Слайд 1Августин «Блаженный» Аврелий
(354-430 гг.)
Слайд 2Св. Августин. Фреска капеллы Санкта-Санкторум в Латерано. VI в.
Римско-христианский философ, богослов, мудрец. Выходец из Нумидии (в древности область в Северной Африке (современная северная часть Туниса и Алжира)). Являлся одной из ключевых фигур в истории европейской философии. Происходил из небогатой провинциальной семьи и в молодости испытал влияние своей матери-христианки. Получив образование в Мадавре и Карфагене, избрал карьеру профессионального ритора (оратора). В 383 гг. переехал в Рим, но вскоре получил место ритора в Милане, где познакомился с епископом Амвросием и начал изучать сочинения неоплатоников и послания апостола Павла. Весной 387 г принял крещение. Через год вернулся в Северную Африку: с 391г. — пресвитер, а с 395 г. вплоть до смерти — епископ города Гиппон. Один из наиболее влиятельных отцов христианской церкви.
Слайд 3Беноццо Гоццоли. Св. Августин учит в Риме. 1464—1465 гг.
Его наследие по теологии и критике поистине огромно. Наиболее известен автобиографический труд «Исповедь», положивший начало исповедальному жанру. Августин назван католическими богословами «блаженным». Как богослов и писатель имел сильное влияние на оформление всей догматики католицизма. Наиболее известные произведения: «О христианской доктрине», «О граде Божием». Учение Августина стало неопровержимым авторитетом в эпоху средневековья.
Слайд 4Боттичелли. «Св. Августин»
Августин Блаженный - родоначальник христианской философии истории (раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса). Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного: • ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного; • Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре; Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь; • Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;
Слайд 5Святой Августин и Святая Моника
• в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти; • короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому; • Церковь — единственная сила, способная объединить мир; • бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее; • высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины; • после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.
Слайд 6Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге: • Бог существует; • главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство; • все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога; • Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем; • знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.
Слайд 7Значение философии Августина Блаженного в том, что им: • уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени); • Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Римской империи) объявлена тоже властью наряду с государственной (а не элементом государства); • обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы — над монархами — главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века; • выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству; • воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех); • одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.
Слайд 8Афоризмы: «Будем же верить, если не можем уразуметь»; «Вера вопрошает, разум обнаруживает»; «Все человеческие беды происходят оттого, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться»; «Если зла нет, то самый страх перед злом есть зло»; «Злом называется и то, что человек совершает, и то, что он терпит. Первое – это грех, второе – наказание. Человек совершает зло, которое хочет, и терпит зло, которого не хочет»; «Кто ненавидит мир? Те, кто растерзал истину»; «Любовь к ближнему ограничена тем, насколько каждый человек любит самого себя»; «Любовь к временному можно изгнать, только почувствовав сладость вечного».
Слайд 9Спасибо за внимание.