Конспект урока «Пётр Первый» по литературе для 11 класса
Ясинская Светлана Георгиевна
МОУ «СОШ № 22» Череповца
Конспект урока литературы в 11 классе
с мультимедийной презентацией.
Тема
А.Н.Толстой «Пётр Первый» (книга 3, глава 2 (5)).
Профессионализм как смысл жизни.
Анализ эпизода прозаического текста.
Подготовка к сочинению типа анализа эпизода.
Цель
Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций;
развитие читательской культуры и понимания авторской позиции.
Задачи
1.Образовательная:
- повторить и обобщить изученное по теме «Анализ эпизода»;
- повторить строение сочинения-рассуждения, сюжетные и внесюжетные элементы, определение эпизода, роль эпизода в тексте; схему анализа эпизода;
- знать проблему, тему данного эпизода, его связь с проблематикой романа;
-
уметь анализировать эпизод из романа «Пётр Первый», определять его роль в романе, интерпретировать текст.
2.Развивающая:
- обогащение и усложнение словарного запаса; усиление коммуникативных свойств речи;
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать.
3.Воспитательная:
- воспитание гражданской позиции, уважения к людям труда;
- формирование гуманных отношений.
Тип урока
Урок обобщения знаний, совершенствования умений и навыков.
Методы
Репродуктивный, проблемный.
Организационные формы обучения
Фронтальная, индивидуальная.
Структура урока
Линейная
Средства обучения
1.Наглядный материал.
Плакаты «План анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения», «Роль эпизода в тексте».
Опора «Средства художественной изобразительности«.
2.Дидактический материал.
Карточки «Строение сочинения – рассуждения«, «Сюжетные элементы. Внесюжетные элементы«, «Определение эпизода«, «Роль эпизода в тексте«, «План анализа эпизода прозаического текста. План сочинения-рассуждения«, «Роль эпизода в тексте«.
3.Раздаточный материал.
Ксерокопии главы романа «Пётр Первый« (книга 3 глава 2 (5)).
Ксерокопии статьи из книги М. Свердлова «По ту сторону добра и зла. Алексей Толстой: от Буратино до Петра«. – М.,2004, с. 78-79.
4.Мультимедийная презентация.
Подготовка к уроку
Письменный сжатый пересказ главы (книга 3 глава 2 (5)), план, название.
Ход урока
I Мотивация познавательной активности.
Найдите ошибки в эпизодах из известной вам книги.
Задание
Найдите ошибки в эпизодах
1.Василий Голицын ткнулся на табурет, с досадой оглядывал маменькину опочивальню. Софья, сидя против него, ласково улыбалась…
-
Женить тебя хочу…
Стремительно Василий вскочил, размахивая руками, забегал от озарённых ликов святителей до двери вкривь и вкось по спальне. Сел. Дёрнул головой…
Большие ступни повернулись носками внутрь.
2.Синие глаза Петра блестели возбуждённо. Час был решительный – надо было сказывать нового царя. Кого? Александра или Ивана? Сына ли Нарышкиной или сына Милославской? Оба ещё несмышлёные мальчишки, за обоими сила – в родне. Иван – горяч умом, крепок телесно. Александр - слабоумный, больной, вей из него верёвки…Что предпочесть? Кого?
II Целеполагание.
Сегодня мы два урока посвящаем разбору эпизода из романа А.Толстого, готовимся к сочинению типа анализа эпизода. Урок имеет обобщающий характер.
III Актуализация знаний, умений, навыков. Опрос (с использованием дидактического материала).
-
Определение эпизода.
В науке определений эпизода много. Вот лишь два. Прочитайте.
Определение эпизода
Эпизод ( греч. привходящий, посторонний ) – та или иная в известной степени завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа.
Эпизод - часть (отрывок, фрагмент) художественного произведения, имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы.
Что объединяет эти определения? В чём различие?
Запишите любое определение.
Назовите синонимы к слову «эпизод«
(отрывок, фрагмент, часть)
Запишите.
2.Роль эпизода в тексте.
Мы всегда пытаемся понять, зачем нужен какой- либо фрагмент в тексте, какова его роль в произведении.
Вспомните, какие функции эпизода могут быть в тексте.
Роль эпизода в тексте
1.Характерологическая.
Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение.
2.Психологическая.
Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа.
3.Поворотная.
Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев.
4.Оценочная.
Автор даёт характеристику персонажа или события.
Определите функцию таких эпизодов: последняя встреча Онегина и Татьяны, сон Обломова, первая встреча Наташи Ростовой и Анатоля Курагина.
Приведите свои примеры.
3.Эпизод как часть сюжета.
Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета. Вспомните набор сюжетных элементов.
Сюжетные элементы
1.Экспозиция
2.Завязка
3.Развитие действия
4.Кульминация
5.Падение действия
6.Развязка
7.Эпилог
В какой элемент сюжета входят такие эпизоды: Дуэль Онегина и Ленского, смерть Базарова, жизнь Наташи и Пьера?
Эпизод может быть внесюжетным элементом. Вспомните этот набор.
Внесюжетные элементы
1.Описание:
-
пейзаж
-
портрет
-
интерьер
2.Авторские отступления.
3.Вставные эпизоды.
Приведите примеры таких фрагментов.
4.Сочинение – рассуждение.
Анализ эпизода строится как рассуждение. Вспомним схему рассуждения.
Строение сочинения – рассуждения
I. Тезис (основная мысль сочинения).
Почему?
(потому что, так как)
II. Обоснование: аргументы и примеры.
Что из этого следует?
(поэтому, следовательно, итак, таким образом)
III. Вывод.
Перекликается с тезисом.
5 .План анализа эпизода.
Прочитайте план
План анализа эпизода прозаического текста.
План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте«.
Вступление
1.Что такое эпизод? Дать определение.
2.Предположение о роли этого эпизода в произведении (тезис сочинения).
Основная часть (аргументы и примеры).
1.Сжатый пересказ данного фрагмента.
2.Место эпизода в композиции текста.
Почему этот эпизод именно здесь расположен?
Какие эпизоды до и после?
Какая связь с другими фрагментами?
3.Место эпизода в сюжете произведения.
Завязка, экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.
4.Какие темы, идеи, проблемы (вопросы) текста нашли отражение в этом эпизоде?
5.Расстановка персонажей в данном фрагменте.
Новое в характерах героев.
6.Каков предметный мир произведения?
Пейзаж, интерьер, портрет.
Почему именно это в данном эпизоде?
7.Мотивы эпизода.
Встреча, спор, дорога, сон и тому подобное.
Ассоциации.
Библейские, фольклорные, античные.
8.От чьего имени ведется повествование?
Автор, рассказчик, герой. (От 1 или 3 лица).
Почему?
9.Организация речи.
Повествование, описание, монолог, диалог.
Почему?
10.Языковые средства.
Тропы и фигуры.
Заключение (вывод)
1.Роль эпизода в произведении (перекличка с вступлением).
2.Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде?
3.Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.
Что непонятно?
А теперь переходим к конкретному эпизоду.
IV.Формирование умений и навыков.
1.У доски
-
Составить план эпизода (простой или цитатный).
-
Придумать несколько названий эпизода (отражают тему или идею).
2.Проверка домашнего задания
Несколько человек читают сжатый пересказ.
Что удачно?
Что можно изменить?
3.Проверка задания у доски.
4.Анализ эпизода (по «Плану анализа эпизода«).Книга 3 глава 2 (5).
Вступление
Каким может быть вступление?
Предложите тезис рассуждения.
(Новая Россия строится, но какая страшная цена. Сложные отношения царя и народа)
А может быть и другой тезис.
Прочитайте статью литературоведа М.Свердлова о романе «Пётр Первый».
М. Свердлов
Вопрос о смысле жизни
Что же занимает место нравственных исканий в «Петре Первом«?
Профессиональные искания. Ищут ли герои романа смысл жизни?
Да, в профессиональной области.
Смысл жизни для героев «Петра Первого« в профессионализме. Почему бояре – лишние? Потому что бездельники. Боярам противопоставлены спецы - лучшие в своём деле, профессионалы: купец Артём Бровкин (самый хитрый и оборотливый), офицер Алексей Бровкин (самый исполнительный), кузнец Жёмов (самый искусный), живописец Голиков (самый талантливый).
В петровской России, как её описывает Алексей Толстой, человек – или профессионал, или «пушечное мясо«. Поэтому все вокруг Петра должны стать профессионалами: старый боярин Ромодановский – сделаться профессионалом сыска и дознания (самым жестоким), царевна Наталья (самая артистичная) – освоить театральное дело, расплата боярину Буйносову (самому глупому) за безделье - роль профессионального шута.
А профессионал над профессионалами – сам царь Пётр; он потому является одновременно и плотником, и корабельщиком, и артиллеристом, и кузнецом, что профессия царя («отца народов«), по логике романа, есть сумма всех прочих профессий плюс обобщающая все профессии сверхчеловеческая воля.
Итак, подведём итог: вопрос о смысле жизни для героев «Петра Первого» не нравственный, а «технический« вопрос; их выбор не между добром и злом, а между полезным и бесполезным.
Какую роль играет этот эпизод?
(Профессионализм – основа государства Петра I, без профессионалов реформы невозможны).
Основная часть
Основная часть начинается со сжатого пересказа.
Какое место занимает эпизод в композиции текста?
Что происходит в 4 главке?
(Царь в гостях у Меншикова, говорит о подготовке войны с Карлом XII).
Что происходит в 6 главке?
(Пётр возвращается домой, говорит Меншикову о Голикове, начинается ледоход).
Как связаны все эти эпизоды?
(Строительство города, выход к морю – государственная политика. Отбор талантливых людей - государственная потребность).
Какое место занимает эпизод в сюжете?
(развитие действия)
Какие темы, проблемы романа отражаются в этом фрагменте?
(Коррупция в окружении царя, строительство Петербурга, жестокость эпохи, талантливый русский народ, справедливость Петра).
Как раскрываются характеры героев в этом эпизоде?
(Пётр суровый, справедливый, умный; Голиков талантливый, настойчивый; «бородатый» независимый, мудрый).
Докажите текстом.
Почему у «бородатого» нет имени?
(символика – таких «бородатых» много в стране)
Каков предметный мир фрагмента?
Найдите пейзаж.
Найдите портрет.
Найдите интерьер.
Зачем они здесь нужны?
(Детали создают образ эпохи).
Найдите мотивы фрагмента. Мотив строится по формуле: кто – кому – действие.
(Мотив встречи царя и простого человека. Простой человек говорит царю горькую правду, придворные обманывают царя).
Какие ассоциации возникают?
Лабораторная работа
Работа в группах или в парах.
Исследование формы повествования, организации речи, языковых средств эпизода.
Проверка работы.
Заключение
Кто уже может сделать вывод?
(Этот эпизод помогает понять характер главного героя. Мы видим, что Петру безразлично происхождение людей, ему важны их профессиональные качества).
Какие темы развиты здесь?
Как фрагмент раскрывает идею романа в целом?
(Пётр сломал установленный веками порядок, разворотил жизнь всех людей. На первый план выходят люди способные и деятельные. Но цена, которую платит народ за преобразования, непомерна и страшна).
V. Рефлексия
VI.Домашнее задание
Написать черновик сочинения по теме урока.
Литература
(1). Белова А. В. Лекции в ЧГУ (г. Череповец)
(2) . Свердлов М. По ту сторону добра и зла. Алексей Толстой: от Буратино до Петра. - М., 2004
(3). Сидорова М. «Не убий». Анализ эпизода из романа М. Шолохова «Тихий Дон« - Русский язык и литература для школьников, 2003, № 4
(4). .Я иду на урок литературы. Готовимся к экзаменационному сочинению. 11 класс. – М., 2002 ( Безносов Э., Штильман С., Демиденко Е., Волков С.)
(5). Кучина Т., Леденёв А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 11 класс. - М., 2003
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Пётр Первый», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература (11 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.