Слайд 1Настоящий художник и писатель всегда на один шаг впереди своего времени и своего общества; поэтому положение настоящего писателя всегда… одно и то же: положение еретика. Е. Замятин
Евгений Замятин. Роман-антиутопия "Мы“ как предупреждение потомкам.
Слайд 2Тревогой за судьбы мира, страны, народа продиктован роман “Мы”, написанный 1920 – 1921 гг., впервые опубликованный в 1924 году Нью-Йорке на английском языке, там же в 1952 г. – на русском. В нашей стране роман увидел свет лишь 1988 г. В журнале “Знамя” № 4, 5. Это роман - антиутопия.
Появление романа
Слайд 3Мы — роман-антиутопия Евгения Замятина с элементами сатиры (1920 г.). Действие разворачивается в двадцать девятом году. Роман описывает общество жесткого контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь), идейно основанное на сциентизме и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем».
Роман-антиутопия
Слайд 4Антиуто́пия (англ. dystopia) — направление в художественной литературе и кино, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком смысле — любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. Назначение утопии состоит прежде всего в том, чтобы указать миру путь к совершенству, задача антиутопии – предупредить мир об опасности.
Слайд 5«Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики» (статья «Я боюсь» Е.Замятин). Это было писательское кредо Замятина. И роман «Мы», написанный в 1920 году, стал художественным его воплощением.
Взгляд писателя
Слайд 6Но не менее важным в жизни человека является начало, раскрываемое такими терминами, как внутреннее “я”, личность, “субъективный мир человека”, — одним словом, индивидуальное. Роман Замятина содержит предупреждение относительно опасностей, подстерегающих человека социально-технократической эпохи ХХ века. Писатель призывал современников к бдительности: растоптав индивидуальное начало человека (“я”), посредством чрезмерного развития социального начала (“мы”), технократически отделив себя от всей остальной Природы и Космоса, человек скорее деградирует, чем обретает истину существования.
Слайд 7Евгений Замятин изображает борьбу между внутренними стремлениями человеческого духа, проецируя её на евангельский сюжет. В романе 40 записей. 40 - число сакральное: сорок дней продолжалось искушение Христа в пустыне, сорок дней продолжается Великий пост накануне Пасхи, сорок дней не покидает душа умершего землю - столько времени требуется для перехода из состояния земного в астральное. Сорок дней в судьбе Христа - это история преодоления им сил земного притяжения. Сорок дней в истории Д - 503 - история обретения и утраты им живой души, своего «я», история его окончательного уподобления машине - все нумера, которым удаляют фантазию, воображение становятся не бого, а машиноравными. Введение библейского сюжета подчёркивает трагическое восприятие Замятиным возможности духовного воскрешения личности.
Христианские мотивы
Слайд 8Действие романа, перенесённое на несколько столетий вперёд, происходит в некоем Едином Государстве, укрытом от «дикого» пространства Зелёной Стеной, отлитой из «самого незыблемого, вечного стекла», в момент, когда жителям фантастического города предстоит выйти за пределы своего пространства и «благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах». Мотив стекла символизирует сочетание вынужденной «публичности» существования, жизни с разъединённостью людей, так как стекло не только открывает глазу жизнь другого, но и служит невидимой границей, преградой - кажущаяся доступность взгляду не означает родства, даже простого знакомства. Со стеклом связано представление о хрупкости и непрочности - ещё одно напоминание об искусственности, рукотворности Единого Государства. Хрупкость мотивирует мотивы упрощения:: нумер, вместо имени, серо-голубая юнифа в качестве одежды для всех, прогулки в шеренгах, любовь по розовым талонам - таково гротескное выражение идеи упрощения, на основе которого оказывается возможной организация, с помощью которой «стеклянный» - хрупкий, искусственный - мир защищает себя от гибели, подобно тому, как это делает, согласно версии русской литературы, «самый уменьшенный» город русской истории.
Единое Государство
Слайд 9Личности в романе нет. Люди потеряли свое имя, свое “я”, и произошло страшное — они стали... “нумерами”. Есть О-90, Д-503 и другие. Нет людей. И в этом символ обезличенности, полного уничтожения индивидуальности. Жизнь в таком государстве подчинена Часовой Скрижали, предписывающей, когда всем одновременно спать, когда работать или отдыхать.
Слайд 10Стерильный Город и живую природу разделяет Зелёная Стена, за которой люди следуют законам природы, живут, руководствуясь инстинктами и физиологическими потребностями. Там светит ослепляющее солнце, плывут облака, воздух полон всевозможных запахов, земля пружинистая и неровная. Ветер кружит голову и опьяняет оказавшегося за Городом героя. Не случайно Д-503 близок к состоянию безумия.
Болезнь города
Слайд 11Горожане не подозревают, что за Зелёной Стеной существует жизнь. Основными образами загородного мира являются деревья: “Как свечки, — в самое небо; как на корявых лапах присевшие к земле пауки; как немые зелёные фонтаны”. В мифах дерево выступает в двух формах — древо жизни и древо познания. Свеча, с которой Д-503 сравнивает дерево, означает связь с Богом, с космосом, иными мирами. Когда же дерево напоминает паука, то это символизирует кровожадность и неутомимость, реализуя идею колеса жизни, центром вращения которого является паук — потенциальный источник смерти.
Слайд 12Благодетель Бюро Хранителей Часовая Скрижаль
Глава государства
Полицейская система
Сердце и пульс Единого Государства
Нумера
Низшая ступень Единого Государства
Зелёная стена - нерушимая граница Единого Государства
Музыкальный завод («Механический марш»)
Личное время
Институт Государственных Поэтов и Писателей
Государственная Газета
Единая Государственная Наука
Наука и искусство
Дети воспитываются в Детском вос- питательном заводе
Устройство Единого Государства
Слайд 13Велико в романе и значение слова — образа МЕФИ. Для героя произведения это слово — знак болезни Города: “...томительной, медленно поднимающейся температуре инкубационного периода врач всегда предпочтёт сыпь и сорокаградусный жар: тут уж, по крайней мере, ясно, что за болезнь. МЕФИ, высыпавшее сегодня на стенах, — это сыпь...” Семантика слова МЕФИ в романе нигде не раскрывается, оставить его без объяснения невозможно, так как его появление в Городе спровоцировало болезнь многих горожан. Опираясь на “Энциклопедию символов, знаков, эмблем”, мы выявляем сакральные значения звуков, составляющих это слово: М — наиболее священная буква; в ней заключено мужское и женское начала; Е — символ окна; Ф — означает равновесие мыслей, тела и духа; И — символизирует всеобщее единство, как во времена строительства Вавилонской башни; также обозначает духовную свободу.
Слайд 14Инженер Д-503 ведет конспект своей жизни в тоталитарном «Едином Государстве». В начале Д-503, один из многих нумеров, с восторгом описывает организацию — основанную на математике — жизни общества. Он и не задумывается о том, что можно жить по-другому: без «Зелёной Стены», квартир со стеклянными стенами, розовыми билетами, «Государственной Газеты», «Бюро Хранителей» и всемогущего «Благодетеля». Но после встречи с революционеркой I-330 его жизнь сильно меняется.
Главный герой
Слайд 15Ангел-хранитель = шпион Запись 7-я: “Есть запах ландыша – и есть мерзкий запах белены: и то и другое запах. Были шпионы в древнем государстве – есть шпионы у нас… Но ведь ясно же: там шпион – это белена, тут шпион – ландыш” Помощники Благодетеля = инквизиция Запись 15-я: “…глупцы…. Сравнивали Операционное с древней инквизицией, но это так нелепо, как ставить на одну точку хирурга… и разбойника… один – благодетель, другой – преступник” Любовь = жестокость Запись 21-я: “…я считаю, что самая трудная и высокая любовь – это жестокость” Счастье = несвобода Запись 31-я: “Ведь все желания – мучительны… И ясно: счастье – когда нет уже никаких желаний, нет ни одного” Запись 16-я: “Крылья – чтобы летать, а нам уже некуда: мы – прилетели, мы – нашли” Душа = холера Запись 16-я: “Как: душа? Душа, вы говорите? Черт знает что! Этак мы скоро и до холеры дойдем…” Икона = Скрижаль Бог = Благодетель
Конспект героя
Слайд 16Так в конце романа Д - 503 наконец излечивается от приступов своей болезни: над ним совершают «Великую операцию» - удаление «центра фантазий», путём «троекратного прижигания» Х - лучами «жалкого мозгового узелка». Математическая организация человечества переносится внутрь человеческого сознания - своего рода торжество «генной инженерии», революционное вмешательство государства в строение личности, в ход её творческой деятельности, эмоциональной сферы, нравственности. Совершеннейшие, изысканные формы насилия над человеческим «я»; уничтожение вместе с фантазией личностного самосознания. «Я» перестаёт существовать как таковое - оно становится лишь органической клеточкой «мы», песчинкой большого коллектива, составляющей толпы.
"Мы" вместо "Я"
Слайд 17Становится и жертвой I- 330. Она попала в Газовый Колокол. О- 90 - единственно спасшаяся душа, она обрела свободу и себя благодаря священному вечному долгу человека, благодаря жажде продолжения рода, естественному желанию иметь ребёнка, а не государственного «нумера». Она уходит за Зелёную Стену. Ребёнок, который должен у неё родиться, символизирует надежду на победу над тоталитарной утопией. Туда же, в пролом стены, устремляются ещё «с полсотни громких, весёлых, крепкозубых». Таким образом, по мысли Замятина, человек способен не сломаться внутренне, однако противостояние злу в эпоху крушения гуманизма - трагическое противостояние.
Слайд 18Автор уже в 1920 году сумел предсказать глобальные катастрофы XX века. Главный вопрос, который он поставил в своем произведении: выстоит ли человек перед все усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей? В конце романа писатель оставляет нам надежду: I-330 не сдается до самого конца, Д-503 прооперирован насильно, О-90 уходит за Зеленую Стену. Счастье без свободы – или свобода без счастья”? - об этом размышляют герои романа Е.Замятина “Мы”.
Слайд 19Создав мир Единого Государства, идеальное общество, основанное на уничтожении человеческой личности, на превращении человека в “нумера”, “цифру”, общество, где подменены нравственные законы: любовь - ненавистью, свобода – рабством, предательство – осознанной необходимостью; государство, где утилизировано все: от искусства до мира чувств и эмоций, а механизация проникла в сферу человеческих отношений, Е.И. Замятин заставляет нас задуматься об опасности, грозящей миру.
Слайд 20Своим романом Замятин решает ряд важнейших общечеловеческих и политических проблем. Главными в романе являются темы свободы и счастья, государства и личности, столкновение индивидуального и коллективного. Замятин показывает, что не может быть благополучным общество, не считающееся с запросами и интересами своих граждан, с их правом на выбор. В окружающей себя действительности писатель увидел тенденцию к всеобщему уравниванию, обесцениванию человеческой личности. Е. Замятин создает пророческую книгу, в которой рисует модель “нежелательного” будущего – антиутопию.
Обращение к потомкам.
Слайд 211. В каком году впервые был опубликован .роман «Мы», на каком языке? 2. Какой «нумер» имел главный герой романа Е. Замятина «Мы»? 3. Какой производительностью обладал «недавно изобретенный музыкометр» (Конспект, запись 4-я)? 4. Кто такой Мефи? 5. Какое «медицинское средство» было использовано Единым Государством в борьбе с инакомыслием? 6. Назовите другую (не литературную) профессию Е. Замятина. 7. Кем был по профессии главный герой романа «Мы»? 8. Что такое «материнская» и «отцовская» нормы в Едином Государстве? 9. В течение какого времени «нумер» должен был явиться в Бюро Хранителей для дачи показаний в случае обнаружения чего-то незаконного? 10. Опишите устройство и принцип работы Газового Колокола.
Вопросы и задания
Слайд 2211. Какую болезнь обнаружил доктор у главного героя в Медицинском Бюро? 12. Был ли, на ваш взгляд, образ главного героя романа «Мы» автобиографичным? 13. Какой материал используется при строительстве зданий в Едином Государстве и почему? 14. С каким праздником древних ассоциировался у «нумеров» Единого Государства День Единогласия? 15. Какую почетную обязанность исполнял Благодетель в день Праздника Правосудия? 16. Какую роль играла Скрижаль в жизни гражданина Единого Государства? 17. Кто такой R-13? 18. Можно ли сказать что роман «Мы» написан эзоповым языком? 19. Как называется книга воспоминаний и критических статей, изданная после смерти Е. Замятина его женой? Кто ее герои?
Слайд 231. 1924 г., на английском языке. 2. Д-503. 3. До трех сонат в час. 4. Мефи — древнее имя крылатого юноши, вожака повстанцев, лицетворение вечной энергии. 5. Операция на головном мозге с целью удаления фантазии. 6. Инженер-кораблестроитель. 7. Математик, строитель «Интеграла». 8. Селекционные нормы роста, установленные в Едином Государстве, ниже которых «нумерам» мужского и женского пола возбранялось зачатие. 9. В течение 48 часов. 10. Жертву помещали под специальный стеклянный колокол, а затем откачивали оттуда воздух.
Ответы
Слайд 2411. У главного героя «образовалась душа». 12. Вполне может быть. Ведь автор имел высшее техническое образование и долгое время работал на строительстве кораблей (аналогия со строительством «Интеграла» в романе). 13. Стекло, потому что «честному нумеру нечего скрывать от своих сограждан». 14. Праздник Пасхи. 15. Обязанность палача. 16. Скрижаль являлась единым расписанием всей жизни. 17. R-13 — поэт, школьный товарищ главного героя. 18. Можно, если учесть время и место написания романа. 19. «Лица». Л. Андреев, М. Горький, А. Белый, Б. Кустодиев и др.