Конспект урока «Маленькие трагедии» по литературе для 9 класса
Урок внеклассного чтения.(слайд №2)
«Маленькие трагедии» А.С. Пушкина (9кл.)
Учитель: Митрейкина М.В
Цели урока: познакомить учащихся с новыми страницами жизни и творчества А.С. Пушкина; проанализировать произведения из цикла «Маленькие трагедии» - «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери».
Оборудование: компьютер, грамзапись произведений Моцарта «Реквием» и «Дон Жуан»; скрипка; иллюстрации к произведениям «Моцарта и Сальери», «Скупой рыцарь».
Оформление доски: с левой стороны написать «Скупой рыцарь» и эпиграф – «Ужасный век, ужасные сердца!»; с правой – «Моцарт и Сальери» и эпиграф – «Гений и злодейство – Две вещи несовместимые». Разместить иллюстрации к произведениям.
Ход урока. (Портрет Пушкина) слайд 3
Занимательная страница «Знаете ли вы?» (слайд №4).
Однажды Пушкин, был очень не в духе. Он очень нуждался в деньгах, а скорого получения их не предвиделось. В эти неприятные минуты является какой-то немец-сапожник и энергично требует видеть Пушкина.
Раздосадованный поэт выходит и резко спрашивает:
- Что нужно?
- Я к вам, господин Пушкин, прихожу за вашим
товаром, - ответил немец.
- Что такое? - с недоумением спросил снова поэт.
- Вы пишите стихи. Я пришел покупать у вас четыре
слова из ваших стихов; я делаю ваксу и хочу на ярлыке
печатать четыре слова: "яснее дня, темнее ночи", за это я вам дам, господин сочинитель, 50 рублей. Вы согласны?
Пушкин, конечно, согласился, а немец, довольный вполне сговорчивостью поэта, ушел заказывать желаемые ярлыки.
Вступительное слово учителя.
Что объединяет Пушкина и Моцарта? Почему Пушкин обратился к прошлому и увидел в нем настоящее и будущее? Что заставило Пушкина вложить в уста одного из героев фразу: «Нет правды на земле. Но правды нет – и выше. Для меня. Так это ясно, как простая гамма?»
На эти и другие вопросы нам предстоит ответить.
Осень. Болдино. Необычайно плодотворный период творчества поэта, о чем сам он скажет по возвращении в Москву Плетневу: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: две последние главы «Онегина», 8-ю, 9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400). Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, «Скупой Рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон Жуан». Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо?.. Еще не все…
Для того, чтобы вникнуть в идейный замысел «Маленьких трагедий», мы рассмотрим две из них – «Скупой Рыцарь» и «Моцарт и Сальери», сопоставим их, углубившись и в историю создания, и в композицию, сюжет, и в характеристику образов, а также проследим, как судьба автора отразилась в произведениях.
Сообщение учащегося – «Замысел трагедий и история их создания».(слайд №5).
Учитель: Итак, сопоставим трагедии.
? Какие слова являются ключевыми в «Скупом рыцаре» и заключают в себе главную мысль произведения?
О: Ужасный век, ужасные сердца! (один из эпиграфов к уроку)
? А в трагедии «Моцарт и Сальери»?
О: Гений и злодейство, две вещи несовместные (второй эпиграф)
Уже эти строки дают основание предположить, что душа поэта неспокойна. Его волнуют такие человеческие качества, как зависть и скупость.
? Как вы считаете, почему?
О: Потому что талантливому поэту пришлось самому испытать зависть и неприязнь, увидеть то, как власть денег и зависть доводили людей до безумия. (В этих пьесах запечатлелись те чувства и мысли, которые пережил Пушкин, оказавшийся на три месяца «в глуши, во мраке заточения»).
Пушкин соединяет произведения в целое – цикл и даёт общее название – «Маленькие трагедии».
? А почему именно цикл?
О: Цикл – это жанровое образование, состоящее из произведений, объединённых общими чертами. «Маленькие трагедии» сходны по композиции и сюжетике, по небольшому количеству действующих лиц, а также по идейно-тематическим признакам (н-р, цель каждой из трагедий – развенчать какое-либо отрицательное человеческое качество).
? Какие композиционные параллели между «Скупым рыцарем» и Моцартом и Сальери» можно провести? (слайд №6)
О: В «Скупом рыцаре» - три сцены. Центральным является конфликт между отцом и сыном, т.е. в основе развития действия – противопоставление двух характеров, соединенных родственными узами. Самораскрытие главного героя – барона – происходит в монологе (II действие). Развязка сюжета – трагическая.
В «Моцарте и Сальери» - две сцены. Действие пьесы тоже построено на столкновении контрастных характеров героев, между которыми существуют дружеские отношения. Развязка также трагическая.
Таким образом, основа композиции обеих пьес – антитеза. Следует отметить и тот факт, что в обоих произведениях присутствует принцип совмещения несоединимого.
? В чем это проявляется?
О: Рыцарь – скупой, но самоотверженный и благородный человек. Сальери – талантливый музыкант, но становится убийцей.
«Скупой рыцарь- пьеса о начале «чумного» периода европейской истории, когда власть капитала принялась калечить человеческие сердца с неотступностью эпидемии.
? Как это показано в пьесе? Какие персонажи играют в этом смысле решающую роль?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, выделим основные этапы в развитии сюжета произведения.
?Какой сценой открывается пьеса?
О: Пьеса открывается сценой в башне, где разговаривают Альбер и Иван о рыцарском поединке, на котором был покалечен конь Альбера.
Уже здесь, в самом начале произведения, Пушкин подводит читателя к основной идее.
Альбер:
Взбесился я за поврежденный шлем,
Геройству что виною было? – скупость.
Да! Заразиться здесь не трудно ею
Под кровлею одной с моим отцом.
Затем появляется еще один персонаж – жид (жадный до крайности).
(слайд №7).
? Что же предлагает жид Альберу?
О: Он предлагает Альберу отравить отца и завладеть его несметными сокровищами.
? Какова была реакция Альбера?
О: Как! Отравить отца! И смел ты сыну…
Собака, змей! Что я тебя сейчас же
На воротах повешу. (слайд №8).
Альбер, остро нуждающийся в отцовских деньгах, с негодованием отказывается от предложения жида ускорить кончину отца.
?Что можно сказать об Альбере как о человеке?
О: Честный, выполняющий сыновний долг, к тому же щедрый, бескорыстный.
Альбер бывает расточителен, хочет жить на широкую ногу, участвовать в турнирах, покорять сердца дам, но обречен на почти нищенское существование скупым отцом.
?Каков барон-рыцарь?
О: Само слово «рыцарь» подразумевает самоотверженность, благородство. Быть может , когда-то барон и был таковым, но эти времена канули в лету.
В монологе, произносимом им во 2ой сцене, раскрывается его сущность. Само место действия (подвал) приводит в ужас. Ужасен и барон: (слайд №9)
Как молодой повеса ждет свиданья
С какой-нибудь развратницей лукавой,
Иль дурой, иль обманутой, так я
Весь день минуты ждал, когда сойду
В подвал мой тайный, к верным сундукам.
Он счастлив оттого, что может в шестой сундук «горсть золота накопленного всыпать»
О: Барон сравнивает себя с царем. За страстью барона к деньгам стоит еще более страшная страсть – жажда власти. Золото позволяет барону ощущать себя властелином мира. Рыцарь завоевывает мир с помощью оружия и своей доблести, скупой – с помощью золота. (слайд №10).
-
А сейчас ребята мы прослушаем отрывок из 2 сцены Рахманинова (слайд 11), при этом следите по тексту трагедии
? С кем можно сравнить барона?
О: Барона можно сравнить с душевно больным человеком, цель жизни которого – деньги:
Я каждый раз, когда хочу сундук
Мой отпереть, впадаю в жар и трепет.
Нас уверяют медики: есть люди,
В убийстве находящие приятность.
Когда я ключ в замок влагаю, то же
Я чувствую, что чувствовать должны
Они, вонзая в жертву нож: приятно
И страшно вместе.
Пушкин показывает рыцаря не просто скупым, а скупым до болезненного состояния души. (слайд №12).
?Барона страшит мысль (о чем?)(прочитать из теста)
О: О том, что будет с золотом после его смерти: о том, что его сын промотает накопленные отцом богатства.
Я царствую…. Но кто вослед за мной
Примет власть над нею? Мой наследник!
Украв ключи у трупа моего,
Он сундук со смехом отопрёт,
И потекут сокровища мои
В атласные дырявые карманы. (слайд №13)
В 3ей сцене появляется следующее действующее лицо – герцог, способный по мысли Альбера, разрешить конфликт между отцом и сыном.
Говоря с герцогом Филиппом, барон роняет фразу: просмотр отрывка.(слайд 14)
? Было ли желание у Альбера убить отца?
О: На самом деле этого желания у Альбера не было. Но такие мысли приходят к барону не случайно: он чувствует вину перед сыном, понимает, что тот зол на него за своё нищенское существование, и предполагает, что подобные мысли могут прийти в голову сына.
За этой фразой барона следует «первый дар отца» сыну – брошенная к его ногам перчатка. Сын принимает вызов. Финал пьесы трагичен: барон умирает.
Несмотря на отрицательные качества, барон вызывает сочувствие как человек, страдающий душевным недугом. Ведь даже в последние минуты его жизни он думает всё о том же.
? О чем же?
О: … Где ключи?
Ключи, ключи мои! (слайд №15)
Ключи – гарантия власти
? Как расценил эту ситуацию герцог?
О: Ужасный век, ужасные сердца!
Этими словами поэт завершает пьесу.
Для своей трагедии Пушкин выбрал тот исторический момент, когда страсть к накопительству заменяет стремление к подвигам и славе. (слайд №16).
Одной из самых сокровенных тайн человечества является тайна гениальности.
Портрет Пушкина (слайд №17).
Моцарт и Сальери. (слайд №18)
Портрет Моцарта ( слайд №19)
?Кто такой гений?
О: Гений – человек, обладающий способностью к высшему творчеству. Чтобы понять смысл пьесы «Моцарт и Сальери», мы должны вспомнить некоторые факты биографии Моцарта. (слайд №19)
Сообщение учащегося.
Эта пушкинская драма, принадлежащая к числу высочайших достижений мирового искусства и напряженнейших пушкинских вдохновений, благодаря своей глубине и беспримерной краткости всегда остается несколько загадочной. Хочется снова и снова всматриваться в эту жуткую и темную глубину первозданного естества человеческого. Пушкинская пьеса, вмещающаяся на нескольких страничках и состоящая всего из двух сцен, есть воистину трагедия, в которой обнажаются предельные грани человеческого духа. Отсюда и ее торжественная серьезность, и религиозная проникновенность. Перечитывая и передумывая ее, проникаешься новым восторгом и суеверным почти удивлением перед этим чудом пушкинского творчества, которому так многое открыто в его вдохновениях.
(слайд №20).
Моцарт и Сальери есть, очевидно, трагедия, но о чем? Как ни странно, но доселе остается не раскрыт этот творческий замысел, эстетическая и общественная критика в смущении стоит перед этим шедевром и колеблется, о чем же идет здесь речь: о соотношении ли гения и таланта, о природе ли творчества вообще, о прихотливости вдохновения. Бесспорно лишь одно, что в пьесе Пушкина мы имеем не историческую драму, основанную на темном биографическом эпизоде, но символическую трагедию; Пушкин воспользовался фигурами двух композиторов, чтобы воплотить в них образы, теснившиеся в его творческом сознании. Истинная же тема его трагедии не музыка, не искусство и даже не творчество, но сама жизнь творцов и притом не Моцарта или Сальери, но Моцарта и Сальери. Художественному анализу здесь подвергается само это таинственное, вечное, "на небесах написанное". И, соединяющее друзей неразрывным союзом и придающее ему исключительную взаимную значительность, это загадочное и чудесное двуединство дружбы, осуществляемая ею двуипостасность. Словом, "Моцарт и Сальери" есть трагедия о дружбе, нарочитое же ее имя - " Зависть", как первоначально и назвал было ее Пушкин. Ему же приписывается и чрезвычайно важное, хотя и шуточное, замечание, что "зависть - сестра соревнования, стало быть, хорошего роду". Пушкину, очевидно, было ясно, что зависть находится в каком-то положительном отношении к соревнованию, т. е. общей ревности или любви, рождается из какой-то общности и есть одна из модальностей таинственного "И" дружбы, соединяющего людей роковым образом, как это было с Моцартом и Сальери.
?Как, с каких слов начинается трагедия?
О: 1-я сцена открывается монологом Сальери:
Все говорят: нет правды на земле.
Прослушаем монолог Сальери в исполнении Шаляпина.(слайд 21)
Что лежит в основе этого монолога?
О: Посвящение себя искусству и музыке
В трагедии сталкиваются антагонисты. Для Сальери Моцарт – враг, для Моцарта Сальери- друг.
?Почему Сальери считает Моцарта своим врагом?
О: Потому что, создавая свои творения , Сальери неустанно трудится, и его слава добыта прежде всего трудом. Моцарту же его гениальная музыка даётся очень просто – это дар от Бога.
Уже в самом первом монологе, произносимом Сальери, он признается самому себе:
А ныне – сам скажу – я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую. - О небо. (слайд №22)
? Как называет Моцарта Сальери?
Далее Сальери называет Моцарта «гулякой праздным».
? Для чего?
О: Стремясь принизить его достоинства. В этом монологе узнаем о злом умысле Сальери по отношению к Моцарту.
Сальери в совершенстве владеет собою, он терпелив и даже долготерпелив, об этом говорит тот факт, что яд 18 лет он носит с собой, не сомневаясь, что пустит его в дело, неторопливо высматривая достойную жертву.
Всматриваясь в сцену с трактирным скрипачом, - это единственное место в пьесе, где Сальери утратил контроль над собой; его резкость и даже грубость настолько не соответствуют реальной ситуации, что Моцарт решил, что его друг нынче попросту не в духе.
? Что же все- таки вывело Сальери из себя?
Давайте посмотрим с вами сценку.
Но до смеха ли Сальери, который из всего этого выводит, как невероятно популярен Моцарт у всех слоев общества? Может ли смеяться тот, дл кого игра скрипача сейчас как пытка: она наполняет душу Сальери черной, сумасшедшей завистью к славе Моцарта?
Сальери признает гениальность Моцарта, тем не менее задумывает и совершает преступление. Почему? (слайд №23).
? Почему строчки «Гений и злодейство – две вещи несовместные», - звучат дважды: сначала в высказывании Моцарта, а затем в финальном монологе Сальери?
Давайте прослушаем финальный монолог Сальери (слайд 24)
? В чем смысл этого монолога? Что значит с глухою славой?
О: т.е. со славой ,нашедшей отклик в немногих сердцах, с очень ограниченною ответственностью. (слайд №25)
Прав Моцарт: "гений и злодейство" в одной плоскости суть "две вещи несовместные", ибо гениальность есть высшее благородство духа.
А Моцарт? В его отношениях к Сальери нельзя уловить чего-либо нездорового. Он - друг Сальери, доверчивый и ясный, в нем нет ни зависти, ни самопревознесения: "ведь он был гений, как ты да я", - этого не скажет Сальери. Моцарт несет ему на суд свои вещи и восхищается его любовью к искусству. Несомненно и Сальери представляет для своего друга в известном отношении высшую инстанцию, тоже высшее я, и нельзя не верить искренности признаний и похвал Моцарта. А из этого следует, что при такой высокой оценке друга зависть вполне была бы возможна и для Моцарта, и этого нет потому, что Моцарт остается выше зависти и безупречен в дружбе. Если всмотреться в построение пьесы, нетрудно увидать тонкий параллелизм характеристики обоих друзей, противоположение здоровой и больной дружбы. Вещий ребенок, в своей непосредственности Моцарт слышит, что происходит в Сальери, до его чуткого уха доносится душевный его раздор, но он не оскорбил своей дружбы нечистым подозрением и не связал своих переживаний с их источником; это может казаться наивным до глупости, но, вместе с тем, благородно до гениальности. Моцарт мучится мыслью о заказавшем ему реквием черном человеке: "мне кажется, он с нами сам-третей сидит", и однако он не допускает и мысли, что это - черная совесть самого Сальери. Моцарт отвечает последнему на молчаливую муку его вопрошаний, гений ли он и совместимо ль с гением злодейство. Моцарт слышит и эти вопросы и тем не менее заранее отвергает, в связи с рассказом о Бомарше, всякое подозрение против друга. И когда в ответ на эту дружбу Сальери его отравляет, он дарит его последним доверием и в отчаянном плаче Сальери видит лишь проявление исключительной его любви к музыке. Моцарт не изменил дружбе и умирает победителем. Он встречает безвременный конец, и однако гибнет не он, но убийца. Пушкин опускает занавес в тот момент, когда у Сальери зародилось уже роковое и последнее сомнение в своей гениальности. Он цепляется за легенду о Бонаротти, но зыбучая почва уходит из-под ног: "иль это сказка пустой, бессмысленной толпы, и не был убийцею создатель Ватикана?" Дальнейший жизненный путь Сальери уже обозначен в этих скупых словах - его ждет известная судьба: "шед удавися". Он уже совершил духовное самоубийство, когда всыпал припасенный про черный день "последний дар Изоры", ибо не Моцарта, но себя отравил тогда Сальери. Изнемогши в подвиге дружбы, он сделался орудием злой силы, природа которой и есть темная Зависть.
В трактире Моцарт поведал Сальери о странном случае. Что это за случай? (показ фильма) (слайд 26).
Моцарт чувствует в себе гения. Видимо, у него есть и предчувствие близкого конца.
В одном из разговоров с другом он спрашивает о Бомарше, правда ли, что тот кого-то отравил. И сам себе отвечает:
Он же гений,
Как ты и я. А гений и злодейство –
Две вещи несовместные.
Не правда ль?
В этом «не правда ль?» звучит грустная насмешка.
Но все- таки он все еще пытается спасти Сальери, хотя только укрепляет его в своем замысле.
Ведь Сальери уже готов к убийству, в душе он его уже совершил. А если гений и злодейство – две вещи несовместные, значит, он не гений, не художник высшего типа, каким он себя хочет считать и отчасти считает. В таком случае надо доказать самому себе и Моцарту, что гений способен на злодейство. Поэтому он с такой злой иронией отвечает на слова Моцарта:
- Ты думаешь?
И подсыпает яд в стакан Моцарта. По- видимому, Моцарт медлит выпить. Сальери не по себе от этой медлительности Моцарта, и он нервно торопит его:
- Ну, пей же. (слайд №27).
Когда после последних аккордов «Реквиема» великий композитор произносит: «Прощай же!» Сальери, оставшись один, признается наконец самому себе (хотя и не хочет в это верить), что он не гений, так как совершил злодейство, убив гения: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Прежде его душа корчилась от зависти, изнывала от кажущейся ей несправедливости судьбы.
Теперь душа Сальери охвачена ужасом: неужели, убив Моцарта, он убил в себе художника?
И мы догадываемся, что теперь наконец к Сальери приходит возмездии, на которое Моцарт был не способен. К Сальери приходит самое страшное для художника возмездие- он обречен на вечную тоску от вечного бесплодия. Ведь он, Сальери, когда -то был талантлив. (слайд №28).
Теперь проведем параллели между судьбами двух великих людей – Моцарта и Пушкина.
?В чем проявляется их гениальность? (слайд №29)
О: Моцарт: в четыре года сочиняет музыку; создает музыкальные произведения всех жанров; произведения просты и изысканны, гениальны.
Пушкин: в три года пишет первые стихи; создает литературные произведения всех жанров.
Оба, Моцарт и Пушкин, прошли тернистый жизненный путь, испытали периоды безденежья, зависть и враждебное отношение к себе. Короткой была и их жизнь: 36 – Моцарта, 37 – Пушкина.
Но за это небольшие время они создали огромное количество шедевров.
Им обоим присуще обостренное чувство собственного достоинства.
Моцарт писал отцу: «Сердце облагораживает человека, и хоть я не граф, но чести во мне, может быть, больше, чем в ином графе».
Знаменитые строки Пушкина:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы!
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
Так интересно переплетаются судьбы двух великих людей, живших в разные эпохи.
Пушкин пишет о человеке, судьба которого – это как бы его судьба. «Моцарт и Сальери» - своеобразный реквием Пушкина самому себе. (слайд №30).
Тест: (слайд №31).
-
Какую трагедию Пушкин вначале назвал «Зависть»?
а) «Скупой рыцарь».
б) «Дон Жуан»
в) «Моцарт и Сальери»
2.Что играет слепой старик скрипач?
а) Реквием
б) Арию из «Дон – Жуана».
3. Какую реакцию вызывает у Моцарта игра слепого старика скрипача?
а) смех
б) слёзы
в) ярость
4. Какую реакцию вызывает у Сальери игра слепого старика скрипача?
а) возмущение
б) радость
в) разочарование
5. Кто кого называет: «Безумец, гуляка праздный»?
а) Моцарт Сальери
б) Сальери Моцарта
в) Сальери старика скрипача.
Ответы: 1-в, 2-б, 3-а, 4-а, 5-б.
Домашнее задание: прочитать «Дон Жуана». (слайд №32)
Литература:
-
Смольников И.В. Маленькие трагедии. М., 1986г.
-
Смольников И.В. Болдинская осень. М. 1986г.
-
Городецкий Б. П. Драматургия Пушкина. М..1953г.
-
Страхова Л.Д. Творчество Пушкина. 1999г.
-
Л.Л Бельская. Литературные викторины. 2003г.
-
Н.В. Колосова. Болдинская осень. Горький 1990г.
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Маленькие трагедии», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература (9 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.