Слайд 1Александро-Невская Лавра.
Слайд 2Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра - один из первых и самых крупных петербургских архитектурных ансамблей XVIII столетия. Уникальный и сложный историко-художественный комплекс, выдающийся также и в архитектурно-градостроительном отношении. Он неразрывно связан своим формированием с историей России и ее культурой.
Слайд 4Александро-Невский монастырь – древнейший архитектурный комплекс Санкт-Петербурга – по праву считается еще и одним из самых загадочных мест нашего города. Легендами окутана сама идея Петра Великого основать монастырь за изгибом Невы, на левом берегу.
Слайд 7Лазаревское кладбище.
Оно – единственное в России, ставшее музеем под открытым небом ещё в 1920-е годы, когда получило название «музея-некрополя». На месте некрополя в начале XVIII века находилась первая деревянная монастырская церковь, освященная в 1713 году (разобрана в 1780-е гг.). Рядом с ней в 1717г. Соорудили небольшую каменную церковь Праведного Лазаря, давшую название кладбищу (существующее здание построено по проекту Л. Я. Тибленав 1830-е гг.). Первым подобным памятником в петербургском некрополе стало надгробие М. В. Ломоносова.
Слайд 8Монумент был изготовлен в 1760-е гг. в Карраре (Италия) и доставлен в Петербург на средства известного государственного деятеля графа М. И. Воронцова.
Слайд 9Вспоминается целое созвездие имен, оставивших след в истории русской науки и культуры. Изобретатель и механик петровского времени А.К. Нартов
Слайд 10великий математик и физик Леонард Эйлер;
Слайд 11генерал-фельдмаршал граф П.И. Шувалов и мн.др.
Слайд 12Лазаревская усыпальница.
Слайд 13В 1713 году на этом месте была освящена первая церковь в Александро-Невском монастыре – Благовещенская. Лазаревская усыпальница первоначально строилась как небольшая кирпичная пристройка к деревянному храму, специально предназначенная для погребения в 1717 г. Любимой сестры Петра I, царевны Натальи Алексеевны.
Слайд 14В апреле 1719 года тут же похоронили трехлетнего сына Петра I, царевича Петра Петровича.
Слайд 15Карта Тихвинского кладбища.
Слайд 16Некрополь мастеров искусств. Тихвинское кладбище.
Первое монастырское кладбище – Лазаревское, основанное в 1717 г., к началу XIX века стало уже тесным, и в марте 1823 года канцелярия Александро-Невской лавры предложила «…учредить такое же кладбище против одного в том месте, где стоит Санкт-Петербургская Духовная Консистория…». Учрежденное кладбище, которое назвали Новым Лазаревским, постепенно расширялось с востока на запад, приобретя современные границы лишь в конце 1870-х гг., когда его обнеси каменной оградой. В июле 1826г. Здесь был похоронен Н.М. Карамзин, создатель «Истории государства Российского».
Слайд 17Здесь был похоронен в 1858году – М.И.Глинка, умерший в Берлине.
Слайд 18Тихвинское кладбище.
В 1869 г. по проекту архитектора Н.П.Гребёнки и на средства купцов братьев Полежаевых на кладбище была построена церковь-усыпальница во имя чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери. По названию этой церкви кладбище стало именоваться Тихвинским.
Слайд 191 февраля 1881 г. на Тихвинском кладбище состоялись похороны Ф.М.Достоевского. Александро-Невская лавра предложила вдове писателя выбрать любое место на своих кладбищах для его погребения . Представители лавры сказали ей, что монашество «просит принять место безвозмездно и будет считать за честь, если прах писателя Достоевского, ревностно стоявшего за православную веру, будет покоиться в стенах лавры». Место было найдено
Слайд 21Никольское кладбище. Анастасия Дмитриевна ВЯЛЬЦЕВА (1871 – 02.02.1913)
« В России есть три знаменитости: я, Горький и Вяльцева…», - дерзновенно сказал однажды известный цирковой борец Иван Поддубный. Скончалась исполнительница русских романсов, «несравненная Анастасия», 2 февраля 1913 года. В этот же вечер в Благовещенской церкви Конного полка отслужили первую панихиду по усопшеё.
Слайд 22Часовня над могилой А.Д. Вяльцевой после реставрации в 2004 году.
Слайд 23Барон. Николай Николаевич ВРАНГЕЛЬ. (02.07.1880 – 15.06.1915)
Он был правнуком «арапа Петра Великого», Абрама Петровича Ганнибала.
Слайд 24Его старшего брата – барона Петра Николаевича – генерал-лейтенанта, награжденного в начале Первой мировой войны орденом св. Георгия за выдающуюся храбрость, большевики прозвали « черным бароном».
Слайд 2515 июня 1915 года в Варшаве барон Н.Н. Врангель скончался. Восстановленная в 2004 году могила барона.
Слайд 26Тайны Александро-Невской лавры. Легенды и мифы.
Среди многообразия надгробных памятников на Лазаревском кладбище особое внимание привлекает внимание надгробие, выполненное в виде юноши в форме офицера Семеновского полка, спящего на крышке саркофага. Автор этого памятника - скульптор А. И. Штрейхенберг. Точные обстоятельства кончины военного, которого он изобразил таким необычным образом, неизвестны. В Петербурге рассказывали, что однажды офицер Семеновского полка И. Рейсинг, находясь в дворцовом карауле, заснул на посту. В это время мимо проходил император Николай I. Увидев спящего гвардейца, он подошел и разбудил его. Проснувшись и увидев над собой склонившегося императора, офицер так испугался, что умер от разрыва сердца..
Слайд 27Легенды и мифы.
Известно, что под территорией лавры находится сеть катакомб, по преданию сооруженных еще в 820 году викингами под предводительством самого Олафа Красивого. Вход в катакомбы располагался в одном из склепов на Никольском кладбище. Побывавшие в них в 90-х журналисты и спелеологи рассказывали о полузатопленных лабиринтах, в которых обнаруживали «полуразложившиеся трупы», рассказывали о «ртутном озере и страшных «глюках» - полчищах огромных пауков», которые преследовали рассказчиков до самого выхода из подземелья. Также было обнаружено изъеденное ржавчиной оружие, в том числе станок от пулемета «Максим». Принадлежало ли оно контрреволюционному подполью или воровской «малине» установить, разумеется, не удалось.
Слайд 28 До недавнего времени Никольское кладбище пользовалось недоброй славой. Рассказывали о жившем на Никольском кладбище в 70-х монахе Прокопии , таинственном знахаре, лечившем больных порошками из костей покойников и жабьим жиром. Однажды монаху явился нечистый и предложил бессмертие в обмен на проданную душу. Монах не вытерпел искушения и в полночь исполнил условия сделки с дьяволом. Привязав к могильному кресту грешницу, он выколол ей глаза, выпил собранную в церковную чашу кровь. Но не успел 666 раз провозгласить заклятие. Утренний луч насмерть поразил монаха. Его нашли на следующий день разложившимся, покрытым тысячами червей. Видать, черная душа Прокопия сгнила уже при жизни. С того дня по кладбищу бродит черный кот с седой бородой и пытается наброситься на прохожих…
Слайд 29 А еще на кладбище видят страшного оборотня – «пьяного могильщика». В лунные ночи он подкарауливает запоздалых гуляк и обращается к ним с проклятым русским вопросом – «дай выпить»! Если у вас нет в кармане чекушки, берегитесь! Пьяный могильщик зарубит вас своей лопатой.
Слайд 30Легенды и мифы. А еще на кладбище видели эльфов
Слайд 31Субкультуры. Сектанты.
Известно, что в 90-е на кладбище обосновались сектанты. В старых склепах кто-то расставлял иконы, рисовал «фрески» последнего царя и его верного Григория Распутина. Грешили и на катакомбников, и на членов «Богородичного центра». Люди в полумонашеских одеяниях вступали в разговоры с посетителями, доказывая, что именно они истинные последователи убиенного государя.
Слайд 32Сатанисты.
Страшнее всех были сатанисты, много лет проводившие таинственные обряды в катакомбах. Сатанизм — это новое религиозное движение и мировоззрение, в которых образ Сатаны трактуется как позитивный символ могущества и свободы. На данный момент существует несколько разновидностей сатанизма, наиболее распространенным в XXI веке является Сатанизм ЛаВея, более умеренная форма, рассматривающая Сатану не более чем как символ. Об этом не раз публично заявляло лаврское руководство, но выгнать пришельцев удалось лишь в конце 90-х, когда кладбище стало местом захоронений элиты «демократической» России. До того времени монахи находили пепелища костров и останки «жертвенных» животных. В ночь с 12 на 13 сентября 1994 год сатанисты расчленили на территории Лавры женщину. Виновных не нашли… А в 1996 году на месте Митрополичьих захоронений Никольского кладбища ночью была вырыта и осквернена могила Митрополита Антония. По сведениям информационного портала диггеров «ДигПит» «на утро пришедшими на кладбище монахами, ужаснувшимися всему случившемуся, останки были бережно собраны и положены во гроб и зарыты. Органы в очередной раз «замяли» и это дело». Несколько позднее варвары разгромили памятники ветеранам-кавалерам ордена Александра Невского.
Слайд 33Готы.
Не мудрено, что кладбище с «такой» историей привлекает подростков-готов. По их рейтингам, оно, наряду со Смоленским, является «самым готским» в Петербурге. Готы — представители субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века на волне пост-панка. Готическая субкультура разнообразна и неоднородна, благодаря тому, что культивирует индивидуальность, тем не менее, выделяются многие общие для неё черты, такие как любовь к готической музыке (готик-рок, дэт-рок, готик-метал, дарквейв и т.п.), мрачный имидж, интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу, любовь к хоррор-литературе и фильмам.