Слайд 1Ответы на билеты 9 класс (искусство)
Слайд 21. Базовые принципы композиции.
Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции-создание художественного образа.
Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Замкнутость композиции
Открытость композиции
Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.).
Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру.
Если вам необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует его перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления линий из центра.
Слайд 3К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность.
2. Правила, приемы и средства композиции.
Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).
Основные законы композиции: 1. Закон целостности - объединение элементов, частей в единое целое. 2. Закон соподчинения - подчинение всех элементов изображения доминанте (центру). 3. Закон равновесия- состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой.
схема 1 схема 2 схема 3
Слайд 43. Передача ритма, движения и покоя в композиции
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
Ритм – универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях действительности(космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов и др.). Ритм всегда подразумевает движение. В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.
Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног
Правило передачи движения: – если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным ; – эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом ; – для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.
Правило передачи покоя: – если на картине отсутствуют диагональные направления; – если перед движущимся объектом нет свободного пространства ; – если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия ; – если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной .
Слайд 5Приемы выделения главного: цвет; свет, расположение, жесты, взгляды, размер, форма, движение
Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть сюжетно-композиционный центр, который часто также называют "смысловым центром" или "зрительным центром" картины.
Композиционный центр должен в первую очередь привлекать внимание зрителя. Конечно, в сюжете, в пластическом мотиве не все одинаково важно, и второстепенные части, детали должны быть строго взаимосвязаны, подчинены главному, образуя вместе с ним единое целое — произведение искусства. Центр композиции включает сюжетную завязку с главными действующими лицами и аксессуарами. Построение всего произведения со всеми его частями ведется во имя выявления идейного содержания с опорой на действие закона целостности.
4. Выделение сюжетно-композиционного центра (доминанты)
свет жесты цветовое пятно
Слайд 65. Передача симметрии и асимметрии в композиции
В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуравновешены.
В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины.
Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например, симметрично устроены фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции — статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.
Слайд 7В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними.
6. Передача равновесия в композиции
Слайд 8Академический рисунок – многочасовую работу с подробной передачей конструкции и светотени объектов – выполняют слушатели Академии художеств и студенты высших специальных учебных заведений. Такая система обучения сложилась с конца XVI века и, как правило, включает копирование «оригиналов» признанных мастеров, рисование с гипсовых античных слепков и затем – с живой натуры.
С помощью одних и тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна – художниками создается разнообразное восприятие мира.
Форма и пространство – это важнейшие элементы пластической культуры во всех видах пластических искусств. Построение архитектурной формы по законам гармонии, ритма, соразмерности, лепка скульптурной формы, моделировка формы фигур и предметов в графике и живописи, определение их структуры, пластической выразительности, соотношение с пространством составляют базу в творчестве.
7. Рисунок – основа пластических искусств.
Слайд 98. Многообразие форм
Форма – это единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта.
Все зрительно воспринимаемые признаки формы важны: геометрический вид (конфигурация), величина, положение в пространстве, масса, фактура, текстура, цвет, светотень.
Подобие форм
В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию.
Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур.
Фигуры Объемные тела
Слайд 10В рисунке форма предметов передаётся линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение - конструкцию.
Необходимо вначале научиться строить на плоскости внутреннюю конструкцию объёмных предметов с помощью осей, диагоналей и нахождения узловых точек.
Вы знаете, что внешний вид предмета и очертания, характеризуют его форму и делают его объёмным.
Конструкция - это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.
9. Превращение плоскости в объем.
Пластические композиционные средства отличаются от графических тем, что выражаются в формах, развитых не в двух как на плоскости, а в трех основных координатных направлениях: по горизонтали, вертикали и глубине.
Слайд 1110. Элементы формообразования. Простые и сложные формы.
Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы — несколько геометрических фигур.
Прежде, чем приступить к изображению кувшина с натуры, полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит. Если мысленно расчленить форму кувшина, отбросив носик и ручку, то можно представить, что горло — это цилиндр, а основная часть сосуда состоит из шара и двух усеченных конусов.
Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет роль каркаса в строении фигуры.
Формообразование - получение объёмной формы.
Например, новый образ можно создать на основе уже известных объектов, произвольно соединяя части и детали. Дизайнеры подсмотрели много интересных форм в природе, на основе которых они сконструировали предметы и машины, отличающиеся красотой и целесообразностью формы.
Слайд 1211. Тела вращения, плоскогранные тела.
Цилиндр – тело, которое описывает прямоугольник при вращении его со стороны оси. Конус - тело, которое получено при вращении прямоугольного треугольника вокруг его катета как оси. Шар – тело, полученное при вращении полукруга его диаметра как оси.
Слайд 13Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью рада условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема.
Стилизация - обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету, произведение фигур в удобную для орнамента форму. Стилизация применяется как средство дизайна, монументального искусства и в декоративном искусстве для усиления декоративности.
Принципы стилизации: – превращение объемной формы в плоскостную и упрощение конструкции, – обобщение формы с изменением абриса(контура), – обобщение и усложнение формы, добавление деталей.
Приемы стилизации: точка, силуэт, цвет, линия, штрих.
12. Стилизация формы.
Слайд 14Пропорции (лат. proportio — соразмерность) — соразмерность всех частей художественного произведения или архитектурного сооружения, их соответствие друг другу и определенное соотношение с целым.
Выдержать пропорции в рисунке — значит добиться соотношения величин всех частей предмета к целому в пределах формата и выбранного масштаба изображения.
В рисунке мы сталкиваемся с тем обстоятельством, что изображаемый объект может быть больше или меньше, чем наш лист бумаги. Например, часть интерьера или фигура человека явно больше среднего размера листа, а бабочка или цветок значительно меньше. А мы можем сделать рисунок, скажем, на листе А3 таким образом, чтобы занять максимально площадь листа и не нарушить соотношения размеров изображаемого предмета. Для этого мы должны найти способ правильно передать соотношения размеров пропорционально уменьшая или увеличивая все изображение (масштаб).
Грамотный рисунок — это прежде всего изображение пропорций предмета.
Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) — соотношение двух величин, равное соотношению их суммы к большей из данных величин.
13. Пропорции
Слайд 15Линейная перспектива - это кажущееся искажение формы и размеров предметов в пространстве при их визуальном наблюдении.
Основные правила перспективы: 1. Параллельные линии изображаемого объекта, если они идут под углом к картинной плоскости, например рельсы, уходящие в глубину, кажутся глазу сходящимися в одной точке. Их и следует рисовать направленными в эту точку.
Воздушная перспектива. У предметов, которые расположены на близком расстоянии от рисующего, хорошо видна их величина, характер формы, объем, материал, фактура, детали, светотень, цвет и другие качества. По мере удаления предмета эти качества постепенно начинают претерпевать изменения или становятся неразличимыми вообще, что является следствием действия воздушной и световой перспективы. Поэтому воздушная и световая перспектива имеют важное значение для передачи пространства, объемно-пластических, светотеневых, цветовых, материальных особенностей натуры, организации цветового строя в реалистической живописи.
14. Перспектива (линейная и воздушная)
Слайд 1615. Линия горизонта.
Видимым горизонтом называют линию, по которой небо кажется граничащим с поверхностью Земли.
Линия горизонта, это линия которая находится на уровне глаз художника. Именно на этой линии все плоскости превращаются в линию.
Горизонт разделяет предметы на видимые снизу или сверху: к примеру, постройки, находящиеся выше линии горизонта, видны нам снизу, а находящиеся ниже видны сверху.
Точек схода может быть одна или несколько, которые располагаются на линии горизонта.
Слайд 1716. Основные понятия светотени.
Свет - это излучение, способное возбуждать сетчатку глаза и создавать зрительный образ в мозге человека.
Световой поток, исходящий от одного источника, падает обыкновенно не на одну, а на множество разнообразных по форме и окраске поверхностей, располагающихся к тому же под разнообразными углами по отношению к лучам света и потому оказывающихся по-разному освещенными. Зону света образует та часть поверхности предмета, которой достигают лучи света, идущие непосредственно от источника, а противоположная ей зона тени освещается лишь лучами отраженного света; Свет и тень, блик и рефлекс расположены на предмете симметрично относительно зоны, называемой полутенью.
Свет может быть искусственный (лампа); естественный (солнце).
Слайд 1817. Графические художественные материалы и техника работы с ними.
Учебная практика показала, что в общеобразовательной школе для выполнения заданий по рисунку наиболее употребительны графитные и цветные карандаши, фломастеры, акварель, тушь, цветные мелки, а также уголь, сангина, пастель.
Графитный карандаш обладает приятным серым тоном и некоторым блеском, легко допускает исправления, стирается резинкой. Этим карандашом можно создать рисунки линейного, линейно-штрихового и тонально-живописного плана. Из всех материалов рисунка графитный карандаш самое простое и доступное средство.
Цветными карандашами также можно добиваться разнообразных графических или живописных эффектов, особенно это касается акварельных карандашей, которые можно размывать водой, добиваясь живописных приемов работы.
Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие, можно быстро заштриховывать большие поверхности боковой стороной. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и большой диапазон тональных переходов. Им можно выполнять быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки.
Рисунки углем или пастелью следует закреплять. Можно использовать для этого специальный фиксатив или лак для волос. Фиксируют, распыляя лак постепенно, в несколько приемов, с расстояния примерно один метр, не допуская образования капель.
Пастель любит тонированную основу, ею можно работать на цветной бархатной бумаге, картоне, обработанном мелкозернистой шкуркой. Пастель лучше держится на шероховатой поверхности.
Слайд 1918. Живопись - искусство цвета.
Живопись — это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль. К живописи относятся произведения искусства, выполненные красками, нанесенными на какую-нибудь твердую поверхность. Живопись означает писать жизнь, писать живо, то есть полно и убедительно передавать действительность.
По своему практическому назначению живопись разделяется на монументальную, станковую, иконопись, миниатюру, театрально-декорационную, декоративную роспись. Каждая из разновидностей живописи отличается своей спецификой. Это касается как технического исполнения, так и художественно-образных задач.
Живопись способна запечатлеть сложный мир человеческих чувств и характеров (эмоциональность), передать тончайшие изменения в природе, вечные философские идеи и фантастические образы.
Техника лессировки – постепенное наложения прозрачных слоёв краски друг на друга. Техника Аля-прима - означает писать сразу, пастозным мазком, не возвращаясь к нему больше.
Техники работы в живописи:
Слайд 2019. Восприятие цвета.
Цвет является мощным источником воздействия на психику человека и его эмоциональное состояние. Цветом можно не только украсить, но и испортить интерьер квартиры. Работать с цветом нужно очень осторожно и желательно ознакомившись с природой цвета и законами построения цветовых композиций.
Красный цвет - теплый, раздражающий, стимулирует работу мозга, эффективен при меланхолии и плохом настроении. Оранжевый цвет стимулирует чувства и слегка ускоряет пульс, но не увеличивает кровяное давление, создает чувство благополучия и радости, поднимает аппетит. Желтый цвет активизирует работу мозга, эффективен при восприятии в течение небольшого количества времени при умственной недостаточности, поднимает настроение.
Любой предмет имеет свой цвет. Некоторые объекты мы узнаём только благодаря цвету. Представьте три круглых по форме и одинаковых по величине объекта. Мы можем «превратить» их в оранжевый апельсин, красный помидор или зеленое яблоко, окрасив в соответствующие цвета.
Цвет помогает нам узнать, поспели ли ягоды, или о том, что уже наступила осень, потому что зеленые листья деревьев пожелтели и покраснели. Даже воздух по-разному окрашивает дали лесов или гор, помогает нам ориентироваться в пространстве. В различное время дня в зависимости от цвета освещения изменяются оттенки неба, земли и воды (рассвет, закат, восход и т.д.)
Цвет, — это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение.
Слайд 21Если разделить спектр на две части, то мы получим две группы цветов. Принято считать цвета спектра от зелёного к красному (цвета огня) тёплыми, а от голубого к фиолетовому (цвета льда) – холодными. Такое деление условно, т. к. любой цвет может быть или тёплым или холодным в зависимости от соседних цветов. Но всё равно это понятие используют для удобства моделировки формы, трактовки пространства и цветовой перспективой.
Правила: На солнце свет тёплый, а тени холодные
В помещении свет холодный, а тени тёплые.
Цвета белые, серые и черные называют ахроматическими (не цветными). Все цвета, имеющие признак цветности называют хроматическими (цветными).
Три характеристики цвета: Цветовым тоном называют тот признак цветности, когда его называют красным, оранжевым, желтым, зелёным.
Светлота – кажущаяся яркость излучения того или иного цвета.
Насыщенность - степень выраженности в данном цвете цветового тона или степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического (чёрного или серого).
Теплая часть спектра
Холодная часть спектра
20. Природа цвета. Теплые и холодные цвета.
Слайд 2221. Пространственные свойства цвета.
Под влиянием воздуха тёмные тона высветляются, а светлые наоборот становятся темнее. Контрастность контуров предметов с удалением в глубину теряется. Предметы становятся расплывчатыми. Цвет с удалением в глубину становится холоднее.
С увеличением расстояния предметы теряют яркость цвета; кажется, что вдали предметы окутаны голубым туманом. По мере приближения к зрителю цветовые контрасты становятся сильнее, контрасты светлого и темного более четко очерчены. Но самое главное: за счет равномерного изменения яркости (например, перехода голубого в белый) появляется дополнительное впечатление пространственной глубины и удаленности.
Высветление тёмных тонов
Увеличение холодности при удалении
Слайд 2322. Основные, составные и дополнительные цвета
Дополнительные или гармоничные цвета в цветовом круге расположены напротив друг друга. Выявлены 3 пары таких цветов. Это цвета: красный – зелёный, синий – оранжевый, жёлтый – фиолетовый.
К составным (вторичным) цветам красок относят: оранжевый, зелёный, фиолетовый. Полученные в результате смешения основных цветов.
Основными цветами считаются те, которые невозможно получить смешиванием: желтый, красный, синий., расположены в центре цветового круга.
Слайд 2423. Светлотный и цветовой контрасты.
Цвет предмета постоянно меняется в зависимости от условий, в которых он находится. Огромную роль в этом играет освещение. Посмотрите, как неузнаваемо изменяется один и тот же предмет . Если свет на предмете холодный, его тень кажется теплой и наоборот. Контраст света и цвета наиболее четко и ясно воспринимается на «переломе» формы, то есть на месте поворота формы предметов, а также на границах соприкосновения с контрастным фоном.
Светлотный контраст
Цветовой контраст
Контраст по светлоте применяют художники, подчеркивая в изображении разную тональность предметов.
Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.
Слайд 2524. Ахроматические цвета.
Ахроматические цвета отличаются друг от друга только степенью светлоты. Взяв два различных серых цвета, мы всегда увидим, какой из них светлее, а какой темнее, так как это легко определяется на глаз. Глаз человека способен различить более 300 переходов ахроматических цветов.
Ахроматические (в буквальном переводе с греческого – бесцветные) цвета («хромо» – цвет, отрицание «а», без цвета)- это черный, белый и вся шкала серых между ними. Все оттенки ахроматической группы не имеют тона и отличаются друг от друга только светлотой. Белый – самый светлый цвет, черный – самый темный. Светло-серый, средне-серый, темно-серый (и другие градации серого) занимают промежуточные ступени светлоты между белым и черным.
Слайд 26Колорит изображения (итал. colorito, от лат. color — краска, цвет) — общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков. Самая важная составная часть колорита - цвет.
Характеристики Цвета: Цветовой тон - это качество хроматического цвета, которое мы обычно называем красным, оранжевым, желтым, зеленым и т.д.
Светлота - это отношение потока света, отраженного или пропущенного образцом, к падающему потоку; она выражается в относительных единицах.
Насыщенность цвета - это степень отличия хроматическою цвета от ахроматического той же светлоты.
Локальный цвет (собственный цвет)
25. Колорит
Существенную роль играет в живописи объединение цветов. Обычно объединяются между собой те цвета, которые равны по светлоте и которые близки друг другу по цветовому тону.
Колорит раскрывает нам красочное богатство мира. Он помогает художнику передать настроение картины: колорит может быть спокойным, радостным, тревожным, грустным и др. Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным.
Чувство колорита — очень ценный дар. Выдающимися русскими художниками-колористами были И. Репин, В. Суриков, К. Коровин, М. Врубель, Ф. Малявин, В. Борисов-Мусатов и др.
Слайд 27Живопись: Кисти: КРУГЛЫЕ -Одна из наиболее универсальных кистей. Предназначается для нанесения краски линией ПЛОСКИЕ - Такими кистями наносят широкие ровные мазки: ими хорошо работать на крупных участках холста. Бумага: Акварельная, картон (холст, оргалит) Краски: Акварельные, гуашевые, темпера, масляные. Растворитель, лак, грунт и т.д
26. Живописные художественные материалы.
Краски выкладываются на палитру и смешивают, что бы получить нужный цветовой оттенок. Палитра – это небольшая тонкая доска прямоугольной, овальной или другой формы. Палитру для масляной живописи делают в основном из дерева, а для работы акварелью и гуашью – из белого пластика, иногда с углублениями для красок (так же: белое блюдо, кафельную плитку, лист бумаги).
Основа всех красок – пигмент – это различные красящие вещества, или красители. Они бывают минерального, химического, органического (животного или растительного) происхождения.