Слайд 1Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №28 Центрального района г. Воронежа.
Методическая разработка урока литературы для 9 класса по произведению А.П.Чехова «Смерть чиновника»
Работу выполнила учитель русского языка и литературы Павлова Елена Михайловна
Слайд 3Формулы писателя
Умею коротко говорить о длинных вещах Краткость - сестра таланта Искусство писать - это искусство сокращать Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть
Слайд 4Словарная работа на доске и в буклетах
Экзекутор - чиновник, ведающий хозяйственными делами учреждения. «Корневильские колокола» - оперетта французского композитора Р.-Ж.-Л. Планкета. Полицмейстер - начальник городской полиции в крупных городах царской России. Тайный советник – согласно «Табели о рангах», введённой Петром I в 1722 г., чин, равный генерал-лейтенанту и вице-адмиралу. Сконфузиться - смутиться. Статский генерал - гражданский чин III или IV класса (тайный советник или действительный статский советник). Ваше-ство - усечённое в устной скороговорке обращение «ваше превосходительство». Вицмундир - униформа статских (гражданских) чиновников. Проситель - человек, явившийся к должностному лицу с просьбой, по делу. «Аркадия» - название музыкального театра. Чихнул-с - частица «с» возникла в результате сокращения слова «сударь»; иногда называется «слово-ер»; выражение большого почтения. Апартаменты – просторные, роскошно обставленные внутренние помещения, обычно жилые.
Слайд 5Эпиграфы:
В рассказах Чехова нет ничего такого, чего не было бы в действительности. М. Горький
Огромное вы делаете дело вашими небольшими рассказами... М. Горький
Слайд 6Под пером писателя-реaлиста маленькая бытовая сценка превратилась в типичную картину тогдашней жизни. Е. Тер-Антонянц
Слайд 7Стиль Чехова:
Как-то А. П. Чехов признавался в письме брату: «Извини, что я написал так много. Но у меня не было времени написать коротко». И ещё на память приходит притча, заимствованная из записной книжки французского писателя Альфонса Доде. Эту притчу любил Чехов. «Однажды мудрую певчую птицу спросили:
«Ты поёшь так красиво, но почему твои песни так коротки?» На что птица ответила: "У меня так много песен, я должна поведать их миру».
Слайд 8Так и Чехов, познавая мир, его людей, торопился рассказать обо всём нам, своим читателям. В своих коротеньких рассказах он, как врач, пытается излечить людей от таких недугов, как пошлость, угодничество, чинопочитание, невежество, ограниченность кругозора. Писатель считал: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Из множества эпизодов Чехов выбирает такие, в которых раскрываются характеры действующих лиц. В юмористических рассказах такой характеристикой является поведение героя в нелепой ситуации. А ситуации предельно просты, например, заболели зубы, проиграл деньги, случайная встреча друзей детства или... чихнул в театре.
Слайд 9Эпоха разочарований, эпоха переоценки ценностей
Обратите внимание на даты рождения и смерти писателя (1860 – 1904 г.г.). Чехов родился через год после отмены крепостного права и умер за год до начала первой русской революции. Это довольно сложный период в истории нашего государства. В литературу Чехов входил в 80-е годы XIX века. Это эпоха разочарований, эпоха переоценки ценностей, эпоха поисков новых путей развития России. Чехов же не искал никаких новых путей, не изобретал средств спасения. Он просто эту Россию любил, любил искренне, со всеми её недостатками и слабостями, и рисовал жизнь такой, какая она есть в её повседневном течении. (Историческая справка)
Слайд 10Герой произведений писателя не выдающаяся личность, а самый обыкновенный человек, погружённый в поток обыденной жизни. Чехов обратил внимание на то, как человеком постепенно утрачиваются истинные духовные ценности. При этом для писателя важны не размышления героя, а его эмоции и переживания. В его рассказах говорится о том, что происходило и происходит всегда, что может случиться со всяким, а человек интересен писателю именно своей обыкновенностью, своей похожестью на других.
Слайд 11-Почему сделать это не просто? -Чем короче рассказ, тем больше мастерства требуется от автора - в малом сказать о большом. Требуется очень чётко продумать композицию, через деталь заставить работать мысль читающего. Такая краткость увеличивает выразительность рассказа. При этом большая роль отводится композиции (построению) рассказа, она выглядит так:
-Я тоже думаю, что можно, но сделать это не просто
-Прочитайте третий эпиграф: «Огромное вы делаете дело вашими небольшими рассказами...» Согласны ли вы с Горьким, что небольшими рассказами можно делать большое дело?
Слайд 12Строение рассказа:
Рассказ Экспозuцuя
Очень краткое, динамичное действие
Неожиданная развязка, где чаще всего и сосредоточена суть рассказа
Слайд 13Сегодня мы попробуем проанализировать рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника». Впервые это произведение было напечатано в журнале «Осколки» в 1883 году в № 27 от 2 июля, с подзаголовком «Случай», за подписью Антоша Чехонте. Горький говорил о Чехове: «Никто не понимал так ясно и тонко, как он, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать позорную и тоскливую картину их жизни».
Слайд 14Тема сегодняшнего урока звучит так: «Эволюция образа, маленького человека в русской литературе ХIХ века и чеховское отношение к нему»
«Маленький человек». Этим понятием в литературе обозначают персонаж, не наделённый героическими качествами, не имеющий каких-то особенных отличий. «Маленький человек» - обычный, заурядный.
-Дома надо было найти определение понятия «Маленький человек».
Слайд 15Вопросы:
- Кто такой «маленький человек»?
-Давайте вспомним авторов, их произведения, в которых основной была тема «маленького человека».
А. С. Пушкин «Станционный смотритель», «Медный всадник», Н. В. Гоголь «Шинель», «Повесть о капитане Копейкине» из поэмы «Мёртвые души», Ф. М. Достоевский «Бедные люди»
- Какие чувства вызывали все эти «маленькие люди»?
Жалость, обиду за героя, сочувствие, сострадание, боль за человека, желание помочь
Слайд 16Вопросы
-Чехов осмысливает этот образ по-своему. Вспомним, какой «перевёрнутой» предстаёт эта тема уже в рассказе «Толстый и тонкий».
- Сочувствует ли автор Тонкому?
-Нет
- Что писателя и нас вместе с ним так возмущает?
Слайд 17Основная мысль рассказа
Действительно, основная мысль рассказа - не в сочувствии жертве, а в высмеивании чинопочитания, которое лишает человека всего человеческого. То же относится и к рассказу «Смерть чиновника».
-Какая основная мысль рассказа?
Слайд 18Неоправданное и абсурдное
Рассказ «Смерть чиновника» – это трансформация естественного поведения в неоправданное и абсурдное. Потому цель нашего урока почувствовать боль и негодование автора, понять, как в рассказах Чехова меняется отношение к «маленькому человеку». Давайте попробуем доказать, что в них нет сочувствия, сострадания к герою.
Слайд 19Сюжет
- Напомните, пожалуйста, сюжет рассказа?
В основе сюжета – мелкий и досадный инцидент: чиновник Червяков чихнул в театре и увидел, как сидящий впереди старичок вытер лысину. Вежливо извинился, старичок принял извинения, то есть события развиваются естественно до того момента, как Червяков узнаёт в старичке статского генерала Бризжалова. После этого естественность сменяется нелепостью, абсурдностью мыслей, чувств и поведения героя.
Слайд 20Краткость – сестра таланта
Мы уже сказали, что краткость - важнейшая черта рассказов Чехова.
Исландский писатель Халдор Лакснесс писал: «Я до сих пор убеждён, что ещё не родился мастер рассказа, которого можно было бы поставить в один ряд с Чеховым». Писатель при возможно меньшем объёме максимально передаёт правдивое отражение существенных сторон жизни. За счёт чего это удаётся? За счёт чётко продуманной композиции.
Слайд 21Работа с текстом
Давайте на примере рассказа «Смерть чиновника» рассмотрим, как работал автор над композицией. Назовите все элементы композиции.
Экспозиция Завязка Развитие действия Задержка действия Кульминация Развязка
Слайд 22Текстовый анализ
- Какие несуществующие действия приписывает генералу не на шутку оробевший, запаниковавший, обеспокоившийся Червяков?
-Мстительные намерения: «Забыл, а у самого ехидство в глазах, - подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. - И говорить не хочет. ... Теперь не подумает, так после подумает!»; «Говорить не хочет! - подумал Червяков, бледнея. - Сердится, значит... Нет, это нельзя оставить». ; «... Генерал, а не может понять... Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!»
Слайд 23- Как реагирует генерал на назойливость чиновника? Оправданы ли эти действия?
«Ничего ... ничего ... » «Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать». «Ах, полноте. Я уже забыл, а вы всё о том же! - сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой». «Какие пустяки... Бог знает что! Вам что угодно? - обратился генерал к следующему просителю». «Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой». «Да вы просто смеётесь, милостисдарь! - сказал он, скрываясь за дверью». «Пошёл вон!! - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал». «Пошёл вон!! - повторил генерал, затопав ногами».
Слайд 24Работа в тетради
Выпишите в тетрадь, последовательно располагая слова и словосочетания, усиливающие гнев генерала:
Сказал и нетерпеливо шевельнул нижней губой; состроил плаксивое лицо; сказал он, скрываясь за дверью; гаркнул; повторил, затопав ногами.
Приём градации - последовательно усиливается гнев генерала из-за назойливости Червякова Возрастающая градация обычно используется для эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста
Какой приём использует здесь автор, показывая, как нарастает гнев генерала?
Слайд 25- Смешно нам или грустно? В чём заключается комический характер конфликта?
-Чувства действующих лиц - страх у одного и гнев у другого - не имели в данном случае никаких посредственных серьёзных оснований. Страх чиновника был результатом недоразумения, самовнушения, или, как сказал бы Гоголь, «слепого тумана, какой напускают люди друг другу в очи»
-А в эпоху 80-х годов 19 века могли страх чиновника и гнев генерала иметь основания?
Конечно, ведь в эту эпоху царила атмосфера приниженности и страха. Чехов на примере комического столкновения маленького чиновника и генерала показывает особенности общественных отношений в старой России Червяков убеждается, что все его опасения верны, возвращается и умирает.
Слайд 26«Деталь» Чехова
Только что мы проследили по тексту, как при помощи краткости, скупости языковых средств Чехов достоверно и точно создаёт психологический рисунок. Но на нервом месте - деталь, которая и заменяет многоречивые описания. К тому же она стимулирует творческое воображение читателя. ( Деталь - один из приёмов писателя, который помогает представить изображаемую картину, предмет, характер в его неповторимой индивидуальности. (запись в тетради)
Слайд 27Послушайте отрывки. О какой детали идёт речь?
«На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошёл к Бризжалову объяснить.»
В конце рассказа последняя фраза сообщает:
«Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и… помер»
Слайд 28Вы обратили внимание на то, как сразу, стремительно развивается сюжет, концовка должна быть как можно более содержательной, эффектной. Такая яркая, острая и неожиданная концовка - один из признаков новеллы. Поэтому чеховские рассказы называют ещё и новеллами.
Автор использует здесь ядовитую иронию: поведения героя лишено логики, налицо контраст причины и следствия. Именно гипербола подчёркивает весь ужас «футляра» - добровольного холопства.
Слайд 29Душа Червякова омертвела, он утратил человеческие качества, превратился в добровольного, жалкого, ничтожного раба. Фамилия у героя - говорящая: (перенос.) червяк – о жалком, ничтожном человеке (презрит.) В рассказе умирает, по сути, не человек, а носитель чина, винтик бюрократической машины. Эта мысль подчёркивается названием «Смерть чиновника», которое отражает идею произведения. Мастерски раскрывает Чехов дикость и противоестественность сложившихся общественных отношений, бездуховность, убожество и пошлость «футлярного человека». В конце рассказа герой уже шёпотом спрашивает:
«Что-с?». Что значит эта частица - с? И до этого: чихнул-с, брызнул-с, знать-с. Иронию сменяет сатира.
частица «с» возникла в результате сокращения слова «сударь»; иногда называется «слово-ер»; выражение большого почтения.
Слайд 30«Маленький человек»
Сегодня мы говорим об эволюции образа «маленького человека».
Эволюция - процесс постепенного непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественный изменения; вообще развитие (процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от низшего к высшему). Мы заявили в начале урока, что Чехов меняет своё отношение к «маленькому человеку».
Слайд 31Заключительное слово
Писателю в конце 19 века удаётся по-новому взглянуть на своих героев, на их повседневную жизнь. Он сумел показать, как на отношения между людьми влияют господствовавшие в то время нравы, в первую очередь - принцип господства и подчинения. С особой силой Чехов обличает добровольное холопство, холопство по убеждению.
Бытовой рассказ писатель обновляет, пересматривает традиционный подход к теме «маленького человека», сознательно порывает с привычной трактовкой образа «маленького человека» как человека униженного и оскорблённого. Потому что за годы, прошедшие после появления гоголевской «Шинели», жизнь показала, что волчьи законы новых буржуазных отношений, поклонение капиталу и чину, являются достоянием не только сильных мира сего.
Слайд 32Попробуем построить эволюционную ступеньку, покажем эволюцию образа маленького человека.
Вспомните ещё раз всех литературных «маленьких людей.»
Как бы вы распределили героев на нашей :эволюционной ступени?
Слайд 33«Маленький человек» Пушкина, Гоголя бунтует, отстаивает свои права: Самсон Вырин мнёт и бросает бумажки, которые всунул ему Минский. Правда, потом опомнился, вернулся, но их не оказалось уже, тем не менее первоначально это был бунт. Евгений из «Медного всадника» грозит статуе Петра Первого:«Ужо тебе!», Акакий Акакиевич Башмачкин идёт с просьбой к значительному лицу, потом в фантастическом финале всё-таки постоял за себя, про капитана Копейкина рассказывают, будто он стал главарём шайки. В общем, все борются с несправедливостью. А герои Чехова добровольно на себя надевают ярмо раба. Можно ли представить Червякова протестующим? Да и зачем протестовать?
Слайд 34Страх + угодничество + чинопочитание + раболепие = ?
Дайте ответ на вопрос, чему это равно.
Страх +угодничество +чинопочитание +раболепие = Духовная смерть.
Может ли общество, в котором главное - чин, иметь будущее?
Если нам не жалко Червякова, значит, нас в этом убедил Чехов, он нас так настроил и предупредил, что «так жить нельзя». Значит мы вмеcте c писателем негодуем . Чехов, « выдавливая из себя по капле раба», и нас призывал к этому.
Если человека Бог создал по образу и подобию своему, то имеет ли право человек унижать себя? «Уничижение паче гордости», - говорится в Библии.
Червяков умер духовно. Физическая смерть закономерна!
Слайд 35Вера в человека
Некоторые критики говорили о бездушном отношении к людям, о бесстрастии и хладнокровии. А вы согласны с этим мнением? Чехов обладал редким даром подмечать в жизни разнообразные проявления лицемерия, лжи, невежества, угодничества. Он показал, что такая жизнь уродует человека, делает его рабом, мещанином, обывателeм. Высмеивая человеческие пороки, писатель никогда не терял веры в человека, в его ум, волю, благородство, доброту. «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!» - писал он в одном из писeм.
Слайд 36Работы учеников
Рисунки Сочинения
Слайд 37Домашнее задание Конец
Подготовиться к сочинению - ответу на проблемный вопрос: «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века (на примере произведений Л. Н. Толстого, Ф. М.Достоевского, А. П. Чехова)»
Слайд 38Историческая справка
Это годы реакции: убит император Александр II, правительство всех преследовало. Люди боялись всего. Его величество чиновник занимает главное положение в обществе. Эпоха Александра II - Эпоха реформ, революционная ситуация, убийство царя; сын
Александр III - отмена реформ, для их прекращения нужны чиновники, никаких революционных идей, страх, чиновничество на защите интересов самодержавия. Нет идейных людей
Слайд 39Экспозиция
В театре на «Корневильских колоколах». «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитриевич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневилъские колокола». Он глядел и чувствовал себя наверху блаженства». (Ощущение полного счастья.) Прекрасное начало, прекрасное настроение героя.
Слайд 40Завязка
- С каких слов начинается
- Она здесь же, в этом абзаце и начинается со слов: «Но вдруг ... » Что значит вдруг? (Неожиданно, внезапно). Как пишет по этому поводу Чехов? «В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна неожиданностей!»
- К чему привело это вдруг?
- Скажите, пожалуйста, произошло ли что-то из ряда вон выходящее?
- Как пишет об этом Чехов? Как развивалось действие?
-Червяков посмотрел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем. Всё это закономерно
Стр 1 / 2
-Червяков чихнул: «... лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвёл от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!»
Слайд 41- Но почему Червякову тут же пришлось сконфузиться? Потому ли, что старичок вытирал лысину и бормотал что-то? Или другая была причина?
-Когда он принёс первое извинение?
-Первое извинение он принёс тут же в зале. И даже не одно
- Как принял извинение генерал?
-Спокойно принял
- Но почему-то не успокаивается Червяков? Как он поступает?
-Приносит в антракте повторное извинение
Слайд 42Развитие действия и Задержка действия
Задержка действия - разговор с женой, по дороге домой после последнего извинения.
Развитие действия - это четыре извинения чиновника.
Слайд 43Кульминация и развязка действия
Кульминация - последнее извинение. Развязка - смерть чиновника.
-Вам жалко Червякова?
-Что привело чиновника к смерти? Гнев генерала?
Слайд 44- К смерти чиновника привели страх, холопство. Давайте проследим по тексту, как возникает этот рабский страх? Почему Червяков не верит, что генерал его простил уже после первого извинения? Ведь у генерала совершенно нормальная реакция: принял извинения и обо всём забыл. Ведь чиновника никто не унижает, не оскорбляет, не вынуждает пресмыкаться. (Это добровольное раболепие только потому, что Бризжалов - генерал. Чинопочитание начальства, вошедшее в плоть и кровь, - тот же «футляр», в котором герою уютно и безопасно). Он не мыслит иного поведения, низкопоклонство для него - норма жизни). (Кто из чеховских героев не мог обойтись без футляра?)
Слайд 45Самсон Вырин
Самсон Вырин. Есть семья, то есть дочь. Наше отношение к нему - любовь, сочувствие, боль за человека. Оправдана трагическая концовка? Умирает от одиночества, тоски, нет жизни без любви. Сочувствует ли ему автор? Да. Не зря ведь Дуня приезжает на могилу отца и плачет.
А.С. Пушкин "Станционный смотритель" Самсон Вырин – И.З. Заблудовский. 2006 год.
Слайд 46Евгений
Евгений. Была у него невеста, хотел жениться, мечтал о простом человеческом счастье, но наводнение разрушило все мечты. Герой обезумел. Смерть героя оправдана. Нам его жалко, мы ему сочувствуем.
Фронтиспис к «Медному всаднику» А.С.Пушкина. 1903
Слайд 47Акакий Акакиевич Башмачкин
Акакий Акакиевич Башмачкин. Из-за бедности не может жениться, только мечтает об этом. Его неспособность противостоять действительности, бедность вызывают сострадание, жалость, сочувствие, желание помочь. Смерть в конце повести тоже оправдана: простудился, заболел, умер.
Репродукция иллюстрации художников Кукрыниксов к повести Н. В. Гоголя "Шинель". Портрет Башмачкина
Слайд 48Капитан Копейкин
Капитан Копейкин. Нет семьи, он на службе. Вернулся инвалидом, отец отказался ему помогать. Сочувствие, обида за героя Отечественной войны, который, став инвалидом, не нужен ни семье, ни стране. Он не умер, а исчез. «Ну, уж как только его доставили на место и куда именно привезли, ничего этого не известно ... »
Слайд 49Чиновник Червяков
Чиновник Червяков. Нет сочувствия, сострадания; досада, насмешка: есть жена, возможность посещать театр, свой дом, вицмундир, он не беден и не одинок, как предыдущие герои. Автор негодует. Смерть не оправдана, так как к такому финалу чиновника привёл страх, уничижение.
Слайд 50Сочинения
Орехова Аня Шапиро Аня Елисеева Катя Гунина Маша Поздоровкина Лена
Слайд 52
Слайд 53
Слайд 54
Слайд 55