Слайд 1«Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Устье Тотемского района»
Романович Марина Леонидовна Педагог-библиотекарь МОУ «СОШ № 18 им. Героя Советского Союза А.А. Полянского» г. Вологда
Слайд 2Надвратный образ Богоматери над входом в Покровскую церковь в Усть-Печенге области.
Слайд 3Д. Кругликов, И. Валькова «Юным воинам Христовым» :стихи для детей. СПб.: САТИСЪ, 2010// Богородица – Божия Мати. –С.11
Слайд 4Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Устье Тотемского района
Построен в 1781 году тщанием купца Волокитина. Вид с юго-востока
Слайд 5В нынешнем здании Покровской церкви та её неотапливаемая часть, которую принято называть летним храмом, осталась нетронутой с тех самых времен. Впоследствии храм перестраивался — к нему были пристроены на средства петербургского гражданина Павла Пожарского (одного из потомков знаменитого предводителя народного ополчения 1612 года) два теплых придела (1897 г.) и колокольня (1900 г.). Таким образом храм приобрел нынешний вид.
Вид с юго -запада
Слайд 7Купол храма
Приделы покрыты четырёхскатной кровлей, увенчаны главками на глухих барабанах и соединены перемычкой, крытой на два ската. По южным и северным углам приделов устроены пирамидальные главки, шатры на четыре ската.
Слайд 8Кресты
Установленные на них кресты развернуты нетрадиционно, по оси запад - восток.
Слайд 9Картуш - элемент декора стиля барокко. Он выглядит как свиток с завитками, на котором помещают гербы, иконы, сюжеты настенной живописи, надписи. В отличие от обычных - лепных, резных или рисованных - тотемские картуши представляют собой часть кладки стены, обрамленную легальным кирпичом. Заполняя пространство между нижними и верхними окнами, они образуют целые ярусы внешнего убранства храмов. Они разные на каждом храме, каждом фасаде, каждом ярусе. На их полях кресты и звезды, цветы и раковины, иные не возмущены никаким рельефом. Картуши являются своеобразной визитной карточкой тотемской архитектуры и, вероятно, своей «нерусскостью» повинны в том, что открывавшие Русский Север как сокровищницу русской культуры ученые и художники прошли мимо.
Слайд 10Картуши – декоративный элемент, поле (в виде не до конца развёрнутого свитка, щита, венка), на котором помещался какой –либо знак или символ. 16-18 в. широко распространён в архитектуре, оформлении книг, карт, рукописей. Лепные и резные картуши украшали входы во дворцы, родовой герб указывал на владельца постройки. В виде щитка и свитка изображали на документах и надгробных плитах.
Слайд 11Зайцев В. Тотемское барокко / С.Зайцев// Русская Америка. – Вологда, 1994.. - № 1. – С. 18-20.
Другой путеводной звездой была мореходная карта – карта, на которую ставили жизнь свою мореходы. Карты XVIII века, карта Шишкина, карты плавания «Св. Николая» и других судов - все украшены свитками, картушами. На них помещалось и название, расшифровка ее смысла. В полном ряду тотемских клейм, а их уже известно около 50, можно найти весь набор картушей карт до самых замысловатых, даже рокойли. Высоко в небо взметывались мачты - главы церквей, цепко держались крестами за его голубизну, а по ним словно по антеннам денно и нощно шла к Богу молитва, записанная на каменных свитках - картушах. В ней были любовь и отчаяние, мерцающая звезда надежды, обеты и просьбы за счастливый поход во славу России. Вот что зашифровано в тотемских картушах, перекочевавших на церковные стены с мореходных карт. Сейчас эти храмы-парусники обретают для нас новый смысл. Это памятники русским Колумбам, за 20 лет до Шелихова совершившим русское открытие Америки - всех групп Алеутских островов, Кадьяка, Аляски. Это памятники и всем рядовым путешественникам и промышленникам, русским, камчадалам, алеутам, эскимосам, индейцам, кровью которых создавались «избытки капитала», всем жертвам, погребенным в Новом Свете. Среди них есть и тотемские моряки: П. Шишкин, Ф. Кулешов, А. Батов, И. Мясников, Д. Холодилов. /Автор статьи тоже погиб, пытаясь в наше время повторить путь И. Кускова –прим. М.Л. Романович
Слайд 12Тотемское барокко
Вершина тотемского барокко - это Никольская церковь, построенная Пановыми, - так именуется в «Известиях Императорской Астрологической комиссии» и вразрез с иерархией христианского «пантеона» нижний храм Входа Господня в Иерусалим. На одной этой церкви шесть разновидностей клейм, а пышность 20-метрового иконостаса Никольского храма потрясала очевидцев вплоть до самой революции. Только на палубе такого «корабля» мог почувствовать тотемский мореход, что он после многих лет скитаний по необузданной стихии наконец на земле...
Рис. Е. Котляр.
Слайд 13Иконостас
В приделах в 1897 г. на средства петербургского гражданина Павла Пожарского устроены два уникальных придельных мраморных иконостаса со вставками из смальты. Мастера, изготовившие иконостас, неизвестны. Неизвестны и аналоги мраморных иконостасов - есть фарфоровые, керамические, белокаменные - а из полированного мрамора - единственный.
Слайд 14Южный мраморный иконостас
Слайд 15Главный иконостас деревянный, находится в главном холодном объеме, отделенном от трапезной проходом с массивными дверями.
Слайд 16Внутренний вид храма
Слайд 17Роспись внутреннего свода и фрагмент иконостаса. Завершение иконостаса главного объёма
Слайд 18Роспись западной стены главного объёма
Слайд 19«Собор небесных сил» . Фрагмент внутренней росписи Покровской церкви 5 мая 2008 года
Слайд 20Роспись над южным престолом в трапезную
Слайд 21В Покровский храм деревни Усть-Печеньга Великоустюжской епархии возвращены 9 ценнейших икон XVIII-XIX веков. Кража здесь была совершена в декабре 2014 года. / Новости Вологодской митрополии от 5.02.2016
Слайд 22Использованные источники
ЛИТЕРАТУРА: 1.Большая Российская энциклопедия .Т13. –М.:2009. –С.252 2. Выголов В. Архитектура барокко в Тотьме // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Материалы и исследования. - М.: Наука, 1980.- С. 103-125. 3.Зайцев В. Тотемское барокко / С. Зайцев // Русская Америка. – Вологда, 1994.. - № 1. – С. 18-20. 4. Кузнецов А. Тотемская церковная старина// Покровская на Устье Печенгском. .- 2004 г. – С. 94-96; ил. с. 119 5. Тельтевский П. Памятники архитектуры XVIII в. в Тотьме // Архитектурное наследство. - 1962. - № 14. - С. 203-210. 6. Xромов В. Тотемские картуши // Декоративное искусство. - 1971. - № 4. - С. 28. 7. Д. Кругликов, И. Валькова «Юным воинам Христовым» :стихи для детей. СПб.: САТИСЪ, 2010// Богородица – Божия Мати. –С.11 Интернет-ресурсы: Реестр храмов России Храмы России: Каталог храмов. Православные храмы России, церкви России Кузнецов А.: «Моя русская нерусская Вологда» : [беседа с тотемским учителем А. В. Кузнецовым] / записал А. Сальников // Комсомольская правда. – 2010. – 24 июня-1 июля. – С. 3. baltwillinfo.com/mp04-07/mp-18.htm - Сайт издательства TARBEINFO – РУССКИЙ ТЕЛЕГРАФ Ежемесячная газета "Мир Православия" №4 2007 - Храм на берегу Сухоны - Иерей Александр Лебедев(Вологда, «Благовестник»).
Слайд 27Поможем храму вместе! Требуется настоятель!
Слайд 28Текст для слайдов
Храм расположен в 17 км от г. Тотьмы (Российская Федерация, Вологодская область, в нынешнем с. Устье). Усть-Печеньга переводится как «сосновая река», то есть река, берега которой поросли сосновым лесом. Покровский храм действительно замечателен как по архитектуре, так и по истории. По описи 1623 года в Усть-Печеньге были храм (очевидно, деревянный) и шесть дворов, в них мужского полу 12 человек. Неизвестно, в честь какого святого или праздника был освящен этот храм, его история надолго теряется во мраке, и лишь из клировых ведомостей 1900 года мы узнаем, что ныне существующий храм построен тщанием купца Волокитина, местного уроженца, в 1781 году и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Текст на слайде. С тех пор церковь достраивалась и перестраивалась. Новая колокольня в стиле эклектики построена в 1890 г., в стиле эклектики решена и трапезная с двумя теплыми приделами. 6- 15. Текст на слайде. 16. Достойно удивления, что храм этот не подвергался поруганию в годы советской власти — потомки тех самых двенадцати набожных мужиков храм свой отстояли. О тех временах ходит местная легенда о том, что тогдашний настоятель храма отец Философ учился вместе с Лениным, и, когда стали храмы закрывать, он написал в Москву — и в Усть-Печеньге храм оставили. Так или иначе, храм закрывался лишь с 1938 по 1943 годы, когда в нем было устроено зернохранилище, но и в этом случае народ не допустил разорения храма: всю утварь разобрали на хранение по домам, а заведующий зернохранилищем был человек верующий (добрая память о нем и сейчас жива среди прихожан) и не допустил повреждения храма. Поэтому, когда во время Великой Отечественной войны наступил момент перемирия между советской властью и Церковью, зерно из храма вывезли, утварь и иконы вернули, вот только батюшку осталось найти.
Слайд 2916. Покровские прихожане отрядили старосту — Сочневу Матрену Васильевну, которая обходила ближние и дальние деревни и искала: не остановился ли где такой освободившийся батюшка. И вот в одной деревенской избе селения Тафты на вопрос, нет ли здесь батюшки, с печи выглянул старичок в посконной рубахе и, свесив ноги в лаптях, сказал: «Я священник, иду из тюрьмы». Звали этого батюшку отец Николай Образцов, десять лет он сидел «за религию». На обратном пути в Усть-Печеньгу удалось найти и псаломщика — старичка Ивана Алексеевича Кузнецова. 17-20 без текста 21. В послевоенные времена, когда по всей епархии было лишь 17 действующих церквей, в Покровском храме прихожан на службах было неизменно много, сейчас же положение изменилось. Появились действующие храмы в Тотьме, поумирали старые бывалые местные прихожане, население Усть-Печеньги убываетда и батюшки своего нет. Время от времени приезжают благочинный отец Георгий из Тотьмы и кто-нибудь из вологодских священников — кого удастся уговорить. Поэтому в 2014 году храм был ограблен, но стараниями костромской полиции (далее по тексту на слайде!)
Слайд 30Интернет - ресурсы
Карта: http://sf.co.ua/13/03/wallpaper-2658683.jpg Подзорная труба, карта: http://img-fotki.yandex.ru/get/9321/206363740.48e/0_d6f30_f56c487a_orig Якорь_01: http://img-fotki.yandex.ru/get/9323/206363740.48d/0_d6f26_6412ec2d_orig Якорь_02: http://img-fotki.yandex.ru/get/9542/206363740.48e/0_d6f39_da780853_orig Компас: http://img-fotki.yandex.ru/get/6727/206363740.48d/0_d6f2e_d4e081bd_orig
На момент создания шаблона все ссылки на использованные ресурсы являются активными.
Слайд 31Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации данный слайд не удалять! Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/