Конспект урока «Искусство Гжели» по ИЗО для 5 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26»
(МБОУ «СОШ №26»)
г. Новокузнецк Кемеровской области
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе
по теме
«Искусство Гжели»
(по программе Б.М. Неменского)
Автор:
Губанова Ольга Владимировна
учитель изобразительного искусства и черчения МБОУ «СОШ №26»
Новокузнецк,2014г.
Содержание
1 | |
II Материал по ФГОС……………………………………. | 2-4 |
III Разработка урока. Презентация проекта………….. | 5-24 |
IVЗаключение……………………………………………... | 25 |
V Список литературы……………………………………. | 26 |
-
Введение
Урок продолжает цикл уроков 2 четверти «Связь времен в народном искусстве». Четверть очень интересна ребятам, они всегда с удовольствием изучают народные промыслы, здесь все просто, логично, любая тема выстраивается на единстве формы и декора, на основе элементов данного вида росписи, но сложно тем, кто недостаточно хорошо владеет кистью, до сих пор не научился правильно брать краску или тем, кто ленится.
В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапредметные и предметные, наглядный материал, использованное оборудование, прописан ход урока, где в соответствии с этапом урока расписана деятельность учителя и учеников, а также полученный результат. В приложениях - стихотворения о Гжели, презентация проекта, что может быть интересно преподавателям при проведении открытых уроков и их оформлении.
Презентация подготовлена для урока ИЗО 5 класса "Искусство Гжели" по программе Б.М. Неменского. Гжельская цветная майолика и сине-белая керамика поражают разнообразием назначения, форм, мотивов и особенностей кистевой росписи.
Все керамические изделия уникальны, т. к. традиционно роспись выполняется мастерами вручную.
Кувшины, кумганы, квасники, вазы, блюда, часы и подсвечники, статуэтки, столовые и чайные сервизы поражают воображение фантазией и мастерством народных умельцев, вдохновляют учащихся при выполнении практической части задания по созданию узоров по мотивам
II Материал по ФГОС
Современный урок изобразительного искусства
Признаки современного урока:
-
художественность как принцип организации;
-
активное расширение опыта эмоционально-ценностных отношений учащихся;
-
развитие форм художественного воображения как способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемые образы;
-
акцент на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся;
-
развитие художественно-творческих способностей учащихся;
-
сотворчество ученика и учителя в процессе создания художественного образа;
-
свободная интеграция с другими видами художественно-эстетической деятельности;
-
диалог ученика и учителя, основанный на едином образном языке искусства;
-
художественное пространство осуществления урока и современные средства оборудования;
-
функционирование произведения изобразительного искусства на уроке не как объекта, а как субъекта во время свободного заинтересованного диалога.
Реализация признаков современного урока:
-
Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
-
На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.
-
На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
-
На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
-
Организация урока динамична и вариативна.
-
На уроке используются современные педагогические технологии.
Формы классно-урочного обучения
-
Урок-игра
-
Урок-путешествие
-
Урок-диспут
-
Урок-экскурсия
-
Урок-конференция
-
Урок-пленэр
Типы уроков
-
Постижения новых УУД
-
Формирование и закрепление способов деятельности
-
Контроля и коррекции
-
Обобщения и систематизации
-
Комбинированный
-
Практического применения
Деятельностный подход на уроке
-
Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели
-
Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.
-
Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений)
-
Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу
-
Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач
Структура урока «открытия нового знания»
-
Этап самоопределения к деятельности
Цель: Включение в учебную деятельность.
-
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель: Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.
-
Постановка учебной задачи
Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
-
Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
-
Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению
Построения проекта выхода из затруднения
-
Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению
-
Первичное закрепление во внешней речи
Цель: Усвоение нового способа действий
-
Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха.
-
Включение в систему знаний и повторение.
Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
-
Рефлексия деятельности.
Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний
III Разработка урока. Презентация проекта.
Класс: 5
Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Тема четверти: Связь времен в народном искусстве.
Тема урока: Искусство Гжели.
Тип урока: Урок комплексного использования знаний
Цели урока:
-по содержанию: знать об искусстве гжельского промысла, особенностях гжельской росписи;
-по способу работы:
освоить приемы гжельского кистевого мазка, создать образ сказочной жар-птицы как символа творчества и вдохновения.
Задачи урока:
-
Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности,
-
Продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи.
-
Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую
-
оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
Результаты обучения:
Личностные:
-
осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества,
-
развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.
Метапредметные:
-
учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты,
-
анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные:
-
понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка,
-
создать художественный образ волшебной жар-птицы.
Наглядный и дидактический материалы:
Индивидуальный:
учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяевой - 5 класс,
презентация «Какого цвета жар-птица?»
Общеклассный: изделия гжельских мастеров, плакат «Гжель».
Литературный ряд: стихотворения И. Кадухина «Гжель», П. Синявского «Незабудковая гжель», Л.Куликовой «Гжель» и др. (Приложение 3).
Музыкальный ряд: Надежда Филатов «Незабудковая гжель»
ИКТ-оборудование: общеклассное: компьютер, мультимедиа
Художественные материалы: домики для красок (гуашь), лист А3, бумага для упражнений, кисти синтетика плоская № 4-7, круглая №3, тряпочки, баночки с водой.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результаты каждого этапа (выводы по этапам) | |
1.Орга-низа-цион-ный этап 1-2 мин | Приветствие учащихся Проверка готовности к уроку, организации рабочего места, отсутствующих | Приветствие учителя Проверка организации рабочего места | Класс готов к уроку, все материалы имеются, отсутствует 2 учащихся по болезни |
2. Ак-туализация и мотива-ция 5-6 мин | Актуализация знаний, введение в тему урока. 1.Вводная беседа Сегодня мы должны ответить на вопрос: какого цвета жар-птица? Как Вы считаете? В каких сказках мы встречаемся с жар-птицей? Вы дома искали образы жар-птицы. Что Вы можете о ней сказать? Обобщение слов учащихся, вывод о том, что образ жар-птицы является воплощением мечты о счастье, но придти к успеху герой может только преодолев трудности и приключения. Птица-огонь, - полагали славяне, подразумевая Жар-птицу, - об ее оперение можно запросто обжечься. Каждое перо же светится, как множество свеч, и остро, крепче булата. А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом. Может быть она светится всеми цветами или голубого цвета? Где мы сталкиваемся с синей птицей? Из слов М. Метерлинка «Человек предстает либо жертвой рока, либо борцом против него» следует, что за счастье и успех нужно бороться. Любовь к своему искусству, трудолюбие и талант мастеров Гжели вновь вызвали из небытия древние символы счастья и мечты о прекрасном –синих птиц – и одухотворили ими узоры и мир вещей человека. Человек, получивший дар от Жар-птицы, сам нес на себе отблеск волшебного света и дарил радость людям. Чтобы удача и счастье не покинули его, стал расписывать посуду яркими изображениями птицы. Что же тогда главное в декоративном искусстве? Сегодня мы будем изображать волшебную Жар-птицу по мотивам Гжели. 2. Постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты в ходе урока. -Чему мы должны сегодня научиться? - Вам понятна тема и цели? -Какие задачи нужно решить художнику-волшебнику для создания художественного образа? (важно это, нужно, зачем?) | Отвечают на вопросы: Желтая, золотая, яркая… Иван-царевич и серый волк, Конек-Горбунок, Царь-девица… В мифологии Жар-птица –огненная птица размером с павлина, она стережет цветок папоротника, живет в райском саду, выполняет желания, сияние ее так же слепит глаза, как солнце или молния -Да, нет… -В сказке Метерлинка «Синяя птица» -Одухотворение прекрасных образов и украшение ими предметов быта. -Познакомиться с искусством Гжели. -Да -Узнать о Гжели, Об особенностях этого промысла, мотивах и приемах росписи…. | Удалось заинтересовать, даже немного поспорили, На следующий год сделаю такой урок как обобщение четверти, чтобы ребята смогли выбрать сами, по мотивам какого промысла изобразить Жар-птицу. Подвела учащихся к теме урока, практически все включились в деятельность по принятию цели. Удивилась, что ребята довольно хорошо знают русские сказки, многое узнала от них сама. Начинаю понимать, что взаимодействие «Учитель-ученик» становится обоюдным, они учатся у меня, а я у них. |
3. Изу-чение и закреп-ление первич-ных знаний 5-7 мин | 1. Просмотр презентации на CD ROM, полилог по ходу презентации: Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке более 670 лет назад. «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. -Правда, очень красиво!? Зачитать стихотворения и ответить на вопросы – по времени (Приложение) Одной из причин развития именно этого промысла послужила качественная гжельская глина. -Кто может сказать, на каком материале выполняют роспись мастера Гжели? Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц -А какие цвета используют художники? Особенностью Гжельской росписи является использова-ние 3 основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок (художники берут на кисть только 1 цвет – кобальт). -Какие бывают изделия? - А как проходит процесс производства гжельских изделий? Кто знает? Послушайте стихотворение Татьяны Алферовой: «Играет нежная свирель, И замирает в восхищенье Жемчужина России – Гжель, Где поселилось вдохновенье. Здесь каждый – мастер и творец...» Итак – в сине-голубую сказку, в мастерскую, учиться творчеству. Открывайте краски, берите кисточки, все готовы делать упражнения? | -Да… -На керамике, фарфоре, фаянсе -Синий кобальт -Это разнообразная посуда: кувшины, кумганы, блюда, молочники, масленки, чашки, вазы, солонки, тарелки, фигурки людей, птиц, животных… -Вытачивают модели, в формы заливают гипс, гипс затвердевает, изделия обжигают, художники расписывают их вручную. Подготовка к упражнению | Большинство дома подбирали материал. Учащиеся активно, достаточно быстро и четко отвечали на вопросы. Стихотворения не читали (врем. рамки), включила во время практической работы песню Надежды Филатовой «Незабудковая гжель» Не стала вдаваться в процесс производства гжельский изделий, чтобы не прегружать детей. |
4. Отра-ботка навыков 6-10 мин | 1. Просмотр презентации на CD ROM «Элементы хохломской росписи» Каждый элемент росписи – не копия реального мотива, а декоративно-переработанный, стилизованный, главное здесь – фантазия. 2. Выполнение упражнений Элементы росписи – это разнообразные сеточки, прямые и волнистые линии; -Усики, завитки, капельки, отводки, росчерки -Мазок с тенями. Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле! Мастер набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова, и в ней можно различить оттенки, постепенный переход от светлого к темному. Такой прием росписи называют «мазок на одну сторону или «мазок с тенями». 3.Какие элементы используют народные мастера? | Выполнение упражнений, отработка элементов росписи, помощь затрудняющимся Выполнение разных линий, сеточек, усиков, завитков, цветов, листиков. Мазок-пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая. Мазок с тенями выполняем следующим образом: набираем на кисть густую синюю краску, проводим мазок необходимой формы и чистой влажной кистью добиваемся растяжки тона к более светлом. -Линии, сеточки, усики, мазок с тенями… | Дала возможность отдохнуть и перек-лючить внимание – мы посмотрели за окно, солнечный день, сказала о том, что природа будет каждый день менять-ся, а у них есть воз-можность быть к ней ближе, больше гулять и наблюдать за цветением деревь-ев, изменениями каждый день. Затем перешла к тому, что народные умельцы всему учи-лись у природы. С упражне-ниями справились не все, пришлось объяснить несколько вариантов работы, 5 учащихся не сумели освоить технику двойного кистевого мазка сразу, четверым удалось помочь, Ботнарь Влад стал рисовать в 2 приема – голубым, затем синим цветом. |
5. При-менение новых знаний 20 мин | 1.Представление образа: Закройте глаза, послушайте стихотворение и представьте образ волшебной птицы Творчества, Счастья, Света: Душу, гжельскою белой глиною, Представьте эту птицу в своем сердце и пусть теперь она поведет Вас по дороге творчества. Верьте в себя! И у Вас все получится. 2.Практическая работа. Украшаем пасхальное яйцо, которое в русской культуре означает новую жизнь, возрождение, образом волшебной птицы, которая является символом творчества. Самое главное в обычных и сказочных птицах то, что они умеют летать. Сказочные птицы отражают мечты о недостижимом. Трудолюбие и терпение помогает преодолеть любые преграды. Лети птица, лети… Во время практической работы - целевые обходы: 1)контроль организации рабочего места; 2)контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы. | Перенесение зрительных образов в новый художественный образ (анализ впечатлений и синтез как создание нового образа). -Работают самостоятельно. Вся наглядность убирается. | Времени урока нам катастрофически не хватает, творчество нельзя втиснуть во временные рамки. Ребята нарисовали интересные образы птиц, но им захотелось большего – вписать их в композиции цветов, а на это недостаточно. времени урока. Т.к. сразу делала выставку к Пасхе – представила то, что получилось. Работали с удоволь-ствием. Вижу личностный рост в глазах учащихся, понимание того, что они могут хотят больше, но пока не могут так – развитие рефлексии. Я вижу урок в этом году совсем иначе, чем раньше, и это мне тоже нравится. Я сама нарисовала смайлик и поселила волшебную птицу в свое сердце. Торможу себя, т.к. многие ребята еще не готовы перестроить свою деятельность на более творческую, испытывают затруднения. |
6. Реф-лексия 5 мин | Итог урока. 1. Общая оценка работы класса Чему Вы научились? Кто почувствовали вдохновение? Понравился урок? (смайлики) Что понравилось? В чем затруднялись? Где можно использовать свои рисунки? (смотря по оставшемуся времени урока) 2. Выставка работ учащихся. Какая работа понравилась и почему? 3. Уборка рабочих мест. Заключительное слово. Сегодня мы сделали большой шаг вперед, и даже если не успели сделать все, что хочется, многие из Вас поселили Жар-птицу в своем сердце, только теперь старайтесь ее не упустить. Домашнее задание: Найти материал об особенностях городецкой росписи, ее форме и декоре, подумать, что означают строки поэта: «Велика Россия наша, И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идет» 4.С наступающей Пасхой – поздравление для Вас на доске – читайте: «Природа нежным трепетом полна, в синеве небес, Воистину воскрес! Спасибо за урок. | -Основным мотивам и приемам гжельской росписи. -Поднимают руку.. Получилось красиво, мало времени. Хочется доделать композицию…. Нарисовать поздравление, подарить маме, близким, друзьям к Пасхе… Понравилась эта работа, т.к….. Наводят порядок. Записывают в дневники. | Урок достиг цели. Итог подвели, результаты увидели, они понравились не всем – смайлики радостные кроме 3 учащихся, 2 чел. – Акиньшина Настя и Ясная Лиза – с трудом отрываются от работы, только вошли во вкус, у Ботнаря Влада не получаются такие мазки, хотя испробовали все варианты – придет после уроков. Ему всегда сложно даются работы красками, связанные с украшением. Поздравила ребят с наступающей Пасхой, очень рада, что тоже получила после выходных несколько открыток, написанных по мотивам гжели. |
Приложение
Презентация проекта
IV Заключение
Общая оценка работы класса
Чему Вы научились?
Кто почувствовали вдохновение?
Понравился урок? (смайлики)
Что понравилось?
В чем затруднялись?
Где можно использовать свои рисунки? (смотря по оставшемуся времени урока)
Выставка работ учащихся.
Какая работа понравилась и почему?
Заключительное слово.
Сегодня мы сделали большой шаг вперед, и даже если не успели сделать все, что хочется, многие из Вас поселили Жар-птицу в своем сердце, только теперь старайтесь ее не упустить.
Домашнее задание:
Найти материал об особенностях городецкой росписи, ее форме и декоре, подумать, что означают строки поэта:
«Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет»
С наступающей Пасхой – поздравление для Вас на доске – читайте:
«Природа нежным
трепетом полна,
И птицы вьются в синеве небес,
Нарушена сегодня тишина:
Христос воскрес!
Воистину воскрес!
Спасибо за урок.
V Список литературы
-
Арбат Ю.А. Фарфоровый городок. Из истории завода Гарднер - ныне Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках. – М.: "Моск. рабочий", 2007, 248 с.
-
Бржезицкая Аста Давыдовна. Выставка произведений. Москва. 1983. Расписной фарфор. Скульптура. Каталог выставки. – М.: "Сов. художник", 2003, 24 с.
-
Бубнова Е.А. Старый русский фаянс. – М.: "Искусство", 2003. – 187 с.Врубель М.А. Выставка майоликовых работ и театральных экспонатов. Абрамцево. 1956-1957. К 100-летию со дня рождения. Каталог. Сост. и предисл. Онуфриева С.А. – М.: Просвещение, 2007, 53 с.
-
Гамелкин С.В. и Калитин М.Г. Гжель и гжельцы. На родине русского фарфора. - "Моск. рабочий", 2004. – 129 с.
-
Дулькина Т.И., Григорьева Н.С. Керамика Гжели XVIII-XX веков. - "Художник России", 2006. – 212 с.
-
Дулькина Т.И., Григорьева Н.С. Гжель. Керамика 18-19 веков, керамика 20 века. М., Планета, 1982г.
Попова О.С. Русская народная керамика. Гжель, Скопин, Дымково. М., КОИЗ, 1957г.
Мусина Р.Р. Искусство Гжели. М,, Знание, 1985г. -
Дулькина Т.И., Григорьева Н.С., Астраханцева Т.Л. Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века. – М.: Издательство: Планета, 2006. - 184 с.
-
Искусство Гжели. Альбом. Авт. и сост. Якимчук Н.А. – М.: "Сов. Россия", 2005. - 167с.
-
Мусина Р.Р. Искусство Гжели. – М.: "Знание", 2005. – 48 с.
-
Н. А. Горяева. Методическое пособие. К учебнику. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс. Под редакцией Б. М. Неменского.
-
Никифорова Л.Р. Родина русского фарфора. О Виноградове Д.И. – СПб.: Питер, 2004. - 102с.
-
Никифорова Л.Р. Создатель русского фарфора. Жизнь и деятельность Д.И.Виноградова. – М.: Изд. Гос. Эрм., 1962, 35с.
-
Салтыков А. Гжельская керамика. - Гос. ист. муз. – 2005. - 38с.
-
Фарфор Гжели. Каталог выставки. Сост. и ред. Розанов В.Г. – М.: "Сов. художник", 2006. – 21 с.
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Искусство Гжели», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: ИЗО (5 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.