- Мир эпохи средневековья

Конспект урока «Мир эпохи средневековья» по истории для 10 класса

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Голышмановская средняя общеобразовательная школа № 2»

Голышмановского района Тюменской области











Конспект урока по истории
в 10 классе

«Мир эпохи средневековья»





подготовил

учитель истории и обществознания

Попов Артем Андреевич












Голышманово

2014

Цели:

  1. Сформировать представление учащихся об эпохе Средневековья. Познакомить учащихся со Средневековыми цивилизациями и принципом периодизации Средних веков.

  2. Способствовать развитию исторического мышления, воображения, памяти и речи.

  3. Воспитать интерес к прошлому, к истории.



Оборудование: учебник, карточки с заданиями.

Ход урока:



  1. Орг. момент.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Постановка целей и задач урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с миром эпохи Средневековья. Подробно рассмотрим само понятие «Средневековье», его периодизацией, и отношениями между государствами.

  1. Объяснение нового материала:



Принципы периодизации Средних веков

Понятие «Средние века» возникло в эпоху Возрождения. Од­ним из первых его использовал римский историк Ф. Бъондо (13921463). Он обозначил им время, отделявшее эпоху Античности от современной ему действительности, когда воз­родился интерес к культурному и духовному наследию Древ­него Рима и античной Греции. Наступление Средних веков связывалось с падением Западной Римской империи и воз­никновением на ее территории десятков королевств, основан­ных «варварами», не знавшими и не понимавшими ценностей римско-эллинистической культуры. Современная наука отказалась от взгляда на Средние века как своего рода «темный период» в истории человечества. На протяжении примерно тысячи лет Средневековья в странах Ев­ропы постепенно совершенствовались орудия труда, менялись социальные отношения, политическая организация обществен­ной жизни. Перемены дали стимул становлению предпринима­тельства, развитию мануфактур и торговли, обеспечившим на­ступление Нового времени — эпохи европейского господства. Спорным в науке остается вопрос о том, насколько универ­сально понятие «феодализм», каковы особенности Средних веков в странах Востока. Европейские историки XIX в. еще ма­ло знали о прошлом государств Азии и полагали, что феодаль­ные отношения существовали повсеместно. Более фундамен­тальное изучение всеобщей истории в XX в. показало, что в большинстве стран Востока общественные уклады, организа­ция политической жизни очень отличались от европейских. У каждой из великих цивилизаций Востока, где в период европейского Средневековья проживало приблизительно 70% населения мира, были свои значимые события, связанные с уникальными особенностями их развития. Однако события, которые были рубежными для Европы, — падение Западной Римской империи, Возрождение, открытие Нового Света -мало сказались на жизни большинства народов Азии. Для них 11овое время наступило лишь с началом эпохи европейских колониальных завоеваний, нарушивших неспешное течение ис­торического времени Востока. В последние десятилетия многие историки, особенно сто­ронники теории локальных цивилизаций, стали признавать, что такие понятия, как «Средние века», «феодализм», следует считать европоцентристскими, т.е. применимыми лишь к ис­тории Европы. С учетом этого в современных исторических грудах все чаще говорится о «европейском Средневековье», «европейском феодализме».

Мир глазами средневекового европейца

Человеку XXI в., привыкшему к быстрым переменам в жизни, способному менее чем за сутки достичь любой точки земного тара или за минуты связаться с абонентом на другом конти­ненте по телефону или даже увидеть его с помощью Интернет, порой трудно представить, как воспринимал мир средневе­ковый европеец. Подавляющее большинство обитателей Европы в ранние Средние века составляли крестьяне, которые жили в одних и тех же поселениях из поколения в поколение, передавая свои знания и навыки по наследству. Им не приходило в голову усомниться в правильности существующих сословных порядков, праве сеньоров-землевладельцев требовать выпол­нения повинностей и вытаптывать посевы во время охоты. Грамотных людей (т.е. умеющих читать и писать на латин­ском языке) было мало, в основном это были священнослу­жители, монахи и купцы. Даже многие феодалы, прекрасно владевшие оружием, не умели ни читать, ни писать. Люди, как правило, плохо представляли себе, что происхо­дит за пределами своего села, городка, владения, — отсюда огромное влияние церкви, которую они воспринимали как не­сокрушимую и всезнающую высшую силу. Без священников и их благословения не обходились ни рождения, ни похороны. При необходимости они могли призвать к порядку зарвавше­гося сеньора, повлиять — во что люди верили — на погоду, уро­жай, здоровье, посмертную судьбу. Церковь владела тайной Второго пришествия и Страшного суда, которого страшились все европейцы. Так, накануне наступления 1000 г. от Рождества Христова все страны Европы охватила паника: люди были убеждены, что эта круглая дата не может обойтись без негатив­ных последствий. Кроме того, духовенство и шире — церковь являлась храни­тельницей знаний, в том числе географических, опиравшихся на труды ученых древности, особенно Аристотеля, авторитет которого в Средневековье был непререкаемым. Мир представлялся географам Средневековья чем-то вроде плоского диска (догадка о том, что Земля круглая, не считалась ересью, хотя вызывала сомнения) с вращающейся вокруг него твердой небесной сферой, на которой размещались Солнце, Луна, звезды и планеты. На европейских средневековых картах достаточно точно отражены очертания самой Европы и стран Средиземноморья, которые посещали европейские купцы. От времен древности, от знаний, полученных от Византии и ара­бов, было известно о существовании обширного континента Азии, таких стран, как Индия и Китай. Однако достоверной информации о них у европейцев не было. Существовали лишь легенды о людях «с песьими головами», с одной ногой и огромными ушами, об ужасных варварах, питающихся человечиной и живущих в Азии.

Доколумбовы цивилизации Америки

Обширные территории Северной и Южной Америки во време­на европейского Средневековья заселяли многочисленные племенные объединения. Большинство из них жили в условиях родоплеменного строя. Они занимались охотой и собира­тельством. Ограниченное распространение получило земледе­лие и скотоводство. В то же время на территории современной Мексики и в районе Андского нагорья (современное Перу) уже сложились первые государственные образования ацтеков и ин­ков. Уровень их развития приблизительно соответствовал та­ковому в Древнем Египте. Во время испанского завоевания большая часть памятни­ков культуры древних американских государств была разрушена. Одна из первых цивилизаций, о которых есть достоверные сведения, — цивилизация майя существовала в VXV вв. на полуострове Юкатан. Майя разработали иероглифическое письмо, собственную двадцатеричную систему счета, создали очень точный календарь, включавший 365 дней. У майя не бы­ло единого государства, их цивилизацию составляли соперни­чавшие один с другим города. Основными занятиями жителей юродов были земледелие, ремесло и торговля. Широко ис­пользовался труд рабов, обрабатывавших поля жрецов и родоплеменной знати. Однако преобладало общинное землеполь­зование, при котором применялся подсечно-огневой метод обработки земли. Цивилизация майя папа жертвой войн между городами-государствами и нападений враждебных племен. Единствен­ный сохранившийся ко времени испанского завоевания город майя Тах-Ица был уничтожен европейцами в конце XVII в. Самой развитой цивилизацией Северной Америки к мо­менту испанского вторжения была ацтекская. Ацтекский союз племен к XV в. завоевал большую часть Центральной Мексики. Ацтеки вели постоянные войны с соседними племенами с целью захвата рабов. Они умели строить каналы и плотины, выращивали высокие урожаи. Их строительное мастерство, ре­месла (ткачество, вышивка, резьба по камню, керамика) не уступали европейским. При этом золото, слишком непроч­ный металл для изготовления оружия и инструментов, цени­лось ацтеками ниже меди и серебра. Особую роль в ацтекском обществе играли жрецы. Вер­ховный правитель, или тлакатлекутль, был одновременно вер­ховным жрецом и военачальником. У ацтеков существовало многобожие, религии спасения в Америке не сложились. Практиковались человеческие жертвоприношения, они счи­тались необходимыми, чтобы умилостивить богов. По описа­ниям испанцев (возможно, предвзятым), особенно ценилось принесение в жертву детей и молодых девушек. В Южной Америке наиболее развитым было государство ин­ков, занимавшее площадь более 1 млн кв. км с населением более 6 млн человек. Цивилизация инков относится к числу наиболее загадочных. У них были развиты металлургия, ремесла, они ис­пользовали ткацкие станки, на которых ткали ковры и ткани для одежды; инки строили каналы, дамбы; выращивали кукурузу и картофель, до открытия Америки неизвестные европейцам. При этом торговля у них не была развита. Инки, как и другие амери­канские цивилизации, не знали колеса и не использовали вьюч­ных животных. Однако они построили развитую сеть дорог.

Аравийские племена в начале новой эры

Большая часть Аравийского полуострова представляла (и пред­ставляет) собой пустыню. Отдельные очаги земледелия и животноводства могли существовать лишь возле немногочислен­ных оазисов. Здесь жили племена кочевников-бедуинов, у ко­торых к VII в. сохранялись многие черты родоплеменного строя. Племенем руководил меджлис — совет, состоявший из глав семей или родовых общин. Заметную роль играли воен­ные вожди. Племена часто воевали друг с другом. Борьба шла за кон­троль над источниками воды. Целью войн был также захват ра­бов и скота. При этом особенно высоко ценились верблюды. Первые города на Аравийском полуострове возникли в I тысячелетии до н.э. Они были центрами ремесла и торговли и находились на караванных путях из Северной Африки в Азию, к Персидскому заливу и в Индию. К началу VII в. в Аравии все острее ощущалась проблема перенаселенности. Контроль над торговыми путями перешел в основном к Ирану. Угроза голода, рост цен, засилье ростовщи­ков вызывали массовое недовольство городских низов.

Возникновение ислама

Основателем новой религии — ислама (слово означает покор­ный) — был Мухаммад (это имя означает одержимый духом, или пророк). Он родился в 570 г. в Мекке, ходил с торговыми караванами, стал состоятельным купцом. По признанию Мухаммада, ему часто являлись видения ангелов в белых одеждах. В 610 г. перед ним предстал архангел Джебраил (Гавриил), который изложил ему основы нового учения и провозгласил Мухаммада пророком единого Бога — Аллаха. Проповедь нового учения, ислама, вызвала возмущение жрецов Мекки. В 622 г. Мухаммад вынужден был перебраться в город Ятриб (Медина). Дата его переселения (хиджры) считает­ся в исламских странах точкой отсчета нового летоисчисления. Возникшая исламская община быстро расширяла свое влияние. Вскоре ее сторонники начали войну с Меккой и оста­вавшимися языческими племенами. Ко времени смерти Мухаммада в 632 г. вся Аравия была объединена сторонниками ислама. Исламское учение после смерти пророка было изложено в священной книге — Коране, составленной в стихотворной форме. Ряд изречений Мухаммада, не вошедших в Коран, был включен в особый сборник — Сунну, мусульманское священное предание, считающееся дополнением к Корану. Ислам по своей сути принадлежит к религиям спасения, мусульмане признают пророками Ноя, Моисея и Христа. Од­нако, предписывая жить по законам праведности, обещая вознаграждение после смерти, ислам значительно отличается от христианства. Внешняя сторона этих различий — гораздо более жесткие требования к нормам праведной жизни. Право­верные должны пять раз в день совершать молитву (намаз, или салям), омовение, строго соблюдать посты. Им запрещается пить вино, есть свинину, играть в азартные игры. Как и иудеям, им предписывается обряд обрезания. Женщинам полагается носить чадру. Каждый мусульманин должен хотя бы раз в жиз­ни совершить паломничество в священный город Мекку, пла­тить особый налог в помощь бедным.

К числу различий относятся следующие: 1. Ислам жестко регламентировал повседневную жизнь. Каждый шаг правоверного мусульманина должен сверяться с Кораном. Шариат — свод правовых и религиозных норм пра­ведного поведения, единственный источник права. Их нару­шение квалифицируется не только как моральный грех перед Богом (как и в случае пренебрежения христианскими запове­дями), но и как наказуемое властями преступление. По этой причине в исламском мире не разграничивались духовная и светская власть, церковный и светский суд. В отдельных му­сульманских странах, например в Иране, они до сих пор пол­ностью не разграничены. 2. Ислам был воинствующим учением. При провозглаше­нии джихада, т.е. священной войны с неверными, участие в ней считалось долгом каждого мусульманина; погибшие на такой войне, согласно исламскому учению, сразу обретают вечное блаженство. В философском и поведенческом планах ислам не поощрял сомнения. Он изначально основывался на фатализме (вере в предопределенность) и убеждении, что все происходящее в мире и в жизни отдельного человека решается волей единого Бога — Аллаха. 3. Ислам закреплял нормы патриархата, отводя женщине подчиненную роль. Это обеспечило поддержку новой религии со стороны аравийских племен, чьи традиции матриархата ко времени распространения ислама уже себя изживали.

Арабские завоевания

Преемники Мухаммада имели титул халифов (это слово означает наместник, заместитель), им принадлежала вся полнота духов­ной и светской власти. Под их руководством арабские войска на­несли поражение двум крупнейшим державам, ведшим борьбу за контроль над Ближним Востоком, — Византии и Ирану. Арабы завоевали Месопотамию, Сирию, Палестину, покорили Иран, неоднократно (в 668, 673—678, 716—718 гг.) осаждали Констан­тинополь. Двигаясь на восток, они дошли до реки Амударьи, Се­верной Индии, Западного Китая. На западе им удалось покорить всю Северную Африку, захватить большую часть Пиренейского полуострова, вторгнуться в Галлию, но там в битве при Пуатье в 732 г. они потерпели поражение от франкских рыцарей.

Распад Арабского халифата

Огромная исламская держава (сначала ее столицей был Да­маск, затем — Багдад) недолго сохраняла единство. В 750 г. в отдельный халифат выделилась Испания. В начале IX в. возни­кли самостоятельные халифаты в Марокко, Египте, Иране, Средней Азии.

Во владениях Багдадского халифата, по мере того как завое­ватели осваивали хозяйственный уклад покоренных земель, нача­ли обостряться внутренние противоречия.

Историческое наследие Арабского халифата

Несмотря на то что халифат, как и другие крупные державы Древнего мира и Средних веков, был недолговечным государственным образованием, арабские завоевания оказали боль­шое влияние на развитие народов Евразии.

Благодаря распространению ислама и арабского языка об­раз жизни народов на обширных территориях от Западной Аф­рики до границ Китая сблизился. Это, в свою очередь, способ­ствовало развитию торговли и ремесел. На завоеванных землях прокладывали дороги, строили ирригационные сооружения, водяные и ветряные мельницы.

Достижения в области научных и технических знаний в исламском мире были значительными. При покорении Египта арабы разрушили библиотеку в Александрии, уничтожив боль­шую часть хранившихся в ней рукописей. Завоеватели сочли, что никакие другие книги, кроме Корана, не нужны. Однако со временем образованные слои населения обратились к антич­ной философии и научной мысли. Интерес к трудам Аристоте­ля, Птолемея и Евклида в Западной Европе в эпоху Возрожде­ния возродился в большой мере под влиянием арабов. Больших успехов арабские ученые достигли в изучении ис­тории, географии, медицины, астрономии, математики. Арабы раньше европейцев начали использовать огнестрельное ору­жие. В начале XII в. у них появились первые пушки, стреляв­шие каменными ядрами и разрывными бомбами. (У европей­цев артиллерия появилась лишь в начале XIV в.) Европа заимствовала у арабов как десятеричную систему исчисления, так и связанные с нею слова — «цифра», «алгебра», «алхимия», «тариф» и др. Широкую известность обрела арабская поэзия.

  1. Первичное закрепление.

1. Охарактеризуйте географические знания средневековых европейцев?

2. Каким виделся мир средневековому европейцу?

3. Какую политику проводили арабские завоеватели по отношению к покоренным народам?

6. Итог: В области техники наблюдался большой прогресс: огнестрельное оружие, книгопечатание. В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, однако в целом наука находилась в глубоком упадке.

Д/з: § 14 - 15. Ответить на вопросы после параграфа.























Список использованной литературы


1. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира. 10 класс. М.: «Просвещение», 2008.

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Мир эпохи средневековья», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: История (10 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Эпоха классического средневековья XI – XVвв

Эпоха классического средневековья XI – XVвв

Урок по истории России. . . Раздел «Эпоха классического средневековья. XI. –. XV. вв.». Урок №4: «Вызов Востока». Автор: Стрижанова Алла Юрьевна, ...
Феодальная раздробленность Руси и литература этой эпохи

Феодальная раздробленность Руси и литература этой эпохи

Интегрированный урок истории и литературы. 10 класс. Уч. истории: Александрович О.Н. Уч. литературы: Быкова М. В. Тема. :. Феодальная раздробленность ...
Мир ислама

Мир ислама

В чем причины появления ислама? . Каковы главные обязанности мусульман? . . Сегодня мы продолжим наше увлекательное путешествие в удивительный ...
Мир в Эпоху раннего нового времени

Мир в Эпоху раннего нового времени

Материал подготовлен:. Световой Ксенией Александровной. Учитель истории и обществознания. . МБОУ СОШ №37. Г. Краснодар. . ...
Мир в период новой истории 1500-1800 гг

Мир в период новой истории 1500-1800 гг

Урок истории в 7 классе. Учитель: Сумарокова И.В.,. МОУ лицей №77 г. Челябинск. 1. . Класс. . 7. . Примерная программа основного общего ...
Казахстан в период раннего средневековья

Казахстан в период раннего средневековья

Предмет: История Казахстана Класс: 7 Тема урока:. . «Казахстан в период раннего средневековья». Цели урока:. . • Способствовать усвоению учащимися ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:6 октября 2017
Категория:История
Классы:
Поделись с друзьями:
Скачать конспект