся получают по одной карточке с картинками животных, и по набору фишек для закрывания картинок.
Учитель берет по одной карточке из своего набора слов и озвучивает слово обучающимся, если это слово есть у детей в карточке, то они закрывают его фишкой. Тот кто первым закроет все имеющиеся на его карточке слова, выкрикивает Bingo! и считается победителем.
Карточка для ученика может выглядеть следующим образом, тогда учитель называет слова по-русски, а обучающиеся закрывают английский эквивалент.
cat | rabbit |
dog | fish |
crocodile | mohkey |
fox | lion |
elephant | tiger |
Цвета
17. Вспомни предметы одного цвета
Цель: закрепление лексики по теме «Цвета» и любой другой изученной теме.
Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета. Например: A white dog, a white cat ...
18. Кто первый
Цель: закрепление лексики по теме «Цвета»
Ход игры: Ведущий (например, учитель) стоит впереди, дети становятся в одну линию (если играем в классе, то между рядами парт). Учитель показывает цветной карандаш, кто первый правильно называет цвет, делает шаг вперед. Победитель - тот, кто быстрее доберется до ведущего.
19. Покажи
Цель: закрепление лексики по теме «Цвета»
Ход игры: Учитель называет обозначение цвета по-английски. Учащиеся показывают карандаш данного цвета. Если какой-либо ученик ошибся, его команда получает минус. Выигрывает команда, получившая меньше минусов.
20. Какого цвета?
Цель: закрепление лексики по теме «Цвета», вопрос Is it ...?
Ход игры: Водящий загадывает какой-либо предмет. Учащиеся отгадывают его, задавая вопросы: «Is it brown?», «Is it red?» и т. п. Когда ученики отгадали цвет, они спрашивают: «What is this?», и водящий называет загаданный предмет
Тема «Семья»
21. Цепочка слов
Цель: активизация речемыслительной деятельности учащихся
Ход игры: Обучающиеся получают задание озвучить слова по теме «Family». Каждый должен повторить слова предыдущего не разорвав цепочку. Затем можно составить рассказ по теме используя написанные на доске слова.
В данной игре тему «Семья» можно заменить на любую другую.
22. Карточки-двойняшки
Цель: закрепление лексики по теме «Семья»
Ход игры: карточки перемешиваются и кладутся на стол рисунком вниз. Первый игрок переворачивает любую карточку, называет слово, потом берет вторую карточку, опять называет, если карточки оказались одинаковые, то забирает карточки себе, если карточки разные, то кладет их обратно рисунком вниз. Ход передавать можно по очереди, а можно – если угадал, то открывает еще, не угадал – переход хода. После того как все карточки открыты, посчитайте по-английски, сколько у кого карточек, у кого больше, тот победил.
23. У кого длиннее цепочка
Цель: закрепление лексики по теме «Семья», тренировка памяти.
Ход игры: Начиная игру, учитель называет первое предложение-описание. Например, I have got a mother. Каждый последующий ученик должен назвать все предыдущие слова в том порядке, в каком они включались в игру, и сказать новое слово. Если кто – то забыл слово или перепутал порядок, он выбывает из игры.
Совмещение нескольких тем
24. Что лишнее
Цель: активизация лексики по изученным темам
Ход игры: На столе раскладываются карточки со словами, дети их называют. Учитель даёт команду: "Close your eyes!" и убирает 1-2 карточки. Затем даёт команду: "Open your eyes!" и задаёт вопрос: "What is missing?" Дети вспоминают пропавшие слова.
24. Расположи правильно
Цель: активизация лексики по изученным темам.
Ход игры: класс делится на 2 команды. На доске прикреплены картинки, под ними неправильные подписи. Ребята из каждой команды по очереди выходят к доске, перемещают картинки и произносят слово. Выигрывает команда, сделавшая меньшее количество ошибок.
25. Больше слов
Цель: активизация лексики по изученным темам.
Ход игры: образуются две команды. Каждая команда должна назвать как можно больше слов на заданную ей букву. Выигрывает команда, назвавшая большее количество слов.
26. Пять слов.
Цель: активизация лексики по изученным темам.
Ход игры: пока обучаемый из одной команды считает до пяти, представитель второй команды должен назвать пять слов по любой теме. Участник, не справившийся с заданием, выбывает из игры.
27. Угадай название.
Цель: активизация речемыслительной деятельности учащихся
Ход игры: обучаемый получает тематический рисунок. Он должен рассмотреть его и рассказать, что на нем изображено. Тот, кто первым угадает название рисунка, получает следующий и выполняет то же задание. Выигрывает тот, кто угадает больше названий.
28. Озвучь картинку.
Цель: активизация речемыслительной деятельности учащихся
Ход игры: играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно его воспроизведет.
29. Найди рифму
Цель: активизация речемыслительной деятельности учащихся
Ход игры: один из играющих называет любое слово, пришедшее ему в голову, желательно короткое. Второй участник должен назвать слово, рифмующееся с первым, третий – добавить еще слово в рифму и т.д. Тот, кто не может назвать слово в рифму, получает минус. Когда у кого-нибудь из играющих наберется три минуса, он выходит из игры. Выигрывает оставшийся последним.
30. Аукцион
Цель: активизация речемыслительной деятельности учащихся
Ход игры: ведущий берет карточку, показывает ее тем самым определяя тему. Другие играющие называют слова или выражения по заданной тематике.
31. Лотерея
Цель: активизация речемыслительной деятельности учащихся
Ход игры: В коробке перемешаны карточки со словами по разным темам, на доске продемонстрированы заголовки этих тем. Обучающиеся по очереди достают из коробки карточки с названиями предметов и помещают под заголовками Animals, School things, Family.
32. Назови слово
Цель: активизация речемыслительной деятельности учащихся
Ход игры: Ведущий выбирает букву алфавита, все участники вспоминают (в течение заранее определенного времени) слова, начинающиеся с этой буквы: слово из двух букв, слово из трех букв и т.д.
33. Назови шестое
Цель: активизация речемыслительной деятельности учащихся
Ход игры: Игроки садятся в круг. Водящий начинает игру, перечисляя слова из изученной лексики, например, 5 членов семьи, 5 животных, 5 цветов и так далее. Тот, кого попросили продолжить перечень, должен быстро добавить ещё одно название, назвать «шестое», не повторяя перечисленного прежде. Если отвечающий сразу называет шестое слово, то становится ведущим, если ученик промедлит, то водящий остается прежний. Например: cat, dog, monkey, rabbit, cow...(pig)
34. Домино
Цель: активизация речемыслительной деятельности учащихся
Ход игры: Игроки садятся вокруг стола. Каждому игроку раздаётся по 5-7 карточек. Оставшиеся карточки кладут в центр. Начинает игру участник с карточкой, на которой двойное изображение объекта. Игрок кладёт эту карточку и называет по-английски, что изображено на ней. Далее игра идёт по правилам игры «Домино». Побеждает тот, у кого не осталось ни одной карточки. Остальные участники игры кладут свои карточки в центр круга, при этом называя по-английски, что изображено на каждой иллюстрации. Важно добиваться чёткого проговаривания учащимися слов, изображение которых есть на карточке.
Система грамматических игр для обучающихся второго класса
1. Покажи и отгадай
Цель: автоматизация употребления глаголов движения в устной речи.
Ход игры: Ведущий изображает действие (мимическое или пантомимическое), другой должен прокомментировать его, употребляя изученные глаголы.
2. Игра в мяч.
Цель: автоматизация употребления форм глаголов движения в устной речи.
Ход игры: Ведущий придумывает предложение с изученным глаголом. Он бросает мяч партнеру из второй команды и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч следующему и называет свое предложение, пропуская глагол, и т.д.
3. Кубики.
Цель: автоматизация употребления конструкции can, have / has got, live в устной речи.
Ход игры: для игры изготавливаются кубики, на гранях которых наклеены картинки с изображением предметов или животных. Ведущий подбрасывает кубик, участники называют предложение с отрабатываемой конструкцией, соответствующее сюжету картинки на одной из граней кубика.
4. Согласись или не согласись.
Цель: автоматизация смысловых речевых образцов
Ход игры: Ученики повторяют предложение учителя, если оно верное по смыслу, и исправляют утверждение если оно неверное.
Утверждения учителя:
I can fly.
I can not read.
5. Любопытный Незнайка.
Цель: автоматизация употребления конструкции с глаголом can в устной речи.
Ход игры: Дети встают в круг и бросая мяч друг другу, задают вопросы и отвечают на них. Игру начинает Незнайка.
- Can you run? – Yes, I can.
- Can you play football? - No, I can’t
6. Переводчик с мячом.
Цель: автоматизация употребления Present Simple в устной речи.
Ход: Дети встают в круг 1 ученик бросает мяч и рассказывает о себе, 2 ученик ловит мяч и рассказывает о 1 ученике, затем он бросает мяч следующему и рассказывает о себе и т.д.
(I like to play. She likes to play. I can play the piano. He can play the piano.)
7. Волшебный мячик (мн. число)
Цель: автоматизация навыка образования множественного числа имен существительных
Ход игры: Учитель бросает мяч обучающемуся, называя существительное в ед. числе. Обучающийся называет это существительное во множественном числе и бросает мяч учителю.
8. Узнай, кто говорит
Цель: автоматизация употребления Present Simple в устной речи.
Ход игры: Обучающийся выходит к доске и становится спиной к классу. Один из учеников говорит о себе, что он делает хорошо, например, I swim well. Ведущий угадывает говорящего по голосу и теперь говорит то же самое, назвав исполнителя: Mary swims well.
9. Крестики-нолики
Цель: развитие речевой творческой активности обучающихся
Ход игры: Класс делится на две команды. Команда выбирает клеточку игрового поля и составляет предложение, используя слово прикрепленное к этой клеточке. Если предложение составлено правильно, то команда ставит «крестик» или «нолик» в выбранном квадрате. Выигрывает команда, которая сумеет поставить свои знаки в таком порядке:
| | 0 | ||||||
| | 0 | | |||||
| 0 | | | |||||
| | | | |||||
| | | | |||||
| | | |
0 0 0 0 0
10. Переводчик
Цель: развитие речевой творческой активности обучающихся
Ход игры: Класс делится на три группы. Первый ученик в каждой группе получает на листе бумаги предложение на английском языке. Ученик не должен показывать его другим участникам игры. Он должен перевести это предложение на русский язык, записать и завернуть бумагу так, чтоб не видно было английское предложение. Следующий ученик должен перевести полученное предложение с русского на английский и т. д. Побеждает команда, которая дала наибольшее количество правильных ответов.
11. У тебя есть?
Цель: закрепление навыка употребления глагола have в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях
Ход игры: Водящий выходит из класса. Учитель дает предмет одному из оставшихся учеников. Водящий возвращается в класс. У него есть возможность пять раз задать вопрос: “Have you got in?”. Тот, кому задали вопрос, отвечает «Yes, I have” или “No, I haven't”. Если водящему удается узнать, у кого предмет, он получает балл. Начинается новый раунд.
Так же на уроках использую грамматические игры с использованием карточек взятые из книги Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Игры на уроке: 2-3 классы: к учебникам М.З.Биболетовой и др. «Enjoy English. 2 класс», «Enjoy English. 3 класс» - М.: Изд-во «Экзамен»,2008.
Заключение
В данной проектной работе поднимается одна из важных проблем, существующих в методике обучения иностранным языкам – это проблема организации обучения с использованием игровых технологий.
Использование игры на уроках английского языка имеет большое значение для формирования новых умений и навыков. Использование различных игровых приёмов и ситуаций на уроках способствует формированию дружного коллектива в классе, воспитывают ответственность и взаимопомощь, так как в игре они должны быть «одной командой», помогать и поддерживать друг друга.
Та же я хочу отметить, что использование игр и игровых приёмов на различных ступенях обучения не только помогает в изучении иностранного языка, но и выполняет определённую роль при переходе учащихся на новую, более высокую ступень развития.
Итак, в данной работе рассматривается, что игровая деятельность является важным фактором развития личности обучающегося, предлагается система лексических и грамматических игр для обучающихся второго класса иностранному языку.
Использование игр на уроках иностранного языка помогает мне глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, способствуют формированию положительных личных качеств учащихся (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), обеспечивает сохранение на высоком уровне мотивации к учению.
В работе перечислен не полный перечень игр, используемых на уроках английского языка во втором классе: его можно пополнять до бесконечности. Главное помнить, что игра – лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры.
Приведенная выше система игр помогает скорректировать работу по формированию познавательных интересов учащихся младших классов на уроках английского языка. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах занятий.
Следует только помнить, что при все привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры. Иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Необходимо заметить при этом, что игры на уроках английского языка должны использоваться не эпизодически, а регулярно. Только в таких условиях у школьников формируется активная учебно-познавательная деятельность, что приводит к качественно новому уровню овладения иностранным языком.
В результате исследования, можно придти к выводу о том, что игра – это:
удачный способ для повторения изученного лексического или грамматического материала;
приём смены деятельности после трудного устного упражнения или другого утомительного занятия;
помощь при снятии скованности, особенно если исключить из нее элемент соревнования или свести его к минимуму;
способ запомнить глубоко и надолго. Обучающиеся обычно запоминают то, что им было приятно делать;
важный метод для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.
Таким образом в данной работе опытным путем (опираясь на результаты педагогической практики) была доказана методологическая ценность применения лексических и грамматических игр на уроках иностранного языка, заключающаяся в том, что участие в игре формирует у ребенка ряд психических новообразований. Это воображение и сознание, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие; формирование характера человеческих отношений, которые придают определенное значение тому или иному действию отдельного человека. У школьника возникает осмысленная ориентация в собственных переживаниях, ребенок стремится обобщить их. На основе всего этого у него могут быть сформированы навыки культурного поведения, что позволяет ему эффективно включаться в коллективную и индивидуальную деятельность.
В практической части приведена система лексических и грамматических игр для использования на различных этапах урока при повторении, что помогает учителю в нестандартном проведении урока, развитии креативности учащихся, их совместной деятельности - умению работать в коллективе, а также мотивировать их интерес к изучению английского языка, что особенно важно на данном этапе.
Таким образом, доказана эффективность применения игровых методов на занятиях по иностранному языку для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.
Приложение
Методические рекомендации по проведению лексико-грамматических игр на уроках английского языка
Разнообразие игр, которые мы можем использовать на уроках английского языка в начальной школе, огромно. Однако одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Все зависит от конкретных условий работы учителя.
Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки обучающихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д.
Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, иногда игру лучше использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение.
Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлекались и стали вместе с учителем участниками одного процесса.
Большинство игр не связаны с какой-либо определенной темой, поэтому в них содержится некоторый процент лексики незнакомой учащимся. Вводить ее рекомендуется в процессе объяснения условий игры.
Приёмы введения лексики могут быть различны. Один из них – зрительная наглядность, которая включает в себя не только картинную или предметную наглядность, но и движение, жест, мимику и т.д. И, наконец, в отдельных случаях можно воспользоваться однократным переводом.
Знакомясь с той или иной игрой, учитель должен сам хорошо понять ее правила. Использование всевозможной наглядности является важным требованием при проведении различного рода игр.
Кроме того, учитель должен всегда помнить о таких элементарных требованиях, как соответствие игры возрасту детей и изучаемой теме; нельзя допускать такого момента, когда в игре задействованы не все учащиеся. Также нужно удостовериться, что инструкция понятна и усвоена всеми и учащиеся готовы к осуществлению игровой деятельности.
Чтобы одна игра не надоела, не утратила свою привлекательность, не играйте в нее на каждом уроке. Чередуйте ее с другими играми.
Будьте внимательны при проведении игр-соревнований. Дети очень ранимы. Хотя элемент соревнования и повышает общую активность класса, но он мешает тем ученикам, которые не уверены в себе или много пропустили. Постарайтесь отвести им такую роль, которая позволила бы им играть не чувствуя себя неуютно.
Также не стоит забывать и о том, что обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней школьников, учителю следует проявить такт, особенно при оценке результатов игры. Отрицательная оценка деятельности её участников неизбежно приведет к снижению активности. Желательно начать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь затем перейти к недостаткам.
Активно используя игры на своих уроках, не стоит забывать, что не может быть игры ради игры. Она должна быть направлена, прежде всего на развитие памяти, мышления, внимания, ибо именно эти компоненты иноязычных способностей лежат в основе процесса овладения иностранным языкам.
Как разделить класс на команды
Иногда для проведения игр на уроке Вам нужно будет разделить класс на команды, на группы или на пары. Для этого существует несколько способов:
1. Возьмите столько цветных листов картона, сколько групп Вы хотите создать. Каждый лист разрежьте на столько кусочков сколько учеников должно быть в каждой группе. Перемешайте все кусочки, предложите детям вытащить по одному кусочку. Те, кому достались кусочки одинакового цвета, образуют одну команду.
2. Можно на кусочках бумаги написать равное количество номеров команд и положить в коробочку.
3. Предложите детям рассчитаться устно, кто какой номер назвал, окажется в команде под тем же номером.
Список литературы:
-
Арзамасцева, Н.И. Организация и использование игр при формировании у учащихся иноязычных грамматических навыков: учебно-методическое пособие / Н.И. Арзамасцева, О.А., Игнатова. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2007. – 28с.;
-
Артамонова, Л.Н. Игры на уроках английского языка и во внеклассной работе / Л.Н. Артамонова // English. – 2008. - № 4. – С.36;
-
Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Игры на уроке: 2-3 классы: к учебникам М.З.Биболетовой и др. «Enjoy English. 2 класс», «Enjoy English. 3 класс» - М.: Изд-во «Экзамен»,2008.
-
Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.;
-
Иванцова, Т.Ю. Игры на английском языке / Т.Ю. Иванцова // Иностранные языки в школе. – 2008. - № 4. – С. 52-57;
-
Жучкова, И.В. Дидактические игры на уроках английского языка/ И.В. Жучкова // English. - 2006. - № 7. – С. 40-43;
-
Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. – М., 1991. – 223 с.;
-
Петричук И.И. Еще раз об игре / И.И. Петричук // Иностранный язык в школе. – 2008. – № 2. – С. 37-42;
-
Пукина Т.В. Английский язык. 2-3 классы: игровые технологии на уроке и на досуге – Волгоград: Учитель, 2008.
-
Спиридонова, Т.И. Игровые приемы для повторения пяти времен английского глагола / Т.И. Спиридонова // Иностранные языки в школе. – 2004. - № 3. – С. 70-73;
-
Степанова, Е.Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е.Л. Степанова // Иностранные языки в школе. – 2004. - №2. – С. 66-68;
-
Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Система лексических и грамматических игр при обобщении изученного материала», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Английский язык (2 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.