Слайд 1
Слайд 2Наша работа началась…..
Слайд 3Глава 1. Удивительная судьба атбасарского паренька.
У этого воина из Казахстана — удивительная судьба. Удивительная и уникальная. Историю его жизни знают не многие, хотя лицо его знакомо едва ли не всему миру. Так сложилось, что атбасарский паренек стал одним из главных символов Победы. Иван Одарченко родился 6 сентября 1926 г. в Казахстане, в селе Новоалександровка Акмолинской области, расположенном на берегу степной реки Колутон – притоке Ишима. Босоногим облазил ее берега, знал, где поставить закидушку на рыбу, как разыскать в камышах утиное гнездо. В тридцать первом году, спасаясь от рукотворного голодомора, выкашившего казахскую землю, родители, прихватив детей, на перекладных добрались до Магнитогорска, где строились домны, была работа, возможность заработать на хлеб. Потому и выжили. Через несколько лет вернулись в родные края. Работящие крестьянские руки быстро восстановили хозяйство. Мало-помалу налаживалась жизнь. Но тут грянула война. Первыми ушли на фронт отец Степан Михайлович, бригадир колхоза «Красная заря», и старший брат Петр. Провожал их до сборного пункта вместе с мамой Дарьей Дементьевной и пятнадцатилетний тогда Иван.
Слайд 4Иван Степанович Одарченко
Слайд 5Судьба человека
Осенью 1942 года смертью храбрых пал под Сталинградом отец, через год пришла похоронка и на Петра. В шестнадцать лет Иван стал бригадиром – на их с матерью попечении осталось еще четверо младших детей. Да и фронт требовал хлеба, мяса, молока. В шестнадцать лет Иван стал бригадиром в колхозе, помогал матери растить младших детей. В январе 1944 года Иван Одарченко был призван Атбасарским райвоенкоматом на армейскую службу. Вначале был учебный полк в Аягузе Семипалатинской области, затем – отправка на фронт. И.С. Одарченко воевал в составе 114-й гвардейской дивизии 9-й гвардейской армии. 114-я гвардейская дивизия была сформирована на базе воздушно-десантного корпуса, а 9-я гвардейская армия – это переименованная Отдельная гвардейская воздушно-десантная армия. Таким образом, бил врага Иван Степанович в составе элитной части. Одарченко освобождал Венгрию, Австрию, Чехию, войну закончил под Прагой, в боях заслужил медаль “За отвагу”. Отомстил за смерть отца и брата. В мае 1945 года писал домой маме: «Вена ликует, цветами нас засыпает…» После Победы служба не кончилась. Ивана откомандировали в Берлин, в часть, которой было предписано сооружать мемориал в Трептов-парке, где захоронено более пяти тысяч бойцов Красной Армии. Был он парнем крепким, видным, спортом занимался. В День физкультурника на стадионе и увидел его скульптор Евгений Викторович Вучетич. Здесь-то с ним и произошел тот случай, который перевернул всю его жизнь.
Слайд 6Глава 2. Счастливый случай
В августе 1947 г., в День физкультурника, на стадионе в районе Вайсензее проходили спортивные соревнования советских солдат. Пробежав кросс, Одарченко стал наблюдать за дальнейшим ходом соревнований. К нему подошел скульптор Евгений Викторович Вучетич и пригласил пройти на трибуну, где и сказал Ивану Одарченко, что хочет лепить с него монумент воину-освободителю. Иван Степанович вспоминает: « Я на фронт попал в 44-м году, в 18 лет. Вот, дошел до Праги, а после победы остался служить в Берлине. В 47-м году у нас там были соревнования. Я бежал кросс на стадионе, пришел третьим, переоделся в форму и сижу себе на трибуне, смотрю соревнования. Тут ко мне подходит представительный мужчина и приглашает пройти на верхнюю трибуну, где генералы сидят. Я удивился, но пошел, а там уж он мне представился и спросил, соглашусь ли я позировать ему для основной скульптуры мемориала в честь погибших воинов.» ( из письма в комнату Боевой Славы Многопрофильного лицея) Увидел не только широкие плечи и гордую осанку – видимо, разглядел в мужественном облике солдата, его волевом лице, открытой улыбке что-то такое, что заставило художника воскликнуть: «Вот ты-то мне и нужен! С тебя я буду воина-освободителя лепить. Согласен?» Кто же от такого предложения откажется?! Тем более что стоял перед гвардии рядовым офицер. Смотрел хорошо, приветливо, с интересом. Конечно, я и раздумывать не стал. Иван щелкнул каблуками. Понравились они друг другу с первого взгляда. Когда закипела работа, взаимная симпатия скоро перешла в дружбу.
Слайд 71мая 2005 года
Решение поставить в центре Берлина памятник принималось на самом высоком уровне. Постановлением советского правительства художественным руководителем строительства скульптурного ансамбля был утвержден Е. Вучетич, прошедший в годы войны путь от добровольца до командира батальона, служившего с 1943 года в Студии военных художников им. М. Б. Грекова. Евгений Викторович рассказывал, что в августе 1945 года Клим Ворошилов настоятельно советовал ему: «Потсдамскую декларацию победителей от имени советского народа подписал Сталин. Вот его скульптуру и надо в центре ансамбля поместить с глобусным полушарием в руках». Не прислушиваться тогда к таким советам было нельзя. Вучетич сделал соответствующий гипсовый эскиз. Но подготовил еще один, назвал его Воин-освободитель, вдохновленный рассказом о советском солдате, спасшем, рискуя жизнью, немецкую девочку во время штурма Берлина. Эскизы были выставлены в одном из залов Кремля. Оглядываясь на генералисcимуса, присутствующие активно одобряли первый вариант. Фигуру солдата с девочкой на руках будто не замечали. А Сталин сказал: «Вот этого солдата мы и поставим в центре Берлина на могильном холме. Только автомат в его руках – слишком утилитарный предмет нашего времени. Дайте ему в руку что-нибудь более символичное. Скажем, меч». И этот совет был из разряда тех, от которых не откажешься. Да и прислушался к нему скульптор гораздо охотнее.
Слайд 8Глава 3. История создания монумента. Факты и загадки.
Особенностью проекта было включение в композицию памятника зеленого массива парка и использование рельефа местности. Почти на 200.000 квадратных метров раскинулся Трептов-парк. В центре его поднимается подковообразная насыпь, обрамленная зеленой стеной раскидистых платанов. Парк издавна был излюбленным местом отдыха трудящихся. Здесь проходили первые маевки берлинских пролетариев, революционные демонстрации и митинги, с пламенными речами здесь выступали Карл Либкнехт, Клара Цеткин, Эрнст Тельман. Теперь здесь покоится прах героев, отдавших свою жизнь за спасение и счастье настоящих и будущих поколений. С глубоким волнением приходят сюда люди. Как сложное музыкальное произведение развивается архитектурная композиция памятника. Глубоко и сильно скорбит о своих павших сынах могучий советский народ, сегодня вдохновенно созидающий счастье для всех людей на земле. Ноты грусти и печали в ансамбле оттеняет могучая жизнеутверждающая мелодия, прославляющая великую красоту подвига во имя свободы и счастья. Иван Степанович Одарченко
Слайд 9...Голубоватые седые ели, платаны и липы живой стеною встали по полукругу двух небольших площадей, вбирающих людской поток берлинских улиц. Окаймляющие их борта — скамьи из светлосерого гранита — примыкают к мощным одно-пролетным аркам, открывающим вход на территорию памятника. Суровы и строги гранитные монолиты арок. Венок и гирлянды из дубовых и лавровых листьев, щиты с орденами, даты и лаконичные надписи — все вырублено как бы из цельного блока и усиливает впечатление монументальности сооружений. Впечатление суровой торжественности не оставляет человека на всем пути до статуи «Мать-Родина». В неширокой аллейке почти над головой шелестят липы, убегает вдаль светло-серая с черной каймой дорожка... Она ведет на маленькую площадь, где на фоне седых елей четко вырисовывается гранитная фигура женщины, утомленно опустившейся на скамью. В глубокой скорби склонилась на грудь голова, рука словно хочет сдержать затрепетавшее сердце... И, как будто разделяя материнские чувства, склонили к земле свои кудрявые кроны березки, посаженные вокруг площади. Но нет безнадежного отчаяния на лице матери. Оно застыло в предельном напряжении воли, и сильное волнение выдает лишь рука, сжимающая мягкую шаль. Большая душевная сила воплощена в этом образе. Спокойные линии силуэта, плавный поток мягких складок ее простой одежды, удивительная искренность движения и жеста олицетворяют все то светлое, теплое и родное, что связывается у человека с именем матери.
Слайд 10Статья о прототипе воина-освободителя
Слайд 11Глава 4. Родина помнит.
Редакционно-издательская группа КАЗИНПРЕСС подготовила к печати книгу «Свет Победы». Ее автор – казахстанский журналист и издатель Григорий Дильдяев. Книга рассказывает об известных и малоизвестных событиях Великой Отечественной войны, о вкладе Казахстана в Победу. В ней одно из центральных мест занимает судьба простого солдата Ивана Одарченко. Все, что происходило (и происходит) в городе Тамбов после обнародования намерения власти перенести памятник Воину-освободителю с привычной позиции у больницы имени Семашко на Соборную гору, достойно стать сюжетом драмы. Оказалось, что «яблоко раздора» может быть бронзовым и с мечом. Городское сообщество раскололось на части, части эти разлетелись далеко, и на фоне таких вот событий в голову пришла мысль – почему бы не предложить рассудить сложившуюся ситуацию…самому воину-освободителю. В конце концов, просто интересно узнать, чьи черты носит это бронзовое воплощение воинского благородства. Напомню, что фигура воина со спасенной девочкой на руке, до недавнего времени возвышавшаяся в сквере у больницы им. Семашко, является 2,5-метровым макетом грандиозного 13-метрового монумента, который с 1949 года и по сей день находится в берлинском Трептов-парке. Важно, что этот макет был вылеплен Вучетичем и отлит еще до основного монумента.
Слайд 12
Слайд 138 мая 2010 года в Тамбове открыт памятник Ивану Одарченко
Слайд 14Когда же ветерану предложили сказать свое веское слово в истории с переносом Воина-освободителя в Серпухове, он мудро заметил: « Ну ведь вам там виднее. Как я могу отсюда судить?.. Если люди против, так пусть стоит, где стоял, на своем месте. А то выходит вроде как в Эстонии… Между прочим, у Ивана Степановича есть и своя, совсем маленькая копия памятника, правда, не авторская, но по-своему очень ценная. Иван Степанович вспоминает: « Есть у меня «воин» в металле. Я же на заводе после армии работал, здесь, в Тамбове. Вот когда на пенсию уходил, мне коллектив его подарил. Приятно, конечно. А сейчас я живу, как все ветераны – получаю пенсию, не работаю, когда в школу пригласят, когда в воинскую часть. Все нормально. Раньше, правда, было больше встреч, больше внимания, а сейчас это как-то улеглось. Но жаловаться мне не на что.» Дома у него мини-музей с бесчисленным количеством изображений прославленного монумента. И сегодня легко уловить сходство бронзового воина с прототипом. В один из весенних дней монумент был торжественно открыт. На его постамент навсегда взошел советский солдат Иван Одарченко. Солдат из Казахстана. Во всех колах бывшей единой страны учили стихи, в которых есть такие слова: «С девочкой спасенной на руках встал солдат на постамент гранитный, чтоб о славе помнили в веках…» За минувшие десятилетия к Воину-освободителю пришли поклониться миллионы людей со всех концов света.
Слайд 15Между прочим, у Ивана Степановича есть и своя, совсем маленькая копия памятника, правда, не авторская, но по-своему очень ценная. Иван Степанович вспоминает: « Есть у меня «воин» в металле. Я же на заводе после армии работал, здесь, в Тамбове. Вот когда на пенсию уходил, мне коллектив его подарил. Приятно, конечно. А сейчас я живу, как все ветераны – получаю пенсию, не работаю, когда в школу пригласят, когда в воинскую часть. Все нормально. Раньше, правда, было больше встреч, больше внимания, а сейчас это как-то улеглось. Но жаловаться мне не на что.» Дома у него мини-музей с бесчисленным количеством изображений прославленного монумента. И сегодня легко уловить сходство бронзового воина с прототипом. В один из весенних дней монумент был торжественно открыт. На его постамент навсегда взошел советский солдат Иван Одарченко. Солдат из Казахстана. Во всех школах бывшей единой страны учили стихи, в которых есть такие слова: «С девочкой спасенной на руках встал солдат на постамент гранитный, чтоб о славе помнили в веках…» За минувшие десятилетия к Воину-освободителю пришли поклониться миллионы людей со всех концов света.
Слайд 16Глава 5. На рубеже боевой славы.
Интересна современная судьба величественного мемориала. Накануне юбилея Победы власти Германии приняли решение о реконструкции мемориала, выделив на это около пяти миллионов евро, полтора из них – на фигуру Воина. Бронзового солдата очистили от наслоений времени, заварили трещины, укрепили опорную конструкцию памятника. Полгода не было его в Трептов-парке, а потом он вновь поднялся на пьедестал. Предложение реконструировать мемориал и, соответственно, потратиться на это довольно широко обсуждалось в Германии. Были противники мемориала, которые видели в нем не символ освобождения от фашизма, а триумф победителя, прославление диктатора Сталина. У большинства мнение было противоположным. «Сталин – это одно, — писал историк Рольф Хоппе, — погибшие советские солдаты – это другое. Это памятник героям и целой эпохе». Кроме того, памятник – часть нашей истории, говорят немцы. — Ненависть давно ушла, а вот память пусть останется навсегда, — сказал старый солдат. – Есть у людей заповедное, чего забывать нельзя. Никогда не будет забыт освободительный подвиг народов России. Победа над гитлеровским фашизмом спасла человечество, в том числе и немецкий народ, от варварства... Народам Советского Союза пришлось вынести на своих плечах основную тяжесть войны. Победа досталась ценой огромных жертв. Изгнав фашистских агрессоров с территории оккупированных ими стран Восточной и Юго-Восточной Европы и разгромив германский фашизм, Советский Союз стал освободителем народов Европы. Вот эту идею и воплотили средствами искусства создатели памятника Советскому Воину-освободителю в Трептов - парке скульптор Вучетич Е.В. и главный архитектор мемориального ансамбля Я. Б. Белопольский. В этих великих исторических взаимосвязях и следует рассматривать памятник в Трептове - вечный призыв к совести человечества.
Слайд 17Пусть наша работа будет вечно живым напоминанием Трептовского мемориала: За мир надо бороться, трудиться, не жалея себя. И не завтра или послезавтра, а сегодня, сейчас. Сегодня, когда в мире стоит вопрос о дальнейшем существовании человечества, это напоминание является более актуальным и важным, чем когда-либо. Этот памятник напоминание о прошлом. Без него нет настоящего и нет будущего. Главная задача нашей работы - ответить на вопрос: «Почему мы должны помнить о памятнике Советскому Воину-освободителю в Трептов-парке, который находится на территории Германии, воевавшей с Россией». «Кто он - человек, послуживший прототипом знаменитому памятнику?» Работа закипела. Как мы были удивлены, когда в одной из газетных статей мы прочитали, что прототипом памятнику послужил подвиг ветил на эти настроения некоторых берлинцев. Вот его не забываемые слова: «Ничего, даже самого ценного материала, самой лучшей земли, самых огромных усилий не жалко, чтобы поставить памятник сыновьям советского народа, которые пожертвовали своей жизнью, освобождая вашу родину от германского фашизма. Мертвым, лежащим здесь, в чужой земле, война была не нужна, но они отдали свои жизни, а дома у них остались жены и дети. И этот памятник послужил предостережением живых в том, чтобы больше не было войны.
Слайд 18Памятник Воину-Освободителю. РУССКИЙ ХУДОЖНИК, СКУЛЬПТОР Е.В. ВУЧЕТИЧ (1908-1974 )
Слайд 19Список Литературы.
1. Костюнин О.В. Человек из легенды. Кемерово, 2003 2. д-р Хорст Кепштейн д-р Хельга Кепштейн. Памятник советскому Воину- освободителю в Трептов-парке. Берлин,1981 3. Заверюхина М. Подвиг увековечен в бронзе. Газета «Знамя Ленина», 12.07.83 4. Коротун Л. Тропинки в Трептов-парке. Учительская газета, 5.04.87 5 Соколова. Н. Сердцем, болея, чтоб она уцелела. Газета Земляки»,6.11.2002 6 Шамов А.. Трептов-парк погрузился в траур. Российская газета, 21.12.2001 7. Белов Г. В гостях у маршала. Газета «Правда», 1965 8. Чернышев Г. Письма старому солдату. Газета «Советская Россия»
Слайд 20