- Русский интуитивизм

Презентация "Русский интуитивизм" по философии – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22

Презентацию на тему "Русский интуитивизм" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Философия. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 22 слайд(ов).

Слайды презентации

Русский интуитивизм. Московский государственный институт международных отношений Кафедра философии
Слайд 1

Русский интуитивизм

Московский государственный институт международных отношений Кафедра философии

Н. О. Лосский (1870-1965) С. Л. Франк (1877‑1950)
Слайд 2

Н. О. Лосский (1870-1965) С. Л. Франк (1877‑1950)

Н. О. Лосский: органический идеал-реализм Гносеология (интуитивизм) Интенциональность сознания Гносеологическая координация Три вида интуиции Онтология (иерархический персонализм) Иерархия субстанциальных деятелей Мир как органическое целое С. Л. Франк Гносеология (интуитивизм) Металогическое единст
Слайд 3

Н. О. Лосский: органический идеал-реализм Гносеология (интуитивизм) Интенциональность сознания Гносеологическая координация Три вида интуиции Онтология (иерархический персонализм) Иерархия субстанциальных деятелей Мир как органическое целое С. Л. Франк Гносеология (интуитивизм) Металогическое единство «Живое знание» Онтология «Непостижимое» Критика детерминизма Этика: Вековечная борьба добра и зла Социальная философия «Ересь утопизма» Соборность как основа социальности

Н. О. Лосский (1870-1965) Органический идеал-реализм. Обоснование интуитивизма (1906) Мир как органическое целое (1917) Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция (1938) Бог и мировое зло: Основы теодицеи (1941) Условия абсолютного добра: Основы этики (1949) История русской философии (1951
Слайд 4

Н. О. Лосский (1870-1965) Органический идеал-реализм

Обоснование интуитивизма (1906) Мир как органическое целое (1917) Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция (1938) Бог и мировое зло: Основы теодицеи (1941) Условия абсолютного добра: Основы этики (1949) История русской философии (1951)

Основные сочинения

Сознание подобно не «психическому вместилищу», в которое предмет должен «попасть», чтобы стать «осознанным», а скорее средоточию лучей, направленных на участки бытия и их освещающих. В этой направленности на предмет (интенциональности) и заключается сущность познавательного акта. В познавательном ак
Слайд 5

Сознание подобно не «психическому вместилищу», в которое предмет должен «попасть», чтобы стать «осознанным», а скорее средоточию лучей, направленных на участки бытия и их освещающих.

В этой направленности на предмет (интенциональности) и заключается сущность познавательного акта.

В познавательном акте, таким образом, наличествует сам предмет (в своей подлинности), а не его «копия», «отражение», «субъективное преломление» и т.п.

Субъект имеет не опосредованное, а непосредственное (интуитивное) знание предмета.

Гносеология (интуитивизм) Интенциональность сознания

То отношение субъекта ко всем другим сущностям в мире, которое делает интуицию возможной, есть гносеологическая координация. Именно гносеологическая координация, а не гносеологическая субординация субъекта – предмету или предмета – субъекту составляет основной закон познания. При этом сама гносеолог
Слайд 6

То отношение субъекта ко всем другим сущностям в мире, которое делает интуицию возможной, есть гносеологическая координация.

Именно гносеологическая координация, а не гносеологическая субординация субъекта – предмету или предмета – субъекту составляет основной закон познания.

При этом сама гносеологическая координация есть лишь частный (гносеологический) аспект имманентности друг другу всех индивидуальных субстанций («субстанциальных деятелей»).

Универсальность взаимодействия «единосущных» субстанциальных деятелей, образующих мир как органическое целое, составляет онтологическую основу интуитивизма.

Гносеология (интуитивизм) Гносеологическая координация

Гносеология (интуитивизм) Три вида интуиции. Чувственная интуиция постигает материальные качества вещей. Интеллектуальная интуиция постигает мир идей. Мистическая интуиция постигает Абсолютное. Интуитивный характер познавательного акта в более чистом виде обнаруживается в случаях, когда предметом яв
Слайд 7

Гносеология (интуитивизм) Три вида интуиции

Чувственная интуиция постигает материальные качества вещей.

Интеллектуальная интуиция постигает мир идей.

Мистическая интуиция постигает Абсолютное.

Интуитивный характер познавательного акта в более чистом виде обнаруживается в случаях, когда предметом является идеальное бытие: мир идей, чужое «я», в предельных случаях – Абсолютное.

Онтология (иерархический персонализм) Иерархия субстанциальных деятелей. Всеблагий, всемогущий и вездесущий Бог сотворил мир как систему сущностей, величайшее значение которой в том, что она состоит из сущностей, способных творить с Его всемилостивейшей помощью высочайшее благо – божественную полнот
Слайд 8

Онтология (иерархический персонализм) Иерархия субстанциальных деятелей

Всеблагий, всемогущий и вездесущий Бог сотворил мир как систему сущностей, величайшее значение которой в том, что она состоит из сущностей, способных творить с Его всемилостивейшей помощью высочайшее благо – божественную полноту жизни. Только личности способны к этому; поэтому Бог творит только личности.

Каждый субстанциальный деятель может развиваться и подниматься на всё более высокие ступени бытия, отчасти творчески вырабатывая, отчасти подражательно усваивая всё более сложные типы жизни.
Слайд 9

Каждый субстанциальный деятель может развиваться и подниматься на всё более высокие ступени бытия, отчасти творчески вырабатывая, отчасти подражательно усваивая всё более сложные типы жизни.

Так человеческое “я” есть деятель, который, может быть, биллионы лет назад вёл жизнь протона, потом, объединив вокруг себя несколько электронов, усвоил тип жизни кислорода, затем, усложнив ещё более своё тело, поднялся до типа жизни, например, кристалла воды, далее перешёл к жизни одноклеточного жив
Слайд 10

Так человеческое “я” есть деятель, который, может быть, биллионы лет назад вёл жизнь протона, потом, объединив вокруг себя несколько электронов, усвоил тип жизни кислорода, затем, усложнив ещё более своё тело, поднялся до типа жизни, например, кристалла воды, далее перешёл к жизни одноклеточного животного и – после ряда перевоплощений, или, лучше [сказать], выражаясь термином Лейбница, после ряда метаморфоз – стал человеческим “я”.

Онтология (иерархический персонализм) Мир как органическое целое. … созерцание других сущностей такими, какими они являются сами по себе, возможно потому, что мир есть некое органическое целое, а познающий субъект, индивидуальное человеческое я – некое сверхвременное и сверхпространственное бытие, т
Слайд 11

Онтология (иерархический персонализм) Мир как органическое целое

… созерцание других сущностей такими, какими они являются сами по себе, возможно потому, что мир есть некое органическое целое, а познающий субъект, индивидуальное человеческое я – некое сверхвременное и сверхпространственное бытие, тесно связанное с целым миром.

Не зависящая от времени и пространства координация есть не что иное, как связь сверхвременных и сверхпространственных деятелей друг с другом, благодаря которой всё, что переживает один деятель как своё прояснение, существует не только для него, но и для других деятелей всего мира.
Слайд 12

Не зависящая от времени и пространства координация есть не что иное, как связь сверхвременных и сверхпространственных деятелей друг с другом, благодаря которой всё, что переживает один деятель как своё прояснение, существует не только для него, но и для других деятелей всего мира.

С. Л. Франк (1877‑1950). Предмет знания: Об основах и пределах отвлечённого знания (1915) Душа человека: Опыт введения в философскую психологию (1918) Смысл жизни (1926) Духовные основы общества: Введение в социальную философию (1930) Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии (1939)
Слайд 13

С. Л. Франк (1877‑1950)

Предмет знания: Об основах и пределах отвлечённого знания (1915) Душа человека: Опыт введения в философскую психологию (1918) Смысл жизни (1926) Духовные основы общества: Введение в социальную философию (1930) Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии (1939)

Всякое определённое А можно мыслить лишь в его соотнесённости с каким-то не-А. Но сама соотнесённость А и не-А предполагает, что оба они являются членами некоего объемлющего единства, которое должно мыслиться сверхопределённым, «трансцендентным». Это искомое единство не вмещается в рамки логической
Слайд 14

Всякое определённое А можно мыслить лишь в его соотнесённости с каким-то не-А.

Но сама соотнесённость А и не-А предполагает, что оба они являются членами некоего объемлющего единства, которое должно мыслиться сверхопределённым, «трансцендентным».

Это искомое единство не вмещается в рамки логической системы именно потому, что оно само есть условие возможности системы.

Как таковое оно «мета-логично», точнее – оно есть «металогическое единство» или «Всеединство».

Гносеология (интуитивизм) «Металогическое единство»

Субъект и предмет знания существуют и должны мыслиться на фоне объемлющего их «металогического единства». Сознание не противостоит бытию, но включено в бытие (сознанию противостоит лишь «предметный мир» – область «объективируемого», но подлинное бытие не знает раздвоения на субъект и предмет). Следу
Слайд 15

Субъект и предмет знания существуют и должны мыслиться на фоне объемлющего их «металогического единства».

Сознание не противостоит бытию, но включено в бытие (сознанию противостоит лишь «предметный мир» – область «объективируемого», но подлинное бытие не знает раздвоения на субъект и предмет).

Следует отличать эмпирическое «предметное» знание действительности и идеальное «абстрактное» знание логических связей между элементами действительности от «живого знания».

Идеальное знание приводит в систему данные опыта, но это единство рационально и статично и есть лишь «бледный намёк» на металогическое всеединство, открывающееся в «живом знании».

Гносеология (интуитивизм) «Живое знание»

Познаваемый мир со всех сторон окружён для нас тёмной бездной непостижимого. Следует отличать «непостижимое для нас» (кантовская «вещь в себе») от «Непостижимого в его самобытии». Считать эту исконную таинственность бытия следствием нашей ограниченной способности восприятия – значит упростить пробле
Слайд 16

Познаваемый мир со всех сторон окружён для нас тёмной бездной непостижимого.

Следует отличать «непостижимое для нас» (кантовская «вещь в себе») от «Непостижимого в его самобытии».

Считать эту исконную таинственность бытия следствием нашей ограниченной способности восприятия – значит упростить проблему, низвести тайну на уровень неразрешимой шарады.

Тогда, под предлогом «непостижимости» абсолютного бытия, рассудок выхолостит всё глубинное из предметного мира и вгонит его в прокрустово ложе своих категорий.

Онтология «Непостижимое»

«Непостижимое постигается посредством его непостижения». Николай Кузанский
Слайд 17

«Непостижимое постигается посредством его непостижения».

Николай Кузанский

Непостижимое есть не только то, что было, есть и будет, оно есть скорее источник бытия; оно больше, чем бытие: оно есть потенциальность, или свобода. Свобода есть наиболее явное проявление Непостижимого в мире самосознания. Детерминизм означает «определённость одной определённости другой определённо
Слайд 18

Непостижимое есть не только то, что было, есть и будет, оно есть скорее источник бытия; оно больше, чем бытие: оно есть потенциальность, или свобода.

Свобода есть наиболее явное проявление Непостижимого в мире самосознания.

Детерминизм означает «определённость одной определённости другой определённостью»,

но если глубина личности есть внутреннее обнаружение Непостижимого, то мы получаем «определённость определённости неопределённостью», т.е. свободу воли.

Онтология Критика детерминизма

Свобода воли делает эмпирически реальным метафизически невозможное – ограниченность силы всемогущего (Божественный Свет не смог просветить душу Иуды). Зло нельзя объяснить; его и не нужно объяснять: «объяснить зло» значило бы «оправдать зло», но допустимо только такое толкование зла, которое являетс
Слайд 19

Свобода воли делает эмпирически реальным метафизически невозможное – ограниченность силы всемогущего (Божественный Свет не смог просветить душу Иуды).

Зло нельзя объяснить; его и не нужно объяснять: «объяснить зло» значило бы «оправдать зло», но допустимо только такое толкование зла, которое является его обличением, а не оправданием.

Поэтому нет никаких гарантий для торжества начал добра и разума: борьба между добром и злом вековечна, более того – имеет смысл совершенно независимо от веры в конечную победу над злом.

Спасение мира возможно лишь силой божественной благодати, но это отнюдь не снимает обязанности совершенствования мира – создания в нём таких условий, при которых зло свелось бы к минимуму.

Этика Вековечная борьба добра и зла

Однако, возможное «совершенствование» мира в наше время подменяется стремлением к метафизически невозможному силами человеческими «спасению» мира. Так возникает «ересь утопизма» – стремление «спасти мир» установлением некоего идеального, принудительно осуществляемого порядка. Но спасти мир принужден
Слайд 20

Однако, возможное «совершенствование» мира в наше время подменяется стремлением к метафизически невозможному силами человеческими «спасению» мира.

Так возникает «ересь утопизма» – стремление «спасти мир» установлением некоего идеального, принудительно осуществляемого порядка.

Но спасти мир принуждением невозможно, и так как попытки построить идеальный мир наталкиваются на сопротивление человеческой природы, приходится прибегать к жестоким мерам.

В результате вместо положительного построения нового мира на практике лишь разрушается старый мир.

Социальная философия «Ересь утопизма»

Внешняя сфера социальности («общественности») основывается на «соборности» – первичной солидарной слитности индивидуальных “я” во всеобъемлющем “мы”. “Мы” не есть просто множественное число от “я” (в своём основном и первичном смысле “я” вообще не может иметь множественного числа) – “мы” есть единст
Слайд 21

Внешняя сфера социальности («общественности») основывается на «соборности» – первичной солидарной слитности индивидуальных “я” во всеобъемлющем “мы”.

“Мы” не есть просто множественное число от “я” (в своём основном и первичном смысле “я” вообще не может иметь множественного числа) – “мы” есть единство “я” и “ты” (“вы”).

“Мы” есть, следовательно, некая первичная категория социального бытия (столь же первичная как и “я”), в которой преодолевается вечная противопоставленность “я” и “ты”.

Соборное “мы” есть непосредственное отражение Всеединства в социальной жизни.

Социальная философия Соборность как основа социальности

Вопросы?
Слайд 22

Вопросы?

Список похожих презентаций

Русский экзистенциализм

Русский экзистенциализм

Л. И. Шестов (1866-1938). Н. А. Бердяев (1874-1948). Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше (Философия и проповедь) (1900) Достоевский и Ницше (Философия ...
Русский марксизм

Русский марксизм

Г. В. Плеханов (1856-1918). В. И. Ленин (1870-1924). К вопросу о развитии монистического взгляда на историю (опубл. 1895) К вопросу о роли личности ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:12 декабря 2012
Категория:Философия
Содержит:22 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации