Слайд 1Вичкуткина Любовь Михайловна
Учитель технологии высшей категории, педагогический стаж 20лет. Школа- гимназия №118 г.Алматы,Казахстан
Слайд 2Пояснительная записка
“Остановись в изумлении перед красотой, и в твоем сердце расцветет красота. ” В.Сухомлинский Данные уроки – презентации расчитаны на 6 -8 учебных часов (на усмотрение учителя) , 10% предусматривает изучение теоретической части, остальное время посвящается практической работе с природным материалом. В презентации показаны творческие работы учащихся (фотографии). Человек, занимающийся аранжировкой цветов и флористикой, более подготовлен к восприятию других видов искусства - прежде всего изобразительного, декоративно - прикладного, к оценке их художественного уровня. Ведь эти виды искусства - родственны.
Слайд 3Аранжировка цветов «Фитодизайн»
Открытый урок. Тема урока: Поделки из природного материала и его сбор. Цели и задачи: Обучающая: Обобщить знания учащихся по теме; содействовать наиболее полной и всесторонней реализации задач образования и развития учащихся: связи обучения с жизнью, познания окружающего мира и последовательному расширению их кругозора, обогащению межпредметных связей, приобщению к миру прекрасного. Развивающая: Развить внимание и любовь к природе, интерес и ловкость в приёмах работы, умение самостоятельно использовать природный материал, используя при этом инструкционную карту. Воспитательная: Воспитывать эстетические качества, аккуратность при изготовлении определённых форм веток (букетов, композиций);
Слайд 4Методы обучения: Беседа о видах растений. Фронтальный опрос - -по вопросам; словесный – инструктаж по ТБ, работа с ножницами; наглядный – демонстрация цветных иллюстраций, фотографии букетов, композиций, творческие работы учащихся. Наблюдения со стороны учителя; Практическая работа – связь теории и практики; Частично - поисковый метод – ученик решает проблему самостоятельно, изготавливает формы веток и выбирает вазу из природного материала. Формы обучения индивидуальная – изготовление веток разной формы; работа в парах – составить кроссворд. Объект труда: природный материал ( ветки плакучей ивы, виноградные, спил из дерева, кора, мох, и т. д.); Инструменты и материал: ножницы, клей, вазы, декоративная тыква и т. д.
Слайд 5Межпредметные связи: -русский язык: новые термины (ключевые слова), стихи. - история: история икебаны. - Изо: рисунки, фотографии творческих работ учащихся. Материально – техническое оснащение: выставка творческих работ учащихся , букеты из веток, композиции из природного материал, проекты учащихся. - Т.Б. в школьной мастерской, с колющимися предметами ( стенд). Используемая литература: Е. Ф. Новикова. « Вдохновение». Аранжировка цветов. Флористика. г.Минск Цветы в нашей жизни. С. Ю. Турдиев, Л. И. Вечёрко. Журналы, Лиза, Уют в вашем доме и. др.
Слайд 6I. Организационная часть
1. Контроль посещаемости. а) Наличие учащихся, причины их отсутствия. б) Проверка рабочей одежды и готовность к занятию ( наличие рабочих коробок с природным материалом, рабочая одежда). 2.Постановка цели урока, задач и мотивация учебной деятельности учащихся. Урок является первым по разделу за 7 класс: аранжировка цветов «Фитодизайн», поэтому цель нашего урока – обобщить и систематизировать знание по составлению букета и композиций с использованием природного материала. Закрепить умения и навыки, работая с природным материалом. Уметь контролировать время практической работы в процессе выполнения форм и линий из веток. 3.Вводный инструктаж. Провести беседу ( фронтальный опрос), по следующим вопросам: Т. Б. с ветками, ножницами. (см. стенд в классе). а) Какие ветки бывают на деревьях? ( прямые , кривые, разветвлённые и т. д). б) Какие вазы нужно использовать для букета с ветками, цветами – по форме и величине ? ( стеклянные, из керамики большие- маленькие, кухонная посуда- разной формы, корзиночки, коряги и т. д). в) Какой природный материал можно использовать для составления букета, композиции, натюрморта? ( цветы свежие, засушенные, ветки разные по величине, форме, вазы низкие, высокие, разной фактуры , коряжки разные по виду и форме и т. д).
Слайд 7II. Изложение нового материала
Знакомство с природным материалом: проекты учащихся по данной теме, дополнительная литература, журналы, творческие работы учащихся. Записать краткий конспект: ваза, линия в букете, композиции. Ваза – важнейший элемент цветочной композиции, поэтому необходимо с особой тщательностью подбирать её по форме, цвету, фактуре. Правильно выбранная ваза позволяет создать в букете созвучие, единство между растениями сосудом. Сосуд должен подчеркивать красоту цветов, форму букета или, напротив, быть нейтральным, незаметным. Осторожно следует относиться к ярким или богато декорированным вазам. Сами, являясь произведениями искусства, они отвлекают внимание от букета или композиции, а то и подавляют их. Начинающим аранжировщикам лучше подчеркнуть достоинство вазы, её изящество или необычность формы, использовав небольшое количество материала ( сухую ветку, 1-3 цветка , гармонирующие с её цветом или декором). Грубая керамика и напольные вазы.
Слайд 8Ещё более требовательно нужно подходить к подбору сосуда для композиции. Форма, цвет, фактура его вместе с аранжировочным материалом должны активно работать на замысел автора, быть одним из изобразительных элементов композиции. Для аранжировки используют вазы, самые разнообразные по форме: высокие или средние- бокаловидные, цилиндрические, конусообразные, расширенные внизу или вверху, прямоугольные, фантазийные; низкие- в виде чаш, подносов, круглые и т. д. Часто при оформлении композиции и для создания оригинального букета незаменимыми оказываются самые неожиданные вещи: шкатулки, корзиночки, камни, коряги и даже детские игрушки. Очень популярны в качестве ваз коряги причудливой формы. Ими можно декатировать любой сосуд для воды. Подобранные в соответствии с замыслом, коряги активно « работают» своей формой, во многих случаях являясь незаменимым элементом композиции (см. Слайд 9).
Слайд 9
Слайд 10III. Линии в букете, композиции.
Линия – самый экспрессивный, неисчерпаемый и богатый выразитель красоты. Она имеет направление, она течёт, движется, ограничивает и создаёт форму произведению, его качество. Она придаёт композиции динамику, декоративность, выразительность. Поэтому для аранжировщика необходимо научиться видеть, понимать, чувствовать свойства и выразительные возможности линии . Когда рассматриваешь различные линии в динамике, возникает определённое чувство: ассоциативное их восприятие. Следуя опыту, определяют основные линии – горизонтальные, вертикальные, диагональные . Горизонтальные линии – символ основательности, фундамента земли, плоскости, тяжести, чувство покоя и тишины. Вертикальные линии – выражение « лучистости», высоты ( восхождение к солнцу, свету) тепла, росту, величия, торжественности. Диагональные линии бывают восходящими – активными и нисходящими – пассивными. Восходящие ассоциируются с надеждой, стремлением, упорством, оптимизмом, взлётом, подъёмом; Нисходящие - с грустью, тоской, бессилием, поклонением. Линии ( горизонталь, вертикаль, диагональ) могут быть прямыми и «беспокойными», то есть со множеством динамичных оттенков: волнистые, спиральные, ломаные, напряжённые, зажатые « нервные», жёсткие, нежные, изящные, а так же весело или причудливо извивающиеся (см. Слайд 11,12).
Слайд 13Такие линии эстетически и эмоционально наиболее активно воздействуют на зрителя, особенно если их умело подобрать в соответствии с замыслом. Разные формы линий, их направление – это элементы выразительности. Их эстетическое воздействие, эстетическая ценность обязательно учитываются аранжировщиком при работе над своими произведениями. Создавая композиции, мы используем растения как элемент образа с данными им природой линиями, формами, плоскостями. Изменять существующие природой формы часто возможно лишь в очень ограниченной степени. Естественные линии растений зависят от условий и ритма их роста. Кроме того, у каждого растения своё биологическое лицо, свой силуэт. Примеры разнообразных линий мы легко найдём в природе: вертикально вверх растут ирисы, дельфиниумы, гладиолусы. Тянутся к свету, но прогибаются вниз под собственной тяжестью ветки и листья многих растений, образуя при этом горизонтальные линии. Причудливо переплетаются линии у некоторых вьющихся растений: клематиса, лимонника. Формы созданные самой природой, очень выразительны: ветка, усыпанная набухающая почками, говорит о весне, о будущем, о надежде. Ломаные, жёсткие линии – свидетельство тяжёлых условий роста – ассоциируются с жёсткостью, грубостью.
Слайд 14Растения, устремлённые вверх, демонстрируют силу, стойкость, строгость. Причудливо изогнутые, пластичные линии ассоциируются с нежностью, музыкой. И всё -таки, несмотря на многообразие природных линий, ту единственную, подходящую только для данной, конкретной композиции, подобрать бывает трудно. В таком случае необходимо динамику, направление ветки ( линии) можно придать искусственно. Смотреть инструкционную карту. 4. Работа в парах. Составить кроссворд от исходящего слова «фитодизайн» по данной теме ( кто не успеет, доработать дома к следующему уроку). 5. Текущий инструктаж. Выполнение практических работ ( обобщение и систематизация понятий и их выполнение на практике). А) Используя инструкционную карту, способы придания стеблям растений определенную форму, изготовить их на выбор, учитывая при этом букет или композицию которую будете создавать (см. слайд 15)
Слайд 16IV. Инструкционная карта. Способы придания стеблям растений определённой формы.
Предварительно обработав ( обрезав лишнее), ветку медленно сгибают в нужном направлении, слегка скручивая. Сгибать необходимо не в одной точке, а на участке 5- 20 см ( в зависимости от величины ветки и её физических свойств). Растения имеют неодинаковую гибкость: ветки плакучей берёзы, ивы гнутся хорошо, а яблони, груши и многих других – весьма ограниченно. Чтобы легче было согнуть ветку, следует надрезать у неё кору или подпилить поглубже, место сгиба, а чтобы она потом не распрямилась, в надрез перпендикулярно направлению ветки вставить клинышек. Можно зафиксировать изгиб ветки шпагатом или проволокой. В течении нескольких дней она « привыкнет» к тому положению.
Слайд 17Выразительные линии можно получить из свежих ( если подсохли распарить) веток ивы, плакучей берёзы ( в коре или без неё), придавая им любую форму: спиральную, волнистую. Для этого надо намотать сырую ветку на круглый предмет нужного диаметра и закрепить её в таком положении. Когда ветка подсохнет её можно развязать – слегка растянуть, она немного распрямится и станет волнистой. Такие линии ассоциируются со струями, вихрем, музыкой, танцем. Для этого надо намотать сырую ветку на круглый предмет нужного диаметра и закрепить её в таком положении. Когда ветка подсохнет её можно развязать – слегка растянуть, она немного распрямится и станет волнистой. Такие линии ассоциируются со струями, вихрем, музыкой, танцем.
Слайд 18Такие линии ассоциируются со струями, вихрем, музыкой, танцем. Легко гнущиеся свежие ветки хороши для изготовления таких сюжетных форм как, например, скрипичный ключ, восьмёрка ( в композиции к 8 марта), кольцо ( для свадебной композиции), юбилейные цифры и др. чтобы зафиксировать нужную форму, шпагатом связывают места пересечения линий и оставляют так до высыхания. Истинные аранжировщики для задуманных композиций заранее формируют нужную форму ветки ( обычно весной) на живом дереве. К осени живая ветка будет иметь естественную заданную форму. б) Используя инструкционную карту, изготовление ваз из природного материала сделать вазу на выбор, учитывая при этом форму и вид букета или композиции (см. слайд 19).
Слайд 19Творческие работы
Слайд 20V. Инструкционная карта. Изготовление ваз из природного материала.
К сожалению, не всегда для задуманной композиции можно купить подходящую вазу, и тогда без личного творчества не обойтись. Приводимые ниже рекомендации призваны помочь аранжировщику в изготовлении ваз, причём без особых материальных затрат. Можно оклеить вазу кусочками коры, ракушками, шляпками желудей или обмотать шпагатом, нетолстыми верёвками, плотно прижимая их витки к вазе, предварительно покрытой клеем. 1. Сосуды разной формы плетут из ветвей ивы, плакучей берёзы, соломки, обёрток кукурузных початков. Наиболее простое плетение, не требующее особых знаний и навыков, - косички. Косички – ленточки, сплетённые в 3 – 10 прядей, пришивают по спирали витком к витку, формируя сосуд или корзиночку нужной величины и формы. К готовой корзиночке или вазе приклеивают донышко из картона (см. слайд 21).
Слайд 222.Широко используют для изготовления ваз стебли борщевика Заготавливают их осенью или ранней зимой, срезая тонким ножовочным полотном. Снаружи стебли тщательно очищают от рыхлого слоя металлической щёткой, предварительно увлажнив ( работать рекомендуется в перчатках, так как сок этого растения у некоторых людей вызывает аллергию). Из толстых стеблей борщевика изготовляют высокие, 2- 3 – этажные вазы, вырезав « окошечки» на разных уровнях. Тонкие стебли можно склеить параллельно вместе по несколько штук, предварительно обрезав их вверху на разных уровнях под углом 45 градусов. Внизу их следует обмотать покрытой клеем верёвкой, создав таким образом обруч шириной 3-5 см. Он будет декоративным элементом (тонировать его в тёмно- коричневый цвет) и одновременно придаст соединению дополнительную прочность (см. слайд23).
Слайд 24К вазам приклеить донышки и утяжелить низ, насыпав на дно песок, камешки. В полые стебли борщевика можно вмонтировать сосуды для воды - стаканчики, пробирки. 3. Из тыквы, кабачков, арбузов также делают оригинальные ваз . Для этого срезают верхушку и донышко, выбирают мякоть, оставив ее у стенок слоем 1-2 см, кладут тыкву на тарелку и посыпают изнутри солью. Добавлять соль следует, пока не прекратится выделение сока. Высохну, плод значительно уменьшается в объеме. На его поверхности образуются глубокие морщины, складки, что напоминает грубую керамику. В качестве ваз используют и декоративные тыквы. Они обычно небольшие по размерам, разнообразны по форме и цвету и имеют очень твердую корку. Форму при высушивании они не меняют. 4. Можно сделать сосуды разной формы и объема из кусков коры: корзиночки, шкатулки, стаканы. Особенно красива и прочна эластичная березовая кора. Изделия из нее обладают такими же свойствами. Детали из коры сшивают нитками или склеивают густым клеем, фиксируя бельевыми или столярными прищепками до полного высыхания клея. 5. Настенные вазы. Для настенных букетов и композиций из сухого материала вазами могут служить грибы – трутовики, коряжки, кора, а также рамки, сделанные из разного материала. Крепят материал пластилином или на пиафлоре, пенопласте, приклеенными к основе (см. слайд 25,26,27).
Слайд 25Вазы из природного материала
Слайд 26Выставка творческих работ
Слайд 27
Слайд 28Целевые обходы. 1. Обход, проверка О. Р. М. и П. Т. Б. 2 . Обход, правильное выполнение трудовых приемов. З. Обход, проверка завершающего этапа работы и осуществление учащимися самоконтроля. 6. Заключительный инструктаж. а) Анализ характерных ошибок и их причина. б). Сообщение оценки о работе каждого ученика. 7. Дом. Задание: доработать кроссворд, по желанию сочинить или выписать стихи о цветах, составить пожелание на языке цветов. 8. Уборка рабочих мест.
Слайд 29Тема: Составление икебаны «Золотая осень» Урок, комбинированный с практической работой
Слайд 30Цели и задачи урока:
Обучающая: Систематизировать знания учащихся по теме; Закрепить умения и навыки по составлению осеннего букета, натюрморта и композиции ( на выбор учащихся). Развивающая: Развивать интерес и ловкость в приёмах работы; Умение самостоятельно применять полученные знания при составлении букета, натюрморта и композиции используя при этом инструкционную карту. Воспитательная: Воспитывать чувство прекрасного, красивого, аккуратность при составлении творческих работ. Воспитывать умение укладываться в определённое время.
Слайд 31Методы и формы обучения
словесный инструктаж; наглядный – дополнительная литература – журналы, книги, творческие работы учащихся, фотографии. Работа с технологической документацией – тестовые задания; Практические работы – связь теории и практики; Наблюдение со стороны учителя; Частично- поисковый метод – ученик решает проблему самостоятельно, составляет из веток осенний букет, натюрморт из овощей и фруктов , составляет композицию из природного материала ( на выбор).
индивидуальная – прочитать стихи, поздравление, пожелание – на языке цветов. Парная – ответить на тестовые задания, кроссворды. Объект труда: ветки разной формы, природный материал, вазы разные по фактуре или из природного материала, коряжки, спил и т. д. Межпредметные связи: Изо: Наглядности: фотографии- выставки, иллюстрации натюрмортов, букетов, композиций.
Слайд 32Материально – техническое оснащение:
Инструкционные карты; тестовые задания, кроссворды, выставка творческих работ учащихся, дополнительная литература, журналы.
Слайд 33Ход урока:
I. Организационная часть. а) контроль посещаемости, наличие учащихся причины их отсутствия. б) проверка рабочей одежды и готовность к занятию ( наличие рабочих коробок с природным материалом, рабочая одежда). Постановка цели урока , задач и мотивация учебной деятельности учащихся. Урок является продолжением по разделу: аранжировка цветов «флористика», поэтому цель нашего урока систематизировать знания по составлению букета, натюрморта, композиции из природного материала. Закрепить умение и навыки, работая с природным материалом. Уметь укладываться в определённое время при составлении, натюрморта и композиции ( на выбор учащихся).
Слайд 34и
Вводный инструктаж. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Групповая работа - разгадать кроссворд. Чья группа укладывается в определённое время ( от 3-5 минут в зависимости от количества вопросов и учащихся в группе) получают оценки «5», последующие на баллы ниже. Подведение итогов первой работы. Работа в парах: ответить на тестовые задания по теме ( 10 вопросов), линии в букете, композиции, вазы. 3 минуты, проверка ( самоконтроль) между парами. Подведение итогов второй работы. Индивидуальная работа: учащиеся читают стихи о цветах, пожелание на языке цветов.
Слайд 35Тестовые задания
1.Аранжировка цветов это ….. а). Художественное творчество, основой для которого служит природный материал. б). наука о цветах. в). синтез декоративно – прикладного и изобразительного искусства. 2.Что является самым экспрессивным, неисчерпаемым и богатым выразителем красоты? а) цвет, б) линия, в) форма. 3.Из какой ветке можно придать искусственное направление ? а) кленовой, дубовой. б) яблоневой, грушевой. в) ивы, плакучей берёзы. 4.Какие формы можно придать стеблям растений искусственно? а) прямые, тупые. б) спиральные, круглые, волнистые. в) ломаные, горизонтальные.
Слайд 365.Какие линии можно использовать при составлении букета или композиции? а) вертикальные, горизонтальные, диагональные. б) кривые, круглые, острые. в) спиральные, разветвлённые, волнистые. 6.Какой по величине, фактуре нужно использовать вазу при составлении осеннего букета из веток? а) низкую, стеклянную. б) хрустальную низкую. в) керамическую высокую. 7. Какой природный материал можно использовать вместо вазы? а) песок, глину. б) корягу, декоративную тыкву, плетень из веток. в) ветку, лист. Ответы: 1. в; 2.б; 3. в; 4. б; 5.а; 6. в; 7. б; Кроссворды учащиеся составляют самостоятельно (по выбору).
Слайд 37Стихи
Цветы , как люди, на добро щедры, И щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие тёплые костры. К. Жанэ. Чудесный гость далёкого Ирана Любимец опалённых Солнцем стран. В садах Фариза огненный Тюльпан В. Рождественский.
С целым миром спорить я готов, Я готов поклясться головою Есть глаза у всех цветов, И они глядят на нас с тобою. В час раздумий наших и тревог, В горький час беды и неудачи Видел я: цветы, как люди, плачут И росу роняют на песок Кто не верит, всех зову я в сад. Видите, моргая еле – еле, На людей доверчиво глядят Все цветы, как дети в колыбели.
Слайд 38Поздравления на языке цветов.
* * * Как жаль, что солнца мне не подарить Цветок по телефону не отправить, Осталось лишь открытку подписать И луч тепла в твоей душе оставить * * *
* * * Пусть годы твои молодые Не знают печали и слёз, Пусть вместе с тобою смеётся Букет удивительных роз. * * *
Слайд 39III. Изложение нового материала
а). Записать краткий текст, натюрморты, б) разобрать с учащимися устно, правила построения букета, композиции из сухого материала. в) повторить Т.Б. с колющимися предметами ( см. стенд в кабинете).
Слайд 40Натюрморты
Фрукты, овощи не только вкусны и полезны, но и очень декоративны. В августе- сентябре пройдитесь по базару и посмотрите на них глазами художника. Какое разноцветье и изобилие! Блаженно нежатся сочные помидоры, солнышками светятся спелые оранжевые тыквы, дыни. Большие «цветы» – патиссоны живописно белеют среди алых перцев и оранжевых морковок с зелеными кружевными хвостиками. Скромными горками расположились зеленовато-полосатые огурцы, темно-бордовая свекла, розоватый чеснок. Тяжелой гирляндой висит золотистый лук. А дальше – торговые ряды с фруктами. Терпкий приятный аромат яблок, груш. Сколько сортов - и у каждого своя форма, величина! А цвет – от темно-бордового до прозрачно-наливного.
Слайд 41Крупные гроздья темно-сиреневого и золотисто-зеленого винограда тяжело свисают с края невысокой корзины, а рядом горки слив такого же цвета. Может ли творческую душу человека эта праздничная палитра оставить равнодушной? Какие красочные декоративные произведения и для праздничного стола, и для украшения интерьера кухни вдруг возникнут в его воображении, какие композиции ему захочется создать, используя великое многообразие даров природы.
Слайд 42Кухня – это рабочий кабинет женщины, где она проводит немало времени и где за столом хотя бы раз в день обязательно собирается вся семья, и потому хозяйки стараются сделать кухню нарядной, привлекательной. Наиболее уместны для ее украшения декоративные натюрморты из ярко окрашенных овощей, фруктов, сухоцветов. Их можно расположить на холодильнике, столике или подвесить на стене. Компоненты для натюрморта можно использовать такие, которые могут храниться до нового урожая (но об этом надо вовремя позаботится) : тыквы, патиссоны, кабачки. Выбирать их надо с твердой коркой, неповрежденные, красивой формы, подходящей величины.
Слайд 43Особенно интересны декоративные тыквы – бородавчатые, чалмовидные, грушевидные, маленькие полосатые. Они не велики по размеру, разнообразны по цвету и форме, а главное, хорошо сохраняются до весны. Отлично дополняют зимние натюрморты ветки с ягодами рябины, калины, боярышника, а также букетики из сухоцветов. С осени пока есть свежие помидоры, яблоки, груши, виноград, живые цветы, их также можно использовать в натюрмортах с долго хранящимися овощами и фруктами (см. слайд 44).
Слайд 44Творческие работы учащихся
Слайд 45Правило построение букета, композиции из сухого материала.
Правила построения букетов и композиций из сухого материала такие же, как и для произведений из живых цветов: цветовая гармония, взаимная « вежливость» всех компонентов, соблюдение пропорций, ритма, равновесия. Линия придает работе особую выразительность, динамику, декоративность. Поэтому подбор или изготовление красивых, выразительных, работающих на замысел автора линий (веток, злаков, метелок и т.д.) – важнейшее условие. Всевозможные сухоцветы, объёмно засушенные цветы, если они хорошо сохранили цвет , форму, как в декоративном букете, так и в сюжетной композиции также могут активно служить изобразительным средством. Особенно интересны небольшие букеты и композиции – миниатюры из сухоцветов и другого сухого материала. В крупных композициях мелкие сухоцветы лучше объединить в « соцветия» –пучки. Разнообразный декоративный сухой материал можно использовать как компонент для осенних, зимних натюрмортов и для пейзажных композиций. Для последних хорошо подходят густо разветвлённые красивые сухие ветки в качестве «деревца», которое можно озеленить, приклеив к нему мелкие осенние золотистые листочки ( для осеннего пейзажа).
Слайд 46Весеннее цветущее «деревце» получится, если привязать к развилкам веточки туи, кусочки мха, а затем наклеить на них мелкие цветки аммобиума, цмена или жемчужницы. Сухоцветы, мох, камни, коряжки также могут понадобиться для пейзажной композиции из сухого материала. Наиболее популярны подвесные цветочные произведения из сухого материала. Сухой материал хрупок (легко ломается, осыпается, цепляется), поэтому букеты и композиции рекомендуется располагать в таком месте, где их никто не заденет, то есть подальше, повыше. Для подвесных композиций очень важен фон. Хорошо подобранный, он подчёркивает, высвечивает красоту линий, графичность букета, а на пёстрых обоях, мозаике работа может зрительно деформироваться. Фон надо подобрать в соответствии с цветом используемого материала. Для фона можно использовать куски коры, выпрямленные и высушенные под тяжёлым грузом, рогожку наклеенную на картон бархатную или простую бумагу нужного цвета. Фон вырезают в виде круга, овала или любой фантазийной формы. Используют также плетёные коврики из лозы, соломы, мелкие корзиночки и т. д. Крепят сухой материал на клей П.В.А. или закрепляю тонкой мягкой проволокой или пенопласт, который предварительно приклеивают к вазе, рамке или фону (см. слайд 47).
Слайд 47Выставка букетов и композиций
Слайд 48IV. Текущий инструктаж:
Выполнение практических работ ( обобщение и систематизация понятий и их выполнение на практике). а) используя инструкционную карту, составление осеннего натюрморта и построение осеннего букета и композиции, составить на выбор творческую работу. б) составить осеннею икебану , используя природный материал.
Слайд 49Составление осеннего натюрморта из овощей и фруктов с использованием природного материала.
Инструкционная карта. Подготовленные для натюрморта фрукты, овощи следует протереть тряпочкой, смоченным растительным маслом. Это придаст им блеск, большую декоративность и одновременно замедлит их высыхание и увядание. 1.Приступая к составлению натюрморта, необходимо вспомнить все основные правила аранжировки букета из цветов: крупные, тёмные плоды расположить пониже, мелкие, светлые – повыше. Если используются ягоды или мелкие плоды, то лучше их располагать группами. В натюрморте должна быть фокусная точка – доминанта. Расположенная симметрично или асимметрично. Это может быть крупный элемент, например тыква декоративная или группа мелких красных перцев.
Слайд 502. Величина натюрморта должна соответствовать месту его расположения. Форма может быть самой разнообразной. Настольные ( для праздничного стола) натюрморты лучше делать симметричные – конусообразные, распростёртые и т. д. Для украшения интерьера лучше подходят асимметричные. 3. В качестве сосудов для натюрмортов можно использовать плетёные, деревянные или пластмассовые под дерево подносы, изящные купленные и самодельные корзиночки, высокие бокаловидные и низкие керамические вазы, а также коряжки, « плетни», « частоколы». 4. Можно сделать натюрморт на полотенце, изготовленным в народном стиле. Кстати, натюрморт в сосуде смотрится лучше, если поставить его на полотенце. Отлично выглядят натюрморты в двух- и трехэтажных сосудах, особенно если в них присутствуют ниспадающие элементы (гроздья ягод, винограда). Популярны настенные натюрморты. Их можно сделать на туго накрахмаленной рогожке, куске березовой коры, коврике, сплетенном из ивы, мелкой корзиночке-подносе, на рамке, коряжке, на подвешенном полотенце, на большой селедочной банке, покрашенной черным лаком. По форме натюрморты могут быть в виде симметричных и асимметричных букетов, где вместе с цветами-сухоцветами, колосьями злаков, трав, физалиса используются кукуруза, перец, лук, чеснок. Из зелени подойдут туя, сосна, плоско засушенные или напитанные глицерином листья или ветки (см. слайд 51).
Слайд 51
Слайд 52V. Целевые обходы. 1. Обход, проверка О.Р.М и П.Т.Б. 2. Обход, правильное выполнение трудовых приёмов. 3. Обход, проверка завершающего этапа работы и осуществление учащимися самоконтроля. VI. Ззаключительный инструктаж. а) Анализ характерных ошибок и их причины. б) Сообщение оценки о работе каждого ученика. За лучшие работы учащиеся получают грамоты « Мастер золотые руки». VII. Домашнее задание, исправить ошибки при составлении натюрморта и композиции учащимся , которые их допустили. VIII. Уборка рабочих мест. Лучшие работы учащихся выставляются на выставки, оформляются школьные полочки ( интерьер класса см. слайд 53).
Слайд 53