Слайд 1Классификация видов искусств
Теория и история зарубежного искусства Для студентов специальности 020600 «Культурология» кафедра культурологии ИСМД Гильмулина Елена Анатольевна, доцент, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РБ
Слайд 2План лекции Тема 3.Классификация видов искусств
Искусство как система отдельных видов Классификация видов искусств Подходы к проблеме классификации искусства. Пространственные искусства в системе художественной культуры
Слайд 3Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате студент должен: знать виды искусства, закономерности природы художественной деятельности в пределах отдельного вида, определять основные этапы истории развития видов искусства, уметь классифицировать и идентифицировать принадлежность произведений к различным видам и формам искусства, владеть навыками анализа тенденций современной системы искусств.
Слайд 4Ключевые понятия
Вид искусства Изобразительные искусства Декоративно-прикладное искусство Классификация искусств Монументальное искусство Пространственные искусства Временные искусства Архитектура Графика Живопись Музыка Скульптура Танец Театр
Слайд 5Искусство как система отдельных видов
Центростремительная и центробежная тенденции в современной системе искусств. Природа художественной деятельности (единство созидания, познания и игры) – основа развертывания системы искусств.
Слайд 6Многогранность изображения мира и субъективные особенности человеческого восприятия – как основные критерии материальной и идеалистической классификации видов искусства.
Слайд 7Подходы к проблеме классификации искусства
Диалектический подход к проблеме классификации искусства. Классификация искусства Б.Асафьева. Закон Г.Ф. Гегеля о неравномерном развитии видов искусства. Морфологические свойства – основа классификации видов искусства. Относительность любой классификации.
Слайд 8Классификация искусств по способу существования и восприятия: - пространственные - временные - пространственно-временные.
Слайд 9Принципы классификации видов искусства: - признак наличия непосредственного воспроизведения конкретного художественного образа, - использования художественных средств. Классификация Б.Виппера по пространственным и временным измерениям.
Слайд 10Принципы классификации видов искусства
1.Особенности художественного языка: Интонационные (музыка, поэзия, проза ) «Немые» (архитектура, скульптура, пантомима, танец, живопись.)
Слайд 112. Способ существования: Пространственные (архитектура, изобразительное искусство) Временные (музыка, поэзия, проза) Пространственно-временные (балет, театр, кино)
Слайд 123.Использование художественных средств: Прямые, непосредственные (мимика ,поэзия, музыка) Косвенные, опосредованные (архитектура, скульптура, живопись)
Слайд 13Пространственные искусства
Пространственные искусства в системе художественной культуры Общий признак пространственных искусств – способ материального бытия. Оперирование объемно-пластическими материалами в 2-х и 3-х мерном пространстве.
Слайд 14Семиотическая природа пространственных искусств. Специфика качества пространственных искусств. Функции пространственных искусств в культуре.
Слайд 16Искусство проектировать и строить здания и сооружения, выражающееся в художественно-образной форме представление человека о мире.
Слайд 17Виды изобразительного искусства
Изобразительное искусство – совокупность пластических искусств, основывающихся на зрительном восприятии мира и создающих изображение на плоскости и пространстве. Живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство и частично архитектура.
Слайд 18Изобразительное искусство
В отличии от других видов искусств (литература, музыка, театр) является по преимуществу искусством пространственным и потому ограниченным в своей возможности воспроизведения времени и временного развития действия.
Слайд 19Художественные идеи произведений изобразительного искусства выражается посредством присущих ему изобразительных черт – рисунок, цвет, пластика, цветотень.
Слайд 20Живопись
Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую – либо поверхность(стену, холст, бумагу или дерево). Для живописи как искусства изображения на плоскости характерно стремление художника превратить эту плоскость в зрительное подобие пространства, окружающего изображаемые им предметы.
Слайд 21Изобразительные средства, как линия, цвет, светотень, воздушная и линейная перспектива и т. д., позволяют создать на плоскости иллюзию трехмерности, верно передать ощущение объемности предметов окружающего нас мира, сохранить и умножить многокрасочность природы и т. д. Живопись монументальная и станковая.
Слайд 22Монументальная живопись связана с архитектурой – это роспись фасадов зданий, стен, потолков и т. д. Эти крупные по своим размерам произведения связаны с назначением архитектурных сооружений.
Слайд 23Монументальная живопись
Слайд 24Станковая живопись
Станковая живопись складывается из тех произведений, которые имеют самостоятельное значение, безотносительно к тому, где они будут выставлены, – музеях, Домах культуры или частных квартирах. Станковая живопись с архитектурой не связана. Основными жанрами живописи являются тематическая картина (историческая, батальная, бытовая или, иначе, жанровая), портрет, пейзаж, натюрморт и т. д.
Слайд 25В соответствии с предметным кругом изображений живопись подразделяется на жанры, из которых в европейской культуре на протяжении XVI-XXвв. Наибольшее развитие получили портрет, исторический жанр, батальный жанр, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.
Слайд 26А. Ватто «Савояр с сурком»
Слайд 28Скульптура (латинское sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика. Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются (высеканием, вырезанием, лепкой, ковкой, литьем и др.) из твердых или пластических материалов (камень, металл, дерево, глина и др.).
Слайд 29Художественно–выразительные средства скульптуры: построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, иногда цвета. Основные виды скульптуры – круглая (статуя, группа, бюст) и плоская (рельеф), монументальная (памятники, монументы) и монументально–декоративная (архитектурный декор, садово–парковая), станковая (т.е. выполняемая на специальном станке). Основные материалы скульптурных изображений - глина, гипс, камень, дерево, кость, металл.
Слайд 30В процессе исторического развития сложилось два вида скульптуры: круглая скульптура(статуя, бюст, скульптурная группа) и рельеф(объемное изображение на плоскости). По содержанию и назначению все скульптурные изображения разделяются на станковую, монументальную, монументально – декоративную и скульптуру малых форм.
Слайд 31Монументально-декоративная скульптура
Слайд 32Микеланджело «Ночь»
Слайд 33Графика
(греч. Grafo - пишу, рисую) - вид изобразительного пространственного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения(гравюру, литографию), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными выразительными средствами.
Слайд 34Графика. Женский профиль. Карандашный рисунок Леонардо да Винчи.
Слайд 35Первоначально этот термин употреблялся применительно к письму и каллиграфии. Новое значение термин получил в конце XIX в. В связи с развитием полиграфии, давшей возможность воспроизводить четкий, контрастный черно – белый рисунок в книге, журнале. Постепенно графика стала использовать не только линию, но и штрих и пятно, а также цвет.
Слайд 36По назначению различаются станковая, книжная, газетно –журнальная, прикладная графика и плакат. Станковая графика известна с эпохи Возрождения и обращается к традиционным живописным жанрам. Книжная графика не связана никакими тематическими ограничениями, должна соответствовать данному литературному произведению.
Слайд 38Гравюра - отпечаток на бумаге, полученный с обработанной особым образом печатной доски. Печатной доской могут служить и деревянная дощечка, и металлическая пластинка и гладкий камень. Художник собственноручно наносит изображение на эту печатную форму и соответствующим образом ее обрабатывает.
Слайд 39Гравюра – это оригинальное художественное произведение. Каждый авторский оттиск – такой же подлинник, как и картина маслом. Прелесть эстампа, что он дает большое количество равноценных оттисков, каждый из которых самостоятельное художественное произведение. Художник-гравер говорит на языке своего искусства, с учетом всех особенностей материала и техники, и его произведение поэтому оригинально и неповторимо.
Слайд 41Граффити могут представлять собой простейшие рисунки или надписи, но обычно это довольно сложные монохромные либо мультицветные композиции. Авторов граффити называют "писателями". Корни граффити кроются именно в написании слов на поверхностях, да и не все граффити выполнены красками. Первоначально в ход шли все подручные средства, начиная от дорогих красок и заканчивая карандашами, мелками, ручками, ножами... Даже пальцем руки можно было написать граффити на грязном окне.
Слайд 42Декоративное искусство
Слайд 43Декоративное искусство - род пластических искусств, произведение которого наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду и вносят в нее эстетическое идейно-образное начало. Включает различные искусства, служащие для украшения произведений архитектуры и садово-паркового искусства (монументально- декоративное искусство), создающие художественные предметы для общественного и частного быта (декоративно-прикладное искусство).
Слайд 44Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство включает изготовления предметов быта, имеющих, не только утилитарное значение, но и обладающих определенными художественными качествами, - в ряде отношений может рассматриваться по аналогии с архитектурой. Подобно архитектурным сооружениям, произведения декоративно-прикладного искусства, как правило, не теряет связи с практическим назначением предмета.
Слайд 45
Слайд 46Ослабление связи, а тем более разрыв с практически полезным назначением предмета чаще всего ведет к утрате его эстетических достоинств: исчезает мера, нарушаются пропорции, разрушается целесообразность. Специфика произведений декоративно-прикладного искусства и состоит в том, что их художественные качества являются не дополнением или приложением к утилитарному назначению вещи, а служат средством его выявления.
Слайд 48Театр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Произведение современного театрального искусства — спектакль — создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера (в балете — балетмейстера и дирижера, в опере, оперетте — режиссера и дирижера) и под его руководством совместно усилиями актеров, а также художника и др.
Слайд 50Музыка
Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз), вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов. Музыка специфическая разновидность звуковой деятельности людей.
Слайд 51Структура музыки
По типу содержания: лирическая, эпическая, драматическая, а также героическая, трагическая, юмористическая и т. д.; в ином аспекте серьёзная музыка и лёгкая музыка. По исполнительскому назначению: вокальная и инструментальная; в ином аспекте сольная, ансамблевая, оркестровая, хоровая, смешанная. По синтезу с другими видами искусства и со словом: театральная музыка, танцевальная музыка, программная инструментальная, мелодрама (чтение под музыку), вокальная со словами.
Слайд 52Приобретенные знания
- принципы классификации видов искусства, - основные виды искусства, - характеристики видов искусств и особенности каждого из видов искусства, их эстетические категории
Слайд 53Вопросы для самопроверки
Искусство в системе человеческой культуры. Художественная культура: понятие, функции, структура. Принципы классификации видов искусства. Пространственные виды искусства в системе художественной культуры. История искусствознания, обзор методологических школ.
Слайд 54Рекомендуемая литература
Васильева-Шляпина, Галина Леонтьевна. Изобразительное искусство: история зарубежной, русской и советской живописи : учебное пособие для студ. вузов. / Г. Л. Васильева-Шляпина ; Красноярский гос. ун-т. - М. : Академический Проект : Мир, 2007. - 528 с. Гнедич, Петр Петрович. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура: современная версия. / П. П. Гнедич ; науч. конс.: М. В. Панова ; лит. обработка текста : В. Е. Татаринова. - М. : Эксмо, 2007. - 848 с. Мировая художественная культура: в 4 т. Изобразительное искусство, музыка и театр / Е. П. Львова, Д. В. Сарабьянов, Е. А. Борисова и др.. - СПб. : Питер, 2007. - 464 с. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие / Под общ. Ред. Л.М. Мосоловой. – СПб., 2007. – 288 с. Янсон Х.В., Энтони Ф. Янсон Основы истории искусств. – СПб., 2005
Слайд 55Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.