Конспект урока «Л.Н.Толстой» по литературе
Комитет администрации Зонального района по образованию
МОУ «ЗОНАЛЬНАЯ СРЕДЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Л.Н.Толстой
Игнатьева Елена Константиновна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное общеобразовательное учреждение ЗОНАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Зонального района Алтайского края
с. Зональное
2014г.
Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека, не различающего, где добро, а где зло, где красота, а где уродство, и живущего, по сути, в плену ложных ценностей («Не плоть, а дух растлился в наши дни». Ф.Тютчев), — сегодня как никогда важно обратиться к ценностному потенциалу классической литературы и с помощью великих художников — гуманистов-мыслителей дать ценностные ориентиры новому поколению читателей.
Эта высокая педагогическая цель совпадает с основной функцией литературы силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его ценностное сознание.
Вообще русская классическая литература потому и великая, что она в полной мере удовлетворяет человеческую потребность в идеале. «Всякая ценность или сполна идеальна, или, по крайней мере, заключает в себе идеальный аспект». Читая одного только Толстого, «можно превосходным образом воспитать в себе человека».
В любом художественном произведении цели жизни героев, стремления, решения, поступки определяются их личной иерархией ценностей, а симпатии и антипатии автора обусловлены соответствием или несоответствием ценностей героя авторским представлениям об истинных и ложных ценностях. «Война и мир», «Анна Каренина» — это художественно-этический кодекс Л.Н.Толстого. Вспомним, с какой иронией пишет автор о правилах Вронского: «Правила эти, несомненно, определяли, — что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно, — что лгать не надо мужчинам, но женщинам можно, - что обманывать нельзя никого, но мужа можно, что нельзя прощать оскорблений и можно оскорблять и т.д. Все эти правила могли быть неразумны, нехороши, но они были несомненны, и, исполняя их, Вронский чувствовал, что он спокоен и может высоко носить голову». Анна Каренина любовь плотскую, физическую, бездуховную предпочла всему: семье, сыну, обществу. Этой ложной ценности в романе противостоит любовь Левина и Кити, тоже чувственная, земная, но исполненная гармонии и одухотворенная. Это любовь-семья. И в романе «Война и мир» семья — понятие ценностного ряда. Почему автор привел Наташу Ростову к материнству? У многих молодых читателей такой конец романтической героини вызывает разочарование. Но в том-то и дело, что женщина-мать, как и семейный очаг, — это высшие ценности для Л.Толстого (что подтверждается фактами биографии писателя — Софья Андреевна Толстая родила 13 детей).
Восстановить истинное представление о добре и зле, высоком и низком можно более успешно, подходя к изучению литературы с ценностных позиций. Приоритет ценностного подхода в наше время очевиден. Сегодня жизнь человека заполнена поиском средств к жизни, которые стали самоцелью. «В нашем мире иерархия ценностей опрокинута, низшее стало высшим, высшее задавлено... Иерархия ценностей определяется но принципу пользы, при совершенном равнодушии к истине»(Бердяев Н.А.)
Это всеобщее нравственное помрачение отразилось и в современной литературе, где авторские ценности обнаружить бывает просто невозможно. Не случайно современный поэт Тимур Кибиров сказал: «Сейчас гораздо легче описать историю кровосмешения, чем любовь матери к ребенку». Значит, вечные ценности продолжают жить. А дело литературоведения — их находить.
Ценностный подход в изучении литературы предполагает не только нахождение в художественном произведении авторских ценностей высшего порядка в разных сферах человеческой жизни (духовной, социальной, морально-этической), но и отношение к самому произведению как ценности эстетического уровня.
Идеал для Толстого – это итоговое совершенство человеческого рода. Идеал – высшая, последняя цель постепенного нравственного совершенствования.
Творчество Толстого стало выражением реального движения, с необходимостью ведущего к установлению социально справедливого общественного строя, обеспечивающего всестороннее гармоническое состояние каждого человека.
Чтобы спасти себя, свою душу, чтобы придать жизни смысл -человек должен перестать делать зло, совершать насилие, перестать раз и навсегда и прежде всего тогда, когда он сам становится объектом зла и насилия. Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием – такова основа жизнеучения Льва Николаевича Толстого.
Религии и теме непротивления в той или иной форме посвящено все творчество Толстого после 1878 года. Соответствующие произведения можно подразделить на четыре цикла:
-
исповедальный – “Исповедь” (1879–1881), “В чем моя вера?”(1884);
-
теоретический – “Что такое религия и в чем сущность ее?” (1884), “Царство Божие внутри вас” (1890–1893), “Закон насилия и закон любви” (1908);
-
публицистический – “Не убий” (1900), “Не могу молчать” (1908);
-
художественный – “Смерть Ивана Ильича” (1886), “Крейцерова соната” (1887–1879), “Воскресение” (1889–1899), “Отец Сергий” (1898).
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Л.Н.Толстой», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.