Слайд 1
Музыка. 7 класс.
МБОУ Кубянская СОШ Атнинского муниципального района РТ Учитель музыки Тухфатуллина Фардия Римхатовна
Слайд 2
Симфоническая музыка
Симфония – ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное произведение
Слайд 3
Гайдн Франц Йозеф (1732—1809), австрийский композитор.Родился, вероятно, 31 марта 1732 г. (крещён 1 апреля 1732 г.) в деревне Рорау (Нижняя Австрия).
Слайд 4
Симфония № 103 («С тремоло литавр») Йозеф Гайдна
Йозеф Гайдна (1732-1809) – великий австрийский композитор, один из пред-ставителей венской классической школы. Музыкальные образы его сочинений навеяны жизнью и бытом австрийского крестьянства (мирная счастливая жизнь, танцы и хороводы, природа, радости крестьянского труда…) Симфония № 103 ,вступление
Слайд 5
Путешествия в Лондон
Результат: двенадцать знаменитых лон-донских симфоний, которые являются вершиной симфонизма. Одна из лондонских симфоний – Симфония № 103 («С тремоло литавр») получила своё название от первого такта медленного вступления, в котором звучит тремоло ( от итал. Tremolo - дрожащий) литавр, напоми-нающее отдалённые раскаты грома.
Слайд 6
Для закрепления
Начало симфонии. В чём особенность вступления? Какие инструменты его исполняют? 1-я часть. Как соотносятся между собой темы вступления, главной и побочной партий? Финал. Каким предстаёт перед нами композитор?
Слайд 7
Вольфганг Амадей Моцарт-
Австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист
Слайд 8
Вольфганг Амадей Моцарт- полное имя Иоган Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт
Слайд 9
Симфония № 40
Моцартовские симфонии – настоящие инструментальные драмы. Симфония № 40 занимает особое место в творчестве композитора. Эта музыка затрагивает самые глубокие человеческие чувства, отражает драматическое, даже трагическое состояние души.
Слайд 10
Моцарт и Леонардо да Винчи…
Симфонию №40 Моцарта можно сравнить с другим величайшим шедевром – «ДЖОКОНДОЙ» Леонардо да Винчи. « Этот портрет изображает молодую женщину не то с улыбкой на губах, не то с каким-то особым выражением лица, похожим на улыбку. Но вовсе не радость или веселье выражает это лицо: чувствуется что-то нежное, глубокое и вместе страстное и чувственное в этом удивительном портрете. » Каждое слово как будто о музыке Моцарта!
Слайд 11
Три части Симфонии-1,2 и 4-я написаны в сонатной форме
1-я часть начинается с изложения главной партии, трепетной, нежной, беспокойный. 2-я часть – светлая, ясная и спокойная лирика. 3-я часть – менуэт (таковы построения сонатно-симфонического цикла).Музыка строгая, энергичная и целеустремлённая. 4-я часть – финал. Как 1-я часть.
Слайд 12
Какая особенность построения отличае главную партию? Что вносит в содержание музыки противопоставление двух её элементов? В каком ладу написана главная партия, а в каком – побочная?
Слайд 13
Серге́й Серге́евич Проко́фьев (1891 — 1953) — пианист и дирижёр, один из крупнейших композиторов XX века.
Народный артист РСФСР (1947) Лауреат Ленинской (1957 — посмертно) и шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947, 1952)
Слайд 14
Сергей Прокофьев
Музыка С.Прокофьева – крупнейшего композитора ХХ в. – разнообразна по содержанию. Стороны прокофьевской музыки – светлая лирика и мудрое эпическое повествование, драматизм и юмор, острая шутка, яркие и психологически точные характеры. Творчество Прокофьева прочно связано с традициями прошлого и вместе с тем являются новаторским в области музыкального языка, средств выразительности, приёмов музыкальной драматургии. Музыкальный почерк – использование особенностей танцевальных жанров, игра тембрами и регистрами Монументальная кантата – «Александр Невский» Балеты – «Ромео и Джульетта» «Золушка» Симфоническая сказка- «Петя и Волк» Семь симфонии
Симфония №1 «Классическая» В ней сохранена сторогость и логика классический формы XVIII в., и в то же время ёе отличает современный музыкальный язык. (Музыка – «Золушка»)
Слайд 15
Как вы думаете, герой Симфонии живёт в эпоху венских классиков или он наш современник? Какие из частей Симфонии построены в сонатной форме? Какие особенности музыки выдают музыкальный стиль композитора?
Слайд 16
Симфония №5 Л.Бетховена
«Так стучится к нам в дверь судьба» так Бетховен сказал о начальных тактах своей Симфонии №5 Сочиняя её, он говорил: «Я схвачу судьбу за глотку» … и вышел победителем из этой схватки.
Слайд 17
Борьба человека с ударами судьбы
Осознав трагическую для музыканта болезнь, Бетховен не покорился судьбе, сумел преодолеть душевный кризис и вернуться к творчеству. Конкретный смысл основного мотива, яркая выразительная Симфонии дают возможность трактовать её как грандиозную картину борьбы человека с ударами судьбы. Четыри части Симфонии представляются как этапы этой борьбы.
Слайд 18
Каждое поколение по-своему трактует смысл симфонии 5
XIX в., - видели в герое Симфонии №5 человека в самом себе черпаю-щего силы и мужество для борьбы с тяжёлой действительностью. Позже образ Симфонии №5 связывали с мифом о Прометее, который похитил у богов с Олимпа огонь и передал его людям. За это боги жестоко наказали его. В начале ХХ в., в эпоху социальных потрясений, октябрьского пере-ворота в России, Симфония №5 воспринималось как симфония навис-шего над человечеством рока и напряжённого сопротивления ему. .. В годы Второй мировой войны (1939-1945) «два такта из Бетховена» - мотив судьбы олицетворяя собой стойкость и мужество, поддержи-вали дух заключённых, попавших в фашистские застенки. «Через борьбу- к победе», «от мрака- к свету» , «через тернии – к звёздам» - самые значимые идеи Симфонии.
Слайд 19
Для закрепления материала
1 я часть Симфонии. Тема судьбы – это вызов? Призыв? Предостережение? Как взаимодействуют между собой две темы 1-й части Симфонии? 2-я часть . Что вносит в развитие действия вариационное развитие двух тем этой части? Финал . Каков итог развития музыки?
Слайд 20
Франц Шуберт (1797-1828)
Ф.Шуберт – австрийский композитор. Творчество композитора называют романтичес-кого направления в музыке. С Шуберта началась новая эпоха в истории немецской вокальной миниатюры. Он создал более 600 песен. Благодаря Шуберту появился новый тип - лирико- драматической симфонии Симфония №8 2 часть главная
Слайд 21
Симфония № 8 («Неоконченная»)
Симфонию №8 современники назвали «Неоконченной» потому, что она имела не четыре части, как симфонии композиторов- классиков , а всего две. 1-я часть написана сонатной форме. -вступление – это эпиграф сочинения; -главная и побочная; -появление темы-эпиграфа. Симфония №8 2 часть побочная
Слайд 22
Как композитор передал в своей музыке «жизнь чувств»? Какую роль в разработке играют мотивы вступления? Какие инструменты озвучивают основные темы Симфонии №8?
Слайд 23
Урок окончен
Спасибо , за внимание!