Слайд 1Пётр Андреевич Вяземский
(1792-1878)
Слайд 2Князь, русский поэт, литературный критик. Член Российской Академии (1839). Отец историка литературы и археографа Павла Вяземского.
Слайд 3Пушкин о Вяземском.
«Судьба свои дары явить желала в нем, В счастливом баловне соединив ошибкой Богатство, знатный род с возвышенным умом И простодушие с язвительной улыбкой». Так писал Пушкин о Вяземском в 1820 году. Они познакомились в 1816 году в Царском Селе и сразу подружились. Сближало их и насмешливо-независимое отношение к авторитетам и стремление создать новую литературу и сходство вкусов. Переписка Пушкина с Вяземским дает яркое представление об их дружбе: это нескончаемый диалог очень умных людей, в котором обсуждаются все новости литературы и политики, все важнейшие вопросы времени. "Часто не соглашаешься с его мыслями, но они заставляют мыслить",- писал о Вяземском Пушкин. Пушкин увековечил его имя, взяв эпиграфом к первой главе "Онегина" строку из стихотворения Вяземского "Первый снег": "и жить торопится, и чувствовать спешит".
Слайд 4Творческий путь.
Как поэт Вяземский может быть назван представителем так называемого «светского стиля» в русской поэзии. Воспитанный на французской литературе XVII и XVIII веков, он оставался всю жизнь под сильным влиянием французского классицизма, хотя и выступал в 1820-х гг. защитником романтизма.
Слайд 5В поэтической деятельности Вяземского можно различать несколько периодов. Первый успех Вяземскому принесли эпиграммы, осмеивающие литературных староверов. Наряду с сатирическими произведениями, баснями, эпиграммами, в первый период в его творчестве значительное место занимает эпикурейская* поэзия. Поэтому можно утверждать, что Вяземский вступил в литературу певцом наслаждения жизнью, счастливой любви, беспечного бытия в кругу близких, понимающих друзей (например, его «Послание к халату», 1817). В печати же он дебютировал стихотворным «Посланием Жуковскому в деревню» и критическими статьями (1808). *Эпикуреи́зм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие.
Слайд 6Годы политического либерализма вдохновили его на «свободолюбивые» стихотворения. Лучшие из них: «Петербург» (1818), заканчивающийся воззванием к царю дать конституцию России и уничтожить крепостное право, и «Негодование» (1820), грозящее местью деспотам за угнетение народа. Эти стихотворения отражали настроения известной части дворянства накануне декабрьского восстания и по содержанию были близки пушкинским («Деревне» и «Вольности»). В эти же годы политических надежд и разочарований Вяземский пережил увлечение поэзией Байрона, наложившей отпечаток на некоторые его произведения (например, «Уныние», 1849).
Слайд 7Стихотворения второй половины жизни Вяземского, в поэтическом отношении очень продуктивной, отличаются значительно большим вниманием к художественной форме — результат влияния поэзии Пушкина. По настроению они полны грустного лиризма, а иногда свидетельствуют о тяжёлом пессимизме автора. Пережив всех близких ему людей, дотянув до эпохи разложения дворянства, наблюдая быстрый рост буржуазии и выступление на общественную сцену ненавистной ему демократической интеллигенции, Вяземский чувствовал себя одиноким и чужим всему, что окружало его в последние годы жизни. В стихах он иногда издевался над враждебной ему современностью, но чаще уходил в далёкие воспоминания о прошлом или с тоской изображал своё безотрадное существование.
Слайд 8Биография.
Родился 23 июля 1792 года в Москве. Родители Вяземского были очень знатными и богатыми людьми, род князей Вяземских был очень древним и известным в России. Мать – Екатерина Ивановна Вяземская ( урождённая О’Рейли) Отец – Андрей Иванович Вяземский – дипломат, знаменитый вельможа екатерининского времени.
Слайд 9Пётр Андреевич получил прекрасное домашнее образование, затем обучался в иезуитском пансионе Петербурга.
Слайд 10В 1806 году Вяземский возвращается в Москву и продолжает учёбу частным образом, беря уроки у профессоров Московского университета. В 1807 году умирает отец Вяземского, а все заботы о семье берёт на себя родственник Н. Карамзин (известный историк в России). С этого времени Вяземский поступает на работу в Межевую канцелярию и активно продолжает заниматься литературным творчеством. Вяземский в это время пишет в духе сентиментализма. Он является приверженцем реформ в России, ограничения самодержавия.
Слайд 11В 1812 году Вяземский поступает в дворянское ополчение в связи с началом Отечественной войны. Он принимал участие в Бородинской битве, а после окончания войны служил в Варшаве.
Слайд 12Реформаторские настроения Вяземского послужили причиной его увольнения со службы, девять лет он считался политически неблагонадёжным, за ним был установлен негласный полицейский надзор. В течение этого времени Вяземский активно работает как литератор, общается с декабристами. В это время он пишет в духе романтизма, видя поиск идеала справедливой жизни на земле.
Слайд 13До 1820 года Пётр Андреевич работал в журнале "Московский телеграф".
Слайд 14С 1830 года Вяземский сотрудничает с "Литературной газетой" и журналом "Современник", который издавался А. С. Пушкиным.
Слайд 15Будучи в сложном положении, Вяземский обращается к царю с просьбой определить его службу. Николай I удовлетворяет просьбу писателя, и Вяземского зачисляют чиновником в Министерство финансов, находящееся в Петербурге. После он поменял несколько достаточно значительных должностей, работая в департаменте внешней торговли и в государственном банке. Карьера Вяземского начала складываться удачно, он получил должность в Министерстве просвещения, был сенатором.
Слайд 16С 70-х годов Вяземский живёт за границей. Писатели постигают суровые удары судьбы: умирают многие его друзья, из детей остаётся в живых только сын Павел. Одиночество угнетает Петра Андреевича. Вяземский умирает в Баден-Бадене 22 ноября 1878 года. Похоронен в Петербурге.
Слайд 17П.А. Вяземский
ЛЮБИТЬ. МОЛИТЬСЯ. ПЕТЬ Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье Души, тоскующей в изгнании своем, Святого таинства земное выраженье, Предчувствие и скорбь о чем-то неземном, Преданье темное о том, что было ясным, И упование того, что будет вновь; Души, настроенной к созвучию с прекрасным, Три вечные струны: молитва, песнь, любовь! Счастлив, кому дано познать отраду вашу, Кто чашу радости и горькой скорби чашу Благословлял всегда с любовью и мольбой И песни внутренней был арфою живой!
Слайд 18Анализ стихотворения. История.
Стихотворение написано в 1839 году. Со своей супругой Верой Фёдоровной Вяземский потерял семерых детей – четырех мальчиков и трех дочек. После смерти Маши, чтобы не отчаяться, бедные Вяземские отправились в Константинополь, где служил дипломатом их последний оставшийся в живых сын, Павел; а оттуда – на Пасху – в Иерусалим. Пётр Андреевич долго держался молодцом. И один из самых светлых его стихов, «Любить. Молиться. Петь», написан как раз в самые горькие минуты.
Слайд 19Лирический герой стихотворения рассуждает о смысле жизни, о существовании души, о человеческих чувствах.
Слайд 20Стихотворение философское, лирическое. Написано шестистопным ямбом. Силлабо-тоническое стихосложение.* Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Слайд 21Основные тропы:
Инверсия (нарушение порядка слов) Преданье темное о том, что было ясным. Повтор (в данном случае звуковая анафора и звуковая эпифора) Предчувствие и скорбь о чем-то неземном, Преданье темное о том, что было ясным. Счастлив, кому дано познать отраду вашу, Кто чашу радости и горькой скорби чашу
Слайд 22Восклицание Три вечные струны: молитва, песнь, любовь!
Слайд 23Вывод:
Средства образной выразительность раскрывают глубину чувств лирического героя.